Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Неокантианство в русской социологии.





В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями. Кризис механического естествознания приводит к усилению антипозитивистского течения, которое выступило против изучения общества с помощью естественнонаучных методов, против сближения социологии с естествознанием. Это стало причиной появления неокантианства. Представители русского неокантианства, хотя и признавали, что истории присущи закономерности, но сущность последних получала у них идеалистическую трактовку как чисто психологическую. Для них было характерно стремление способствовать прогрессу общества, улучшению условий жизни. Они считали невозможным рассматривать общественную жизнь как естественно-натуралистический процесс. Считали, что нет единства гуманитарного и естественнонаучного знания. В связи с этим можно выделить следующие основные моменты неокантианской концепции социологии:

Приоритет логических основ (использование априоризма, а не наблюдения).

2. Критика понятий и языка социологии.

3. Гносеологическое философствование.

4. Акцентирование внимания на проблемах культуры ценностном аспекте человеческого поведения.

Неокантианство России условно можно разбить на три группы:

· ортодоксальное ядро (социологическая гносеология) — Б.А. Кистяковский;

· концепция, близкая к философскому иррационализму (субъективно-нормативная) П.И. Новгородцев;

· вариант “индивидуального психологизма” (психологическая интерпретация неокантианства) — Л.И. Петражицкий.

Религия как социальное явление. Структура и социальные функции религии. Секуляризация как социокультурный феномен.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации

В социологии в структуре религии выделяют следующие компоненты:

Религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),

Религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,

Религиозные отношения (культовые, внекультовые),

Религиозные организации.

Функции религии

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии зачастую распространяется последователями, своеобразно трактующими заповеди своей религии.

Секуляризация (социология) — в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

Понятие, направления и принципы социальной инженерии.

Социальная инженерия — это метод управления действиями человека без использования технических средств. Метод основан на использовании слабостей человеческого фактора и считается очень разрушительным. Сегодня социальную инженерию зачастую используют в интернете, для получения закрытой информации, или информации, которая представляет большую ценность.

Социальная инженерия — относительно молодая наука, которая является составной частью социологии, и претендует на совокупность тех специфических знаний, которые направляют, приводят в порядок и оптимизируют процесс создания, модернизации и воспроизведения новых («искусственных») социальных реальностей. Определенным образом она «достраивает» социологическую науку, завершает ее на фазе преобразования научных знаний в модели, проекты и конструкции социальных институтов, ценностей, норм, алгоритмов деятельности, отношений, поведения и т. П

Социальная инженерия подразделятся на два основных вида:

· Социальная инженерия.

· Обратная социальная инженерия.

Социальная инженерия может быть применима в любой обстановке, без предварительной подготовки, а люди, в отношении которых была направлена социальная инженерия, остаются в неведении настоящей ситуации, иногда и личностей.

Социальная инженерия успешно применяется не только для взлома и получения информации, реальных ситуациях, для извлечения обыкновенной прибыли.

Обратная социальная инженерия строится на трех факторах.

· Создание ситуации, которая вынуждает человека обратиться за помощью

· Реклама своих услуг или опережение оказания помощи другими людьми

· Оказание помощи и воздействие

 

Билет 22

Экономический материализм (Н.И.Зибер, Г.В.Плеханов).

Экономический материализм - Так называется социологическая теория, главным тезисом которой служит обоснование всего культурного и социального развития исключительно на одном экономическом факторе.

Важной предпосылкой становления советской философии явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, а также Г. В. Плеханова и В. И. Ленина.

Н.И.Зибер

Зибер пытался применить экономия, учение Маркса к исследованию развития производств. отношений, к анализу обществ. вопросов, связанных с процессами классовой борьбы в России. Сторонник демократич. преобразований, З. считал, что социализм (трактуемый З. как "кооперативный строй") является неизбежным результатом развития капитализма.

В филос. взглядах З. – материалистических по существу – были элементы диалектики, хотя он ошибочно отождествлял материалистич. диалектику с теорией эволюции. З. популяризировал филос. труды Ф. Энгельса, в особенности кн. "Анти-Дюринг". Подчеркивая взаимосвязь социализма и материализма, З. указывал на противоположность мировоззрения и метода Маркса гегелевскому идеализму ("Немецкие экономисты сквозь очки г. Б. Чичерина").

Г.В.Плеханов

Первый русский марксист Г. В. Плеханов принадлежит к числу крупнейших мыслителей и публицистов. Его выступление в России и на международной арене в 80 — 90-х годах XIX в. ознаменовалось замечательными трудами по теории и истории марксизма. В своих сочинениях Плеханов защищал, обосновывал и популяризировал учение Маркса и Энгельса, глубоко разрабатывал и конкретизировал вопросы философии марксизма, особенно теории исторического материализма: о роли народных масс и личности в истории, о взаимодействии базиса и надстройки, о роли идеологий и др.; Плеханов многое сделал для обоснования и развития марксистской эстетики. Важно отметить, что для Плеханова исходной категорией философии истории является не экономика, а именно производительные силы.

Он стал родоначальником разработки на основе принципа материализма в истории проблем, которые были традиционны для всей мировой социологии. Это такие проблемы, как социология личности, социология искусства, социальная психология (социология на психологической основе), социология познания и другие.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.