|
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА XVIII - НАЧАЛА XX ВЕКОВРеформы Петра I первой четверти XVIII в. положили начало модернизации российской цивилизации. В отличие от западной, петровская модернизация носила форсированный (ускоренный) характер и коснулась сразу всех сторон жизни общества, в т.ч. и культуры. Реформы в области просвещения, образования, печати, религии и другие - привели к относительному снижению роли церкви в государственных делах и усилению светских, в т.ч. рациональных, начал в культуре. Последнее нашло выражение в бурном развитии науки, техники, военного дела. В этих областях получили широкую известность В.Н. Татищев (горное дело, история), А.Н.Нартов (механика) и др. Для многих российских ученых (как и для их коллег на Западе) в XVIII в. были характерны широта интересов и энциклопедизм. Например, один из сподвижников Петра I, Я.В.Брюс внес большой вклад в развитие географии, метеорологии, астрономии, астрологии и военного дела. В общественной мысли активно разрабатывается тема абсолютизма (Ф.Прокопович и др.). В литературе происходит отделение светской книги от церковной; появляется новый герой - патриот, слуга Отечества, преодолевающий трудности и невзгоды силой своих знаний. В поэзии зарождается любовная лирика. Перенесение столицы в Санкт-Петербург стимулирует развитие архитектуры и градостроительства. Новыми явлениями в искусстве стали: портретная и батальная живопись, духовые оркестры, первые регулярные концерты, общедоступные театры в столицах, школьные театры. Обновляются одежда и быт горожан. В то же время нельзя не учитывать при оценке влияния этих реформ двух обстоятельств: 1) насильственный характер преобразований приводил к жестокой регламентации жизни людей, усилению государственного вмешательства в повседневность и насильственному подавлению любых форм сопротивления этому процессу; 2) несмотря на радикализм реформ, они затрагивали пока еще крайне незначительную часть населения - дворянство, часть купечества и горожан. Рациональные начала, привнесенные петровской эпохой, не изменили тип российской культуры в целом. По преимуществу она оставалась традиционной. По мнению некоторых исследователей, послепетровскую Россию образно можно уподобить существу, у которого «голова смотрит на Запад, а тело остается на Востоке". Проблема бинарности (двойственности) русской культуры часто объясняется тем, что в ней, как в «гигантском вентиляторе» перемешиваются два мощных потока: с Запада и Востока. Отсюда возникает сложность рационального анализа российской духовной жизни, которая развивается «турбулентно» (бурно, неупорядоченно).Ф. Тютчев в 1866г., выражая эту проблему, поэтически отмечал: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Самобытность российского менталитета породила на Западе представление о «загадочности славянской (русской) души». А превращение Российской Империи в мощный самостоятельный субъект европейской и мировой политики и культуры даже создало миф о «непредсказуемом страшном северном медведе», таящем «угрозу для европейской цивилизации». Такая настороженность по отношению к России до сих пор, к сожалению, создает препятствия для взаимообогащения двух культур. После относительного культурного «застоя», периода «междуцарствия» наступает новый этап духовной эволюции нашей страны, связанный с временем царствования Екатерины II (1762-1796 гг.). Общественная мысль этой эпохи связана прежде всего с обсуждением идеи «просвещенного абсолютизма», в которой Екатерина пыталась соединить ценности европейского Просвещения и русского самодержавия. Достаточно распространенная современная оценка данной идеи такова: она способствовала развитию культуры, но в целом оказалась несостоятельной. Н.Новиков и большинство русских просветителей были масонами, такими же как и большинство французских энциклопедистов. Считалось, что целью создания масонских лож (тайных организаций) является обсуждение проблем религиозно-нравственного самосовершенствования человека и распространение прогрессивных взглядов. При этом русские масоны были монархистами. Но поскольку масонами оказались и руководители Великой французской революции, Екатерина II в 1792 г. запретила деятельность лож в России и перешла к самодержавной реакции. Но возможен и другой подход к реалиям последней трети XVIII в. Екатерина II по-своему пыталась поддержать и реализовать идеи, выстраданные русской культурой еще в XV - XVII вв. Главным для нее было выживание и укрепление России. Постоянная внешняя угроза и войны просто не оставляли места для