Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О. Конт и формирование позитивистской традиции в социологии.





О. Конт и формирование позитивистской традиции в социологии.

Основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе является Огюст Конт (1798-1857), который поставил и в какой-то мере решил проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма.

-По Конту, именно общество определяет развитие и взаимодействие всех его субъектов, будь то личность, общественный класс или сословие.

-Познавательная деятельность отдельных людей и их общественное сознание, согласно открытому им закону “интеллектуальной эволюции человечества”, проходят три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную. По мнению Конта, человечество беспрерывно развивается “с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения”. При этом социальная гармония в обществе достигается с помощью науки, которая должна согласовать взаимодействие политической, экономической, духовной, биологической и всех остальных сторон жизни общества.

-Стремление преобразовать общество на основе социальных законов привело его к пониманию великой организующей и воспитательной роли религии в обществе. В этой связи он предлагал любовь к Богу заменить любовью к Человечеству, устанавливая религию Человечества.

-Предметом социологии он считал глобальное общество, Конта больше всего интересовала стабильность общества.

-Семью он принимал в качестве основной клеточки социального организма.

-По Конту, значение политической власти состоит именно в том, чтобы согласовывать интересы между целым и частями социальной системы.

Эти и многие другие положения социологии О. Конта не утратили своей актуальности ни в прошлом, ни сегодня, поэтому его учение было принято и продолжено последователями.



Позитивискаяная социология

Конт разъяснял, что слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений:

1) реальное

2) полезное

3) достоверное

4) точное

5) положительное (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать.

Основные идеи позитивной философии О. Конта.

К основным идеям позитивной философии Огюста Конта следует отнести следующие:

Закон интеллектуальной эволюции человечества: закон трёх фаз Согласно Огюсту Конту интеллектуальное развитие человечества состоит из трёх фаз (стадий) – теологической (фиктивной), метафизической (абстрактной) и положительной (реальной).

· Иерархический подход и классификация научных отраслей: В основании этой иерархии лежит математика, как наука в которой излагаются основные методы чёткого мышления, затем идёт астрономия, как наука показывающая, как позитивный метод может быть применён на практике.

· Социальная статика и социальная динамика («Порядок и прогресс»): Конт рассматривал социологию, как социальную физику, однако его физикализм не получил дальнейшего распространения в социологии, прежде всего, потому что физика, которая была современна Конту могла достаточно точно описать только простые природные явления, а общество и социальная статика и социальная динамика явления многофакторные.

· Опора на здравый смысл: Полученные закономерности должны были проверяться не столько при помощи некой абстрактной и умозрительной логики, сколько при помощи здравого смысла.

· Принципы взаимоотношения теории и практики, а так же науки и искусства: Если в сфере взаимодействия человека и природы возможен чистый эксперимент, то в социальной сфере позитивная теория и практика должны соотноситься между собой как наука и искусство, то есть не противоречить друг другу, а дополнять

· Формирование новой социальной морали: посредством социальной философии построенной на строго научных основаниях и находящейся в гармонии с природой. Только новая мораль сделает возможным построение общества будущего

· Направленность на непосредственное, но при этом мирное, воздействие на общество: Это воздействие должно было осуществляться, прежде всего, через народное образование, которое должно было привести к «союзу пролетариев и философов»

Таким образомтворчество Конта вошло в классику мировой социологии. Его не без основания называют создателем социологии как самостоятельной науки.

Социология и ее место в системе общественных наук. Структура социологического знания.

Название социологии было предложено французским ученым Огюстом Контом в 1838 г. Социология (фр. sociologos, от лат. cocietas - общество и греч. logos - теория, учение) - учение об обществе.

Социология и ее место в системе общественных наук.

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Специфика социологии заключается в ее пограничном положении между естественнонаучным и социогуманитарным знанием.

-Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.

-Социология тесно взаимодействует с психологией. (Социальная психология)

- Тесная связь существует между социологией и политологией.

Значение социологии для других наук заключается в том, что она дает научно-обоснованную теорию об обществе и его структурах, обеспечивает понимание законов взаимодействия его различных структур.Со всеми науками об обществе социология связана социальным аспектом его жизни

Структура социологического знания.

Социология(фр. sociologos, от лат. cocietas - общество и греч. logos - теория, учение) - учение об обществе.

Объектом социологического познания является общество. Развитие и функционирование, и развитие общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. У каждой из них есть свой участок, круг проблем, изучаемых именно этими науками, т.е. предмет.

Центральной категорией социологии является - социальное явление, т.е. совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания.

Связь между теоретическим и эмпирическим уровнями исследования осуществляют теории среднего уровня.

