|
Наука, идеология и искусство в ХХ векеОдним из главных явлений культуры ХХ в. является бурный научно-технический прогресс. Не случайно науку ХХ в., в отличие от ХVII-ХVIII вв. (когда она сформировалась в виде специфического способа логико-рационального познания мира с помощью особых методов, приемов и средств) или ХIХ в., называют “большой наукой”. Если на рубеже ХVIII - ХIХ вв. в мире было около 1 тыс. ученых, в середине прошлого века - 10 тыс., в 1900 г. - 100 тыс., то сегодня их свыше 5 млн. Около 90% ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками. Мировая научная информация в ХХ в. удваивается за 10-15 лет. С середины 1950-х годов начинается НТР. Если раньше научные и промышленные революции не совпадали по времени, то здесь они соединились. Фундаментальные открытия, технические изобретения, технологические прикладные разработки и их внедрение происходили почти одновременно. Наука из самостоятельной и довольно узкой области культуры превратилась в непосредственную производительную силу. На первом этапе НТР комплексная механизация, автоматизация, химизация, атомная энергия и другие факторы позволили значительно интенсифицировать производство, поднять производительность труда. Второй этап (примерно с начала 70-х годов), в ходе которого получили развитие робототехника, ЭВМ 4-го и 5-го поколений, информатика, биотехнология изменил характер производства. Третий этап, проходящий ныне, возможно, изменит характер общества, превратив его из индустриального в постиндустриальное. Помимо экономических последствий НТР вызвала и серьезные изменения в социальной сфере. Например, если в Африке сегодня 2/3 населения занимаются сельским хозяйством, то в США в нем занято менее 3% активного населения. В то же время в промышленном производстве участвуют 1/3, а в сфере услуг около 2/3 трудоспособных американцев. Без НТР была бы невозможна вторая эпидемиологическая революция, существенно изменившая приоритеты в области здравоохранения в последней трети ХХ в. Совершенно новый статус в настоящее время получает образование. Так, в программе “Национальные цели просвещения”, разработанной в 1990 г. министерством просвещения США, говорится: “Образование является основным показателем качества нашей жизни: оно является сердцевиной нашего экономического могущества и безопасности, творческого потенциала науки, культуры, искусства. Образование - это ключ к обеспечению конкурентоспособности Америки в мире ХХI века”. Образование находится “на пересечении” социальной и духовной сфер. НТР серьезно коснулась и собственно культурных отношений в обществе. В них на первое место выходит не религия или политическая идеология, а наука. Техника создает принципиально новые средства производства, хранения, тиражирования и распространения информации: аудио и видеотехника, компьютерные сети и т.д. По мнению культурологов, берущих за основу типологии культуры не изменения в обществе в целом, а лишь систему коммуникации, во второй половине ХХ в. после дописьменной и письменной культуры появляется новый ее тип - экранная. Кроме того СМИ и современные средства связи, наряду с развитием транспорта, международных экономических и политических отношений усиливают тенденцию к формированию единой земной цивилизации. Этому же способствуют и отрицательные последствия НТР. Скромнее, по сравнению с естественными, техническими и логико - математическими, оказались в ХХ в. успехи гуманитарных наук, изучающих человека и общество. Если физики с 70-х годов обсуждают возможность разработки ТВО - Теории Великого Объединения всех физических законов, то гуманитарии до сих пор не решили, каковы законы развития общества. И это не удивительно: общество сложнее большинства природных и технических систем. Однако сам характер современной культуры, основанный не на мифе, а на здравом смысле и логике, требует научного объяснения общественных процессов. Вероятно, в ХХI можно ждать принципиальных достижение в этой области. ХХ век характеризуется обилием новых направлений гуманитарных исследований (например, оформление культурологии в самостоятельную дисциплину) и все большей их связью с социальной практикой, в т.ч. с политикой. Политическая идеология (т.е. системы взглядов, теории, выражающие интересы классов, наций и других больших социальных групп в их борьбе за существование и власть) в ХХ в. представляет из себя пеструю и подвижную картину. Все идеологические течения можно разделить на консервативные, реформистские и радикальные. К первым относятся большинство религий и др.; ко вторым - социал-демократическая концепция демократического социализма, теория информационного общества и др.; к третьим - коммунистическая и другие идеологии, направленные на кардинальное преобразование общества. Радикализм довольно сложное явление, как правило, связанное не только и не столько с идеологией, сколько с активными, часто насильственными, действиями политических организаций, как революционной направленности (левый радикализм), так и контрреволюционной (правый радикализм). Однако часто разделить радикалов на правых и