Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мягкие повязки на отдельные области тела.





ВВЕДЕНИЕ

Оказание первой медицинской помощи, в том числе и доврачебной, - долг каждого медицинского работника независимо от его специальности. От пра­вильно оказанной доврачебной помощи зависит не только исход заболевания или травмы, но нередко и жизнь пострадавшего или больного. Уклонение от выполнения этих профессиональных обязанностей влечет за собой дисципли­нарную или уголовную ответственность.

Руководство составлено с целью облегчить освоение основных методов оказания доврачебной помощи при несчастных случаях и острых заболеваниях. Для того, чтобы овладеть навыками оказания доврачебной помощи, необходимо знание основ хирургической службы: асептика, антисептика, переливание крови и кровозаменителей и т.п. В руководстве изложены основные приемы реанима­ции, методы временной остановки кровотечения, наложения повязок, тран­спортной иммобилизации, оказания первой помощи при острых и тяжелых за­болеваниях и различного рода отравлениях.

Оказывая первую помощь необходимо помнить, что это только начало ле­чения, что первая помощь очень важна, но не может заменить квалифицирован­ных действий врача - специалиста, следовательно следующая задача доставить пострадавшего в лечебное учреждение с наименьшим ущербом для его здоровья.

Руководство составлено с учетом программы по оказанию первой меди­цинской помощи для студентов лечебного и фармацевтического факультетов медицинских и ВУЗов.

 

© Составители, 2001 ©РязГМУ, 2001

 

Тема: Вводное занятие. (2,5 часа)

Актуальность темы: Приступая к изучению темы, студенты должны повторить основные современного законодательные акты, регламентирующие работу медицинского подразделения.

 

Цели самоподготовки:

После изучения данной темы:

Студенты должны усвоить основные положения и законодательные акты, регламентирующие работу хирургического подразделения стационара, работу его в пределах клиники и взаимодействие со смежными подразделениями.

 

Исходный уровень знаний: Приступая к изучению темы, студенты должны повторить основные законодательные акты, регламентирующие гуманное отношение к больному.

План изучения темы:

1. Изучите цели самоподготовки

2. Изучите рекомендуемую литературу.

3. Ответьте на контрольные вопросы.

4. Подготовьте не понятные для вас вопросы.

5. Решите ситуационные задачи и тесты.

Содержание занятия:

Понятие о хирургии. Краткая история хирургии. Основные виды хирургической патологии: повреждения, приобретенные и врожденные заболевания. Многообразие и продолжающаяся дифференциация хирургических специальностей. Открытия хирургического обезболивания, антисептики и асептики как принципиально новый этап развития хирургии. История Российской хирургии, ее место и взаимосвязи с ведущими хирургическими школами мира. Основные хирургические школы ВУЗа.

Поликлиника – это амбулаторное лечебно -профи­лактическое учреждение, в составе которого имеются врачебные кабинеты по основным и узким клиническим профи­лям.

Амбулатория – это внебольничное врачебное учреж­дение с 1—3 (не более 5) врачами, которое служит для оказания помощи населению небольшого поселка город­ского типа, небольшого промышленного предприятия или сельского участка.

Диспансер – это особое специализированное уч­реждение амбулаторного типа, осуществляющее всю ра­боту по диспансерному методу

Клиника – это лечебно-профилактическое учреждение, в котором, кроме стационарного лечения больных, прово­дится преподавательская и научно-исследовательская работа.

Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии. Структура хирургического стационара. Понятие о лечебно-охранительном режиме. Размещение, планировка, функционирование подразделений. Значение этих факторов в рациональной организации труда и профилактике госпитальной инфекции.

