|
Цепь химических превращений с определением типов реакцийДля каждого превращения сначала определить тип реакции и «рвущиеся» связи. Затем определить «места» замещения, отщепления или присоединения атомов реагирующих молекул, показать себестрелками места замещения или присоединения, а обводами – уходящие пары атомов. Из этого сразу становится понятен вид продукта реакции: Здесь использованы: главные химические свойства классов органических соединений (реакция замещения для алканов, вицинального присоединения для непредельных углеводородов), реакции получения дополнительных связей вицинальным отщеплением и правило неустойчивости енолов. 2. Схема реакций превращения (Вещество А → Вещество Б) Здесь необходимо предложить последовательную серию химически реальных реакций, используя химические свойства и способы получения органических соединений конкретных классов: 1) выявить различия исходного и конечного соединений – по составу, по классу и по структуре; 2) спланировать реакции в противоположной последовательности (от требуемого соединения к предыдущему) – от способа получения класса соединения продукта к возможному классу предыдущего вещества. И так проследить цепь превращений до исходного (заданного) соединения; 3) написать соответствующие реакции с указанием условий их реализации.
Пример Из этилена и 1-хлорпропана получить изопропилбензол. . Из сопоставления состава и структуры исходных веществ и продукта реакции следует: 1) предстоит получить бензол (это можно сделать тримеризацией ацетилена, который предварительно получить из этилена); 2) «привязать» изопропиловый радикал к бензольному кольцу (синтезом Вюрца–Фиттига или Фриделя–Крафтса). Сначала необходимо «переделать» хлористый пропил в хлористый изопропил. Решение ; ; ; ; 5) Второй вариант выхода на «нужный» изопропилбензол – реакция фенилирования алкена: 3. Установление структуры органического вещества 1.Сначала – изомерный прогноз – построить все возможные изомеры заданного состава. 2.В соответствии с химическими свойствами исключать те изомеры, которые хотя бы одного из заявленных свойств проявлять не могут. 3.Ответом является тот изомер, который имеет все декларированные химические свойства.
Пример Арен состава С9Н8: 1) присоединяет 2 Br2; 2) реагирует с [Ag(NH3)2]OH; 3) при окислении дает бензойную кислоту.
Решение 1.По составу (в сравнении с С n H2 n –6, т. е. С9Н12) данный арен имеет в боковых заместителях три С и две дополнительные связи:
2.Поскольку при окислении арен образует бензойную кислоту, а не фталевую, у него в структуре – один заместитель, следовательно, изомеры (1), (2) и (3) исключаются, хотя все три реагируют с [Ag(NH3)2]OH (имеют ацетиленидный водород).
Ответ [3-фенилпропин-1] (5).
Подтверждение 4. Различить изомеры Здесь необходимо подобрать и провести серию одинаковых реакций с данными соединениями до проявления различных внешних эффектов. Вещество, которое дает внешний эффект в результате такой серии реакций, и будет ответом на вопрос. Пример Различить [1,4-дибромбутан] и [1,2-дибромбутан]. 1-й способ: 2-й способ: Разделение смеси органических веществ Разделить можно: (а) твердое вещество и жидкость; (б) газ и жидкость. Решение проблемы разделения смеси двух веществ (А + Б) сводится к подбору реагента В, который реагирует с одним компонентом смеси (с веществом А) и не реагирует с другим (Б): (а) (А + Б) + р-р В → АВ↓ + р-р Б; (б) (А + Б) + р-р В → р-р АВ + Б↑. Если нужно выделить компоненты смеси в чистом виде, реагент В должен «позволять» регенерировать вещество А. Пример. Разделить смесь (СН4 + С2Н4 + С2Н2). 1. Смесь газов пропускается через раствор реактива Толленса: [Ag(NH3)2]OH + (CH4 + C2H4 + C2H2) → (CН4 + C2H4)↑ + AgC≡CAg↓ + NH4OH 2. Смесь (CH4 + C2H4) – через раствор бромной воды: р-р Br2 + (CH4 + C2H4) → CH4↑ + C2H4Br2 (в р-ре) Впоследствии (при необходимости) можно регенерировать компоненты исходной смеси: (а) AgC≡CAg↓ + 2 HCl(aq) → 2 AgCl↓ + HC≡CH↑; (б) .