левых бывает достаточно сложно. Так, фашизм считается типично право-радикальной, контрреволюционной, реакционной идеологией. Но, скажем, Гитлер видел цель своего движения в “мировой национал-социалистской революции”. А исламская революция 1979 г. в Иране привела, наряду со свержением монархии, к восстановлению многих типично феодальных порядков: суд шариата и др. Характерным для ХХ в. можно считать появление массовых международных общественно-политических движений: коммунистического, национально-освободительного и др. Однако идеология и политика организаций, входящих в них, может существенно меняться в зависимости от того, находится ли эта организация у власти и других обстоятельств. В этом плане показательна эволюция компартии в нашей стране: от радикализма большевиков начала века до консерватизма в теории и практике КПСС; реформизма Г.А.Зюганова и других руководителей Коммунистической партии Российской Федерации (КПРФ) и вновь радикализма В.И.Анпилова и руководства Российской коммунистической рабочей партии (РКРП), других левых организаций в конце века. Более всего сегодняшняя цивилизация нуждается в разумном реформизме, т.к. его слабость всегда порождает консерватизм и радикализм, а последний в век НТР и современного оружия весьма опасен. Поэтому все актуальнее становятся проблемы научности, обоснованности различных идеологических теорий и готовности людей к их восприятию (идеологической грамотности). В начале века В.И.Ленин писал о том, что марксизм превратил социализм (идею построения общества социальной справедливости) из утопии (умозрительной, надуманной, фантастической теории) в науку. Однако если во многих западных странах социалистические идеи стимулировали крупные социально-ориентированные реформы, то в СССР марксизм постепенно стал приобретать черты современной мифологии и способствовал не только нашим достижениям, но и серьезным просчетам во внутренней и внешней политике. Преобладание рациональных начал в культуре ХХ в. не означает, что в споре религиозной и научной идеологии последняя победила. Хотя в целом для ХХ в. характерна активная секуляризация, т.е. вытеснение религии и церкви из жизни общества светскими, мирскими началами, она влечет за собой не ликвидацию религии, а изменение ее структуры и роли. В индустриальной обществе происходит снижение роли церкви как социального института и частичная замена ее внецерковной религиозностью (личными религиозно-нравственными исканиями человека) или атеизмом. Правда, убежденных атеистов даже в индустриальном обществе очень мало. По опросам 80-х годов в США их было лишь 6%. В эти же годы среди почти пятимиллиардного населения Земли насчитывалось 1,4 млрд. христиан (800 млн.католиков, 400 млн. протестантов, 200 млн. православных), 800 млн. мусульман, 300 млн. буддистов, 600 млн. индуистов, 300 млн. конфуцианцев и миллионы приверженцев других религий. Религиозность - это не только вера в чудо или какого-либо Бога, но особый, отличный от науки, иррациональный способ мировосприятия, познания и поведения. К сожалению, снижение роли традиционных религий приводит к тому, что многие люди, слабо разбирающиеся в эзотерике (тайных, нетрадиционных религиозных и философских учениях) попадают под влияние тоталитарных (стремящихся к полному контролю над личностью), часто откровенно антиобщественных сект (церковь Сатаны и др.), а миллионы человек становятся фанатичными поклонниками радикальных идеологий и лидеров. В конце ХХ в., в связи с обострением глобальных проблем и трудностью их рационального, научного разрешения, наблюдается определенный рост религиозности, и то, какие она примет формы, может стать одной из проблем культуры ХХI в. Искусство ХХ в., при всей его стилевой и жанровой пестроте, характеризуется развитием двух основных тенденций или крупных направлений: реализма и модернизма. Реализм как направление (стиль, метод художественного отражения и преобразования действительности) сложился и достиг классических высот еще в ХIХ в. Модернизм (“новое” или “современное” искусство) возникает в конце ХIХ в. в виде поиска новых выразительных средств, а в начале ХХ в. оформляется в ряд течений в поэзии, скульптуре и других видах искусства (символизм, футуризм и др.). Эти течения нередко враждуют друг с другом, но объединены неприятием канонов старого, классического искусства. Возьмем живопись. Здесь истоки модерна можно усмотреть уже в импрессионизме (от французского - “впечатление”). О.Ренуар, К.Моне и другие импрессионисты старались “оживить” картину с помощью особой цветотехники: разложения сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст отдельными мазками, и восстановления их в глазах зрителя. В дальнейшем с помощью цвета и формы художники-модернисты пытаются не просто скопировать, отразить реальность, а показать ее глубинную суть через свои переживания. Экспрессионизм (от латинского - “выражение”), родившийся в начале ХХ в. в Германии (Ж.Грос, П.Клее и др.) резкими тонами, искаженными формами пытался выразить дисгармонию буржуазного мира, страх перед войной и т.