Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







М. С. Горбачев и «Перестройка»





Уже в конце 1970-х гг. для части советского руководства и многих людей стала очевидной невозможность сохранения без изменений существовавших в стране порядков. Продолжалась стагнация производства, увеличивалось научно-техническое от­ставание от стран Запада, обозначился кризис социальной сферы, деформировалась мораль. Первые попытки поисков выхода из сложившейся ситуации начались сразу после смерти Л. И. Бреж­нева. Однако и его преемник Ю.В. Андропов в 1982-1983 гг., и тем более пришедший ему на смену К. У. Черненко, были твердыми сторонниками существовавшей системы. Речь шла лишь о ее со­вершенствовании в рамках советского политического строя. Тем не менее, в правящей элите постепенно сложилась группа руково­дителей (М.С. Горбачев, А.Н. Яковлев, Э.А. Шеварднадзе и др.), не только боровшаяся за лидерство, но и готовая пойти на опреде­ленные перемены. В марте 1985 г. М.С. Горбачев, став Генераль­ным секретарем ЦК КПСС, пришел к власти. Начался период, ко­торый впоследствии получил название «перестройка».

Первый этап преобразований. Хронологически он охва­тывал 1985-1986 гг. На апрельском 1985 г. Пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны (термин «перестройка» появился позднее). Глав­ным его движителем виделся научно-технический прогресс,

большая роль отводилась развитию машиностроения, а также ак­тивизации «человеческого фактора». Эта линия во многом повто­ряла, сугубо «технологические» подходы к решению сложнейших проблем страны и предусматривала лишь «улучшение» социализ­ма. Соответствующими были избраны и средства: меры по укреп­лению трудовой и технологической дисциплины, антиалкогольная кампания, улучшение работы с кадрами и т. д. Однако ожидаемого эффекта они не дали. В целом народное хозяйство работало по старой схеме, ориентируясь на затратный путь. Непоколебимым остался огромный бюрократический аппарат (более 18 млн. чело­век), который глушил многие позитивные начинания. Не случайно уже в начале 1987 г. руководство заговорило о «торможении ре­форм консервативными силами».

Второй этап "перестройки" датируется 1987-1988 гг. Он характеризовался попыткой политического руководства страны осуществить реальные преобразования в экономике и во внут­ренней жизни, сохранив при этом основы существовавшего строя.

В экономической сфере были приняты законы о госпред­приятии и о кооперации. Первый - способствовал укреплению оперативной самостоятельности предприятий. Директивный госу­дарственный план заменялся госзаказом. Закон о кооперации вы­звал бурный рост негосударственного сектора экономики. В то же время, практически неизменной осталась система отраслевых ми­нистерств, госаппарат продолжал определять «правила игры» в отношениях с производителями, не было равноправия различных форм собственности. Значительный рост заработной платы (в 1987-1988 гг. она возросла в среднем по стране в 1,4 раза) не со­провождался повышением производительности труда и качества продукции. В результате возросла и разбалансированность народ­ного хозяйства. В 1988 г. отчетливо стали видны признаки кризи­са: усиливалась инфляция, расстроилась финансовая система, обо­стрилась ситуация на потребительском рынке, все большее коли­чество товаров попадало в разряд дефицитных.

Положение усугубили катастрофа на Чернобыльской атом­ной электростанции (1986 г.), землетрясение в Армении (1988 г.). Только на частичную ликвидацию их последствий потребовались огромные материальные и финансовые средства.

Пробуксовывание экономических преобразований, неже­лание и неумение руководства последовательно идти курсом глу­боких реформ вызывали рост радикальных настроений в обществе. Их выразителем в значительной степени стал Борис Николаевич Ельцин, в ту пору первый секретарь Московского горкома партии, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС. Его выступление на ок­тябрьском (1987 г.) Пленуме ЦК с критикой консервативных сил в партийном руководстве, последовавшая отставка и развернутая против него кампания травли, заложили основу для последующего возвращения Ельцина в «большую политику», как политического деятеля общероссийского масштаба.

Попыткой реформирования партии и всей советской поли­тической системы «сверху» стали решения XIX Всесоюзной пар­тийной конференции в апреле 1988 г. Они предусматривали со­единение с «социалистическими ценностями» некоторых элемен­тов политической доктрины либерализма. В частности, был про­возглашен курс на создание правого государства, внедрение прин­ципа разделения властей (при сохранении руководящей роли КПСС), реализацию принципов парламентаризма (в советской форме).

Однако даже попытка закрепить в документах партии мо­дель «гуманного, демократического социализма» вызвала ярост­ное неприятие значительной части партийной бюрократии и уско­рила процесс размежевания реформистского и консервативного течений внутри КПСС.

