Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политический строй Российского государства.





Система центрального и местного управления. Полити­ческая система страны стала развиваться в сторону централизации. При великом князе сложился постоянно действующий совет знати - Боярская дума, верховный орган власти, состоящий из бывших самостоятельных князей, который как бы представлял «всю рус­скую землю». Все вопросы государственного управления реша­лись великим князем совместно с Думой. При решении проблем чрезвычайной важности (о войне, мире, завещании великого князя и др.) созывались совместные заседания Боярской думы с иерар­хами церкви (Освященным церковным собором). Из подобных со­вещаний произошли позднее Земские соборы. В конце ХУ в. поя­вились первые «приказы», - центральные правительственные уч­реждения, ведающими отдельными отраслями княжеского управ­ления, главную роль в которых играли дьяки - правители велико­княжеских канцелярий. В основе приказной системы лежали принципы нераздельности судебной и административной власти.

В основе местного управления лежала система кормле­ний, являющаяся одним из источников обогащения верхов за счет населения. «Кормленщики», т. е. наместники и волостели (упра­вители волостей) полностью находились на содержании местного населения. Их власть была универсальной, т. к. они правителями, судьями, сборщиками налогов и пошлин, а наместники - и мест­ными военачальниками. Право на получение кормлений имели лишь князья, бояре и бывшие «вольные слуги» великого князя.

Система центрального и местного управления получила свое закрепление в Судебнике1497 г. - первом великокняжеском Судебнике, который вводил единообразный порядок суда и управления на всей территории Русского государства. Так, 57 ста­тья Судебника устанавливала в качестве общегосударственного закона правило, по которому крестьяне могли уходить от своих хозяев только один раз в году - за неделю до Юрьева дня (26 но­ября) и в течение недели после него, с выплатой «пожилого», т.е. оплаты за проживание на земле феодала.

В период правления Ивана IIIсложился институт местни­чества, согласно которому все боярские фамилии распределялись по ступеням иерархической лестницы, и все их служебные назна­чения (как военные, так и гражданские) должны были соответст­вовать их родовитости. Собравшись в Москве, бывшие «властите­ли земель» распределяли между собой политические привилегии и материальные блага на службе у московского великого князя. В этом отношении институт местничества был не только препятст­вием в борьбе великокняжеской власти за укрепление государст­венного аппарата, но и проявлением ее зависимости от боярства.

Высшая духовная власть оказывала влияние на решение государственных вопросов. Великий князь по своему усмотрению назначал митрополитов и епископов, которые порой противодей­ствовали мероприятиям великого князя. Церковные соборы об­суждали многие вопросы выдвигаемые властью, нуждавшейся в поддержке церкви.

При Иване IIIвместо дружин создается единая военная ор­ганизация - московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. По требованию великого князя они должны были являться на службу с вооруженными людьми из своих кре­стьян или холопов, количество которых зависело от величины по­местья.

3. Социально-экономическое развитие К концу ХУ в. территория Русского государства прости­ралась от Ледовитого океана на севере, до среднего течения Сей­ма на юге, от Финского залива, Чудского озера, верховьев Запад­ной Двины и Днепра на западе, до Уральских гор на востоке и ре­ки Оби на севере-востоке. Только за один век (между серединами ХУ- ХУпзв.) территория Руси увеличилась в шесть раз. Воссоеди­нение русского народа (великороссов) в составе единого государ­ства и общий экономический подъем привели к росту коренного русского населения. Так, в конце ХУ в. население Русского госу­дарства составляло около 5-6 млн. человек, а к середине ХУI оно возросло до 9 млн.

К этому времени укрупняются сельские поселения (села, деревни), растут города, увеличивается число населения на землях, расположенных вокруг Москвы, насчитывающей более 100000 жителей и являющейся крупнейшим европейским городом. По мнению польского историка Матвея Меховского Москва была (в 20-х гг. ХУ! в.) вдвое больше Франции и Праги; англичанину Ченслеру она показалась больше Лондона с предместьями. Круп­нейшими городами страны были также Новгород, который, как считал тот же М. Меховский, «на много больше, чем Риле», и Псков (иностранные путешественники сравнивали его с Парижем).

Основным занятием населения оставалось земледелие, раз­витие которого в центральных районах достигло высокого уровня, и здесь окончательно утвердилась паровая система. Земледелие утвердилось и на севере, в приморской части новгородской терри­тории и распространилось на юг и юго-восток, а также на новые земли, присоединенные к Русскому государству.

