Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Конфуцианство как этико-политическое основание древне-китайской культуры





Основные мировоззренческие основы сформировались в Китае в 1 веке до нашей эры. Эти мировоззренческие основы были сформулированы в работе Карла Ясперса, рассмотрел целый ряд примеров мировой културы и приходит к выводу, что есть некое осевое время - время, когда во всех существовавших цивилизациях происходит существенное усиление культурной энергии, происходит выработка важных теорий, основополагающих принципов культуры, которые будут иметь значение для последующих исторических эпох. Это имеет отношение к Китаю впрямую, в этот момент складываются два крупных учения: конфуцианство и даосизм как чаяния которые имели значения не только для Китая, но они оказали влияние на культуру более чем 2-ух тысячелетий.

Учение конфуцианства формируется на основе очень многих культурных традиций, которые формировались в культурном обществе, в течении всей предшествующей истории, которая берет начало в 5 тысячелетии до нашей эры. К середине первого тысячелетия Китай имел богатую духовную традицию, интересную литературу. По легенде Китай или страна поднебесная возникает в долине реки Хуанхе, таким образом подчеркивается, что это речная цивилизация, целиком и полностью зависела от природного фактора. Река определяла уклада жизни. Богиня Нюйва сидела на берегу и лепила человечков из глины, они выпрыгивали из ее рук и расселялись по реке. Богиня Нюйва создала первых людей, тех самых человечков из глины и зародила первую цивилизацию. Первые периоды развития китайской цивилизации были полностью подчинены созданию земледельческой цивилизации. В рамках мифологии, которая складывалась поднебесной, определяла взаимоотношения граждан с природой, существующим космосом. Мифологическая система поднебесной указывала на то, что главным божеством в китайском пантеоне является правители неба или император небесный, соотвественно правитель самого государства в Китае считался сыном бога неба. Отсюда и название поднебесное. Уклад социальный изначально видели как повторение, отражение того, что задано условиями космоса. Первое время китайская цивилизация развивалась успешно. Если сравнивать уровень развития китайской цивилизации с другими древними цивилизациями 2, 3 тысячелетия до нашей эры, то Китай явно демонстрировал опережающее развитие и показывал хорошие достижения во всех областях. Примерно со второй половины 2 тысячелетия, в китае начинается кризис общекультурный, он захватывал все сферы и области жизни. Когда возникает учение Конфуция, Китай пребывает в очень глубоком кризисе. В поднебесной накопалось огромное количество социальных и политических проблем. Историки описывают это время как чрезвычайно тревожное. Они указывают на то, что постоянно вспыхивали бунты, восстания, потому что система обложения налогов была невероятной жесткой, налоги с крестьян взымались не только со стороны государства, но и ванами - князьями провинций. Складывалась двойная система налогообложений, которая привела к низкому уровню жизни, к большим социальным проблемам. Уровень культуры в этот период начинает резко падать. В обществе появляется агрессивность, появляется стремление установить социальную справедливость в резкой форме восстания, резких протестов. В одном историческом документе говорится о том, как женщина покинула большой город, переехала в удаленный от центра район, туда очень редко наведывались налогосборщики, этот район был опасный для жизни. Когда тигр растерзал ее ребенка, она не сделала выводов, не переехала в более безопасное место, и люди стали интересоваться почему она так беспечна, на что она сказала, что эта опасность значительно меньше, чем представляет в большом городе, где работают налогосборщики.

 