Теории среднего уровня - понятие, введенное американским социологом Робертом Мертоном в 1947 г. Теории среднего уровня раскрывают два основных типа социальных связей:

1. между обществом и данной сферой общественной жизни;

2. внутренние взаимосвязи и взаимозависимости, присущие данной сфере общественной жизни.

Функционально эти теории служат методологией познания отдельных социальных процессов, общностей и институтов, т.е. используются как методологическая основа конкретных социологических исследований.

По логической структуре доказательства гипотезы.

-Параллельные

-Последовательные

Билет 2

Традиционное общество

Индустриальное общество

Постиндустриальное общество

Социология изучает распределение и появление группы поведения и объединение этих переменных для биологических, психологических, культурных и экологических.

На всех этапах истории человечество пыталось осмыслить общество, выразить свое отношение к нему.

Методологическая часть.

1Обоснование проблемы исследования.

2 Цель исследования.

3 Объект и предмет исследования.

4. Логический анализ основных понятий.

5. Гипотеза исследования.

6 Задачи исследования.

Методическая часть.

1 Определение исследуемой совокупности.

2 Методы сбора первичной социологической информации.

Инструментарий.

1 Анкета (на каждого абитуриента).

2. Инструкция к заполнению анкеты.

 

Билет 3

Социология Э.Дюркгейма.

Предметом социологии являются социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему нормативно-принудительной силой.

Задачи социологии — понять, что побуждает людей жить сообща, почему для них стабильный социальный порядок выступает наивысшей ценностью и какие законы управляют межличностными отношениями; предложить правительству конкретные рекомендации по устройству современной жизни.

Методология социологического познания (исследования) — основывается на требовании интеллектуальной, научной честности, освобождения научного исследования от всяких политических, религиозных, метафизических и прочих предрассудков, препятствующих постижению истины и приносящих немало бед на практике.

Социология — строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций.

Общество

Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.

Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.

Человек — это двойственная реальность, homo duplex, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.

Гражданское общество

На раннем этапе из коллективного единомыслия выделяется воля одной личности — вождя. Только он мог бросить вызов общественному мнению, заявив о начале новой исторической эпохи.

Далее происходит формирование целого слоя людей — бигменов (племенная аристократия), располагавших значительными богатствами, политическим весом и собственными интересами

Коллективное сознание

Коллективное сознание — совокупность общих у членов одного и того же общества интересов, верований, убеждений, чувств, ценностей и стремлений. К.с. — «психический тип общества, тип, имеющий свой собственный способ развития, свои свойства, свои условия существования». Оно имеет особую, «отдельную реальность» — существует объективно, независимо от нашей воли и сознания, но осуществляется только в индивидах.

Социальные факты

«Социальным фактом», по определению Дюркгейма, является всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от него. При рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Эти образы мыслей, действий и чувствований существуют самостоятельно, объективно.

Проблема самоубийства

Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида:

Эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей.

Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем.

§ Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию).

§ Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён.

Анализ религии

Дюркгейм считал религию общественным явлением. Он считал, что религиозные явления могли возникнуть только в обществе. Сам ученый не был верующим

Билет 4

Направления исследований

Возникновение чикагской школы социологии было связано с взрывным ростом городского населения американских городов в начале двадцатого столетия.

Методология чикагских социологов с формализированным и систематическим подходом к отбору и анализу данных создавалась в значительной степени под влиянием германской науки. Влияние Зиммеля на чикагскую школу связано с именем Парка, обучавшегося у немецкого ученого в Берлине. Берджес, Парк и Вирт способствовали переводу работ Зиммеля на английский язык.

Исследователи школы рассматривали город как лабораторию по изучению социальных взаимодействий. В 1925 году Парк и Бёрджес в работе «Город» (The City) подвергли рассмотрению девиантное поведение в условиях роста городов.

Социологи школы проводили исследования влияния миграционных процессов на социальную структуру города, складывание городских этнических гетто. Томас и Знанецки в исследованиях проводившихся между 1918—1920 годах с позиции социальной психологии анализировали процессы адаптации польских крестьян-иммигрантов к новой для них урбанистической среде американских городов. Чикагская школа одной из первых обратила внимание на феномен городской пространственной сегрегации.

Среди социологов чикагской школы выделяется направление символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид) делавшее акцент на применение идей социальной психологии к исследованию социальных процессов.

