Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие материи. Развитие понятия материи в истории философии. Материя и субстанция. Виды материи и уровни ее системной организации





Категория материи - это второй вопрос рассматриваемой темы. Данная категория исторически изменялась, то объясняется, во-первых, логикой развития самой философии, а во-вторых, достижени­ями естествознания, других наук о материальном мире.

Первые философы пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи, то, что значительно позднее было названо субстанцией и субстратом / о содержании и близком зна­чении этих понятий вы можете ознакомиться в философском словаре в "Субстанция" и "Субстрат"/. Хотя взгляды ранних философов и пред­ставляются нам сейчас наивными, но их заслуга состоит, во-первых, в том, что на место утверждении, порожденных религиозной верой, они ставят вывод, к которому привело их рациональное мышление. Хотя все вещи возникают - возникают он не из ничего, а из других вещей, и хотя они гибнут, они превращаются не в ничто, а в другие вещи. Из этих посылок следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе, т.е. материал, из которого все в мире состоит, субстанция мира.

Во-вторых, первые философы уже осознают, что существует бо­льшая разница между тем, как выглядят наблюдаемые нами явления природы, и тем каковы они в действительности. Ведь и вода, и зем­ля, и воздух, и огонь - все это хорошо знакомые всем вещи, но они вовсе не похожи на образующиеся из них многообразные предме­ты и явления. Все это подводит к признанию существования частиц вещества, постигаемых мышлением, например, если Фалес рассматри­вал вез многообразие вещей и явлений природы как порождение еди­ного, вечного материального начала - воды, то его ученик Анаксимандр уже вводит понятие апейрон - как неопределенную материю.



Апейрон - это вечное, бесконечное, находящееся в непрерывном дви­жении единое первоначало, источник конкретных вещей и явлений. Демокрит идет далее и уже разрабатывает атомистическую картину мира, вводя в философский обиход понятие атомов. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними количественными чертами: формой, величиной, а так же порядком и положением. Они образуют, двигаясь в пустоте, многооб­разие видимых вещей и предметов и множество миров.

Итак, на первом этапе развития материалистических представ­лений основой, субстанцией материального мира выступают отдель­ные, чувственно воспринимаемые или не воспринимаемые элементы /апейрон/, либо физические атомы.

Вторым этапом развития этих представлений является механи­цизм. Здесь материя отождествляется с веществом и наделяется ря­дом механических и геометрических свойств: массой, протяженностью, формой, непроницаемостью, способностью тел перемещаться по меха­ническим траекториям.

Такое понимание материи могло еще как-то применяться к явле­ниям природы. Но путь для его применения к общественным явлениям и биологическим процессам был закрыт, хотя такие попытки и пред­принимались. Это значит, что данное понимание не было универсаль­ным, всеобщим. Оно было просто выражением определенного естест­веннонаучного знания, а вовсе не философской категорией. Обосно­вание и разработка философской категории материи тесно связаны с развитием естествознания в АН-ЛА веках.

Какие же были сделаны открытия, которые существенно повлияли на разработку философской категории материи?

В результате обнаружения связи между электрическими, магнитными и оптическими явлениями была создана электродинамика. За­коны электродинамики описывают движение электромагнитного поля и электрических зарядов, которые не сводятся к веществу.

Далее, было экспериментально доказано реальное существование атомов. Было открыто их сложное строение и явление радиоактивнос­ти. То, что считалось доселе материей - вещество, атомы, свелось к электрически заряженным частицам и электромагнитным полям. При этом, при переходе от одного уровня материи к другому, многие свойства первого исчезают, возникают новые, ранее отсутствовав­шие на предыдущих уровнях, и так до бесконечности. Раньше материи приписывали свойства, выявленные у самого глубокого уровня природы, до которого ученые смогли добраться и считали эти свойства вечны­ми, неизменными и всеобщими. Но дело в том, что эти свойства выражают не философские, а естественнонаучные представления о строении материи на определенной стадии развития науки.

Философское представление о материи не связано раз и навсе­гда с каким-то конкретным представлением естествознания о строе­нии материального мира. Это понимание выражает всеобщие, универсальные свойства материи и поэтому переходит из ранга естествен­нонаучного представления или понятия в ранг философской катего­рии.

В определении философской категории материи важны три мо­мента: I/ материя-то, что существует вне и независимо от сознания;

2/ материя - то, что прямо или косвенно вызывает ощущения; 3/ ма­терия - то, отражением чего является сознание.

Может вызвать некоторое недоумение тот факт, что не все материальное вызывает у нас ощущения "без приборов". Радиоволны, то, что происходит в центре Солнца, множество других явления мы ощутить не можем. Поэтому, при всей важности второго и третьего . признаков материи, главное, что отличает материальное от немате­риального - это существование вне сознания. Не только все мате­риальное существует объективно, но и все, существующее объективно, вне сознания - материально. В этой связи подумайте над тем, мо­жет ли быть материальным сознание других людей по отношению к сознанию данного индивида.

Дальнейшее развитие естествознания показало, что у природы нет последнего уровня, вследствие чего любое знание о ней не яв­ляется исчерпывающим, полным, окончательным. Недостаток понятий материи, выдвигавшихся первофилософами, механицистами и т.д. состоял в том, что эти понята отождествлялись с. характеристиками какого-либо специфического уровня материи, с конкретными физичес­кими представлениями о ее строении, изменяющимся с развитием на­уки. Но развитие знаний не отменяет самого факта бытия /сущест­вования/ объективной реальности, а материальность мира наиболее глубоко отображается в философской .категории материи.

Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся мате­рию в ее бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. На этой основе возникает вопрос о единстве мира с точки зрения материалистического монизма.

Почему вопрос о единстве и взаимосвязанности мира является предметом философского обсуждения?

Философия обобщает исторический опыт предшествующего развития философии и специальных наук и на основе синтеза и обобщения всех имеющихся данных формулирует общие принципы, регулирующие отношения человека к миру. Суть одного из таких принципов сводится к следующему: I/ все многообразные явления природы, общества и мышления - несмотря на видимые их различия - внутренне, связаны, прямыми косвенными связями, находятся во взаимной обусловленности и зависимости; 2/ единство мира состоит в его материальности.

Единство мира состоит не в бытии единичных вещей, как думал Аристотель, и не в единстве актов божественного замысла и творе­ния, как учит христианская теология. Принцип единства мира утвер­ждает, что мир, как и его отдельные фрагменты , есть взаимосвя­занное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам свя­зей и взаимодействий на уровне объективной и субъективной реаль­ности. На примере этого принципа философия демонстрирует свою ме­тодологическую функцию как регулятора познания и общественно-ис­торической деятельности.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.