|
Новый этап развития России (2000 - 2005 гг.)⇐ ПредыдущаяСтр 25 из 25 К 2000 г. российское общество встало на путь консолидации. Экономическое положение в стране начало нормализоваться. Российское правительство продолжило работу по оздоровлению экономики и финансов. Стабилизировалась денежная система. Инфляция, вызванная кризисом, замедлилась. Постепенно оправлялись от последствий кризиса промышленные предприятия, снова заработал частный сектор экономики. Упорядочилась выплата зарплаты учителям, врачам и сотрудникам государственных предприятий и учреждений. Экономическая стабилизация способствовала социальному успокоению, сбила стихию забастовок и митингов. В политической жизни страны также наступают перемены, ведущие к повышению эффективности в работе властных структур. Выборы в Государственную думу (1999 г.). К концу 1990-х гг. в политической сфере произошли изменения. Перед новыми выборами количество политических партий и движений начало сокращаться, многие из них, имевшие близкие позиции, объединялись. Сторонники последовательного проведения либеральных реформ объединились вокруг Союза правых сил. Те, кто выступал против реформ, поддерживали КПРФ. В октябре 1999 г. создается еще одно центристское Межрегиональное движение «Единство» («Единство», или «Медведь»), лидером которого стал министр по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. Политическое движение «Отечество — вся Россия» также заняло центристские позиции: В результате на состоявшихся 19 декабря 1999 г. очередных выборах в Государственную думу расстановка политических сил существенно изменилась. Левые группировки утратили свое былое преимущество в законодательном органе страны. А новый состав Думы гарантировал политическую стабильность и продвижение по пути реформ. Это создавало условия и для стабильной работы правительства. В.В. Путин — Президент Российской Федерации. 31 декабря 1999 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в традиционном новогоднем обращении к россиянам заявил о своей добровольной отставке. В обращении отмечалось, что Президент и его команда сделали все, чтобы Россия встала на путь демократии и рыночной экономики. Во главе новой смены Ельцин видел В. Путина, олицетворявшего, по его мнению, молодое поколение политиков, свободное от старой идеологии и ошибок прошлых лет. После ухода Б. Н. Ельцина исполняющим обязанности Президента страны до новых выборов по закону стал председатель правительства В.В. Путин. А 26 марта 2000 г. в ходе очередных президентских вы среди 12 претендентов он одержал убедительную победу. В 2004 г. В.В. Путин переизбран на второй президентский срок. Россияне не ошиблись в своем выборе - первые же мероприятия нового Президента были нацелены на оздоровление российского общества. Тенденция к стабилизации российского общества. Первые шаги нового Президента были сделаны в трех основных направлениях: укрепление вертикали власти, продолжение курса экономических реформ и становление социального государства. В своей работе по реформированию страны президент сначала опирался на правительство во главе с М.М. Касьяновым, а с 2004 г. на правительство Фрадкова. Для создания сильной центральной власти и укрепления ее взаимодействия с региональной властью была реформирована верхняя палата Федерального собрания — Совет Федерации. Из него выведены губернаторы и главы администраций, как представители исполнительной власти на местах. В новый состав Совета Федерации с 1 января 2002 г. включались по два представителя от 89 регионов России — от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов. Губернаторы же вошли в новый совещательный орган при Президенте России — Государственный совет. Летом 2000 г. началось осуществление административной реформы. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включающих сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа поставлен полномочный представитель российского президента, призванный координировать деятельность местных органов власти в соответствии с политикой президента, а также осуществлять контроль за бюджетным финансированием и использованием экономического потенциала округа. В настоящее время продолжается процесс укрупнения округов. В Государственной думе опорой и проводником политики президента стала коалиция проправительственных партий. Они были нацелены на конструктивное сотрудничество с оппозицией, и, прежде всего, с КПРФ. Выбранная тактика привела к стабилизации политической атмосферы в Думе и обществе и к продуктивной законотворческой работе. В экономической области была проведена налоговая реформа, суть которой заключалась в ослаблении налогового бремени и выведении из «тени» части производства {теневая экономика). Устанавливался единый социальный налог с физических лиц — 13% (вместо существовавшего прогрессивного налога до 30%). Отменялись налоговые льготы, и все производители были, таким образом, поставлены в равные условия. Эта реформа привела к стабилизации и увеличению налоговых поступлений в бюджет страны. В социальной сфере осуществляется регулярное повышение заработной платы работникам бюджетных организаций и предприятий, были увеличены минимальные размеры