В конце ХУ - ХУI вв. существенные изменения происходят в структуре феодального землевладения. Идет постепенный рас­пад крупных княжеско-боярских владений, особенно бывших удельных князей и бояр, и Развитие служилого поместного земле­владения (поместья - это земли, раздаваемые великими и удель­ными князьями феодалам во временное пользование при условии несения ими «государевой службы»). Поместья запрещено было дарить и продавать. Земля, отданная в поместье, формально оста­валась в руках верховного собственника - великого князя всея Ру­си. Феодалы, переселенные на новые места, т.е. «испомещенные там», стали называться помещиками. В развитии поместного зем­левладения большое значение имел захват феодалами общинных крестьянских земель, а также освоение новых территорий, присое­диненных к Русскому государству.

В центральных районах страны в ХУ в. началось наступ­ление монастырей на светское вотчинное землевладение, что было связано с большей приспособленностью монастырского хозяйства к новым условиям жизни: монастыри активно приспосабливали свое хозяйство к потребностям рынка. Уже к середине ХУI в. мо­настыри объединяли около трети частновладельческого земельно­го фонда.

Изменения в формах землевладения были связаны с замет­ными сдвигами происходящими в самом феодальном хозяйстве, определяющей чертой которых был процесс закрепощения кресть­ян.

К концу ХУ в. сложились три основные группы крестьян­ства: владельческие, дворцовые, черносошные. Основную массу составляли владельческие крестьяне. Усиление процесса закрепо­щения крестьян выражалось, с одной стороны, в интенсивном пре­вращении черносошных и дворцовых крестьян в крестьян вла­дельческих (в результате раздачи общинных земель помещикам и монастырям), с другой, - в усилении самих форм крепостной зави­симости владельческих крестьян от своих феодалов. Крестьяне постепенно попадают в полную зависимость от феодала и факти­чески лишаются права перехода к другому хозяину. Важную роль в этом отношении сыграл Судебник 1497 года.

Меняется характер зависимости крестьян на вотчинных и поместных землях - натуральные оброки начинают заменяться денежными. В середине ХУ в. получает развитие барская запашка, для обработки которой используются не только холопы, но и кре­постные. Изменяется и положение самих холопов, т. к. их сажают на отбираемую у крестьян землю и превращают в обычных крепо­стных крестьян. В свою очередь, крестьянские наделы сокращают­ся.

В ХУ-ХУI вв. на Руси широко развиваются промыслы и ремесла. Это касается, в первую очередь, добычи руды, т.к. по­требность в металле значительно возрастает. Довольно широко развиваются гончарное, деревообрабатывающее, кожевенное и др. ремесла. К середине ХУI в. активно развиваются многочисленные ремесленные рядки, торжки, появляющиеся в селах, расположен­ных на торговых путях.

Заметно возрастает значение Москвы как экономического центра страны, в котором к началу ХУI в. появились целые ремес­ленные кварталы - слободы, населенные кузнецами, кожевниками, плотниками, гончарами, мыльниками, серебряниками, портными, оружейными мастерами и ремесленниками других специально­стей. Здесь же размещались и дворы торговых людей. Главный московский торг находился на Великом посаде, в районе Крас­ной площади. Москва была крупнейшим центром внутренней тор­говли. Почти все торговые пути Северо-Восточной Руси, в той или иной степени, сходились в столице: сюда везли рыбу, пушнину, соль из Двинской земли, Пермского края, Вятки; хлеб, мясо, пти­цу, сало, кожи - из Ярославля, Костромы, Нижегородчины, Ряза­ни; лен, коноплю - из новгородских и псковских земель и т. д.

Заметно возрастает и внешняя торговля Руси. Ее торго­вые связи развиваются с Ливонией, Литвой, Ганзейскими города­ми, растет торговля с Ираном, Кавказом, Средней Азией, Турцией, при посредничестве которой осуществляется и русско-итальянская торговля, особенно с Венецией. Основная торговля с Западом шла через Новгород, Псков, Тверь, после 1514 г. - через Смоленск.

Однако на пути русской внешней торговли было много препятствий: на Востоке - Казанское ханство, державшее в своих руках волжский торговый путь; на юге - Крымское ханство, за­крывающее выходы к Черному морю; на Западе - Литовско-Польское государство, Ливонский орден, Ганзейский союз, Шве­ция, настойчиво препятствующие развитию торговых сношений Руси с Западной Европой.

 

Русская культура ХШ- ХУ вв.

Нашествие ордынских полчищ нанесло тяжелейший удар развитию русской культуры. Литература середины - второй пол. ХШ в. представлена рядом эмоциональных и поэтичных произве­дений, отражающих события татаро-монгольского вторжения, на­полненных великой скорбью о былом величии Русской земли. Среди них особое место занимают «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем, «Житие Александра Невского».