Асептика - комплекс мер, предпринимаемых для предупреждения попадания микробов в рану во время операций, диагностических и лечебных манипуляции. Даже процедуры, не сопряженные с нарушением целостности покровов, должны выполняться асептично. Асептика начинается с гигиены; влажная уборка помещений, чистота одежды персонала (при приходе на работу обязательно надо переодеваться), больничного белья. Особое значение имеет уход за руками. Грязную домашнюю работу надо делать в перчатках, не допускать длинных ногтей, не заострять их. От частого мытья, обработки щетками кожа рук становится тонкой, чувствительной и поэтому требует смягчения кремами, увлажнения смягчающими растворами. Кремами надо пользоваться дома, а на посту целесообразно иметь жидкость, состоящую из равных частей спирта, глицерина и воды: она не имеет запаха, быстро высыхает. Прическу полностью укрывают шапочкой или косынкой. Ношение маски (4...6 слоев марли), обязательно прикрывающей рот и нос, ограничение разговоров и хождений в перевязочной и процедурной уменьшают возможность выделения микробов из носоглотки (брызги слюны, кашель, чиханье, сморкание) и осаждения из воздуха. Непременное сочетание асептики с антисептикой образует неразрывную систему.

Антисептика - комплекс мероприятий по ограничению и уничтожению попавшей в рану инфекции. Различают механические, физические, химические и биологические методы антисептики. Особое значение в практике хирургического отделения имеет химическое обеззараживание инструментов, предметов ухода, а также кожи, ран, инфицированных полостей.

Обработка рук медицинского персонала. В основе всех предложенных методов лежит дубление кожи или дубление с предварительным механическим очищением и обеззараживанием.

Стерилизация инструментов. В настоящее время принято пользоваться централизованной стерилизацией. Весь стерильный материал и белье в отделение доставляют в боксах из центральной стерилизационной (автоклавной).

К обязанностям палатной медицинской сестры относятся:

1. при поступлении больного в отделение проверяет качество санитарной обработки больного,

2. при необ­ходимости участвует в перекладывании его с носилок на койку или сопровождает его до кровати;

3. знакомит поступивших больных с правилами внут­реннего распорядка и режимом отделения,

4. производит контроль за соблюдением их; следит за санитарным состоянием в палатах, ре­гулярностью их проветривания (в 7—8 ч, 14—15 ч, 21 — 22 ч) и температурой воздуха (не ниже 18—20°С);

5. контролирует выполнение больными правил личной гигиены и регулярность смены постельного и нательного белья; участвует в обходе врача, информирует его о со­стоянии больных и выполнении ими режима;

6. в экстренных случаях оказывает доврачебную неотложную помощь; собирает биологический материал для отправки в лабораторию (мочу, мокроту, кал и т. д.);

7. готовит больных к различным исследованиям и транспортирует их в диагностические кабинеты;

8. следит за исправным содержанием медицинского оборудования и мебели;

9. следит за соблюдением лечебного питания боль­ных, производит контроль за продуктами; проводит санитарно-просветительную работу среди больных.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о хирургии.

2. Краткая история хирургии.

3. Основные виды хирургической патологии.

4. Основные хирургические школы ВУЗа.

5. Клиническая гигиена окружающей среды в хирургии.

6. Структура хирургического стационара.

7. Понятие о лечебно-охранительном режиме.

8. Размещение, планировка, функционирование подразделений.

Перечень медицинских терминов:

1. Хирургия

2. Всемирная медицинская ассоциация

3. Здоровье

4. Болезнь

5. Больница

6. Больной

7. Первая медицинская помощь

8. Безопасность пациента

9. Права пациента

10. Реанимация

11. Врачебное свидетельство о смерти

12. Гигиена

13. Реабилитация

14. Прогноз восстановления функций

15. Качество жизни

16. Качество медицинской помощи

17. Поликлиника

18. Амбулатория

19. Диспансер

20. Клиника

21. Асептика

22. Антисептика

Тема: Этика, деонтология в хирургии. (2,5 часа)

Актуальность темы: Прежде чем приступать к работе в стационаре каждый медицинский работник должен ознакомиться с основными представлениями медицинской этики и деонтологии. Неукоснительное соблюдение их норм должно сопровождать любую повседневную деятельность в стационаре.