других приоритетов. Поэтому любые антикрепостнические, антицерковные, антимонархические, конституционные или республиканские идеи, тайно обсуждавшиеся в масонских ложах, воспринимались в тех условиях как угроза существованию страны. В то же время императрица поддерживала образование и науку, не была чужда некоторым идеям Просвещения. Поэтому просвещённый абсолютизм можно рассматривать как попытку обеспечить выживание и устойчивое развитие государства при опоре на исконные ценности российской культуры, гражданское согласие, просвещение и умеренное реформирование. И не просто попытку, а более-менее успешный 30-летний опыт. В духовной жизни данной эпохи преодолевалась локальность и, в какой-то мере, сословная ограниченность, придавая общенациональную значимость наиболее ценным региональным и сословным особенностям культуры. Складывалась общенациональная культура. В ней большая роль принадлежала лучшим представителям дворянства, формирующейся интеллигенции, которым было присуще глубокое постижение самобытности народной культуры и, вместе с тем, осознание единства с мировой культурой. Создание разветвлённой системы народных училищ (с 1786г.), Московского университета (1755 г.), объявленных всесословными; светское образование- вызвали к жизни создание принципиально новых учебников и пособий. На школу стали возлагать задачи, принадлежащие до тех пор семье. Если в первой половине XVIII в. в российской науке тон задавали иностранцы, а сами русские учёные учились за границей или у иностранных профессоров в России, то во второй половине века можно говорить о становлении вполне самостоятельной отечественной системы подготовки специалистов; зрелой естественно-научной, общественной и технической мысли, отмеченной именами М. Ломоносова, И. Кулибина, И. Ползунова и многих других. В литературе господствует классицизм- направление, стремившееся соединить классические идеалы античного искусства с рационалистическим пониманием мира и общества как гармоничной, стройной и упорядоченной системы. В конце века зарождается реализм (Д. Фонвизин и др.). В дворянской литературе конца ХVIII в. главенствует сентиментализм (Н.Карамзин и др.). В архитектуре на единой стилевой основе барокко складывается высокий русский классицизм (Зимний дворец- архитектор Ф. Растрелли; Казанский собор в С.- Петербурге, созданный по проекту нашего земляка А. Воронихина и др.). Скульптора обогащается знаменитым памятником Петру I, работы Э. Фальконе, бюстами М. Ломоносова и А. Голицина, выполненными Ф. Шубиным. Основное направление в живописи- классицизм, главная тема- историческая. Наряду с ней активно развивается портретный жанр (Д. Левицкий, В. Боровиковский). Русское искусство XVIII в. стремилось не только решать общественные проблемы, искать эстетический идеал, но и постичь внутренний мир человека. Вспомним замечательные стихи поэта XX в. Н. Заболоцкого, навеянные портретом А. Струйской, кисти Ф. Рокотова:
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Её глаза- как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Её глаза- как два обмана, Покрытых мглою неудач....
Первая половина XIX в. считается «золотым веком» русской культуры. С одной стороны, этот период характеризуется бурным расцветом и выдающимися достижениями буквально во всех областях духовной жизни. С другой- отечественная культура становится мощным явлением мирового масштаба, Она более вдумчива и философична, пытается разрешить сложные проблемы страны и человечества, личности и общества. Этому способствуют бурные события того времени- Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, европейские революции и мн.др. В первой половине XIX в. в области науки и техники появляются такие имена, имевшие международное признание, как Н.И. Лобачевский - создатель неэвклидовой геометрии; П.Л. Чебышев - разрабатывающий теоретические основы механики; П.Н. Аносов - создатель высококачественных сталей; в электротехнике - В.В. Петров, Б.С. Якоби, Э.Х. Ленц; в химии - Н.Н. Зинин, А.М. Бутлеров (создатель теории химического строения веществ); создатель и руководитель знаменитой Пулковской обсерватории В.Я. Струве. Для развития отечественной медицины выдающееся значение имела деятельность Н.И. Пирогова, основоположника военно-полевой хирургии, хирургической анатомии, подвижника земской медицины. Крупным событием исторической мысли стал выход в свет «Истории государства российского» Н.М. Карамзина. Но в наибольшей степени изменения происходили в художественной литературе и литературной критике. Имена А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, А.