Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДЕЯТЕЛИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА ЗА ГРАНИЦЕЙ





Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры.

В 1920-е годы столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще традициях культурных связей в берлинских издательствах широко публиковались как эмигрантские, так и советские авторы. Этим занимались издательства Гржебина, “Эпоха”, “Слово”, ”Геликон”, “Грани”, “Русское творчество”, “Университетское издательство” и др. В то же время в Берлине выходят несколько русских газет и журналов - “Голос России”, “Дни”, “Время”, “Грядущая Россия”, “Накануне”. Создан Дом искусств, в 1923 г. - клуб писателей.

Русская эмиграция во многом продолжала Россию с ее традициями, самосоздавалась по ее образу и подобию. Работали гимназии, консерватории, воскресные школы, лицеи, приюты и интернаты. Возникали различные общественные организации, к примеру такие, как национальная организация русских скаутов, русское студенческое христианское движение. Проводились дни русской культуры для юношества, образована Парижская академическая группа, Союз писателей, Общество охранения русских культурных ценностей и др. Русская эмиграция в Париже ходила в свои 30 церквей, устроила ряд музеев, библиотек, театров. Во Франции выходило 1571 периодическое эмигрантское издание на русском языке, 438 – на украинском, 84 – на белорусском и 35 – на других языках народов России. Всего за рубежом выходило 2230 газет и журналов.

Большим культурным событием для всей эмиграции был отмечавшийся с 1925 г. день рождения А.С.Пушкина, который проходил как “День русской культуры”. К нему готовились литературные альманахи, спектакли, проводились научные конференции.

Период становления литературы русского зарубежья 20-30-х гг. имел ряд особенностей: I. Эмигранты писали, усердно убеждая читателей и прежде всего себя, что именно они представляют Россию. 2. На Западе взрыв антисоветских настроений и спрос на сочинения эмигрантов был велик. Только в 1921 г. на английский язык переведено -246 эмигрантских изданий, на немецкий-168, на французский-103. (“Солнце мертвых” И.Шмелева - на 12 языков). Главенствующей темой эмигрантской литературы 20-х гг. становится апофеоз грядущей России. Как писал философ Ф. Степун, в литературе воцарился "культ русской березки". Тоска вела многих изгнанников к культу прошлого. Кумиром эмигрантских поэтов становится Н.Гумилев. Об утере России с грустью и нежностью писали В.Ходасевич, Г.Иванов, И.Северянин, С.Черный, И.Бунин.

Несмотря на трудности - это время наибольших удач в литературе. Много и плодотворно работали И.Бунин, Б.Зайцев, И.Шмелев, Д.Мережковский, А.Ремизов, Н.Тэффи, В.Ходасевич. В этот период в число наиболее заметных писателей зарубежья выдвинулись М.Осоргин (“Сивцев Вражек”), М. Алданов, им написано около 40 романов, многочисленные воспоминания и эссе. Среди героев Алданова Маркс и Наполеон, Бакунин и Байрон, Бетховен и Петр III. По значимости писателя часто ставили после Бунина и Набокова. Пиком признания русской эмигрантской литературы было присуждение в 1933 г. И.Бунину Нобелевской премии. Это первый русский писатель, удостоенный такой награды. Литературными центрами русских писателей и поэтов были журналы “Современные записки”, “Воля России”. Жить писательским трудом могли лишь те, кто переводился на иностранные языки. Таких немного: Мережковский, Гуль, Зайцев, Бунин. Феномен В.Набокова, одинаково успешно работавшего на русском и английском языках, был исключением. Иностранные читатели почти не знали русских поэтов. “... Я попала в мир, где стихи никому не нужны, ни мои стихи, ни вообще стихи.., “- сетовала М.Цветаева. Из послевоенной литературы следует отметить большое количество мемуаров: В.Набоков - “Другие берега”, И.Бунин - “Воспоминание о Чехове”, И.Одоевцева - “На берегах Невы” и др.

В 60-80-е гг. нашу страну были вынуждены покинуть талантливые писатели и поэты, среди них: В.Максимов, В.Некрасов, А.Солженицын, И.Бродский, В.Аксенов, В.Войнович, А.Зиновьев, С.Довлатов, Н.Коржавин и др. О высоком уровне их художественного творчества свидетельствует присуждение А.Солженицыну (1970) и И.Бродскому (1987 г.) Нобелевской премии..

Большой вклад в мировую культуру внесли русские художники - Н.Рерих, династия Бенуа. Среди русских художников было много талантливых театральных художников, иллюстраторов. К ним относятся А.Бенуа, К.Коровин, Л.Бакст, А.Серебряков, С.Жуковский, М.Добужинский и др. Одним из видных представителей модернизма был М.Шагал. Большое влияние на европейское искусство оказали художники-абстракционисты С.Поляков, А.Ланская, В.Кандинский. Не меньшую известность получил художник-жанрист Ф.Малявин.