Цели самоподготовки:

После изучения данной темы:

Студенты должны усвоить основные положения врачебной этики и деонтологии, научиться беспрекословно и неукоснительно следовать им во время учебного процесса в пределах стационара.

 

Исходный уровень знаний: Приступая к изучению темы, студенты должны повторить основные законодательные акты, регламентирующие гуманное отношение к больному.

План изучения темы:

1. Изучите цели самоподготовки

2. Изучите рекомендуемую литературу.

3. Ответьте на контрольные вопросы.

4. Подготовьте не понятные для вас вопросы.

5. Решите ситуационные задачи и тесты.

Содержание занятия:

Медицина и врачевание во все времена были основаны на сплаве специальных знаний, умений и этических положений. Последние, начиная примерно с середины XIX столетия, обозначались понятием «деонтология врача (или медицинского работника)», или «этика и деонтология врача (медицинского работника)» (деонтология — от греч. «деон» — должное и «логос» — учение). Термин введен в обиход в начале XIX века английским философом Бентамом как название учения о профессиональной этике. Медицинская, или врачебная деонтология — часть этого учения, причем часть, пожалуй, наиболее развитая, полно разработанная и активно исследуемая. Обычно деонтологию определяли как учение о принципах поведения медицинского персонала, направленных на всемерное повышение полезности лечения и устранение вредных последствий неполноценных медицинских знаний, действий и т. д.

Во второй половине ХХ столетия в медицине произошли качественные изменения в связи с развитием высоких технологий, что привело к большим достижениям биологии и генетики. Врачевание поднялось на более высокую ступень, медицине стало доступно недоступное ранее. Возросло ее могущество. Взаимоотношения врача и больного все больше стали уподобляться взаимоотношениям деловых людей. В настоящее время деонтология уступает место биомедицинской этике — учению, отражающему современное развитие биологии и медицины, новые направления и почти фантастические достижения этих наук, новые технологии и грани, которых не было даже еще в 70-х годах ХХ столетия, и связанные с этим морально-правовые проблемы.

В основе медицинской профессии лежит и ува­жение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества (осмысленно­сти) жизни. Для медицинского работника любая жизнь обладает одинаковой ценностью, она свя­щенна. Принцип качества жизни часто противопос­тавляется принципу ее священности, хотя это недо­пустимо. Страдающий неизлечимой болезнью паци­ент может решить, стоит ли ему продолжать лече­ние, только продлевающее его мучения. Однако ме­дицинский работник не может сам, без участия па­циента, решить эту проблему. Непричи­нение вреда, зла, ущерба здоровью пациента — пер­вейшая обязанность каждого медицинского работ­ника. Пренебрежение этой обязанностью в зависи­мости от степени ущерба здоровью больного может стать основанием для привлечения врача или медсе­стры к судебной ответственности.

Медицинская этика требует от специалиста не только непричинения зла, но и свершения благодея­ний. "В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного", — говорится в Клятве Гиппо­крата.

Благодеяние — моральный долг медицинских ра­ботников, основа деонтологии (учение о должном). Долг, должность и должное — слова одного корня, хотя каждый понимает их по-своему.

Благодеяние в медицине может иметь различные формы. Это не только умело проведенная операция, назначение эффективного лекарства, старательный уход за больным. Благодеянием могут быть и проду­манные рекомендации, касающиеся образа жизни пациента, вовремя сделанная прививка против ин­фекционной болезни, борьба за чистоту воздуха в районе, акции протеста против военных конфлик­тов (движения "Врачи мира против ядерной войны", "Врачи мира против насилия", "Врачи без границ" и др.).

В известной книге В. В. Вересаева "Записки врача" есть такие строки: "Ко мне приходит прачка с экземою рук, ломовой извозчик с грыжею, пря­дильщик с чахоткою; я назначаю им мази, порошки и пелоты — и неверным голосом, сам стыдясь ко­медии, которую разыгрываю, говорю им, что глав­ное условие для выздоровления — это то, чтобы прачка не мочила себе рук, ломовой извозчик не поднимал тяжестей, а прядильщик избегал пыльных помещений. Они в ответ вздыхают, благодарят за мази, порошки и объясняют, что дела своего они бросить не могут, потому что им нужно есть... Врач, — если он врач, а не чиновник врачебного долга, — должен прежде всего бороться за устранение тех ус­ловий, которые делают его деятельность бессмыс­ленною и бесплодною...".

