Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Природа познания. Субъект и объект в познании





Способность человека познавать мир всегда была загадкой и притягательной тайной для него самого. Та часть философия, которая доследует общие черты процесса познания и его результат - знания, сегодня все чаще называется эпистемологией /от древнегреч. episteme -"знание"/, как это принято в англоязычных странах. Имен­но там в последние десятилетия наиболее плодотворно разрабатыва­ются проблемы познания, особенно научного познания. Сохраняются также традиционные наименования этой части философии: гносеология /от древнегреч. gnosis - "познание"/ и теория познания, которые закрепились за ней со времени ее оформления в особую философскую дисциплину, т.е. с середины XIX века. До той поры анализ знания специально не выделялся и входил в теоретическую философию наряду с другими вопросами. Таким образом, теория познания, эпистемология, гносеология - это часть философии, изучающая то, как и откуда получаем мы знания, каковы границы человеческого познания, насколь­ко оно достоверно и что является критерием его достоверности.

Существуют, по крайней мере, две основных позиции, исходя из которых философы искали и ищут ответы на указанные вопросы. Сто­ронники первой из них вначале предлагают некую общую картину ре­альности, а затем стремятся объяснить, почему и как человек может познать данную реальность. Это называют онтологической эпистемологией /онтология - учение о бытии/. Например, одно из первых систематических учений о познании создал Платон. Его онтология: основу всего сущего составляет особый мир идей. На базе этой онто­логии он построил свою эпистемологию: идея созерцаются человеческой душой до ее воплощения, что позволяет человеку в земной жизни по­знавать окружающий мир. Противники онтологической эпистемологии считают ее недостатком то, что в ней сначала откуда-то вводится определенное знание о реальности, а затем на этой догматической основе объясняется, что: же такое, собственно, само знание и как оно возможно.

Первенство онтологии перед теорией познания пошатнулось при­мерно с ХVII века, когда теорию познания стали считать основопола­гающей частью философии. Иногда это называют эпистемологическим поворотом Нового времени. Декарт, Юм, Локк, Беркли, Лейбниц, Кант и другие философы стремились прежде всего понять, как именно че­ловек познаёт мир, а уже затем - каков этот познаваемый человеком мир. Однако, без предположения о строении реальности или, по край­ней мере, о природе человека, трудно что-либо сказать о человечес­ком познании. Так, Кант в своей теории познания опирался на допу­щения о наличии у человека универсальных и доопытных форм созер­цания и мышления.

Перед любой гносеологией встает вопрос о границах человеческого познания. История познания свидетельствует: человеческие зна­ния о реальности ничтожно малы по сравнению с нею самой, а многое из того, что длительное время воспринималось людьми как очевидное, ясное, истинное рано или поздно обнаруживало свою неполноту или ложность /плоская форма Земли, ее центральное положение в мире, идеи абсолютности пространства и времени и др./. Возможности человеческого познания по-разному оцениваются в скептической, дог­матической и критической гносеологии.

Один из самых известных сторонников скептической гносеологии -Декарт - предлагал положить в основу познания универсальное сомне­ние: для того, чтобы убедиться даже просто в реальном существова­нии чего-либо, необходимо доказать, что мы можем хоть что-то знать достоверно. Он полагал, что обнаружил такие несомненно достоверные и потому исходные элементы знания. Другие философы, например Юм, с этим не могли согласиться, поскольку из универсального сомнения вообще невозможно выбраться.

Надо сказать, что скептицизм появляется, по-видимому, вместе с возникновением интереса к исследованию процесса познания. Скеп­тиками /от древнегреч. слова "рассматривающий, исследующий"/ уже в античной Греции называли сторонников того воззрения, что истин­ность очень многих /а возможно, и всех/ распространенных или даже общепризнанных положений не более доказана, чем их ложность. Все вопросы следует считать открытыми до тех пор, пока будет найдено /если вообще будет найдено!/ несомненное обоснование того или ино­го ответа на них. Положения, утверждаемые без какого-либо обосно­вания, скептики вообще не рассматривали. Побуждая к поискам про­тиворечий, ошибок в знаниях, скептицизм способствует развитию познания. С другой стороны, подчеркивая присущие человеческому познанию недостатки, он подрывает доверие к истинности знания.

Скептицизму противостоит догматизм - признание некоторых ре­зультатов познания несомненно истинными и установленными раз и навсегда. Спор между догматизмом и скептицизмом - это спор о том, по какому пути наилучшим образом продвигается вперед познание: по пути получения истины или по пути достижения единодушия. Догматики полагают, что в процессе познания достигаются истины, скептики - что человеческое познание есть всего дашь результат общего призна­ния некоторых положений. Некоторые философы вообще отрицают возможность познания. Они получили название агностиков. Термин "агнос­тицизм" /от греч. слова "познание" с отрицательной приставкой "а", впервые употребил Л.Гексли. Близким к агностицизму счита­ют, в частности, Юма.

Наиболее распространен сегодня третий путь гносеологии - кри­тическая гносеология. Люда обладают знанием, хотя оно имеет гра­ницы и переплетено с тем, что только кажется знанием. Критический подход впервые ясно сформулировал Кант. Критическая гносеология стремится выявить основания и условия, при которых знание дости­жимо.

Результатом процесса познания являются знания. Что такое "зна­ние", определить очень сложно из-за высокой степени обобщенности этого понятия, а также из-за многообразия видов знания. Называют по крайней мере три условия, при которых мы можем сказать, что "субъект S знает предмет Р":

1/ условие истинности /адекватности/ - "S знает Р, если ис­тинно, что Р". Я знаю, что Тула расположена южнее Москвы, если Тула действительно расположена южнее Москвы. Иначе это было бы не знанием, а ошибочным мнением.

2/ условие убежденности /веря, приемлемости/ - "если S знает Р, то S убежден /верит/ в Р". Например, сказать, глядя в окно:

"Идет дождь, но я в это не верю", - нельзя. Все наши знания есть убеждения.

3/ условие обоснованности - "S знает Р, когда может обосно­вать свое убеждение в Р", иначе это может быть не знанием, а слу­чайно совпавшей с реальностью догадкой.

Таким образом, стандартное определение знания гласит: знание есть адекватное и обоснованное убеждение. Определение простое и кажется верным, но каждое из трех слов этого "знания о знании" может быть взято под сомнение. Например, перестала ли теория Нью­тона быть знанием после того, как ее сменила более адекватная теория Эйнштейна? Была ли она знанием в то время-, когда в ее ис­тинности было еще убеждено множество дядей? Эти вопросы могут быть отнесены ко всем теориям, которые обычно рассматривают как одну из форм знания. Далее, являются ля знанием гипотезы, в верности которых зачастую не убеждены даже выдвинувшие их ученые? Сущест­вуют ли вообще достаточные основания знания? Кроме того, приведен­ное определение очень узкое и строгое, фактически оно относится только к "истинному знанию".

Процесс и результаты познания обусловлены особенностями по­знаваемого объекта и познавательными возможностями субъекта позна­ния. Объект познания - весь реальный или воображаемый человеком мир. Субъектом познания является человеческий индивид зля группа людей, в чей познавательный процесс включены социальные структуры - речь, язык, нормы логики, информация и методы ее обработки и т.п. То есть человеческое познание носит опосредованный культурой харак­тер.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.