Кризис политики "перестройки". В 1989-1990 гг. фак­тически социально-политические процессы в стране вышли из-под контроля Горбачева и других «архитекторов перестройки» и вы­рвались за предписанные ими рамки «оциалистического обновле­ния»

Происходило неуклонное смещение движущей силы ре-формационных процессов от центральной власти - на места, от либерально настроенной бюрократии - к массовым движениям, новым партиям. В обществе быстро шло формирование многопар­тийной системы и становление политического плюрализма. В 1988-1989 гг. возник целый ряд оппозиционных КПСС партий и движений либерального толка («Демократический Союз», «Демо­кратическая партия России», объединение «Демократическая Рос­сия» и др.). Социал-демократическое направление было представ­лено Социалистической и Социал-демократической партиями. К быстро формировавшемуся национал-патриотическому крылу принадлежали Либерально-демократическая партия, движение «Память». На политическую арену поднимались новые личности.

Важнейшей формой общественно-политических движений в союзных республиках стали народные фронты. Возникнув на платформе поддержки «социалистического обновления» и идеи национально-культурного возрождения, они довольно быстро сменили политические ориентиры и взяли курс на достижение полного суверенитета и создание независимых национальных го­сударств. Такой путь прошли народные фронты Литвы, Латвии, Эстонии, Молдовы, Украины, Армении и Грузии. В качестве по­литического противовеса этим движениям, не без помощи центра, возникли «Интерфронты», чью социальную базу составило пре­имущественно русскоязычное население.

Политические изменения в стране получили свою леги­тимность в ходе первых, демократических выборов в новые орга­ны представительной власти весной 1989 г. Своеобразным поли­тическим форумом, где сталкивались общественные силы различ­ной ориентации, стали Съезды народных депутатов СССР. Боль­шое значение имела деятельность Межрегиональной депутатской группы (Ю. Н. Афанасьев, Б. Н. Ельцин, Г. X. Попов, А. Д. Саха­ров), на базе которой формировались многие политические движе­ния либерального направления. Они выступали за приватизацию госсобственности, свободу личности и систему полноценной пар­ламентской демократии западного толка. Политические силы, ратовавшие за «обновление социализма», призывали к приоритет­ному развитию «общественной» собственности и коллективист­ских форм общественных отношений. Стремительно теряла свое влияние на массы коммунистическая идеология, дискредитиро­ванная как грузом прошлого, так и неспособностью адекватно от­ветить на вызов времени.

 

Ослабление позиций КПСС

Начался массовый выход из партии (в 1989 г. - 140 тысяч человек, в 1990 г. - 2 миллиона 712 тысяч). Из КПСС вышла боль­шая часть компартий - Литвы, Латвии, Эстонии, организовавших самостоятельные партии социал-демократического типа. Фактиче­ски прекратили свое существование компартии Грузии, Армении, Молдовы. Внутри КПСС окончательно оформилось несколько идейно-теоретических течений и платформ: «Демократическая платформа» (Афанасьев, Ельцин, Лысенко, Шостаковский), «Мар­ксистская платформа» (Бузгалин, Калганов, Липицкий) и др. По­сле XXVIII съезда партии (в 1990 г.), который, по замыслу Горба­чева и его окружения, должен был консолидировать центристские силы в КПСС, партию покинули сторонники ее радикального об­новления. В конечном итоге КПСС вынуждена была формально отказаться от монополии на власть и конституционного закреп­ления своей «руководящей» роли в обществе.

Деградация партии была закономерным явлением. После прихода к власти в октябре 1917 г. она постепенно превратилась в чисто административную структуру, которая обеспечивала функ­ционирование советской политической и экономической системы. Демократизация общественной жизни и обозначившиеся новые подходы в экономической сфере (внедрение элементов рынка и т. п.), сразу же сделали излишним ее дальнейшее существование. Однако партийно-бюрократическая номенклатура сохраняла на­дежду восстановить свою власть и влияние.

Межнациональные конфликты. Опасным очагом поли­тического и социального напряжения стали межнациональные конфликты. К затяжному военному противоборству привел спор между Арменией и Азербайджаном по проблеме Нагорного Кара­баха. Сотни людей стали жертвами национальной розни в Фергане (1989 г.) и в Ошской области Киргизии (1990 г.). Конфликт между властями Грузии и грузинскими автономиями (Южная Осетия, Абхазия) также вылился в вооруженное противостояние с много­численными жертвами. Резко обострились отношения между Ки­шиневом и Приднестровьем.