Обычно рассматриваются несколько основных моделей взаимоотношений между врачом и больным — патерналистская, коллегиальная, инженерная и др.

Контрольные вопросы:

1. Понятие о деонтологии.

2. Понятие о биомедицинской этике.

3. Основные законодательные акты, регламентирующие гуманное отношение к больному.

4. Основные модели взаимоотношений врача и пациента.

5. Проблема эвтаназии.

6. Репродуктивные технологии.

7. Проблема абортов.

8. Медицинский эксперимент.

 

Перечень медицинских терминов:

1. Деонтология.

2. Этика.

3. Эвтаназия.

4. Аборт.

5. Клонирование.

Тема: Десмургия. (2,5 часа)

Актуальность темы: Умение накладывать повязки в хирургии является обязательным. Наложение повязки необходимо на любую случайную рану, после любого оперативного вмешательства, для фиксации поврежденной конечности, исправления порочного положения и т. п.

Знание и умение наложить повязку по показаниям при ранении и любоё другой травме позволит избежать непредвиденных осложнений и ускорит выздоровление больного.

Цели самоподготовки:

После изучения данной темы:

Студенты должны знать правила наложения повязок и уметь их накладывать.

 

Исходный уровень знаний: Приступая к изучению темы, студенты должны повторить анатомию и физиологию человека.

План изучения темы:

1. Изучите цели самоподготовки

2. Изучите рекомендуемую литературу.

3. Ответьте на контрольные вопросы.

4. Подготовьте не понятные для вас вопросы.

5. Решите ситуационные задачи и тесты.

Содержание занятия:

Десмургия - это учение о повязках, их применении и правилах наложения. Тер­мин "повязка" применим для обозначения всего того, что накладывается на ра­невую поверхность или вообще на пораженную часть тела с целью лечения. Кроме того, повязка предназначается для закрепления или удержания на необ­ходимый срок перевязочного материала.

Виды повязок.

1. Обыкновенные повязки, защищающие рану от вредных воздействий, удержи­вающие перевязочный материал и лекарственные препараты.

2. Давящие повязки, создающие постоянное давление на какой - либо участок тела (чаще применяется для остановки кровотечения).

3. Иммобилизирующие повязки, обеспечивающие необходимую неподвижность поврежденной части тела.

4. Повязки с вытяжением, создающие постоянное вытяжение. -

5. Корригирующие повязки - исправляющие неправильное положение ка­кой - либо части тела.

Все материалы, соприкасающиеся с раной, должны быть стерильными.

Различают два вида повязок - мягкие и твердые. К мягким относятся клее­вые, косыночные, бинтовые, контурные и сетчато - трубчатые. Твердые повязки накладываются с использованием жесткого материала: дерева, мела или мате­риала, обладающего способностью затвердевать: гипс, пластмассы, крахмал, клей.

Мягкие повязки.

Мягкие повязки применяются с целью удержания стерильной, пропитан­ной лекарственными веществами марли, ваты и т.п. в области раны или другого очага поражения.

Клеевые повязки применяются в основном для защиты раны от внешней среды после наложения шва, при этом фиксируются они с помощью клея. Чаще используется клеол, коллодий, липкий пластырь.

Техника наложения клеевой повязки проста. На рану накладывается сте­рильная марля, сложенная в несколько слоев. В случае использования клеола кожа вокруг марли смазывается клеем. Марлевую салфетку в натянутом состоя­нии прикладывают к нанесенному слою клея и удерживают некоторое время. При использовании коллодия клей наносится поверх натянутой салфетки. Пере­вязочный материал может удерживаться и полосками липкого пластыря - липкопластырная повязка. Небольшая раневая поверхность может быть закрыта бактерицидным лейкопластырем, содержащим на внутренней поверхности анти­септическое вещество.