О влиянии русской художественной школы свидетельствует тот факт, что ее представители были постоянными участниками самых престижных международных выставок (Брюссель, 1928 г. - 38 русских скульпторов, художников, архитекторов; Париж, 1932 г. - 67 человек).

В последние десятилетия на Западе оказались такие всемирно-известные художники, как Э.Неизвестный, М.Шемякин, В.Комар и др.

В 20-е годы в эмиграции оказалась большая группа русских актеров и театральных деятелей, которые давали спектакли по всему миру, оказали влияние на развитие мирового сценического искусства, создавали свои театры (1923 г. в Берлине - “Русский романтический театр”, в 1927 г. в Париже - “Русский интимный театр” и “Театр комедии и драмы” и т.д.). В театрах мира работали такие известные актеры, как И.Мозжухин, Е.Рощина-Инсарова, М.Чехов.

Особенным успехом пользовался русский балет, начиная с “Русских сезонов” С.Дягилева. В балете блистали А.Павлова, В.Нижинский. Продолжателем дела С.Дягилева стал С.Лифарь. Среди руководителей балетных школ за рубежом были Корсавина, Кшесинская. Самым многогранным балетмейстером XX века по праву считается Д.Баланчин. Уроженец Санкт-Петербурга, Баланчин окончил Петербургское театральное училище. Довольно рано отказался от карьеры танцовщика и увлекся искусством постановщика-хореографа. Бури, порожденные русской революцией, тяжелое экономическое положение и трудности эпохи гражданской войны вынудили его эмигрировать в начале 20-х годов из России. Начиная с 1925 г. Д.Баланчин поставил более ста хореографических произведений в самых различных жанрах.

В Европе Д.Баланчин сотрудничал с С.Дягилевым. В 1934 году он создает Школу американского балета, из выпускников которой формируются первые группы Баланчина. В одной из них - “Балле караван”, созданной для латиноамериканского турне - была осуществлена в 1941 г. постановка “Кончерто барокко”, ставшая впоследствии одним из самых популярных творений хореографа на многих сценах мира. В наши дни постановка причислена к произведениям современной классики.

Влияние русского балета на западе подпитывается постоянным притоком выдающихся исполнителей, таких как Р.Нуриев, Г. и В.Пановы, М.Барышников, А.Годунов.

Русские композиторы и музыканты на протяжении XX века задают тон в мировом музыкальном искусстве. Среди них А.Гречанинов, С.Рахманинов, С.Прокофьев, И.Стравинский, А.Глазунов, В.Горовиц, А.Боровской, Ф.Шаляпин, А.Вертинский, В.Козин, Г.Макарова, К.Кондрашин, М.Шостакович, Р.Щедрин и т.д.

Подводя некоторые итоги, необходимо отметить, что в результате эмиграции наша страна понесла огромный интеллектуальный урон. До недавнего времени обращение к культуре русского зарубежья рассматривалось отрицательно и осуждалось. Сегодня, говоря о мировой или отечественной культуре ХХ столетия, нельзя не учитывать вклада, который внесла в ее развитие русская эмиграция. Изучение этого вклада необходимо как для восстановления исторической правды и справедливости, так и с точки зрения решения нынешних проблем России, перспектив духовного прогресса.

Библиографический список

Афанасьев А. Л. Неутоленная любовь // Москва. 1990. № 7. С. 175-189; № 8. С. 166-175.

 

Афанасьев А. Л. Полынь в чужих краях. М.: Мол. гвардия, 1987. С. 23-43, 80-94, 267-284.

 

Башкирова Г. В., Васильев Г. В. Путешествие в Русскую Америку: Рассказ о судьбах эмиграции. М.: Политиздат, 1990. 334 с.

 

Костиков В. В. Не будем проклинать изгнанье… (Пути и судьбы русской эмиграции). М.: Междунар. отношения, 1990. С. 24-39, 70-86, 95-110, 256-289.

 

Павлов А. Т. Культура русского зарубежья // История культуры России: Курс лекций для негуманитарных специальностей. М.: Знание, 1993. С. 173-195.

 

Черных Ю. А. Русские за рубежом: Размышления об истории и проблемах эмиграции в XX веке. Пермь, 1991. С. 35-55.

 

Шкаренков Л. К. Наваждение белых миражей: О судьбах и утраченных иллюзиях русской эмиграции // Переписка на исторические темы: Диалог ведет читатель. М.: Политиздат, 1989. С. 281-307.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.