В такой ситуации в Китае стали активно говорить о том, что надо навести порядки и установить жесткие законы. Возникло общественное движение, которое ратовало установление жестких законов и за создание карательных органов, которые должны были следить за выполнение этих законов. Другого пути сторонники этого движения не видели, другого пути обществу они предложить не могли. Это движение становилось популярным. Название получило "Легизм"- легз- закон. Сторонники предлагали немедленно приступить к созданию новой законодательной системы в Китае, которая бы базировалась на жестких правилах, нормах и страхе людей перед законом, а самое главное перед наказанием, которое их ожидало, если они эти законы не будут выполнять. В основе этой системе, которую предлагали легисты лежало чувство страха. В Китае понятие "жесткий закон" требует оговорки и особого обоснования, потому что в Китае человека всегда воспринимали как носителя, прежде всего, родовых характеристик. В Китае всегда на первом месте стоит родовое понятие, то есть фамилия. Это традиция, которая была всегда. Из этого следовало, что человек, который нарушал закон, преступал социальные правила, рассматривался не как отдельный индивид, совершивший преступление, а как представитель целого рода ненадежных, не асоциальных людей. Эта была ситуация, при которой весь род нес наказание того одного человека, который совершил преступление. Этот вариант развития был очень опасным. Он мог привести к сверх жесткой системе диктата, когда полномочия оказывались в системе карательных органов, они принимали решения как поступить с человеком и со всеми его родственниками. Система дала бы на короткий период времени свой результат. История показывает, что чувство страха является хорошим регулятором социальных отношений, но этот регулятор работает лишь определенное время. Чем сильнее сжимается социальная пружина насилия над обществом, тем более мощным является протест против насилия.

 

В это время, когда сформировалась легистская философия, появляется фигура китайского мыслителя Кун Дзи. Кун Дзи - имя и учитель. Полное имя Конфудзий. О Кун Дзи известно очень много. Это редкий случай, когда собрано столько материалов. Главной книгой, которая была создана учениками Конфуция является книга "Лунь Юй". Это слово переводится как беседа и суждения. Жанры этой книги отражены в названии- беседа, отвечает в форме афоризмов на вопросы своих учеников. Конфуцианство стало обязательной дисциплиной. Сам Конфуций ничего не формулировал, это результат работы учеников. Носит этико-политический характер, учение в котором Конфуций рассуждает о путях построения идеального государства. Очень многие склонны рассматривать конфуцианство как религию. Личность Конфуция было настолько уважаема и почитаема, что фактически его стали возводить в ранг святого человека. Он создал учение, которое спасло страну от тотального кризиса, от краха культурного. Часто в культурных храмах можно встретить фигуру Конфуция. В основе конфуцианства большую долю материала представляет рассуждение мифологического свойства. Он стремился к такой гармонии политической, которая была созвучной, гармоничной порядку равновесия в космосе.

Конфуций приходит к выводу, что в древности страна была процветающим государством. Он определяет для себя как приоритетное значение в теории создание такой системы отношений, которая базируется на любви и уважении друг к другу в государстве. Прежде правители были не только достойными и мудрыми людьми, потому что они обучали народ, создавали школы, они были очень справедливыми. Правители делала выбор не в пользу собственного сына. Главным принципом- создание правления и передачи власти в государства. Идеальное государство- большая семья. Если государство- это семья, то правитель должен восприниматься как отец, как человек, который должен заботиться о детях, старался дать то, что этим детям будет нужно в дальнейшем. Народ должен любить, почитать и уважать своего отца. Отношения должны быть не на страхе, а на любви и уважении. Заложив эту модель, Конфуций уделяет огромное внимание отношениям семьи в обществе. Формулирует целый ряд понятий, относительно того, что такое семья. Для Конфуция совершенно очевидно, что семья - это исходная модель уважительных отношений в обществе. Семья - это социальная структура, в которой царит любовь, царит уважение, но еще и чувства порядка, уважения. Все члены семьи должны осознавать, что они выполняют определенный долг.

Принципы по которой строится семья:

1. Семья создается не по любви. Женщина выбирается по признакам обеспечивавшим этой семье продолжение рода. Она должна быть здоровой, продолжать род, потенциально хорошей матерью.

2. Взаимоотношения в семье все подчинены определенной градации. Есть принцип почтительного отношения к другому человеку и есть вещи, которые категорически запрещено произносить по отношении к другому человеку. Почтительное отношение должно было вписано в систему иерархии.

3. Ритуализированный этикет. Почтительное отношение к родителям- одно из главных условием этикета.

 

Почтительное отношение ко всем. Человек обязан обществу, обязан семье. Трудолюбие, терпение, долг- формировался идеальный гражданин. Была создана система, которая способна была изменить кризисную ситуацию. Конфуций создал теорию, она была воспринята китайским обществом. Китайская культура не знала понятия личности. Она была направлена на уничтожение понятия личности. Семья- это весь клан родственников.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.