С. Грибоедова приобрели мировою известность, своим творчеством они формировали современный литературный язык и закладывали основы классической литературы России. Большое влияние на состояние общественного мнения оказывали идеи П.Я. Чаадаева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.И. Герцена. Театральное искусство было представлено творчеством таких великих актёров, как П.С. Мочалов и М.С. Щепкин. Важным событием театральной жизни России явились начало (в 1824 г.) деятельности Малого театра и открытие (в 1825 г.) Большого театра. В русской музыке творили композиторы М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский. В живописи наряду с классическими полотнами К.П. Брюллова, А.А. Иванова большую силу набирает направление реализма в работах В.А.Тропинина, А.Г. Венецианова, П.А. Федотова. В пореформенный период развитие культуры России получило новое качество роста. Связано это было, прежде всего, с формированием национальной интеллигенции. Её численность к концу XIX в. приблизилось к 1 млн. чел., в основном выходцев из дворянской среды и средних слоёв города. Реформа 1864 г. в области просвещения, несмотря на все последующие откаты во внутренней политике самодержавия и правительства, позволила создать сеть высших, средних учебных заведений (специальных институтов, высших училищ, гимназий, реальных училищ) и постепенно удовлетворять не только запросы промышленности, но также науки, техники, литературы и искусства. Появляются новые университеты в Одессе и Томске, женский медицинский институт в Москве, зарождается русская педагогическая наука (Пирогов, Ушинский и др.). Несмотря на это, 60-70% детей и молодёжи России были лишены возможности обучатся. Этот период отмечен рядом выдающихся изобретений, научных открытий: Д.И. Менделеев (1869) - периодическая система химических элементов; И.М. Сеченов - рефлексы головного мозга (60-е годы); К.А. Тимирязев - фотосинтез растений; И.И. Мечников - развитие учения дарвинизма; А.С.Столетов - фотоэффект, содействующий появлению квантовой механики; П.Я.Яблочков - дуговая электролампа; А.Н. Лодыгин - электролампа накаливания; И.Г.Славянов - электросварка; А.С.Попов - радио. В 1891 г. создаётся знаменитая винтовка С.И. Мосина («трёхлинейка»). Середина и вторая половина XIX в. явились эпохой расцвета русской литературы, которая внесла крупный вклад в мировую культуру. Продолжали гоголевские традиции критического реализма Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.Г. Чернышевский. Появляется новое направление в мировой литературе - русский роман, яркими представителями которого явились И.А. Гончаров, И.С. Тургенев. Огромное идейное и философское влияние на становление многих известных писателей не только XIX, но и XX вв. оказало творчество Л.Н. Толстого. Российский драматический театр формируется под воздействием талантливых пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова. Одним из самых популярных, читаемых авторов в мире становится создатель социально-психологического романа - Ф.М. Достоевский. В сфере изобразительного искусства в 1870 г. по инициативе И.Н. Крамского создаётся товарищество передвижных выставок, куда вошли А.К. Саврасов, Г.Г. Мясоедов, Н.А. Ярошенко, В.Е. Маковский, К.А. Савицкий, В.Г. Перов и др.. Начинается деятельность П.И. Шишкина, И.И. Левитана, М.А. Врубеля, М.В. Нестерова, А.П. Куинджи, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского. В области музыкального искусства также происходят изменения. Русское музыкальное общество под руководством А.Г. Рубинштейна преобразовывается в 1862 г. в Петербургскую консерваторию. Расцветает творчество П.И. Чайковского - «вершина мировой музыки XIX века». На русской театральной сцене блистали Е.Н. Ермолова, А.П. Ленский, А.И.Южин. В 1898 г. был создан Московский художественный общедоступный театр под руководством К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко (в основе репертуара- постановка пьес А.П.Чехова, А.М.Горького). В Перми по инициативе Дягилевых, В.К. Каменского и др. создаются постоянные драматическая и опереточная труппы, в 1880 г. построено здание Пермского театра, открываются общественные библиотеки, хоровые общества и т.