Косыночные повязки накладываются с использованием косынок - куска материи (марли) в виде треугольника. Косыночную повязку можно наложить практически на любую часть тела. Фиксируется косыночная повязка путем свя­зывания концов или с помощью булавки.

Пращевидные повязки делаются из кусков бинта или полоски материи длиной до 80 см. С обоих концов полоску разделяют продольно, оставляя целой среднюю часть необходимой длины (от 10 до 20 см). Эту часть полоски накла­дывают на поврежденную область в поперечном направлении. Разрезанные кон­цы с каждой стороны перекрещиваются и связывают таким образом, чтобы нижние полоски шли на верх, а верхний - вниз.

Сетчато - трубчатые повязки. В настоящее время для фиксации лечебной повязки выпускается новый вид перевязочного материала - бинты эластические, сетчато - трубчатые из легкого растягивающего материала, имеющего форму ленты, представляющей собой рукав (трубку) различного диаметра. Они могут накладываться на любую часть тела, плотно облегают, не ограничивая движения в суставах и не вызывая расстройств кровотечения. Сетчато - трубчатые бинты выпускаются 7 размеров (от 1 до 7) для различных частей тела.

Бинтовые повязки накладываются с помощь марлевого бинта. Марлевый бинт обладает хорошей эластичностью и поэтому легко принимает форму бин­туемой части тела.

Правила бинтования.

В момент бинтования больному нужно придать наиболее удобное поло­жение, при котором не усиливается боль. Бинтуемая часть тела должна находит­ся в том положении, в котором она будет после наложения повязки. Конечности придается наиболее выгодное физиологическое положение, позволяющее после снятия повязки легко ликвидировать тугоподвижность в суставе. Накладывая повязку, надо следить за выражением лица больного и не причинять ему своими движениями новых болевых ощущений. Бинтовать следует двумя руками, попе­ременно осуществляя то одной, то другой рукой вращения скатки бинта вокруг бинтуемой части тела, свободной рукой расправляя туры бинта.

Во время наложения повязки бинт необходимо развертывать слева напра­во. Каждый последующий тур должен закрывать 1/2 или 2/3 ширины предыдущего. Наложенная повязка не должна вызывать нарушение кровообра­щения в конечности, которое проявляется ее побяеднением ниже повязки, чувством онемения или пульсирующей боли. Такую повязку надо немедленно ис­править или наложить новую.

По способу наложения повязки делятся на круговые (циркулярные), спи­ральные, ползучие, восьмиобразные, колосовидные, черепашьи и др. Следует отметить, что бинтовая повязка на любом участке тела не может быть круговой или спиральной и т.д., так как легко смещается, поэтому она должна быть под­креплена восьмиобразными ходами бинта.

Круговая или циркулярная повязка наиболее простая форма бинтовой по­вязки. С нее начинают и ею заканчивают бинтование, реже ее применяют как самостоятельную на участках тела цилиндрической формы. При этом ходы бин­та, идущие слева направо, кольцеобразно покрывают друг друга полностью. Круговая повязка удобна при бинтовании небольших ран в области лба, середи­ны плеча, запястья, нижней трети голени.

Спиральная повязка используется, если надо забинтовать значительную часть тела. Начинают наложение повязки с нескольких фиксирующих туров. Спиральная повязка выполняется легко на участках конечности одинаковой толщины. При бинтовании конечности неодинаковой толщины (предплечье, го­лень, бедро) для плотного прилегания всех туров бинта необходимо осущест­влять перегиб бинта: в местах, где наиболее широкая часть конечности, боль­шим пальцем свободной руки прижимают нижний край последнего тура, бинт перегибают, при этом верхний край становится нижним.

Ползучая (змеевидная) повязка применяется главным образом для удержа­ния перевязочного материала на значительном протяжении конечности. Ползу­чую повязку начинают круговыми ходами бинта, которые затем переводят в винтообразные, от периферии к центру и обратно так, чтобы обороты бинта не соприкасались.

