Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Гаджиев К.С. Политическая идеология: концептуальный аспект.





«Мир политического невозможно представить себе без идеологии. С самого своего начала политика и связанные с ней формы и проводимый властью политический курс нуждались в обосновании, оправдании и легитимизации. Идеология была призвана выполнять эту задачу.

Сущностные характеристики идеологии

Идеология пристрастна и предвзята, поскольку она выражает интересы какого-либо класса, социального строя, группировки и тд. Подстраивание любой социальной и гуманитарной дисциплины к чьим бы то ни было интересам и вкусам чревато выхолащивание и вырождением.

Высказываемые у нас зачастую доводы и рассуждения о необходимости отказа от идеологии в пользу деидеологизации, как непременного условия строительства демократического государства, лишены серьезных оснований, так как в современном мире политика немыслима без идеологии.

Идеология теснейшим образом связана с формированием и институциализацией идей нации и национального государства. Более того, в течении последних двух-трех столетий идеология и национализм дополняли и стимулировали друг друга.

Именно в идеологии в наиболее обнаженной форме находит свое практической воплощение, оправдание и обоснование конфликтное начало мира политического, или характерная для него дихотомия друг-враг. Для консолидации идеологии внешний враг имеет не менее, если не более, важное значение, чем единство интересов носителей.

Политическая идеология имеет следующие основные структурные элементы:

1) связь с общей мировоззренческой системой эпохи

2) программные установки

3) стратегии реализации программных установок

4) пропаганда

5) конкретные шаги по реализации программы

Идеологию можно определить как некий строительный проект, эскиз, на основе которых конструируется политическая стратегия.

Идеология выполняет одновременно интегративную и разграничительную функцию, первую - для сплачивания членов партии, вторую – для разграничения этой партии и других партий. Важнейшая функция идеологии состоит в том, чтобы ограничить ту или иную группу или сообщество от остальных сообществ и групп.

В то же время большая часть идеологии основывается на определенном идеале (он строится на противопоставлении действительности, какой она должна быть и действительности, какая он есть).

В идеологии присутствуют 2 взаимосвязанных друг с другом компонента: 1) разрушение существующей системы, 2) позитивная модель предполагаемого общественного или государственного устройства.

Политика представляет собой арену столкновения разных идеологических систем, течений и направлений.

Место идеологии во внешней политике

В 20 веке борьба за умы людей стала важной составной частью международной политики. В 20 веке развернулся бескомпромиссный конфликт между 3 политико- идеологическими направлениями перестройки: социал-реформизм, фашизм, большевизм. В результате законченную форму конфликт принял после Второй мировой войны, между 2 блоками, возглавляемыми СССР и США. В идеологическом плане союз США и СССР против фашитов «облегчался тем, что коммунистический интернационализм, проповедующий равносущность пролетариев и континентов, был ближе к либеральному интернационализму с его лозунгами свободы и прав всех людей.

Во время холодной войны идеологический конфликт приобрел самодовлеющее значение. В период биполярного мира сами слова «Восток» и «запад» приобрели идеологическое измерение.

Идеологизированная внешняя политика предполагает изменение существующего баланса сил в пользу той или иной противоборствующей стороны, отказ от реалистического, прагматического стиля дипломатии, основанного на равновесии сил держав.

Именно идеологическое изменение служило одним из интегральных компонентов, скреплявших ось двухполюсного мира. Именно оно обеспечивало императив, который заставлял большинство стран сгруппировываться вокруг одного из двух полюсов.

Идеология в современном мире

Мы живем в эпоху неопределенности, безверия, разочарований и потери иллюзий. Старые боги развенчаны и низвергнуты с пьедесталов. Развенчание многих радикальных, социалистических и коммунистических утопий нашего времени стало свершившимся фактом. Но взамен ним не разработаны и не предложены какие-либо масштабные положительные идеи, которые могли бы служили в качестве объединяющих мобилизирующих людей идеалов. Проблема состоит в том, что люди перестали верить как реформаторам, так и революционерам

Как показывает исторический опыт, любой утопический проект, любая утопическая доктрина подписывает себе смертный приговор, как только она переходит на принципы открытости и терпимости в отношении других идейно- политических течений.