Тема 2. АЛКАНЫ, ЦИКЛАНЫ И АЛКЕНЫ: Задание 1 Осуществить следующие превращения. Указать типы реакций. Назвать (по [М.н.]) органические вещества: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.
15.
Задание 2 Варианты синтезов; превращений одних веществ в другие; установление структуры углеводородов по составу и их химическим свойствам (по качественным реакциям, по видам продуктов озонолиза и окислительного крекинга). Примечание: начинать ответ о возможной структуре с изомерного прогноза, привести все возможные изомеры данного состава и обосновывать несоответствие «убираемых» структур заявленным химическим свойствам. Для установленной структуры написать соответствующие химические реакции. 1. Какова структура алкена, озонолиз которого дал продукты: ? 2. Предложите вариант синтеза [2,3-диметилбутен-2] из пропана. 3. Установите структуры изомеров А и Б состава С4Н8, если они оба обесцвечивают бромную воду; А – обесцвечивает кислый раствор KMnO4 и образует продукт Б – не обесцвечивает кислый раствор KMnO4 и не имеет в струк- 4. Предложите вариант превращения [бутен-1] → [бутен-2]. 5. Предложите вариант синтеза тетраметилэтилена из пропана. 6. Каковы структуры изомеров А и Б состава С6Н12, если при озонолизе: 7. Предложите вариант синтеза [3,4-диметилгексан] из н -бутана. 8. Какова структура алкена, при жестком окислении которого образуется 9. Предложите вариант синтеза н -гексана из пропана. 10. Превратите [пентен-1] → [пентен-2]. 11. Какие структуры трех изомеров состава С5Н10 возможны, если все они обесцвечивают бромную воду, не обесцвечивают кислый раствор KMnO4 и имеют в структуре группу СН3? 12. Установите структуры изомеров А и Б состава С4Н8, если при их озонолизе 13. Предложите вариант синтеза [3,4-диметилгексен-3] из н -бутана. 14. Определите состав и структуру алкена, при жестком окислении которого образуется . 15. Превратите [3-метилбутен-1] → [2-метилбутен-2].
Тема 3. АЛКИНЫ, АЛКАДИЕНЫ И ЦИКЛОАЛКЕНЫ: Задание 1 Построить по два изомера алкинов, диенов и циклоалкенов заданного состава. Назвать каждый по [М.н.], а для алкинов и (Р.н.). 1. СН3 – С ≡ С – С(СН3)3. 2. . 3. С7Н12. 4. [3,3-диметилпентадиен-1,4]. 5. [3-метилгексин-1]. 6. [1,3-диметилциклобутен-1]. 7. СН3 – С = СН – СН – СН = СН2. | | СН3 СН3 8. С9Н16. 9. [октадиен-2,6]. 10. [гептин-3]. 11. [1,2-диметилциклопентен-1]. 12. [4,5-диметилгексадиен-2,3]. 13. [4,5-диметилциклогексен-1]. 14. (диизопропилацетилен). 15. (изобутилацетилен). Задание 2 Осуществить следующие превращения. Указать типы реакций. Назвать (по [М.н.]) органические вещества. 1. 2. 3. 4. Напишите реакции присоединения одной молекулы Br2 к углеводородам: а) [2-метилгексадиен-1,4]; б) [2-метилгексадиен-2,4]; в) [3-метилгексин-1]. 5. 6. 7. Напишите реакции присоединения по одной молекуле Cl2 к углеводородам: а) [пентадиен-1,4]; б) [пентадиен-1,3]; в) [пентин-2]; г) [1-хлорциклогексен-2].
