|
Горький A.M. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре.Это цикл статей, печатался в 1917-1918 году в газете «Новая жизнь» - ( так то это офигеть какие он кромольные и свободолюбивые мысли говорит против Ленина и т.д.) (вначале цитатник идет подробно по главам-чтобы понять суть – в конце – просто главные мысли) I Русский человек обвенчался со свободой. Будем верить, что от этого союза в нашей стране, измученной и физически и духовно, родятся новые сильные люди. В человеке должны разгореться разум и воля, погашенные веками полицейского режима. Но не забывайте – мы все люди вчерашнего дня, и возрождение страны - в руках людей, воспитанных в духе недоверия к друг другу и угнетения ближнего. Мы поневоле заразились всеми пагубами от людей, презирающих и угнетающих нас. Нам негде было развить чувство ответственности за судьбу страны. В газетах публикуется позорный список «секретных сотрудников охранного отделения» - это символ нашего позора. Грязь и отрава исчезнет из нас нескоро. Гидра невежества и хамства не убита – она просто испугана. Мы живем во многомиллионной массе обывателя. Она не знает чего хочет, поэтому опасна. Она не скоро еще встанет на путь классовой борьбы. Не стоит повторять ошибок 1905-6 годов. Расправа над нами была тяжела и обезоружила нас на целое 10-тие. Поколению, который первым примет новый строй, свобода досталась дешево. Нам предстоит строить новую жизнь на тех началах, о которых мы давно мечтали но их нет в нашем инстинкте и рус быте, поэтому сложно. Также сложно будет и буржуазии, кот сейчас идет к власти. У нее в руках – развалины страны. Ей нужно понять, что все будет хорошо только если она будет следовать демократии. Революционная демократия должна – укреплять эк строй страны и защищать ее от внеш и внутр врага. Нам предстоит одержать еще много побед более трудных, чем завоевание политической власти, в тч и победу над собств иллюзиями. Наша задача – укрепить позиции, чтобы потом возродить Рос. Самая ценная творческая сила - человек… Важное условие – развитие продуктивности труда. Всех людей объединяет стремление к знанию. Зн – важное оружие межклассовой борьбы. Знание подчинит, наконец, природу человеку и его культурным интересам. Зн должно быть демократизировано. Силой, которая всю жизнь держала меня на Земле, была и есть моя вера в разум человека. До сегоднешнего дня революция является для меня цепью радостных явлений разумности. Особенно, 23 марта – день похорон на марсовом поле. В этом парадном шествии чувствовалось, что рус народ дожил до революции и возродился. II Цель внутренней политики царизма – подавить мозг народа, затруднить и исказить интеллектуальный рост страны. В этом помогали церковь и общество. В результате – трагический исход войны. Рос оказалась беспомощной. В стране с природными богаствами – анархия и нищета науки, культуры и искусства. Монархия практически обезглавила страну. Нужно взяться за всестороннее развитие культуры.
III Светлые крылья юной нашей свободы брызганы невинной кровью. Стрельба на Невском – злые люди, отравленные старым режимом. Теперь бессмысленно убивать друг друга. Убийства и насилие – аргументы деспотизма. Самый страшный враг свободы – это наша глупость и жестокость. Наш самый безжалостный враг – наше прошлое.
IV Мы добились свободы затем, чтобы иметь возможность говорить и писать правду. Пример – нужно сказать правду о немецких зверствах над военнопленными. Вспомним все зверства 1905-08 годов. Пользуясь свободой слова, я рассуждаю о русских зверствах, зверствах сего дня. Осуждая немца или русского, мы не не должны забывать о «чистой правде», самом драгоценном достоянии нашем, бытие этой правде свидетельствует о высоком моральном сознании.
V Несколько 10-в милн людей оторваны от земли и посланы убивать друг друга. Третий год мы живем в кровавом кошмаре, и озверели, обезумели. Эта война – самоубийство Европы! А ведь убитые в этой войне люди могли бы строить каналы и мосты во благо Родины. Но мы истребляем млн жизней и огромный запас трудовой энергии.
VI Недавно один романист восплакал о том, что в русской революции нет романтизма…, что она не выдвинула ярких героев. Но романтики живы, и один из них, крестьянин из пермской губернии прислал письмо. Суть письма в том, что автору очень тяжко видеть, как «великое знамя социализма» захватывают «шкурные интересы». Когда автор письма 17-м юношей шел за сохой и видел священника, писаря или учителя, то задавал себе вопрос «Почему я работаю, а эти люди блаженствуют?». За труд он признавал только физ, и всеми силами пытался избавится от этого труда. Те же самые чувства у автора письма вызывают теперь и горе-социалисты, которые примыкают к партии непонятно зачем, автор же хочет быть социалистом не на словах, а на деле (бред редкостный – прим. Ав.). Горький кланяется этому мужику.