д. В историю культуры России конец XIX - начало XX вв. вошли под названием: «серебряный век». Оно было предложено редактором журнала «Аполлон» С. Маковским и отражало образ времени - смутного, изменчивого, мистического; искусства - озаренного холодным «серебристо-мерцающим» светом - в отличие от яркого, социально насыщенного «золотого века» классической русской культуры первых двух третей XIX в. Хронологически «серебряный век», как правило, связывают либо с 1900-1917 гг., либо с периодом конца 1890-х - начала 1920-х годов. Продолжение его традиций можно усмотреть в культуре послереволюционной эмиграции и, отчасти - в советской и мировой. Для России это было время преодоления экономического кризиса 1900-1903 гг.; столыпинских реформ и бурного промышленного подъема 1910-1914 гг. на путях империалистической модернизации; русско-японской и I мировой войн; трех революций; появления партий, Советов, Думы и других политических новаций; формирования различных идеологий, в том числе принципиально новых для России - буржуазно-либеральной, социал-демократической и др. Однако не все интеллектуальные силы России были поглощены проблемами хозяйственной модернизации и государственного переустройства страны. Значительная часть интеллигенции для ответа на сложные вопросы своего времени обратилась не к экономическим и политическим, а к духовным ценностям и постаралась осмыслить бытие через религиозную философию, мистику, психологию и художественное творчество. Именно эти интеллектуально-философские, религиозно-нравственные и эстетические искания и определяли понятие «культура серебряного века». Наиболее яркое воплощение они нашли в двух взаимосвязанных и, в то же время, самобытных явлениях отечественной культуры: русской религиозной философии и русском модерне. Русская религиозная философия не случайно появляется на рубеже веков. Предпосылками ее формирования можно считать: предчувствие мировых катаклизмов и кризисных явлений ХХ века, связанных с научно-техническим прогрессом и обострением противоречий индустриального общества; потребность осмыслить рост геополитического потенциала Российской Империи и внутренние противоречия ее развития; неудачу попыток их насильственного разрешения с помощью революционного террора и др. Критически переосмысливая опыт западной, российской и, отчасти, восточной философии, духовные, особенно православные, традиции России, отечественные мыслители того времени старались найти путь мирного, эволюционного обновления страны, а возможно, и всего человечества. Одним из главных направлений их поиска стало обращение к изначальным ценностям православия, связанным не с внешней церковной обрядностью и религиозными догматами, а с внутренним духовно-нравственным содержанием христианства. Такая попытка возрождения веры, любви, добра, справедливости часто именуется русским религиозно-философским Ренессансом. В то же время идеи философов выходили далеко за рамки чисто религиозной проблематики. В целом, применительно к «серебряному веку», можно говорить о формировании самостоятельной, самобытной по характеру, богатой и разнообразной по форме и глубокой по содержанию российской философии. Теоретически она могла бы стать основой обновления государственной идеологии. Однако, в силу сложности, разнообразия позиций, новизны и других причин - не смогла или не успела. Официальная церковь больше стремилась не к модернизации, а к сохранению канонов. Л.Н. Толстой за пропаганду нетрадиционных взглядов на христианство был даже отлучен от церкви. Новые религиозно-философские идеи практически не были востребованы главными политическими силами: самодержавием, буржуазными либералами и (тем более) революционерами. Когда же I мировая война властно подтолкнула Россию на путь радикальных политических преобразований, победила более наступательная и доступная для понимания широких масс, большевистская идеология. Сегодня мы обращаемся к философскому наследию «серебряного века» не только в память о его роли в мировой культуре, но и в силу сохранившейся актуальности многих проблем, решавшихся отечественной философией 100 лет назад. Так, в свете современной глобальной задачи общего выживания человечества большой интерес представляет русский космизм - комплекс идей и теорий взаимосвязи людей, Бога и Космоса. Его основоположник Н.Ф. Федоров в своей «философии общего дела»обосновал идею объединения человечества во всемирное братство с целью всеобщего (а не индивидуального, как принято считать в христианстве) спасения и предотвращения апокалипсиса (конца света). Классическое воплощение космизм нашел в «философии всеединства» В.С. Соловьева, ставшей одной из основ всего развития русской религиозной философии. Всеединство - сложная философская категория, обозначающая единство, гармонию Мира; единство Творца (Бога) и творения (человека), заключающееся в бессмертии души; взаимосвязь вечных ценностей - Истины, Духа и Красоты, отражающую триединство Бога (Отца, Сына и Святого Духа); определенный идеал организации общества в виде «положительного единства,... в котором единое существует не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех,... сохраняет и усиливает свои элементы»; единство познания, и т.