|
Социально-кастовое устройство древне индийского обществаПервые источники датируются 3-им тысячелетием до нашей эры. Более существенные изменения в обществе и выработки основных признаков культуры происходит во втором тысячелетии до нашей эры. Важнейшим фактором этих изменений стало вторжение на территорию Индии со стороны Пакистана индоарийские племена. Эти племена считались пра европейскими, они имели свою культуру. Эти народы внешне отличались от исконного населения, по своему развитию они явно опережали местное население, хотя нельзя сказать, что у жителей индийского региона до вторжения арийцев не было культуры - они имели уже свою письменность, у них были развиты формы искусства, но индоарийцы пришли со своим разработанным сводом знаний о мире. Их мифологическая система была хорошо упорядочена, приведена в систему. Индоарийцы выступили инициаторами целого ряда социальных и культурных изменений. Известно, что именно индоарийцы выступили создателями индуизма, религии, которая возникла еще во втором тысячелетии до нашей эры и до сих пор имеет глубокие традиции. Индоарийцы стали инициаторами первых литературных памятников. Из-того, что в Индии возникло столкновение разных этносов, разных культур, фактически по инициативе индоарийцев, культура индийского общества стала развиваться по кастовому принципу. Каста - это большая группа людей, объединенных большим рядом признаков - близким социальным происхождением. • Люди в одной касте имеют примерно одинаковое социальное положение, оно выражается примерно в одинаковом социальном достатке, примерно в одинаковых социально-политических возможностях. • Внутри касты люди говорят на одном языке или на каком-то диалекте. Языковая общность внутри касты. • Внутри одной касты люди исповедуют одну религию. Учитывая, что в Индии было многообразие сект, направлений религиозных, внутри касты такое разнообразие не приветствовалось, у них должна быть выработана единая религиозная система. • Внутри касты складывались определенного рода профессиональные обязанности. • Внутри касты формировались этические и эстетические нормы.
Если сравнить касту с классом или с сословием, то мы увидим принципиальные различия: 1. Каста объединяет людей не только по имущественным признакам, политическим, но еще по целому спектру культурных характеристик. Культурные характеристики внутри касты очень важны - это язык, этические нормы, религия. Совокупность культурных характеристик, которые внутри касты едины. При классовом делении это выглядит иначе. Представители одного и того же класса могут исповедать разные религии, могут придерживаться разных эстетических вкусов и взглядов, внутри касты это было невозможно. 2. Классовая структура общества предполагает некую подвижность, движение. Люди могут переходить из одного класса в другой. При кастовом делении это невозможно. Каста является социальной формой, в которой человек остается от рождения до самой смерти и не при каких обстоятельствах в другую касту он перейти не может (при жизни). Невозможность перехода означала целый ряд законов, которые в Индии утверждались: • Нельзя было поменять профессию • Браки совершались внутри касты Нарушения: Если человек нарушал кастовый закон, то он был наказан. Ребенок, рожденный от союза мужчины и женщины из разных каст, оказывался исключенным из кастовой системы. Преступник за серьезные преступления. Этот человек имел плачевное положение.
В древней Индии люди полагали, что кастовая система очень справедливая. Кастовую систему не меняли в течении нескольких тысяч лет. Долгое время кастовая система сохранялась, при том, что она выглядит как закрытая и ограниченная, не дающая возможности развиваться человеку. Но в обществе считали, что именно эта система максимально подходит тем представлениям, которые в Индии существуют. Эту систему никто не собирался реформировать и разрушать по целому ряду причин и главная причина заключалась в том, что ее воспринимали не как систему социального договора, ее нельзя пересматривать, потому что она являлась результатом некого мифологического порядка. Кастовую систему причислили к разряду явлений, которые свидетельствуют о космическом порядке, соответственно создана не людьми, а богами для того, чтобы была гармония в мире. По легенде кастовую систему создавал бог Брахма. Бог Брахма в индийской мифологии является создателем космоса, создателем мира. Именно он, испив особого напитка - сома ощутил в себе творца. Создав все объекты на земле, он принялся за творение человека. И по легенде бог Брахма создавал людей из собственных частей тела. Первые 4 касты, которые были созданы в Индии являлись фундаментом индийского общества и они определяют понимание того как общество устроено, к каким целям общество должно стремиться. Варны - это источники, из которых касты появлялись. Из каждой варны появлялось несколько