Представители

Наиболее видные представители первой чикагской школы: Нелс Андерсон (Nels Anderson), Эрнст Берджесс (Ernest Burgess), Рут Шонл Кэйван (Ruth Shonle Cavan), Франклин Фрэйзир (E. Franklin Frazier), Эверет Хьюз (Everett Hughes), Родерик Макензи (Roderick D. McKenzie), Джордж Герберт Мид, Роберт Парк (Robert E. Park), Вальтер Реклис (Walter C. Reckless), Эдвин Сатерленд, Вильям Томас (W. I. Thomas), Фредерик Зрашер (Frederic Thrasher), Луис Вирт (Louis Wirth),Флориан Витольд Знанецкий.

Билет 5

Виды социальных изменений

-Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, или структурные социальные изменения.

-Изменения в социальных процессах. С определенной долей условности их можно назвать процессиальными социальнымиизменениями.

-Изменения, касающиеся функций различных социальных систем, институтов, организаций. Их можно назвать функциональными социальными изменениями.

-Изменения в духовной сфере - сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности, или мотивационные социальные изменения.

Билет 6

Символический интеракционизм (Дж.Мид) также как феноменология, исходит из утверждения первичности межличностных взаимодействий. В центре внимания данной перспективы – человек с его субъективным социальным знанием. В основе концепции – оригинальная теория Дж. Мида о человеческой эволюции. Ее фундаментальный вопрос: что отличает человека от животных? По мнению Дж. Мида, у человека отсутствует развитая система инстинктов как основных регуляторов поведения. Вследствие этого человек обрел способность изобретать и применять символы. Это стало основой для сознательного приспособления к окружающей среде, сознательного поведения и самонаблюдения.

Дж. Мид выделяет две ступени социального взаимодействия (интеракционизма): 1) общение при помощи жестов; 2) символически опосредованное общение. Общение посредством жестов представляет собой как бы сокращенную, свернутую схему действия, когда по отдельному жесту (движению) можно восстановить действие в целом. Это – своеобразный прообраз языка. Символически опосредованное взаимодействие (в основном при помощи языка): 1) порождает примерно одинаковые реакции при общении с любым индивидом; 2) позволяет ставить себя на место другого; 3) позволяет видеть себя глазами другого человека.

Возникновение символического интеракционизма между людьми можно объяснить: 1) функционально – необходимостью координироватьповедение людей, так как у них нет надежных инстинктов; 2) антропологически – способностью человека к созданию и использованию символов. Однако значимые символы (прежде всего язык) могут выполнять свою координирующую функцию только в том случае, если они становятся достоянием группы. Но дело в том, что на самом деле партнеры по общению никогда не говорят на совершенно одинаковом языке. Это часто приводит к ситуации недопонимания или ошибочного понимания и таким образом к нарушениювзаимодействия.

Подобное нарушение можно исправить с помощью метакоммуникации – такого общения, в процессе которого партнеры сравниваютсмысл употребляемых ими понятий и вырабатывают общую систему значений.

Политическая элита - это составляющая меньшинство общества внутренне дифференцированная, неоднородная, но относительно интегрированная группа лиц (или совокупность групп), в большей или меньшей степени обладающих качествами лидерства и подготовленных к выполнению управленческих функций, занимающих руководящие позиции в общественных институтах и (или) непосредственно влияющих на принятие властных решений в обществе.

Властвующая элита складывается из следующих элементов:

Гаэтано Моска,

Вильфредо Парето,

Роберта Михельса.

Г. Моска вводит сначала понятие "политического класса", а затем более широкое - "правящего класса" для определения той группы людей, которая, обладая определенными качествами и ресурсами - высокое положение в обществе, военная сила, священный сан, богатство, происхождение (преимущество рождения, семейные связи), знания и опыт управления, монополизирует власть в своих руках. Наличие такого класса, по мнению Моска, - это закон: "общество всегда управляется меньшинством"; "даже когда

В. Парето ввел в научный оборот термин "элита". В "Трактате по общей социологии" он определил ее как группу лиц, обладающих высшими показателями в своей области деятельности. происходит смена власти, она передается из рук одного меньшинства в руки другого меньшинства".

В зависимости от методов властвования В. Парето выделил два типа элит:

элита лисиц, в которой преобладает "инстинкт комбинаций": способность лавировать, убеждать, обманывать. Приход этой элиты в систему управления воплощает общественную тенденцию к изменению;

Билет 7

Социал-дарвинизм

В основании социальных концепций этой школы положена теория биологической эволюции. Согласно ей естественный отбор и борьба за существование - главные факторы социальной жизни.

Сторонник «социального неравенства» У.А. Самнер использовал дарвинизм для защиты принципов индивидуализма и конкуренции. Сторонники либеральных концепций А. Смолл, У. Бенджгот, Э. Ферри и другие разработали так называемую эволюционную этику, которая пыталась объяснить полезность нравственного поведения для единения и выживания людей.