д. Поиск новых форм нашел определенное логическое завершение в развившемся тогда же кубизме (П.Пикассо и др.), в котором предметы разлагались на простейшие геометрические фигуры (куб, конус и т.д.). В абстракционизме, основателем которого стал бывший экспрессионист В.Кандинский, вообще нет предметов - только цвета. Это не помешало ему быть модным до 70-х годов. Разумеется, модернизм - это не просто формалистические эксперименты. Художники пытаются на уровне подсознания или даже сверхсознания передать свои мысли и ощущения. Однако их произведения становятся слишком элитарными, оторванными от жизни и зрителя. Противовесом этой тенденции был реализм, нашедший свое развитие в советском социалистическом реализме и других направлениях. Конечно, противопоставление реализма и модерна достаточно условно. Например, бывший экспрессионист Р.Гуттузо стал одной из ярких фигур итальянского реализма. Границы направлений и течений в искусстве достаточно подвижны. Поэтому не слишком объективным выглядят попытки советского искусствоведения представить реализм в качестве прогрессивной тенденции, а модернизм - реакционной. Так, революционное, социально ориентированное искусство 20-30 годов использовало преимущественно модернистские приемы. Наиболее характерный пример - П.Пикассо. Борьба реализма и модернизма взаимообогащала их, правда, нередко в очень своеобразной форме. В 20-х годах появляется сюрреализм - искусство неправдоподобной реальности (С.Дали и др.). Здесь все почти как в жизни - в деталях, но абсурдно - в целом. Сюрреализм - это сверхреальность, точнее - реальность воображаемая, такая как во сне. На рубеже 60-70-х годов возникает поп-арт (“популярное искусство”). В противовес беспредметным картинам абстракционистов поп-художники уже не изображают, а вводят в свои произведения (картинами или скульптурами их уже не назовешь) реальные вещи: рваный ботинок, автопокрышки и т.д. Тем самым делается попытка преодолеть разрыв между элитарными произведениями модернистов, жизнью и рядовым зрителем. Поп-арт стал отражением наступления массовой культуры. Представить искусство ХХ в. как борьбу массового и элитарного можно, но с рядом оговорок. Массовость определяется не столько простотой для восприятия (комиксы, многие эстрадные шлягеры и т.д.), сколько техническими возможностями. Благодаря современной полиграфии, кино, аудио и видеотехнике, и особенно - телевидению, появилась возможность тиражирования и серийного производства произведений искусства. В принципе, массовое не означает низкопробное или примитивное, а элитарное - высокохудожественное, но непонятное публике. Например, типичное порождение поп-арта - творчество “Битлз”, несмотря на кажущуюся доступность и кассовый успех, со временем стали относить к шедеврам музыкальной культуры ХХ в. С другой стороны, сложные по смыслу, достаточно “элитарные” песни Б.Гребенщикова имеют очень широкую аудиторию. Опасности массового искусства не в том, что можно изготовить миллионы копий талантливого произведения и даже не в обилии развлекательных песен, фильмов и т.д. (которые тоже необходимы). Они в том, что часто тиражируются низкохудожественные подражания хорошим образцам, их внешним сторонам (длинные волосы носили не только “Битлз”) и в том, что чисто развлекательная продукция нередко вытесняет серьезную. В итоге складываются музыкальные, и прочие штампы, которые навязываются зрителю, как образцы мыслей, вкусов и поведения. Для ХХ в. характерен синтез (взаимопроникновение) искусств: живописи, музыки и др. Наиболее широкие возможности для этого представили кино и видеоискусство. Компьютерные сети, плюс видеотехника, знаменующие переход к новой, экранной культуре, могут существенно повлиять и на сегодняшнее новое направление в искусстве - постмодернизм, который призван соединить достижения модерна с естественностью, гармоничностью природы и традиционной культуры. Один из родоначальников видеоискусства, Нам Джун Пак удивил зрителей такой постмодернистской работой: по стенам и на потолке выставочного зала находились видеоэкраны, перемежаемые пышной растительностью. На них несинхронно демонстрировались разные кадры фильма, состоящего из определенных повторяющихся образов. Задача зрителя заключалась в том, чтобы воспринимать изображения на всех экранах одновременно, в комплексе. Сегодня большинству из нас такой подход может показаться странным. Но, возможно, для человека будущего он станет вполне обычным. Итак, во всех областях культуры в ХХ в. происходят быстрые, революционные перемены. Наука и техника существенно меняют и обогащают духовную жизнь, прежде всего в странах, относящихся к индустриальному типу общества. В связи с активизацией процесса складывания мировой цивилизации, это влияние все больше сказывается и на обществах традиционного и переходного типов. Стремление индустриальной цивилизации к безудержному прогрессу оказалось агрессивным и разрушительным для традиционных культур. И как показал опыт ХХ в. - для нее самой. Сегодня налицо черты глобального кризиса цивилизации и культуры.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|