Возрождение культуры начинается во 2-й пол. в., осо­бенно в годы предшествующие Куликовской победе и ближайшие после нее. Характерной чертой культурного подъема было особое внимание к государственным интересам, к национальному объе­динению под властью Москвы. В поисках опоры для своего куль­турного возрождения русские обращаются к эпохе былой незави­симости русского народа - к Руси ХI - ХП вв.

Обращение это имело народный характер, в чем глубоко убеждают русские былины, имеющие, в основном, два цикла - ки­евский и новгородский. Киевский цикл с его богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем, объеди­няют действие былин вокруг Киева и киевского князя Владимира IСвятославича, ко временам которого относится расцвет Киевской Руси.

В конце Х^-начале ХУ вв. начинается подъем русской ли­тературы, когда появляются различные произведения: летописные, житийные, повествовательные, фольклорные. Победа на поле Ку­ликовом способствовала рождению специально посвященных ей произведений, - «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» и

др.

С конца ХГУ в. активно развивается московское летописа­ние, которое сосредотачивалось в руках великокняжеских дьяков. В летопись записываются «разряды» военных походов, описание приемов во дворце, даются точные хронологические справки, при­водятся имена участников похода и списки убитых. Подробно от­мечается в летописи все существенное и важное с точки зрения великокняжеской политики, подробно описываются военные со­бытия, особенно те походы, в которых принимал участие сам ве­ликий князь. Летописные своды появляются в Твери, Нижнем Новгороде, Ростове, Смоленске, Пскове и других городах. Своей ценностью исторического материала особенно славятся летописи Новгорода Великого.

Интерес к мировой истории был представлен рядом хроно­графов, из которых наиболее известным стал «Елинсский и Рим­ский летописец». В середине ХУ в. создается всемирная история, так называемый «Русский хронограф». Помимо хронографов, из­лагавших мировую историю, появляются: обширная повесть о взя­тии Царьграда турками, описания путешествий на Афон, в Иеру­салим, в Константинополь, во Флоренцию. Тверской купец Афа­насий Никитин на 30 лет раньше Васко да Гама проник в Индию и составил описание своего «Хождения за три моря».

С середины ХУ в. все большее значение в литературе при­обретает публицистическая направленность. Публицистика про­никает в летопись, в историческое повествование; публицистиче­ские отступления встречаются даже в житиях святых и в бого­словской литературе. Крупнейшими публицистами конца ХУ - на­чала ХУI вв. по праву считаются Вассиан Рыло, Иосиф Волоцкий, старец Филофей, Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, митрополит Даниил и многие другие. Ду4х критики, строгая логика в аргумен­тации своих мыслей определяли собой публицистические выступ­ления.

В - ХУ вв. особое развитие получает живопись. Рас­писываются старые здания церквей, возобновляются старые па­мятники живописи. Однако, новое искусство живее прежнего, оно полно движения, внимания ко всему индивидуальному. Расцвет живописи проходит под знаком интереса к человеческой психоло­гии. Так, художники подчеркивают человеческие страдания Хри­ста на кресте, стремятся передать чувство материнства в Богома­тери, различные состояния святых.

В творчестве Феофана Грека и Андрея Рублева русское изобразительное искусство достигло своей вершины. Ф.Грек со­единил в своем творчестве лучшие традиции византийского искус­ства с достижениями русских живописных школ. Лучшими рабо­тами его считаются фрески в новгородской церкви Спаса на Иль­инке в Новгороде и часть икон из иконостаса Благовещенского собора в Московском Кремле. Занимался Феофан и светской жи­вописью: на стене одного из княжеских домов в Москве он изобра­зил панораму Москвы.

Гениальное творчество А.Рублева стало предметом легенд и страстных споров. Его живописными произведениями восхища­лись современники и далекие потомки. С именем Андрея Рублева соединялось все лучшее, что было в древнерусской живописи. Его деятельность началась в Троице-Сергиевом монастыре, из которо­го Андрей перешел ближе к Москве - в Андроников монастырь. Созданная Рублевым икона «Троица» принадлежит к самым вы­дающимся произведениям мирового изобразительного искусства, которая сочетает в себе богословский символический сюжет с вы­соким гуманизмом и простой человеческой правдой.

Рост Русского государства отражают произведения Диони­сия - мастера огромной силы и творческой фантазии. Его работы относятся к концу ХУ - началу ХУI вв. Вместе с другими мастера­ми он пишет иконы Успенского собора Московского Кремля, ра­ботает для Ростовского собора, расписывает собор Иосифо-Волоколамского монастыря. В начале ХУI в. Дионисий с сыновь­ями работал в Ферапонтовом монастыре. Тематически произведе­ния Дионисия в основном посвящены культу богоматери - «по­кровительнице» Москвы. В тематике росписей Дионисия сливает­ся влияние растущего государства с влиянием семьи и утвержде­нием личности.