Крах марксизма-ленинизма как бы возвестил об окончательной смерти всякой идеологии. Под вопрос поставлена сама возможность политико-идеологических построений в качестве мобилизирующих идеалов.

Нынешняя ситуация характеризуется преобладанием импровизации, отсутствием каких-либо теорий и идеологий. Имеет место усиление чувства неопределенности, непредсказуемости и случайности мировых процессов. Эти последствия накладываются на целый комплекс факторов, которые в совокупности способны усиливать конфликтный потенциал как внутри стран, так и между народами, странами, конфессиями.

Ослабление культуры традиционной базовой культуры имеет своим следствием измельчение, эфемерность ценностей, норм и принципов, определяющих моральные устои людей. В результате понятия родина, семья, вера, нация теряют свой традиционный смысл. Это приводит к ослаблению чувства приверженности собственным традициям, символам, мифам. Более того, прослеживается обострение чувства безродности, отсутствия корней.

При таком положении вещей возникает вопрос: смогут ли люди, общества выжить и действовать в долговременной перспективе? Где найти те идеи, идеалы, которые будут служить в качестве скрепов новых инфраструктур?

Дезориентированные люди могут стать приверженцами различных «неправильных теорий» (не цитата).

Национализм прежде всего социокультурный феномен, имеющий много общего с религией и идеологией, в некоторой степени определяющий контры видения мира. Привлекательность его в том, что он способен совершенно банальные, повседневные, с точки зрения постороннего человека, действия в предметы национальной гордости, усматривать в них элементы проявления свободы и самовыражения. Чувство принадлежности к собственному обществу придает смысл жизни, укрепляет чувство взаимной ответственности, уменьшает одиночество и отчуждение. Люди обращаются к национализму, когда они озабочены проблемой придания смысла собственной жизни.

В современном обществе функции современных вариантов политической идеологии выполняют кумиры, навязываемые из сфер кино, СМИ, телевидения.

Поляновский «Урок»

Когда-то мне казалось, что так будет всю жизнь. Всю жизнь я буду бегать на переменах по партам, влюбляться и один раз в месяц выпускать школьную стенгазету.

Я тайно мечтал, как понесу Наташкин портфель до самого ее дома. Но предлагать свои услуги боялся, а поскольку жизнь казалась бесконечной, все откладывал, откладывал…

На выпускном вечере. И вдруг записка мне «От Наташи С.» Боже правый, от нее. «Дорогой, я люблю тебя. Ну, полюби же и ты меня сильней, чем Отелло - Джульетту…

Смотрю счастливый на нее, а она не видит меня, и не смотрит на меня, беседует с кем-то спокойно, будто ничего и не произошло. И вдруг вижу в дальнем углу – дружок Миша Барабанов, искоса, хитро наблюдает за мной, и с трудом сдерживает смех.

Только тут дошла до меня гнусность этой проделки.

- Дурак ты!

Мы с Мишкой Барабановым уходим с нашего последнего выпускного вечера.

Утром я проснулся и сразу понял, что мне некуда идти, нечего делать, и портфель в углу больше не нужен. Стал медленно побрел в школу. Н каменных ступенях сидел Мишка. Дверь в наш класс была заперта.

То время никогда ни с чем не сравниться. Вместе с Мишкой нас выгоняли из школы, потом выносили благодарность за хорошую учебу. Теперь Мишка – Михаил Дмитриевич, толстый и серьезный. Работает инженером на одном из крупных заводов в Новгороде.

Сейчас мне кажется, что у нас был замечательный класс. У нас не было ни одного подхалима, ябедника, сплетника.