оплаты труда, установлены новые величины прожиточного минимума на душу населения, повышены оклады военнослужащим. С 2001 г. возросли расходы на образование, культуру и здравоохранение. С 1 августа 2000 г. увеличились размеры пенсий. Принят новый Трудовой кодекс, Жилищный кодекс, кодекс об административных правонарушениях и другие. С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Реформа на первом ее этапе предполагает сокращение численности Вооруженных сил России на 20%. Стратегическая цель — создание мобильной армии на контрактной основе. Началось проведение судебной реформы. Весной 2001 г. в Госдуму бы внесено 11 законопроектов, касающихся реформирования законодательства и судебной системы. Смысл реформы состоит в укреплении независимость авторитета судебной власти в стране. В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации. Все проводимые реформы направлены на достижение социальной и политической стабильности в обществе и на улучшение благосостояния граждан страны. С приходом к власти В. В. Путина произошли значительные изменения в организации государственной власти РФ: - созданы семь федеральных округов и назначены Полномочные представители Президента РФ в округах, что способствовало централизации власти; - изменены система формирования Совета Федерации - в 2000-2002 гг. глав субъектов и их представительных органов, ранее входивших в Совет Федерации по должности, заменили представители субъектов, один из которых назначается на должность главой субъекта, а другой - законодательным (представительным) органом; - произведены изменения в структуре органов исполнительной власти; - более динамичным и современным стал стиль управления государством. В 2003 г. начался процесс укрупнения регионов РФ. 7 декабря 2003 г. впервые в истории современной России прошел референдум об объединении субъектов РФ. Жители Коми-Пермяцкого автономного округа и Пермской области проголосовали за объединение данных 2 субъектов в один - Пермяцкий край. Планируется также в дальнейшем укрупнять регионы. Данная политика возможна объединения близких по территории, экономическому развитию и культуре субъектов, а также ликвидации «искусственных» субъектов - некоторых автономных округов, которые экономически и политически входят в состав других краев и областей, но при этом формально считаются отдельными субъектами. При этом, согласно Конституции РФ и федеральному конституционному закону, объединение субъектов возможно только при согласии их населения, выраженного на референдуме субъекта РФ. После этого наступает более чем 5-ти летний процесс объединения бюджетов субъектов и их властных структур. В декабре 2003 г. губернатором Свердловской области Э. Росселем была выдвинута инициатива объединения 3 субъектов РФ - Свердловской, Челябинской и Куурганской областей также в единым субъект РФ - Уральский край. Основными приоритетами внутренней и внешней политики В.В. Путина являются: - усиление роли государства; - совершенствование механизма государственного управления; - стабилизация ситуации в экономике и экономический рост; - борьба с терроризмом; - интеграция с Республикой Беларусь; - сближение с ведущими европейскими странами - Германией, Великобританией, Францией. 7 декабря 2003 г. состоялись очередные выборы в Государственную думу ФС РФ -первые парламентские выборы в России в ХХ1 веке. По результатам выборов: - убедительную победу одержала политическая партия "Единая Россия" (лидеры - Б. Грызлов, С. Шойгу, Ю. Лужков) -около 37% голосов (что вместе с депутатами - одномандатниками, дало «Единой России» 310 голосов (конституционное большинство) и полный контроль над Думой; - 5% барьер преоболели 4 партии, наряду с Единой Россией это: КПРФ (лидер - Г. Зюганов) - 12,7%; ЛДПР (лидер - В. Жириновский)- - 11,6%; "Родина" (лидеры - С. Глазьев и Д. Рогозин) -9,1%. 14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президента РФ (четвертые в новейшей истории России). В.В. Путин, набравший около 71% голосов, был переизбран Президентом РФ на второй 4-летний срок. Это - наивысший уровень народной поддержки (более 2/3 голосов избирателей), который получал на выборах Президент РФ за весь период истории России с 1991 г. Отличительной чертой выборов стал рекордно низкий процент голосов, поданных за кандидата коммунистов Н. Харитонова (14%)- это на 26% меньше результата Г. Зюганова в 1996 г. 7 мая 2004 г. В.В. Путин принял Присягу Президента РФ, после чего начался его второй срок на посту Президента РФ (до мая 2008 г.). Начало второго президентского срока В.В. Путина было омрачено убийством президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова 9 мая 2004 г. в Грозном. Кроме того, летом-осенью 2004 г. по России прокатилась волна террористических актов, закончившаяся захватом заложников в г. Беслане и гибелью более 300 школьников. Эти события лишний раз продемонстрировали слабость работы правоохранительных органов и несовершенство системы государственной власти в целом. Еще до выборов и указанных событий, 9 марта 2004 г. Президентом РФ В. В. Путиным был седлан важный шаг в сфере административной реформы - проведена реформа федеральных органов исполнительной власти. Необходимость данной реформы была обусловлена тем, что система федеральных органов исполнительной власти не соответствовала мировым стандартам и была очень громоздкой. 