Восьмиобразная (крестообразная) повязка - повязка, при которой туры бинта накладываются в виде восьмерки, при этом ходы бинта несколько раз по­вторяются, а перекрест, обычно, расположен над пораженной областью. Каж­дый ход бинта покрывает 2/3 предыдущего, перекрещиваясь по одной линии. Эта повязка удобна при бинтовании частей тела с неправильной формой по­верхности (область затылка, кисть, промежность).

Если перекрест ходов происходит по одной линии, постепенно продвига­ясь вверх (восходящая повязка) или вниз (низходящая), покрывая на 2/3 предыдущие ходы, то такая повязка называется колосовидной, так как место пе­рекрестов напоминает колос. Обычно колосовидную повязку накладывают на область суставов.

Вариантом восьмиобразной повязки является также черепашья повязка, накладываемая обычно на область крупных суставов (локтевой, коленный). Она состоит из ходов бинта, перекрещивающихся на сгибательной стороне сустава и расходящихся в виде веера на разгибательной стороне.

Возвращающаяся повязка позволяет прочно фиксировать перевязочный материал на голове, культе конечности-, пальцах: туры бинта последовательно накладывают в перпендикулярном направлении, что достигается перегибом бинта под углом 90' и фиксированием области перегиба круговыми турами.

Твердые повязки.

Из твердых повязок в основном используются гипсовые повязки. Для на­ложения гипсовой повязки применяются гипсовые бинты. Гипс - это сернокис­лая известь, при смешивании с водой обладает свойствами застывать и превра­щаться в твердую массу.

Если гипс намочить горячей водой, он затвердевает быстрее, если холод­ной - то медленнее. Обычно для смачивания бинтов употребляют воду темпера­туры +30 +35'С. Для изготовления гипсовых бинтов используются марлевые бинты длиной не более 3 м. На раскатанный на столе конец бинта (до 1м) насы­пают гипс и втирают его ладонью в бинт ровным слоем. Излишек гипса удаля­ют, нагипсованную часть бинта рыхло складывают, затем раскатывают бинт дальше, продолжая втирать гипс. Складывая нагипсованные бинты в полосы, можно изготовить лангеты необходимой длины и толщины.

Приступая к наложению гипсовой повязки, необходимо придать повреж­денной конечности анатомически правильное положение. Нагипсованный бинт берут двумя руками за оба конца и опускают в таз с водой в горизонтальном положении до полного промокания, о чем свидетельствует прекращение выделения пузырьков воздуха. Смоченный бинт вынимают из воды, быстро и осторожно отжимают. Циркулярную гипсовую повязку накладывают от периферии к цен­тру. Накладывающий повязку держит в одной руке смоченный гипсовый бинт, развертывая его по ходу бинтования без какого - либо натяжения, при этом каж­дый последующий ход бинта, ложась свободно, закрывает предыдущий на 2/3 его ширины. Другой рукой поглаживают (моделируют) каждый ход наложенно­го бинта.

При наложении гипсовой повязки следует соблюдать следующие правила:

1. Заранее приготовить все необходимое для наложения повязки.

2. Для достижения полного покоя, особенно при переломах, закреплять в — неподвижном положении пораженную часть и два ближайших сустава -один ниже, другой выше повреждения.

3. Костные выступы обертываются ровным слоем ваты. -

4. Если повязка накладывается на длительный срок, то конечность укладывается или в среднефизиологическое или в функционально выгодное положение.

5. Удерживать больную конечность в таком положении, которое облегчало бы правильное наложение повязки.

6. В момент наложения повязки ее надо поддерживать всей рукой, а не пальцами, так как последние могут вдавить незасохший гипс.

7. Тщательно следить, чтобы конечность не смещалась из первоначального положения, так как при образовании складок возможно сдавливание сосудов с последующим некрозом кожи и даже омертвением конечности.