каст. Касты: 1. Первые касты - высшая каста получила имя от бога Брахма - брахманы назывались люди этой касты. Это были самые уважаемые люди в обществе. Люди, которые не обладали властью, не имели денег, но при этом это была высшая каста. Брахманы были максимально приближены к богам, это были жрецы, носители священного знания. Именно потому что они были максимально приближены к богам, они имели самый высокий статус в обществе. Брахманы не должны были обладать ни властью, ни материальными ценностями. Если они начнут думать о богатстве, они пренебрегают теми нормами, которые этой касте свойственны, не справляются своими обязанностями. Их жизненное назначение заключается в том, чтобы сохранять священное знание, которые нужно нести людям. Общество должно обеспечить брахманам все самое необходимое для их существования. Брахманы создали учение, согласно которому им не много было нужно, они были ориентированы на духовную жизнь, а не на практическую. 2. Кшатрии - люди, наделенные властью, имеющие богатства, правители. К этой касте относились короли, военачальники, индийская знать. По отношению к этой касте была использована форма обращения- роджа- это человек, наделенный властью. Они обладали властью над другими людьми. В обществе это воспринималось как необходимость, без которой гармонии в мире не будет. 3. Самая многочисленная каста, из нее появилось очень много каст. Вайшьи - каста рабочих людей- крестьяне, ремесленники, торговцы, люди, которые физическим трудом зарабатывали себе средства для жизни. Варна свободных общинников- в Индии было принято объединяться в трудовые общины, ими было легче выживать. По легенде все три касты произошли из определенных частей тела, брахманы были устами бога Брахмы, поэтому они должны были заниматься только проповедями. Кшатрии были созданы из рук бога, поэтому они должны были руководить. Вайшьи были созданы из бедер, таким образом были рабочей костью. 4. Люди несвободные, принадлежавших от рождения кому-то- рабы. Люди, которые выполняли самую тяжелую работу в обществе. Шудры - были созданы из ступней бога. Считалось, что это самая грязная часть тела. В Индии долгое время существовала традиции, согласно которой, шудры носили колокольчики на ногах, чтобы предупреждать встречающихся людей, что перед ними шудры. Они были помечены как каста грязная и бесправная. Когда шудры оставались без хозяина их забирал любой свободный хозяин. Сам шудр был обязан искать хозяина. Первые три касты имели право исповедовать индуизм, а для людей того времени это был важный факт, потому что проходили они обряд посвящения и получали второе рождение, оно означало рождение богами. У шудр этого обряда не было, они не имели права исповедовать религии, слушать проповеди. Боги не заботились о шудрах, они были предоставлены сами себе. Самое тяжелое положение в обществе было у тех, кто был исключен из касты. Их презирали даже шудры.
Почему людей устраивало деление на касты: В основе кастовой системы лежат универсальные представления о жизни и смерти человека. Согласно индийской философии, человек состоит из двух субстанций. 1- практики- телесная, человек получает при рождении тело, но эта субстанция временная, часто болеющая, не заслуживала особого внимания, поскольку она разрушается. 2- атман- духовная, сгусток энергии. Человек при рождении получает энергию и после того как человек умирает, его душа переселяется в другого человека. Такой процесс носит название реинкарнация. Это обязательно произойдет, но в какое именно тело энергия перенесется- вопрос спорный. При перерождении нужно, чтобы энергия улучшила человека, это касалось и кастового положения. Он после реинкарнации должен был подняться на одну касту выше. Регулировался этот процесс тем, что для каждого индуса совершенно ясны были понятия: 1 дыхарма - свод правил, законов, нравственных положений, норм, которых должен придерживаться человек при жизни. Те законы, которые разработаны для каждой касты. 2 - карма - закон воздаяния. В Индии карма - это не судьба. Ты получаешь ту судьбу, которую заработал в предыдущей жизни. Отношения к судьбе в Индии было иным, ты должен смириться и согласиться с ней. Процесс реинкарнации имеет стадии- сансары. У каждого сгустка энергии заложено определенное количество перевоплощений. Жрецы вычислили круг сансары и выяснили какую по счету человек проживает жизнь. Для человека сансары- это данность, с которой он соглашается, но была возможность прервать досрочно. И сделать это можно двумя способами: когда будет полностью пройден круг сансары или когда человек достигает нирваны- особое состояние, которое свидетельствует о преодолении телесной зависимости, от практических потребностей человека, когда энергия освобождены от практических оков и человек легко переносит энергию в мир вечности.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|