У третьего направления социал-дарвинистов (Л.Гумплович и другие) биологизация социальных явлений проявлялась в подчеркивании ведущей роли конфликтов между людьми при удовлетворении ими потребностей в процессе стремления к господству.

Географическая школа

Представители этого направления главной причиной социальных изменений считают географическую среду. По их мнению, способ производства, политическое устройство, направления художественного и научного творчества, религиозные представления - все это зависит от географической среды.

Выдающиеся социогерграфы К. Риттер и А. Гумбольдт выдвинули идею о взаимодействии природы и культуры, взаимозависимости всех элементов, формирующих конкретную географическую область.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ - понятие, посредством которого в социологии обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами

В социологии известны четыре главных типа стратификации - рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые общества и последний тип - открытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую официально не ограничены.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Человек не может перейти из своей касты в другую при жизни. Для этого ему надо родиться ещё раз. Кастовое положение закреплено индусской религией (понятно теперь, почему касты мало распространены). Согласно ее канонам, люди проживают больше, чем одну жизнь. Каждый человек попадает в соответствующую касту в зависимости от того, каким было его поведение в предшествующей жизни. Если плохим, то после очередного рождения он должен попасть в низшую касту, и наоборот.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

Классы - понимают большую социальную группу людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающую определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующуюся специфическим способом получения дохода.Промышленная революция XVIII-XIX веков разрушила феодальную систему и вызвала к жизни социальные силы, которые привели к формированию классового строя. Появилась многочисленная мелкая буржуазия.

Социометрические методы.

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

-социально-психологических отношениях в группе;

-статусе людей в группе;

-психологической совместимости и сплочённости в группе.

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

Й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

Й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

-формальные/неформальные - Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные - изучают неформальные отношения.

-двойные/одинарные - Двойные - изучают отношения партнёрства. Одинарные - изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

-прогностические - позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

-сильные (или значимые)/слабые (незначимые) - Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя

Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов).

Й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

I вариант - Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.

II вариант - Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:

-готовятся списки членов группы;

-каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером - этот номер становится его шифром.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

-заголовок;

инструкцию - количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;

-подписание карточки

Й этап

Непосредственно проведение социометрии. Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы.

Й этап

Непосредственно обработка и интерпретация результатов

 

Билет 8

Структурный функционализм.

Структурный функционализм — методологический подход в социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию. Основоположниками структурного функционализма считаются известный американский социолог Толкотт Парсонс, который в своих исследованиях опирался на классические концепции Герберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма, а также британский социальный антрополог польского происхожденияБронислав Малиновский. Базовой идеей структурного функционализма является идея «социального порядка», то есть имманентное стремление любой системы поддержать собственное равновесие, согласовать между собой различные её элементы, добиться согласия между ними. Ученик Парсонса — Роберт Мертон — внес большой вклад в развитие данного подхода и его адаптации к практике. В частности Мертон уделял большое внимание проблеме дисфункций.

Структурные элементы

Структурные элементы — любые устойчивые образцы деятельности людей.

Истоки

У истоков структурного функционализма стояли первые социологи: Огюст Конт, Герберт Спенсер, Эмиль Дюркгейм. Они стремились к тому, чтобы создать такую науку об обществе, которая, подобно физике или биологии, могла бы открывать и обосновывать законы общественного развития.

Научное определение соц. мобильности: — изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя в другой или в пределах одного и того же социального слоя.

Различают:

Разновидностью горизонтальной мобильности является географическая мобильность — перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Вертикальная мобильность — продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

Современная ситуация

Как указывает Плисецкий Е.Л., за последние 10—12 лет, миграционные процессы в России характеризуются снижением миграционных процессов внутри России. Так, если в 1989 году число лишь зарегистрированных перемещений было 6,3 млн человек, то уже в 2001 количество миграционных перемещений сократилось до 2,4 млн человек .

В то же время увеличивается внутренняя миграция, с 65 до почти 90%, большинство из которых люди трудоспособного возраста.

Основными направлениями межрегиональной миграции является тенденция переселения людей с севера и востока страны на юг и запад. Страна четко поделилась на две зоны — притока (Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Уральский экономические районы; Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края Северо-Кавказского региона; южные районы Сибири) и оттока населения (Европейский север, северные районы Восточной Сибири, Дальний Восток).

Метод фокус-групп.

Фокус-группа — метод качественных исследований в социологии.

Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования. В широком смысле термин «фокус-группа» означает сам метод исследования, а в узком — группу людей-респондентов

Исследуются причины сложившегося отношения к товару, услуге и пр. При отборе участников фокус-группы стараются подобрать незнакомых между собой людей

Впервые метод фокус-групп был использован социологами Р. Мертоном и П. Кендалл в 1944 году. Они издали учебник «Фокусированное интервью», не утративший актуальности и по сей день

Фокус-группы имеют три существенных отличия от уже знакомых нам социологических методов исследования.

Отличие первое: фокус группа является не количественным методом исследования (как, например, социологический опрос), который дает ответ на вопросы "КТО" и "СКОЛЬКО", а качественным и дает ответ на вопросы "КАК ИМЕННО" и "ПОЧЕМУ".

Билет 9

Социальная эволюция

Три формулы объяснения социальной эволюции: «естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего».

Перечень индивидуальных прав по Спенсеру:

§ безопасность личности,

§ свободное передвижение,

§ свободы совести,

§ речи,

§ печати и др.

Билет 10

Отчет – это вид коммуникации, в которой одна из сторон передает другой информацию о событиях и фактах, в которых заинтересована принимающая сторона, оплачивающая усилия передающей стороны по сбору и анализу информации. Уже из этого определения становится очевидным отличие делового отчета по материалам заказного исследования от отчетов, подготовленных для научных фондов и от научных публикаций.

Требования:

Отчет, по возможности, должен содержать всю интересующую Заказчика информацию по предмету договора. К научной публикации такого требования не предъявляется – автор вправе использовать только ту информацию, которую он считает необходимой. • Отчет должен содержать только ту информацию, которая интересует Заказчика, и не включать никакой другой информации. В отличие от этого, в научной публикации не только допустимо, но и желательно указать на новые, не реализованные пока проблемы и направления.

• Все данные, использованные в отчете, должны быть достоверны. Для статистических показателей должна быть дана статистическая оценка их достоверности. Все факты и цитаты должны иметь ссылку на источник. Необходимо помнить, что, согласно ГК РФ, заимствование чужих текстов допускается только в кавычках и с указанием источника. В этом отношении

требования к отчету и публикации совпадают.

Отчет, как и публикация, должен иметь четко выраженную логическую структуру. Оформление отчета должно быть таким, чтобы читатель всегда мог четко представлять, какой именно раздел он читает. Это может достигаться за счет использования колонтитулов и подзаголовков.

Язык отчета должен быть максимально простым и доступным с тем, чтобы его мог понять не только специалист по социологии, но и Заказчик. Кроме того, текст должен быть доступен любому потенциальному читателю, чье мнение может быть важно для Заказчика и Исполнителя (например, внешнему эксперту или потенциальному Заказчику). В отношении научной публикации это требование также желательно, но не обязательно.

Основные элементы отчета

Вводная часть:

1. Титульный лист

2.Аннотация

3. Содержание

4. Список таблиц и рисунков

5.Благодарности

6.Резюме

Основная часть

1.Введение

2.Изложение результатов и их анализ

3. Заключение и рекомендации

Приложение

1.Сноски и библиография

2. Дополнительные материалы

3. Тематический и именной указатель

 

Билет 11

В современной западной социологии существуют теории, как бы противоположные функционализму. Это так называемые теории конфликта. Они возникли в связи с обострением кризисов, социальной дифференциацией в обществе, войнами и т.п. Понятие «теория конфликта» впервые было введено в научный оборот немецким социологом Г.Зиммелем. Анализируя элементы структуры общества, Г.Зиммель обнаружил вслед за Марксом, что в обществе происходит борьба интересов индивидов, групп, принимающая формы конкуренции и конфликтов. И эта борьба является естественным состоянием общества. У Маркса борьба интересов принимает форму классовой борьбы, доведенной до социальных антагонизмов.

В США конфликтологическое направление в социологии в отличие от марксизма возглавил Чарлз Райт Миллс, известный своими исследованиями роли правящей элиты в современном обществе.

Весьма любопытны работы немецкого ученого Ральфа Дарендорфа. В своей теории конфликта Дарендорф указывает, что в любом обществе существуют конфликтующие стороны, в качестве которых выступают классы, социальные группы, государства, борющиеся за власть, перераспределение национального дохода и влияния.

Не существует такого социального института, который действовал бы в вакууме, в изоляции от других социальных институтов. Действие любого социального института невозможно понять до тех пор, пока все его взаимосвязи и отношения не будут объяснены с позиций общей культуры и субкультур групп. Религия, правительство, образование, производство и потребление, торговля, семья - все эти институты находятся во множественном взаимодействии.

Современную социальную структуру российского общества нельзя рассматривать как стабильное, устойчивое явление. Продол









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.