8. Повязка не должна быть слишком тугой или слишком свободной.

9. Необходимо следить за повязкой до полного высыхания, проверить – не сместилась ли она, не сдавливает ли ткани, нет ли расстройств кровообращения.

10. После наложения гипсовой повязки произвести ее маркировку.
Различают следующие виды гипсовых повязок: лонгетная, лонгетно-циркулярная, мостовидная, воротник, кроватка.

При снятии гипсовой повязки ее надрезают гипсовым ножом вдоль или надпиливают пилой, а затем разрезают специальными ножницами так, чтобы не поранить кожу. Для облегчения снятия повязки ее смачивают по линии разреза раствором поваренной соли.

Контрольные вопросы:

1. Виды повязок.

2. Правила бинтования.

3. Повязки клеевые и косыночные.

4. Повязки на голову.

5. Повязки на шею.

6. Повязки на грудь.

7. Повязки на живот.

8. Повязки на конечности.

9. Виды гипсовых повязок.

10. Правила наложения гипсовой повязки.

Перечень медицинских терминов:

1. Десмургия.

2. Иммобилизация.

3. Коррекция.

4. Окклюзия.

5. Пращевидная повязка.

 

 

Тема: «Транспортировка больных». ( 2,5 часа)

Актуальность темы: Умение накладывать повязки в хирургии является обязательным. Выполнение транспортной иммобилизации необходимо при любой травме и на любую случайную рану, после любого оперативного вмешательства, для фиксации поврежденной конечности, исправления порочного положения и т. п. Знание и умение наложить повязку по показаниям при ранении и любоё другой травме позволит избежать непредвиденных осложнений и ускорит выздоровление больного.

Цели самоподготовки:

После изучения данной темы:

Студенты должны знать правила наложения повязок и уметь их накладывать.

 

Исходный уровень знаний: Приступая к изучению темы, студенты должны повторить анатомию и физиологию человека.

План изучения темы:

6. Изучите цели самоподготовки

7. Изучите рекомендуемую литературу.

8. Ответьте на контрольные вопросы.

9. Подготовьте не понятные для вас вопросы.

10. Решите ситуационные задачи и тесты.

Содержание занятия:

Иммобилизация — обездвиживание конечностей или других частей тела. Транспортная иммобилизация — временная профилактическая иммобилизация на период транспортировки пострадавшего до того лечебного учреждения, где будет оказана хирургическая помощь, и транспортная иммобилизация будет сменена на длительную, лечебную.

Транспортная иммобилизация осуществляется с помощью шин — специальных или импровизированных конструкций, аппаратов или простых вспомогательных средств.

При осуществлении транспортной иммобилизации следует придерживаться следующих основных правил:

1) При переломах необходимо выключение из подвижности по меньшей мере двух суставов (расположенных проксимально и дистально от места повреждения кости).

2) Конечность, за исключением специальных показаний (при повреждении сухожилий и эпифизов), фиксируется в среднефизиологическом функционально выгодном положении.

3) Желательно оставить открытыми дистальные отделы конечности для наблюдения за состоянием кровообращения и иннервации.

4) В зимнее время транспортные шины накладывают поверх одежды — профилактика дополнительного повреждения холодом.

Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение.

Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.

При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных.

Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече.

Переноску способом "на руках впереди" и "на плече" применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом "на спине". Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом "друг за другом". Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на "замке" из 3 или 4 рук.

Пострадавший свободной рукой может опираться на палку. При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше - на брезенте, плащ-палатке.

Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей.

В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.

Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.

Контрольные вопросы:

1. Способы транспортировки больных.

2. Транспортная иммобилизация. Цели, задачи, принципы выполнения.

3. Виды транспортной иммобилизации.

4. Современные средства транспортной иммобилизации.