8. 9. 10. Напишите реакции для [бутин-1]: а) тримеризации; б) димеризации; в) гидратации (по Кучерову). 11. Для [3-метилпентин-1] напишите реакции, назовите продукты: а) гидратации (по Кучерову); б) с Br2; в) с НСl; г) с NaNH2; д) с [Cu(NH3)2]Cl; е) диенового синтеза с соединением [бутадиен-1,3]. 12. Напишите реакции присоединения по одной молекуле Br2 к углеводородам: а) [2-метилпентадиен-1,4]; б) [2-метилпентадиен-2,4]; в) [3-метилпентин-1]; г) [циклопентен]. 13. 14. 15. Напишите реакции присоединения по одной молекуле Br2 к углеводородам: а) [2-метилпентадиен-1,4]; б) [2-метилпентадиен-1,3]; в) [3-метилпентин-1]; г) [циклогексен]. 16. Задание 3 Варианты синтезов; превращений одних веществ в другие; установление структуры углеводородов по составу и их химическим свойствам. 1. Как различить изомеры [бутин-1] и [бутадиен-1,3]? Напишите соответствующие уравнения реакций. Назовите вещества. 2. При помощи каких реакций можно различить пропилацетилен и диэтилацетилен? Как разделить эти соединения и выделить их в чистом виде? Напишите соответствующие уравнения реакций. 3. Предложите вариант превращения [бутин-1] → [бутин-2]. 4. Назовите продукт реакции диенового синтеза: 5. Назовите продукт реакции диенового синтеза: ? 6. Из ацетилена и бромэтана получите [ н- гексан]. 7. При помощи каких реакций можно различить [бутен-2] и 8. Какими реакциями можно различить: (а) [бутин-1]; (б) [бутин-2]; (в) [бутадиен-1,3]? 9. Какой продукт диенового синтеза получится по реакции 10. При помощи каких реакций можно различить изомеры: [4,4-диметилпентин-2] и [4,4-диметилпентин-1]? Как разделить эти соединения и выделить их в чистом виде? Напишите соответствующие реакции. 11. Получите дивинил с промежуточным образованием винилацетилена. 12. Какой продукт диенового синтеза получится по реакции 13. Предложите вариант превращения ацетилена в [2-хлорбутадиен-1,3]. 14. Для [2-метилпентадиен-1,3] напишите реакции диенового синтеза: а) с СН2 = СН – СN; б) СН ≡ С – С = О. | ОН 15. Определите структуру С5Н8, если он: а) присоединяет две молекулы Br2; б) не реагирует с [Ag(NH3)2]OH; в) гидратируется до [пентанон-3].
Тема 4. АРЕНЫ: Номенклатура, изомерия, Задание 1 Построить структурные формулы изомеров аренов по заданной Б.ф. или структурной формуле; назвать все соединения. 1. Приведите четыре изомера аренов состава С9Н8. 2. Приведите четыре двузамещенных бензола состава С10Н12. 3. Приведите Б.ф. и еще три двузамещенных арена этого состава с алифатическими радикалами. 4. Приведите Б.ф. и еще четыре двузамещенных арена этого состава. 5. Приведите Б.ф. и еще четыре трехзамещенных арена этого состава с алифатическими радикалами. 6. Приведите четыре трехзамещенных бензола состава С11Н14. 7. Приведите Б.ф. и еще четыре двузамещенных арена этого состава с алифатическими радикалами. 8. Приведите Б.ф. и еще четыре изомера аренов этого состава. 9. Приведите четыре изомера аренов состава С10Н12. 10. Приведите Б.ф. и еще три трехзамещенных арена этого состава с алифатическими радикалами. 11.
Приведите еще по два изомера аренов каждого состава. 12. Приведите Б.ф. и четыре изомера аренов с алифатическими радикалами. 13. Приведите Б.ф. и еще четыре двузамещенных арена этого состава. 14. Приведите еще четыре изомера аренов этого состава. 15. Приведите четыре трехзамещенных арена состава С11Н14.