Архитектура. Государственное величие Москвы наложило заметный отпечаток на монументальные произведения второй по­ловины ХУ в. В ХГУ-ХУ вв. продолжалось развитие местных ар­хитектурных школ, среди которых все большее значение приобре­тала московская школа, которая опиралась на традиции владими-ро-суздальского зодчества. В 1366 г. началось строительство ка­менного Московского кремля на месте деревянных укреплений Ивана Калиты, что было связано с возвышением Москвы, с укреп­лением ее мощи и подъемом ее значения среди других русских княжеств. Строительство Кремля было завершено при Иване IIIи Василии III. Московский Кремль - это живая история русского народа. В строительной деятельности Москвы приняли участие зодчие и художники из Пскова, Новгорода, Твери, Владимиро-Суздальского княжества, а также архитекторы Италии.

Строительство новых крепостей и церквей ведется не толь­ко на северо-западе от Москвы, но и южнее ее - как бы навстречу завоевателям: с 60-х гг. ХГУ в. ведется строительство в Коломне на Оке, где накануне Куликовского сражения строится большой со­бор Успенья.

Крупнейшими постройками первой четверти ХУ в. были: Успенский собор в Звенигороде, соборы Саввино-Сторожевского и Андроникова (в Москве) монастырей, церковь Троице-Сергиева монастыря. Зодчество Руси Х^-ХУ вв., в основном, развивалось под влиянием идей общего народного возрождения и подъема пат­риотического сознания, характерные для всех форм русской куль­туры Х^-ХУ вв.

Высокого совершенства достигает русское прикладное ис­кусство и ремесло, представленные произведениями ювелирного искусства, изумительными образцами шитья, окладами на пере­плетах книг и др.

Огромное значение для военного дела имело раннее разви­тие артиллерии. Первые железные пушки появились в Москве при Дмитрии Донском. В 1382 г. они сыграли свою роль при обо­роне Москвы от войск хана Тохтамыша. При Иване IIIв Москве находился большой пушечный двор на реке Неглинной. Здесь, на Пушечном дворе, впоследствии работали такие прекрасные рус­ские мастера, как Дубинин, Чохов, Осипов, создавшие свои конст­рукции орудий, намного обогнавшие передовую техническую мысль Западной Европы.

Известное распространение в Х^-ХУ вв. получают есте­ственно-научные сведения, накапливаются эмпирические знания: переводятся лечебники, космографии, сочинения по астрономии, в летописи 2-й пол. ХУ в. встречаются точные описания чумы. Арифметические знания вырастали на основе практических по­требностей торговли. То же самое практическое назначение имела и геометрия, в тесной связи развивающаяся с землемерным искус­ством: приемы исчисления площадей квадрата, параллелограмма, трапеции, треугольника и т. д. Возникает интерес к химии красок и чернил, развиваются знания по медицине, анатомии, лекарствен­ной ботанике.

В развитии русской культуры Х^-ХУ вв. лежали идеи ос­вобождения от чужеземного ига и объединения страны в единое целое. Все взоры народа обращались ко времени, когда Русь была едина, независима и сильна.

 

Контрольные вопросы

1. Какие общественные группы и почему были заинтересованы в объединении русских земель?

2. Можно ли процесс объединения назвать закономерным?

3. Каково значение Куликовской битвы?

4. Докажите, что в ХУ в. образовалось единое государство.

5. Как создание единого Русского государства повлияло на разви­тие культуры ХУ-ХУ1 вв.

6. Какие идеи несли в себе памятники зодчества и живописи?

7. Что вы можете рассказать о творчестве Андрея Рублева?

 

Литература

1. Боханов А.Н. От Владимира святого до наших дней. - М., 2005.

2. Гумилев Л. Н. От Руси к России. Очерки этнической истории. -М., 1992.

3. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и поли­тиков (1Х-Х11 вв.) - М. 1999.

4. История России с древнейших времен до конца ХУ11 в. Под

ред. А.Н.Сахарова. - М., 2000.

5. Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории.- М.,

1996.

6. ПонькаТ.И., Саврушева К.Ц. История отечества. Учебник. Элек­тронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

7. Понька Т. И., Саврушева К. Ц. Хрестоматия по отечественной истории. Электронная публикация: http://www.ido.edu.ru/ffec/hist-index.html

8. Е.В.Пчелов. Династия Рюриковичей. Хроника событий. - М.,

2001.

9. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Хре-
стоматия по истории России. - М., 1999.

10.Фроянов Н.Я. Древняя Русь. Опыт исследования социальной и политической истории. - М., СПб, 1999.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.