Перечень медицинских терминов:

  1. Десмургия.
  2. Иммобилизация.
  3. Шина эластическая
  4. Шина вакуумная
  5. Шина пневматическая
  6. Шина складная
  7. Шина пластиковая
  8. Фиксирующий шейный воротник;
  9. Носилки вакуумные

10. Фиксатор головы

 

Тема: «Асептика и антисептика». ( 2,5 часа)

Актуальность темы: Человек постоянно соприкасается с огромным количеством микроорга­низмов, находящихся в окружающей среде, а также на коже, слизистых оболоч­ках. В обычных условиях микроорганизмы не вызывают каких - либо заболева­ний, т.к. защитные силы организма предупреждают их проникновение в ткани организма и развитие. Однако в случае какого - либо повреждения организма микробы могут проникать в ткани и вызывать различные патологические про­цессы, нередко тяжелые и даже приводящие к смерти больного.

Предупреждение попадания микроорганизмов в поврежденные ткани и борьба с ними, осуществляется с помощью комплекса мероприятий, получивших название "антисептика" и "асептика".

 

Цели самоподготовки:

После изучения данной темы:

Студенты должны знать правила асептики и антисептики.

 

Исходный уровень знаний: Приступая к изучению темы, студенты должны знать основы биологии, микробиологии и химии.

План изучения темы:

11. Изучите цели самоподготовки

12. Изучите рекомендуемую литературу.

13. Ответьте на контрольные вопросы.

14. Подготовьте не понятные для вас вопросы.

15. Решите ситуационные задачи и тесты.

Содержание занятия:

Антисептика - это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов в ране или создание условий, неблагоприятных для развития микро­бов.

Асептика - комплекс мероприятий, направленных на предупреждение по­падания микробов в рану.

При оказании первой медицинской помощи необходимо соблюдать пра­вила асептики и антисептики, т.е. оказывать помощь так, чтобы не увеличить заражение ран микробами.

В антисептике используются механические, химические и биологические способы. Механическая антисептика включает удаление из раны омертвевших, размозженных тканей, сгустков крови, чаще путем иссечения краев раны.

Физическая антисептика - это применение ультрафиолетового или лазер­ного облучения раны, дренирование с использованием гипертонических раство­ров, тампонов, турунд, трубок.

Химическая антисептика включает применение химических препаратов для уничтожения микробов или замедление их размножения.

Биологическая антисептика - это применение препаратов биологического происхождения для уничтожения микробов: антибиотиков, сывороток, вакцин и т.п.

Из химических антисептических веществ при оказании первой доврачеб­ной помощи применяются следующие препараты:

Раствор йода спиртовой 5% или 10% для обработки краев раны, смазыва­ния ссадин, царапин.

Спирт этиловый в виде 70% или 96% раствора для дезинфекции режущих инструментов, обработки рук и кожи в области раны.

Йодонат - препарат темно - коричневого цвета с запахом йода. Приме­няется в виде 1% раствора для обработки кожи вокруг раны, операционного по­ля, рук хирурга.

Хлорамин В - белый порошок, растворимый в воде с характерным запа­хом. Оказывает антисептическое и дезодорирующее действие. Применяются для дезинфекции рук, перчаток, инструментов в виде 0,5 - 2,0% раствора. Раствор разлагается в течении нескольких дней и теряет антисептические свойства.

Бриллиантовый зеленый применяется в виде 1% спиртового раствора для стерилизации инструментов, обработки ссадин, царапин.

Метиловый синий в виде 2% спиртового раствора, применяется с той же целью, но менее активен.

Хлоргексидин биглюконат - в виде 0,5% спиртового раствора (20% водный раствор, исходный препарат, разводят 70% этиловым спиртом 1:40) для обра­ботки рук, краев раны, операционного поля, быстрой (в течении 2 мин.) стери­лизации инструментов.

Фурациллин - кристаллический порошок желтого цвета, хороший анти­септик, применяется в растворах 1: 5000 для промывания гнойных ран, по­лостей, ожоговой поверхности. Антисептические свойства и спектр действия на микрофлору расширяется при добавлении в раствор фурацеллина, хлоргексиди-на биглюконата (на 500 мл раствора фурациллина 1:







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.