Стремясь удержать власть на местах, союзное руководство предпринимало попытки стабилизировать ситуацию с помощью силы. Однако использование войск в Тбилиси (апрель 1989 г.), в Баку (январь 1990 г.), в Вильнюсе (январь 1991 г.) вызвало волну возмущения и лишь усилило политическое противостояние между центром и республиками.

Накал политической борьбы в обществе сопровождался ухудшением экономического положения страны. Правительство Николая Ивановича Рыжкова не сумело стабилизировать экономи­ку и предложить обществу обоснованную программу серьезных реформ. Увеличивался товарный дефицит, росла инфляция. Летом 1989 г. началось забастовочное движение в шахтерских регионах.

Несмотря на хороший урожай 1989 г. (211 миллионов тонн), вновь увеличился импорт зерновых, так как не был выполнен план госу­дарственных закупок. В этих условиях была предпринята попытка разработать совместную экономическую программу с учетом предложений «центристов» (Горбачев) и «демократов» (Ельцин). Летом 1990 г. под руководством экономиста Г.Я. Явлинского был подготовлен проект, рассчитанный на переход к некоторым эле­ментам рыночной экономики за 500 дней. Однако под давлением консерваторов, Горбачев отказался от поддержки этой программы. Складывавшаяся было коалиция «центристов» и «демократов» была взорвана, а состояние экономики продолжало ухудшаться.

Заключительный этап «перестройки». Этот этап (с вес­ны 1990 по август 1991 гг.) характеризовался переходом к прези­дентской форме правления (в марте 1990 г. на этот пост Верхов­ным Советом СССР был избран М.С.Горбачев), дальнейшим ухудшением экономического положения и углублением кризиса советской федерации. Проведенный в марте 1991 г. первый в со­ветской истории Всесоюзный референдум о будущем Союза ССР, несмотря на победу сторонников единого государства (76,4 про­цента голосовавших), не изменил ситуацию. Он фактически не со­стоялся именно в тех республиках, которые стремились обрести государственную независимость (Литва, Латвия, Эстония, Молдо­ва, Армения, Грузия).

В апреле 1991 г. начался «новоогаревский» переговорный процесс, в ходе которого слабеющий центр и союзные республи­ки, «национализировавшие» его властные полномочия, попыта­лись найти взаимоприемлемый компромисс и разработать новый союзный договор.

Сфера внешней политики. В основу нового внешнеполи­тического курса СССР была положена концепция «нового полити­ческого мышления». Она исходила из тезиса о многообразном, но взаимозависимом и целостном мире, невозможности решения ме­ждународных проблем силовым путем.

Серьезные позитивные изменения произошли в отношени­ях СССР со странами Запада, и в первую очередь с Соединенны­ми Штатами Америки. Обе стороны стремились перейти от кон­фронтации к партнерству, основанному на взаимном учете на­циональных интересов. Заключенные с США договоры об унич­тожении ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и о сокра­щении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1 - 1991 г.) означали начало процесса реального сокращения ядерных воо­ружений.

В 1989 г. были нормализованы советско-китайские отно­шения, начался диалог с Японией по территориальной проблеме. «Новое мышление» благоприятным образом сказалось на урегу­лировании целого ряда региональных конфликтов. В начале 1989 г. завершился вывод советских войск из Афганистана, которые находились там около 10 лет. СССР выступил посредником в ре­шении камбоджийской проблемы, участвовал в переговорах о дос­тижении независимости Намибией. СССР и США способствовали прекращению гражданской войны в Анголе и Мозамбике, началу политических реформ в ЮАР. Во время кризиса в Персидском заливе (1990-1991 гг.) Советский Союз стремился мирными, ди­пломатическими средствами добиться освобождения Кувейта от иракской оккупации.

СССР и страны соцлагеря. Перемены в СССР оказали огромное влияние на социалистические страны Восточной Евро­пы. В 1989-1990 гг. по ним прокатилась лавина революционных преобразований. События развивались с огромной быстротой и отличались радикальностью результатов. Они охватили 8 стран с населением в 140 миллионов человек. Смена власти в ГДР, Поль­ше, Венгрии, Чехословакии, Болгарии, Албании произошла мир­ным путем. В результате народного восстания в Румынии был сметен режим Н. Чаушеску. Политические перемены в Югославии привели к распаду многонационального государства и войне меж­ду ее бывшими республиками. В октябре 1990 г. Германская Де­мократическая Республика вошла в состав ФРГ. Так завершилось длительное политическое противостояние Востока и Запада на не­мецкой земле.

Развал социалистической системы в Восточной Европе привел к прекращению деятельности Организации Варшавского Договора и Совета Экономической Взаимопомощи. Закончилась целая историческая эпоха двухполюсного баланса сил в Европе и в мире.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.