|
Таким образом, становление социологии как науки в нашей стране прошло сложный путь. ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Система образования как социокультурный институт: функции, современные задачи, проблемы функционирования и развития. Социология образования - раздел социологической науки, который изучает закономерности функционирования образования как социального института (функции в обществе, взаимосвязь с другими институтами, социальная политика в области образования, ценностные ориентации специалистов, образовательные системы и структуры, отношение к образованию различных социально-демографических групп, вопросы управления и кадрового обеспечения образовательных учреждений и т. п.). Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом, М. Вебером, исследовавшими социальные функции образования, его связь с экономическими, политическими процессами. Позднее Т. Парсонс предложил изучение образования как института социализации, а учебных заведений - как социальных систем. - Нормальное функционирование любого современного общества невозможно без полноценной системы образования. Образование давно уже стало одним из первостепенных факторов экономического развития, важным инструментом политики любого государства. - Важнейшая социологическая проблема образования - формирование культуры, гуманитарная подготовка студентов. Всегда есть соблазн готовить специалиста узкого профиля - меньше затраты. - Другая парадигма современного образования - научить студента работать с новой информацией, постоянно обновлять свои знания. - Качество подготовки в школе и вузе - одна из основных проблем социологии образования. - Обозначились тенденции: уход научно-педагогических работников в коммерческие структуры; старение преподавательских кадров вузов - их средний возраст составляет 58-59 лет. Возникли серьезные проблемы с пополнением одаренной молодежью аспирантур вузов и академических институтов. По оценкам социологов, в столичных вузах четвертая часть выпускников намерена выехать для работы за рубеж. - Среди социологических проблем образования сейчас все больше обозначается проблема сохранения здоровья учащихся и студентов. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что образование - социальный институт общества, который выполняет важнейшие функции. Использование результатов социологического исследования в управленческой деятельности. Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования открывает дорогу для их широкого применения в практике управленческой деятельности. Происходит это благодаря тому, что уже в процессе объяснения социологических данных начинает складываться диная количественнокачественная оценка ключевых сторон изучаемого явления, постепенно вырисовываются те конкретные пути и средства, с помощью которых они могут быть «развязаны». Более детальное обоснование эти средства получают по мере формулировки выводов исследования и разработки в соответствии с ними практических рекомендаций. Цель использования результатов социологических исследований продиктована поиском пути и форм решения социальной проблемы. Информационная база и характер использования результатов исследования в менеджмент. Это, по сути дела, банк социологических данных, весь тот материал, который удалось получить в процессе его проведения. Сюда входят табуляграммы, выданные ЭВМ, все выводы и рекомендации, сделанные на основе анализа собранной социологической информации, и получившие отражение в отчете об итогах исследования и аналитической справке. Таким образом, какими бы важными, интересными и далеко идущими ни были полученные в ходе исследования выводы и рекомендации, всё же первоосновой, фундаментом в изучении и решении тех или иных проблем управленческой деятельности при помощи социологических исследований является содержание самой этой деятельности. Характер использования результатов социологических исследований в менеджменте вытекает из специфики управленческой деятельности. Эта работа, как известно, носит системный характер. Она опирается: на анализ управленческой деятельности; ее планирование; прогнозирование процессов; контроль и учет; работу с кадрами; обобщение опыта работы; координацию деятельности структурных подразделении. Направленность и формы использования социологических данных. Практическое использование результатов исследований предполагает их непосредственное включение в управленческий процесс на его различных участках и направлениях. Оформление результатов исследования. Итоги анализа и интерпретации социологических данных излагаются в документах, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Это: отчет по итогам исследования, приложение к отчету и информационная или аналитическая справка (записка), содержащие информацию, выводы и рекомендации, в опоре на которые в последующем принимаются управленческие решении. Билет 24 Теория социального обмена (Дж. Хоманс, П.Блоиз). Теория социального обмена (Social-exchange theory). Теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить "вознаграждение" и уменьшить "затраты". Дж. Хоманс Теорию социального обмена развивали наиболее интенсивно американские социологи Джордж Хоманс. Эта теория обмена опирается на бихевиористскую психологию (в том варианте как ее разработал Б.Скиннер). Человек – автономный индивид, ориентированный на получение выгоды от своего поведения и выстраивающий свое поведение так, чтобы выгода была максимальной, а издержки минимальными. Относительно парсоновской теории происходит некий откат назад – рамки сужаются до утилитаризма. С точки зрения Хоманса, центральной проблемой социологии является социальный обмен, являющийся главной осью социальной жизни вообще. В рамках такой исследовательской перспективы считается, что на основе обмена можно объяснить все социальные явления. П.Блау Блао - Авторитетный специалист по формальным бюрократическим организациям. 2 главные задачи, которые попытался решить Блао: · Концептуализировать некоторые простые и непосредственные процессы обмена, происходящие в относительно узких рамках взаимодействия лицом к лицу. · Применить эти концептуальные конструкции к объяснению сложностей, заключенных в процессах обмена, опосредованных более крупными системами. Из межличностных обменов вырастают более крупные макроструктуры: -Межличностный обмен -Дифференциация статуса и власти -Легитимация и организация - Организация и изменение Блао выделяет 4 типа ценностей: · Партикуляристские. Солидарность и интеграции, регулирует обмен внутри системы. · Универсалистские. Расширение сферы обменов. · Легитимирущие господство. · Оппозиционные или революционные. Позволяют по-новому организовать действия системы. Наука и общество. Социальные проблемы организации науки в современной России. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|