VII Цитируется письмо человека из охранки. Суть письма: Он презирает себя все время службы в охранке. Но больно ему другое: даже сам Горький, чуткий человек, не смог понять душу охранника. А те верили свято в социализм, а сами служили в охранке, но так, что потихоньку приносили больше пользы, чем вреда социализму… БРЕД ПРОСТО РЕДКОСТНЫЙ!!!! Далее – патетические рассуждения Горького по этому поводу. Он автора письма всячески осуждает: Изумительная логика подчеркнутых слов о вере в социализм. Мог бы человек, рассуждающий так странно и страшно, откусить ухо или палец любимой женщине на том основании, что он любит ее всю, а палец и ухо такие малые части по сравнению с ней, целой… Так и автор рассуждает также – он отрывал от партии живые части и думал, что приносит пользу, а не вред. Он не искренен, или, точнее, как истинный русский человек, искренен в каждый данный момент. Он – словесник и пытается доказать, что он лучше и чище нас. Автор письма говорит, «товарищ-провокатор» говорит о таинственной «общей причине», загоняющей многих и загнавшей его в тупик. Горький считает, что эта причина в равнодушие автора письма к добру и злу. VIII Отвратительные картины охватили Петроград днем 4 июня. «Как встрепанная свинья» приезжает какой-то грузовик. Юноша в нем орет «Социалистическая революция, товарищи!». Его разоружают люди «еще не успевшие потерять разум, безоружные, но спокойные». Вдруг кто-то стреляет. Толпа орет «Буржуи стреляют».паника. Особенно характерна паника на углу Невского и Литейного. Две роты солдат и две сотни мирной публики спокойно стояли, но вдруг превратились в «стадо баранов». Солдаты стали палить по дому на углу Нв и Лит, не целясь. Стреляло человек 10, а остальные. Побросав винтовки, начали ломиться в дом. По тротуару бегала девочка и кричала «Это же свои стреляют!». Паника толпы всегда противна. Но еще никогда Горький не испытывал такого убийственного впечатления. И это-то свободный русский народ!!! Спасти от бедствия этот народ может только культура! И если революция не способная развить в стране культурное строительство, то она бессмысленна, а народ обречен на гибель Многие скажут, что об участие ленинцев в этой драме ничего не сказано (имеется ввиду событие 4 июня), типа это лицемерие и все такое. Автор не сыщик, чтобы выяснять, кто виноват и что делать, но он считает, что повинна во всем «наша глупость».
IX «Пролетариат – творец новой культуры», - в этих словах заключена прекрасная мечта о торжестве справедливости, разума, красоты… И вот пролетариат у ласти, ныне он получит возможность свободного творчества – и что – нету никакого св тв-ва. За время революции насчитано уже около 10 тыс самосудов. Как судит революция: поймали вора и тут же убили. Средние века – отвратительное время. Но и тогда не было такого. А как самосуды влияют на подрастающее поколение – да они привыкают к такому насилию, мо, это в порядке вещей. А ведь они – строители новой жизни.
X У нас прекратилось книгопечатание и книгоиздательство. Деревенские мужики сжигают и грабят библиотеки. Предметы искусства не имеют для них никакой цены, как и для городской массы.
XI Три года длится бойня в Европе. Плохо всем. В 20 в гуманизм забыт, обсмеян. Людей. Которые верили во всеобщее братство объявили безумцами: Христа, Льва Толстого, Франсиска Азисского и т.д. Ради несколько верст земли народы Европы живут несколько лет в крови. Для тех, кто это затеял, нет ни бога, ни черта. Верящие в победу разума над безумство должны крепиться. Разум победит.
XII Говорит честный присяжный поверенный: - все как и раньше – незаконные аресты, матери-сестры жалуются и т.д. В этой области нет изменений к лучшему. А горький боится худшего. Теперь чиновник кадет или октябрист встает перед арестантом – как его органический враг, никакой милость и либерализма. С точки зрения партии – это вполне уместно, но по-человечески – гнусно.
XIII А ВОТ ЭТО – ХОРОШО! В грязнененькой уличной газете – кто-то напечатал впечатления от поезднки в царское село. Статья о том, как Романов пилит дрова, а его дочери копаются в огороде. Есть такое место. Матрос подвозит в качалке Александру Федоровну. Она похудевшая, осунувшаяся, во всем черном. Медленно с помощью дочерей выходит из качалки и идет, сильно прихрамывая на левую ногу. - Вишь заболела, - замечает кто-то из толпы, - обезножила. - Гришку бы ей сюда, живо бы поздоровела…. Глушит оглушительный хохот. Хохотать над больным - занятие хамское и подленькое. Хохочут русские люди, кот пять месяцев назад еще трепетали перед Романовыми. Но дело не в том…, а в том, что статейка подписана еврейским именем Иос. Хейсин. Я считаю нужным напомнить господину Хейсину нсколько строк…: Утащили в вагоне чемодан. Вор оказался поляком. Но не сказали, что украл поляк, а сказали – вор. Другой раз похититель оказался русским. Но и на этот раз в краже обвинили вора, а не русского. Но если бы чемодан оказался в руках еврея, то было бы сказано: украл еврей, а не просто вор. Едва ли найдется человек, кот по поводу сказ обвинит меня в антисемитстве.
Я считаю, что нигде не требуется столько такта и чутья, как в отношении русского к еврею и еврея к описанию русской жизни. Одна ошибка, сделанная на потеху улице, может принести вред не только одному злому или глупому еврею, но и всему еврейству.
XIV Вот уже две недели люди грабят погреба, пьют как свинье и режут друг друга. Если бы все выпитое продать Швеции, мы бы могли получить золото, лекарство и т.д. Пьяницы не боятся угроз и продолжают грабить товар который давно можно было реквизировать и выгодно для всей нации продать. В «Правде» пишут о пьяных погромах буржуев – это провокация. Это русских бунт без участия социалистов по духу и психологии.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|