8 стране насчитывалось более 60 органов 6 видов, которые подчинялись непосредственно Правительству РФ. Функции этих органов часто дублировались, отсутствовала четкая субординация между органами, что порождало неразбериху, конкуренцию между различными органами и снижало управляемость всей системы. В результате реформы: - вместо 6 осталось только 3 вида федеральных органов исполнительной власти - Федеральные министерства, Федеральные службы и Федеральные агентства; - Федеральные министерства осуществляют политическое руководство и нормативно- правовое регулирование; - Федеральные службы осуществляют контрольно-надзорные функции и функции обеспечения безопасности; - Федеральные агенства занимаются вопросами управления государственной собственностью и оказания государственных услуг; - Указанные органы объединены в четкую иерархическую системы - Федеральные агентства и службы находятся в ведении соответствующих министерств (реже - непосредственно подведомственны Президенту РФ и ли Правительству РФ); - Сокращен перечень функций органов, особенно в сфере разрешительно-запретительной и регистрационной деятельности; - Четко разделены (между органами разных видов) функции издания нормативных актов, контроля и надзора. Почти одновременно с проведением реформы Правительство М.М. Касьянова, работавшее 4 года (2000-2004) было отправлено в отставку и сформировано новое Правительство РФ во главе с М. Е. Фрадковым, которое стало работать уже в рамках новой системы. Основные стратегические задачи правительства М.Е. Фрадкова: - структурные реформы в экономике; - повышение уровня жизни населения; - вступление России в ВТО. В декабре 2004 г. была проведена еще одна существенная реформа в области государственного управления. Была отменена существовавшая 10 лет система прямых выборов населением субъектов РФ глав субъектов РФ. Согласно новому закону, с февраля 2005 г. введена новая система избрания глав субъектов РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ по представлению Президента РФ. Также планируется проведение выборов в Госдуму, начиная с 2007 г., только по партийным спискам. Внешняя политика России. Летом 2000 г. в Концепции внешней политики Российской Федерации были определены стратегия и основные приоритеты российской внешней политики. Все задачи внешней политики должны решаться на основе приоритета национальных интересов России. Одним из таких приоритетов является формирование многополярного мира, учитывающего разнообразные интересы различных стран. За годы президентства В. Путин посетил Великобританию, Италию, Францию, Китай, Вьетнам, Индию, Японию и другие страны. Было проведено более 600 различных встреч и переговоров высших руководителей страны с представителями зарубежных государств. Начался новый этап взаимоотношений со странами Западной Европы. Основная линия на сотрудничество и партнерство была сохранена. В 2000 г. российский парламент ратифицировал Договор СНВ-2, который стал основой стратегической стабильности в мире. Продолжилось сотрудничество России с Европейским Союзом, обсуждается вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Несмотря на некоторые осложнения во взаимоотношениях с США, связанных с осуждением американской стороной чеченской антитеррористической военной операции, соблюдения норм свободы слова в России и т. д., переговорный процесс и сотрудничество во многих областях между двумя государствами продолжились. А после террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. произошел качественный перелом во взаимоотношениях двух стран — они еще более укрепились. У обеих стран и у мирового сообщества в целом определился общий враг — международный терроризм. В рамках нового общества предстоит еще решить немало проблем, но уже сам факт создания новой интегрированной межгосударственной структуры на территории СНГ, ядром которой является Россия - значительный геополитический успех России. Сегодня как никогда справедлива и актуальна формула: Россия есть Европа плюс Азия. Итак, Россия вступила в ХХ1 век. Каким он будет для России - покажет время. Контрольные вопросы 1. В чем сущность приватизации? Почему темпы проведения при- 2. Охарактеризуйте основные последствия социально- 3. Почему на рубеже 1992-1993 гг. произошел кризис власти? Каковы его последствия? 4. Чем было вызвано вооруженное противостояние в Чеченской республике в 1990-х гг.? 5. Почему в годы правления В. В. Путина усилилась стабилизация российского общества? 6. В чем преемственность и особенности внешней политики России начала XXI в.?
Литература 1. Беляева Л. А. Социальная модернизация в России в конце XX века. - М., 1997. 2. Новейшая история России. 1914-2002: Учеб. пособие / Под ред. М. В. Ходякова. - М., 2004. 3. Селезнев Г. К. Политическая история современной России: 4. Согрин В. В. Политическая история современной России. 1985 -2001: от Горбачева до Путина. - М., 2001. 5. Якушев А. В. История России (конспект лекций). - М., 2005.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|