Иногда мне трудно: я чувствую тоску по школе, по нашему классу. Еще не все потеряно, можно вернуть что-то, я знаю, что мне для этого нужно. Мне нужно посидеть на уроке у одной учительницы…

У нас было много учителей. Которых мы любили и недолюбливали, которых уважали и просто были равнодушны. Зинаиду Ивановну Чернову мы всегда называли по имени отчеству. (Герой на переменах открывал дневники круглых отличниц и ставил им «2» и «1» и расписывался, как Зинаида Ивановна. Потом не было не выяснений, ни объяснений, ни слез. И только однажды девочка подошла к учительнице и сказала, что у нее в дневнике «2»). На это Зинаида сказала: «Мне очень жаль, да мне очень жаль, что есть в нашем классе один бесчестный человек». Я сознался и двоек больше не ставил.

(Урок: Однажды учительница вызвала к доске девочку, она отвечала плохо, тянула время, так как должен скоро был прозвенеть звонок. Учительница поставила ей 3. Прозвенел звонок, и кто-то с последней парты сказал: «А мне бы за такой ответ 2 поставили бы». Неизвестно, слышали ли она этот упрек, но следующий день пришла и сказала: «Да, виновата я перед вами. И вы меня простите. Зачеркиваю я эту тройку».)

Я уверен, многому хорошему мы обязаны этому человеку. Ученики останутся благодарны ей за то, что она верила в них. Сейчас она осталась в памяти символом всей школы. Вот почему, чтобы «пережить» школу заново мне надо побывать на ее уроке.

Когда наступали времена тоски по школе, я все надеялся, что это не самые тяжелые времена, не вершина «болезни», и откладывал поездку про запас, как самое дорогое лекарство, которое может помочь только 1 раз.

Герой приехал в свой родной город и обошел все любимые места. Герой стоял на берегу реки, когда кто-то окликнул его. Это была Зинаида Ивановна.

- Зинаида Ивановна, чувствую, как стучит сердце. Зинаида Ивановна, можно я приду к вам завтра на урок?

-А знаешь, у меня нет завтра уроков.

- Ну, тогда послезавтра?

- Ты знаешь, а у меня и послезавтра-то уроков не будет…Я ведь теперь, брат, на пенсии.

Что-то оборвалось внутри. Все потерял. Опоздал.

-Давно?

- С завтрашнего дня! Завтра я первый раз не пойду в школу.

Дурак я, дурак. Опоздал не 1 школьный день. Даже нет - на один урок.

Если она помнит тот свой урок (интересно, помнит ли?), то мы могли бы вместе перенестись в тот добрый мир. Я хотел спросить ее об этом, но поймал ее выцветший близорукий взгляд и понял – не помнит.

Когда ехал обратно успокаивал себя: а почему она должна помнить,. Это мы должны помнить. Это для нас урок, нам урок.

А если не помнят одноклассники, тогда зачем у нас в классе была Зинаида Ивановна.

Но жизнь подлинная. Сложная. Нашим бывшим одноклассникам еще расти. Начальники цехов станут директорами, доценты – профессорами.

Помнят ли они тот урок?!

Рейснер Л.М. Уголь, железо и живые люди

 

«Красная новь»: «Ей нужно было жить и нужно было помереть где-нибудь в степи, в море, в горах, с крепко стиснутой винтовкой или маузером в руках, ибо она отличалась духом искательства, неугомонной подвижности, смелости, жадности к жизни и крепкой воли. Этот воинствующий дух, не щадя себя, она отдала революции».

Книгу составили очерки, печатавшиеся в «Известиях», 1924, № 162, а также в журналах «Прожектор», 1924, № 22, и «Красная новь», 1924, №№ 4, 7, 8.

Описание местности и работ очень образное, живое. Много метафор, сравнений. Во всех рассказах видно сочувственное отношение к рабочим.