д. Критикуя западную философию за жестокий рационализм, отвлеченную рассудочность, Владимир Соловьев выступал за «цельное знание», объединяющее научное, философское и мистическое (иррациональное, религиозно-созерцательное, интуитивно-художественное) познание. Религиозный космизм во многом послужил основой естественнонаучного космизма, представленного такими именами, как К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский и др. В.С. Соловьев стал одним из зачинателей отечественной аксиологии (т.е. теории ценностей, которая у него представлена в виде «нравственной философии»), культурологии, философии истории. Ему же принадлежит формулировка «русской идеи», согласно которой Россия призвана духовно и политически объединить Восток, утвердивший в качестве идеала «бесчеловечного Бога» и Запад, породивший «безбожного человека». Такое мессианское, или близкое к этому, понимание сути русской культуры было характерно и для ряда других философов, поэтов-символистов (к ним принадлежали: сам Соловьев, А. Белый и др.), членов художественного объединения «Мир искусства» (Н.К. Рерих, С.П. Дягилев и др.). Наряду с этим, в ХХ в. получает распространение и иное толкование «русской идеи»: она выражает не столько общечеловеческие ценности и христианские идеалы, сколько особые, специфические черты культуры России (соборность, «широту души» и др.). И.А. Ильин выступал против «христианского интернационализма», характерного для В.С. Соловьева и его последователей. Н.А. Бердяев, прошедший сложный путь от легального марксизма до религиозной философии, в фундаментальном исследовании «Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века», опубликованном в 1946 г. в Париже, предложил комплексный подход к изучению проблемы: по его мнению, теории западников, славянофилов, монархистов, большевиков и других российских идеологов были разными вариантами проявления «русской идеи». Много внимания философы, публицисты и литераторы «серебряного века» уделяли проблемам личности, ее психологии, творчества и свободы. Прежде всего, свободы духовной, без достижения которой, по их мнению, невозможно ни экономическое, ни политическое освобождении человека. Так, в ряде работ Н.А. Бердяева Бог выступает как творческое, свободное начало, а природа, материя - как необходимость. Задача человека заключается в преодолении последней и превращении в Богочеловека, т.е. свободную личность. Ключ к пониманию этого процесса - образ Христа. Человека роднит с Богом не только бессмертная душа, но и способность к созидательному творчеству, которое должно быть направлено, в первую очередь, на углубленное религиозное самопознание и интеллектуальное, эстетическое, нравственное самосовершенствование, и лишь во вторую - на решение экономических и политических проблем общества. Творческий поиск Бога в себе и в мире получил тогда название богоискательства, или «нового религиозного сознания». Оно стало одухотворяющим стимулом для многих художников «серебряного века». В области художественной культуры «серебряный век» получил название русского культурного ренессанса, что было связано с обновлением мироощущения. Сама российская действительность, с ее огромным темпом смены исторических эпох требовали перемен, переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные направления, в которых смещался смысл привычных понятий и идеалов. Многие исследователи-культурологи определяют этот период как парадоксальный расцвет-упадок. С одной стороны, искусство отходило от нравственных заветов классики, с другой - усложнялось, становилось элитарно-изысканным. Художественная культура «серебряного века» имеет ряд особенностей. Во-первых, усиление ее взаимодействия с западной философией: Ф. Ницше, И Кант, А. Шопенгауэр, Р. Вагнер активно присутствуют в ней. Их влияние испытал, прежде всего, русский метафизический тип мудрствования. Во-вторых, эта культура сложна по форме, метафорична, иносказательна. Ее восприятие требует особой философской подготовки. В-третьих, «серебряный век» дал культуре ряд новых направлений, течений: символизм, акмеизм, футуризм, авангардизм и др., которые затем стали основой модернизма как художественно-эстетической системы ХХ века. Для этих направлений характерно преобладание мрачного колорита, навязчивого интереса к проблеме смерти, «зазеркалья», предчувствий, отрешенности от реальности, ухода в мир переживаний и ощущений. В конце XIX века вспышками «восторга и больной тоски» заявили о себе поэты-символисты «первой волны» - З. