|
Понятие материи. Развитие понятия материи в истории философии. Материя и субстанция. Виды материи и уровни ее системной организацииКатегория материи - это второй вопрос рассматриваемой темы. Данная категория исторически изменялась, то объясняется, во-первых, логикой развития самой философии, а во-вторых, достижениями естествознания, других наук о материальном мире. Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом / о содержании и близком значении этих понятий вы можете ознакомиться в философском словаре в "Субстанция" и "Субстрат"/. Хотя взгляды ранних философов и представляются нам сейчас наивными, но их заслуга состоит, во-первых, в том, что на место утверждении, порожденных религиозной верой, они ставят вывод, к которому привело их рациональное мышление. Хотя все вещи возникают - возникают он не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи. Из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира. Во-вторых, первые философы уже осознают, что существует большая разница между тем, как выглядят наблюдаемые нами явления природы, и тем каковы они в действительности. Ведь и вода, и земля, и воздух, и огонь - все это хорошо знакомые всем вещи, но они вовсе не похожи на образующиеся из них многообразные предметы и явления. Все это подводит к признанию существования частиц вещества, постигаемых мышлением, например, если Фалес рассматривал вез многообразие вещей и явлений природы как порождение единого, вечного материального начала - воды, то его ученик Анаксимандр уже вводит понятие апейрон - как неопределенную материю. Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многообразие видимых вещей и предметов и множество миров. Итак, на первом этапе развития материалистических представлений основой, субстанцией материального мира выступают отдельные, чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы. Вторым этапом развития этих представлений является механицизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделяется рядом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по механическим траекториям. Такое понимание материи могло еще как-то применяться к явлениям природы. Но путь для его применения к общественным явлениям и биологическим процессам был закрыт, хотя такие попытки и предпринимались. Это значит, что данное понимание не было универсальным, всеобщим. Оно было просто выражением определенного естественнонаучного знания, а вовсе не философской категорией. Обоснование и разработка философской категории материи тесно связаны с развитием естествознания в АН-ЛА веках. Какие же были сделаны открытия, которые существенно повлияли на разработку философской категории материи? В результате обнаружения связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями была создана электродинамика. Законы электродинамики описывают движение электромагнитного поля и электрических зарядов, которые не сводятся к веществу. Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было открыто их сложное строение и явление радиоактивности. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. При этом, при переходе от одного уровня материи к другому, многие свойства первого исчезают, возникают новые, ранее отсутствовавшие на предыдущих уровнях, и так до бесконечности. Раньше материи приписывали свойства, выявленные у самого глубокого уровня природы, до которого ученые смогли добраться и считали эти свойства вечными, неизменными и всеобщими. Но дело в том, что эти свойства выражают не философские, а естественнонаучные представления о строении материи на определенной стадии развития науки. Философское представление о материи не связано раз и навсегда с каким-то конкретным представлением естествознания о строении материального мира. Это понимание выражает всеобщие, универсальные свойства материи и поэтому переходит из ранга естественнонаучного представления или понятия в ранг философской категории. В определении философской категории материи важны три момента: I/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания; 2/ материя - то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 3/ материя - то, отражением чего является сознание. Может вызвать некоторое недоумение тот факт, что не все материальное вызывает у нас ощущения "без приборов". Радиоволны, то, что происходит в центре Солнца, множество других явления мы ощутить не можем. Поэтому, при всей важности второго и третьего. признаков материи, главное, что отличает материальное от нематериального - это существование вне сознания. Не только все материальное существует объективно, но и все, существующее объективно, вне сознания - материально. В этой связи подумайте над тем, может ли быть материальным сознание других людей по отношению к сознанию данного индивида. Дальнейшее развитие естествознания показало, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не является исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся первофилософами, механицистами и т.д. состоял в том, что эти понята отождествлялись с. характеристиками какого-либо специфического уровня материи, с конкретными физическими представлениями о ее строении, изменяющимся с развитием науки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия /существования/ объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской.категории материи. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся материю в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. На этой основе возникает вопрос о единстве мира с точки зрения материалистического монизма. Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения? Философия обобщает исторический опыт предшествующего развития философии и специальных наук и на основе синтеза и обобщения всех имеющихся данных формулирует общие принципы, регулирующие отношения человека к миру. Суть одного из таких принципов сводится к следующему: I/ все многообразные явления природы, общества и мышления - несмотря на видимые их различия - внутренне, связаны, прямыми косвенными связями, находятся во взаимной обусловленности и зависимости; 2/ единство мира состоит в его материальности. Единство мира состоит не в бытии единичных вещей, как думал Аристотель, и не в единстве актов божественного замысла и творения, как учит христианская теология. Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты, есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реальности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою методологическую функцию как регулятора познания и общественно-исторической деятельности.
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|