Билимбай (рудник)

Описывается вход в шахту, затем сама шахта, тусклый свет керосиновых ламп, освещающих маленькие пещеры в конце каждого коридора. Рабочий готовит динамитный патрон. Работа очень опасна: динамит может взорваться в руках. Три сильных взрыва. У секретаря билимбаевской компартии спрашивают, правда ли хотят сделать 8-часовой рабочий день вместо 6-часового. А ведь вентиляции почти нет, все ползет, одежда – не резина, а холст один, спирта, полагающегося после работы, не выдают. Говорят ему: «А восьми часам не бывать! Так и запиши».

Дым от взрыва приближается, пора уходить.

Говорится, что для работы нужно электричество, новые машины, технические усовершенствования, огромные деньги. А денег нет и не скоро будут. Раньше тут работали ссыльные политические, во время войны пытались пристроить на каторжные работы немецких военнопленных (что не удалось из-за их сопротивления). Рудник работает на Билимбаевский чугуноплавильный завод. Хотели закрыть – рабочие не дали; сами отказались от электрификации, чтобы не повысить себестоимость.

За 6 часов забойщик получает 1 руб. 12 коп. может с трудом приработать сверх нормы 30-34 коп. Каталь получает 50-70 коп. Не всегда деньгами. Каждый взмах кирки на этих дьявольских рудниках совершается в надежде на скорое наступление жизни более человеческой и справедливой.

Много чахоточных, но посылают лечиться на Урал же, где холодно. Лишь 1 чел в год –

на теплое море.

Завод Билимбай строен крепостными. Вокруг осело 7 крепостных сел. Церковь на холме. Оборудование все уже устарело (было бы смешно европейцу). Алексей Алексеевич Кашин, хранитель и полновластный хозяин домны, спец, 35 лет состоящий при домнах. Повел к сердцу домны. Тут каторжный труд: постоянно подсыпать руду и уголь, а тут жар, дым и огонь. По приказу старшего мастера добавляется флюс для очищения руды.

Неслыханное мужество рабочих, несмотря на все протесты и неудовольствия, на своем горбу вытаскивающих Россию из экономической трясины.

Ревда

Из истории. Про воровскую шайку, разбойников (пугачевщина). Через 100 лет Умнов писал про фабрику. Принадлежит Демидовым.

Тут делают кирпичи и какие-то трубы. Где делают песок – дышать нечем. Работают, в основном, женщины. За 260 кирпичей в день 52,5 коп., столько же за 60 труб плюс надбавка за все лишнее. Это работают вдовы и одинокие с 3-4 детьми на руках, почти все – члены партии. Мыла не дают. Вокруг сухая и душная жара.

Далее черный цех прокатки и литья. Достают слиток из печи: описывается как роды. В общем, в каждом рассказе подробно, но образно и художественно описывается весь процесс того или иного производства (в зависимости от специализации завода-рудника-фабрики). Заведующий заводом товарищ Юшков. Тут, кажется, делают проволоку. Тяжелые условия труда, плохое питание. Всем плохо, но все равно говорят: «А может быть, сейчас иначе и нельзя» (Мокрецов, один из самых ожесточенных рабочих).

Шайтанка

Жара. Рабочие бросают в мартеновскую печь металлические отходы. Продолжается 6 часов. Потом выливают. Еще не готово. Опять закидывают в печь. У печи все сильные, молодые, здоровые люди. Как ни жарит печь, легче жить под чистым уральским небом, чем в вонючей тесноте Выборгской.

Успевают отдохнуть за пару минут: курят и дремлют стоя с открытыми глазами.

Владелец Ефим Александрович Ширяев. Были готовы убить за бесчеловечное обращение. И был убит разбойником атаманом Рыжанко.

Последняя проба: инженеры и старший печной. Потом звучит набат. Сплав готов. Делают слитки. Сталь переходит в следующую фазу своих трудовых воплощений.

Лысьва

Перед заводом церковь. Денег нет.

При Колчаке печи погибли. В сердце завода – руины. Сутунка – пылающая змея железа, которую режут ножницами на куски. Через год вместо двух станков будет три.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.