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф.Сологуб, Н. Минский. Им на смену пришли поэты-«младосимволисты»: А.Белый, А.Блок, В. Иванов, композитор А. Скрябин. Темп смены течений все ускорялся. Родились поэтический акмеизм (Н. Гумилев, О. Мандельштам, С. Городецкий, А. Ахматова), музыкальный неоклассицизм (С. Танеев, Н. Мейнер, И.Стравинский), поэтический футуризм (А. Крученых, В Хлебников, В. Маяковский), кубофутуризм, абстракционизм, примитивизм в изобразительном искусстве(П. Кончаловский, М. Ларионов, Н Гончарова, В. Кандинский, К. Малевич). Одновременно появилось новое направление в церковной музыке - школа Синодального училища, вдохнувшая жизнь в памятники древнерусского певческого творчества. Второе дыхание обрел поэтичнейший русский романтизм, расцветший в лирической поэзии, в музыке С. Рахманинова, в живописи М. Нестерова и И. Левитана. Одной из примечательных черт культуры этого периода стал поиск нового театра - его формы, средств выразительности, выхода к «иным реальностям» ХХ в. К. Станиславский, В. Мейерхольд, Е. Вахтангов стояли у истока этого процесса. Если с К. Станиславским связаны поиски углубленного психологического реализма, переживания сверхзадачи сценического воплощения, то В. Мейерхольд - родоначальник условного, метафорического, обобщающего театра. Выразительное, зрелищное, радостное театральное творчество характерно и для поисков молодого Е. Вахтангова в 1911-1912 гг. Тем самым, Россия дала миру трех великих режиссеров, открывших новый взгляд на театр, актера, зрителя. Никогда ранее российские художники не создавали такого количества объединений по интересам. Открывались артистические кафе, где богемная жизнь не препятствовала зарождению новаторских творческих идей. В столицах - Москве и Санкт-Петербурге, сложилась особая художественная среда - духовная элита, взгляды которой влияли на общественную жизнь и вкусы. Издавались серьезные теоретические и литературно-художественные журналы: «Весы», «Мир искусства», «Северный вестник», «Золотое руно», «Перевал» и др. Например, в «Мире искусства» собрались такие талантливые художники, деятели культуры как А. Бенуа, Л. Бакст, М. Добужинский, Д. Философов, С. Дягилев, А. Блок и др. “Серебряный век” породил еще одно социокультурное явление, которого не знали другие эпохи, ставшее предметом подражания на Западе - меценатство. Мамонтов, Морозов, Бахрушин, Третьяков - это подлинное культурное явление ХХ в. Они не просто помогли культуре выжить, их усилиями создавалась сама «ткань» эпохи. Так С. Мамонтов создал кружок художников, писателей, деятелей культуры, без которых невозможно восприятие не только русского модерна, но и всего «серебряного века». Русские меценаты не просто отдавали средства на культуру - это было сотворчество. Им русская культура обязана и интенсивным собирательством произведений искусства. Галереи, выставки, музеи, частные собрания, Третьяковская галерея, музей Бахрушина, Русский музей, Музей изящных искусств были бы не возможны без их настойчивых поисков. Таким образом, «серебряный век» - это сложный, противоречивый взлет, каких мало в мировой культуре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внутренней свободе духа, и становление либерально-государственной традиции ориентации на эволюцию и реформы. Здесь начало философии ненасилия, создания культурной ауры нового типа. Библиографический список
Ерасов Б. С. Социальная культурология: Пособие для студентов высших учебных заведений. В 2 ч. Ч. 2. М.: Аспект Пресс, 1994. С. 51-79.
Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство: Учебник. 2-е изд. М.: Высш. шк., 1994. С. 99-201.
История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей / В. И. Добрынина и др. М.: Знание, 1993. С. 102-156.
Кондаков Б. В. Очерки истории русской культуры. Пермь: Изд-во ПОИПКРО, 1995. 85 с.
Лейбович О. Л. 10 лекций по культурологии: Учеб. пособие. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 1999. С. 45-70.
Мартынов. В. Ф. Мировая художественная культура: Учеб. пособие. Минск: Тетра Системс, 1997. С. 177-237.
Сапронов П. А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. СПб: Союз, 1998. С. 520-559.
ТЕМА IV. КУЛЬТУРА ХХ ВЕКА План: 1. Особенности культуры ХХ века. 2. Советская и современная отечественная культура.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|