Задание 2 Осуществить следующие превращения. Указать типы реакций. Органические вещества назвать по [М.н.]. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
11. 1. Имея в качестве исходных толуол, Cl2 и KMnO4 (Н+), с помощью последовательных реакций получите: а) ортохлорбензойную кислоту; б) метахлорбензойную кислоту. 2. Напишите реакции окисления: а) толуола; б) кумола; в) парадиэтилбензола; г) нафталина. 12. 13. 14. 15. Задание 3 Варианты синтезов и превращений одних веществ в другие. Установление структуры аренов по Б.ф. и набору химических свойств. 1. Установите структуру арена состава С9Н8, если он: а) при окислении дает бензойную кислоту; б) не реагирует с [Ag(NH3)2]OH; в) присоединяет две молекулы Br2. 2. Какова структура арена состава С9Н10, если он: а) при жестком окислении дает бензойную кислоту; б) обесцвечивает бромную воду; в) при мягком окислении образует [3-фенилпропандиол-1,2]? 3. Укажите типы реакций. Назовите вещества. 4. Укажите типы реакций. Назовите вещества. 5. Предложите вариант синтеза п-изопропилтолуола исходя из толуола и [1-хлорпропана]. 6. Какую структуру имеет диметилбензол, если полученная его окислением бензолдикарбоновая кислота имеет единственное моно – Cl-производное? 7. Какую структуру имеет диметилбензол, если полученная его окислением бензолдикарбоновая кислота имеет три моно – Cl-производных? 8. Укажите типы реакций. Назовите вещества. 9. Как различить изомеры: ? 10. Предложите вариант синтеза паравторбутилтолуола исходя из толуола и [1-хлорбутана]. 11. Имея бензол, метан, хлор и металлический натрий, получите этилбензол. Напишите соответствующие реакции. 12. Какова структура арена состава С9Н10, если он: а) при жестком окислении дает бензойную кислоту; б) обесцвечивает бромную воду; в) при мягком окислении образует [1-фенилпропандиол-1,2]? 13. Имея бензол, хлор и азотную кислоту, получите: а) парахлорнитробензол; б) метахлорнитробензол. 14. Предложите вариант синтеза стирола (винилбензола) исходя из толуола и метана. 15. Какие углеводороды можно получить при действии избытка СН3Сl на бензол в присутствии AlCl3? Назовите промежуточный и конечный продукты.
Тема 5. ГАЛОГЕНОПРОИЗВОДНЫЕ Задание 1 Осуществить следующие превращения. Указать типы органических реакций. Назвать органические вещества по [М.н.]. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.
14. 15.
Задание 2 Варианты синтезов различных углеводородов через галогениды и превращений одних веществ в другие. 1. Осуществите превращения: 2. Предложите вариант синтеза (через галогениды) [1,3,5-триметилбензола], имея: ацетилен, метан, Cl2, NaNH2 и активированный уголь. 3. Предложите вариант синтеза [бутадиин-1,3] из ацетилена. 4. Предложите вариант синтеза параизопропилтолуола исходя из толуола и [пропана]: а) по Вюрцу–Фиттигу; б) по Фриделю–Крафтсу. 5. Предложите схемы превращений: . 6. Предложите схемы превращений: . 7. С помощью каких реакций можно различить изомеры: пара-хлортолуол и хлористый бензил? 8. Предложите схему превращения бензола в [3,4-дихлорбензойную кислоту], имея: бензол, метан, Cl2, раствор KMnO4 (H+) и katal [AlCl3]. 9. Предложите вариант синтеза ортодиэтилбензола исходя из бензола и метана (есть Cl2 и металлический Na). 10. С помощью каких реакций можно различить изомеры: [1,4-дибромбутан] и [2,3-дибромбутан]? 11. Предложите вариант синтеза винилбензола из бензола и метана. 12. Предложите вариант синтеза диацетилена ([бутадиин-1,3]) из этилена. 13. Предложите вариант синтеза парадиэтилбензола из бензола и метана. 14. Предложите схему превращения: 15. С помощью каких реакций можно различить дибромбутаны: [1,2-дибромбутан] и [2,3-дибромбутан]?
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ Методические указания I. Правила номенклатуры описаны в теме 1 (стр. 5–12), общая схема [М.н.] приведена на стр. 10.Названия функциональных групп (основные и заместительные) приведены в табл. 3 (стр. 8–9). Для низших спиртов широко используются их наименования по названию радикала, с которым связана ОН-группа: этиловый спирт, вторбутиловый и т.д. Тривиальные названия низших карбоновых кислот, их солей и сложных эфиров приведены в табл. 5 (стр. 51–52). Они же используются при (Р.н.) радикальных производных кислот; например: Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|