Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Веды как памятник индуистской культуры





Веды в индийской культуре - это особый свод священных текстов. Тексты, которые имели право слушать далеко не все, а именно представители высших каст, а собирать, записывать и обрабатывать тексты могли только брахманы. Само соприкосновение с ведами как со сводом священных текстов органично вписывалось в систему кастовых отношений и выступали показателем тех возможностей, которые получает человек в той или иной касте. Начало составления свода священных текстов относится ко второй половине второго тысячелетия до нашей эры и неразрывно связано с культурной деятельностью индо-арийских племен, той части общества, которая представляла выходцев из этих племен, которые постепенно ассимилировались в обществе, входили в структуру индийского общества и стали занимать высокое положение. Они выступили инициаторами и принесли основные положения вед в Индию и на основе этих положений и стали составляться все остальные тексты. Процесс составления текстов захватывает несколько столетий, тесты постоянно дополнялись и перерабатывались. В конечном итоге сложились основные 4 книги, которые были структурированы. Внутри этих книг была сформирована определенная логика, последовательность, которая не означала, что 4 книги вед нельзя рассматривать изолированно. Книги можно было рассматривать самостоятельно.

Названия книг:

Ригведа - гимны

Яджурведа - жертвенные формулы.

Самаведа - надпевы

Атхарваведа - заклинания

Внутри каждой книги "самхит" (отдельный том) была разнообразная информация: исторические тексты, этнографические материалы (о быте, традициях, обычаях народов, проживающих на территории Индии), легенды и мифы, преимущественно индуистского содержания, обширный фольклорный материал (песни, сказания), описания ритуалов и магические процедуры, вопросы астрологии, научные знания (медицинские и фармацевтические).



Веды представляли собой энциклопедию. В ведах была собрана информация самого раднообразного плана, она информировала о том, что было достигнуто, что представляет собой суть исследований, с другой стороны, веды представляли собой свод духовных текстов без которых было сложно человеку ориентироваться в системе ритуально-обрядовых и мифологических отношений. В ведах была та информация, которая представляла мировоззрение, определяла отношение человека к жизни и к самым важным вопросам (природе, богам, смерти). Веды представляли собой универсальный свод правил. Каждая книга заканчивалась упанишадами - трактаты религиозно-философского содержания. В них содержалась наиболее полная информация об индуизме.

Долгое время ведическая информация хранилась в устной форме и задачей брахманов было хранить в памяти тексты, уметь их воспроизводить перед аудитории и на основе собранного материала формировать дальнейшее продолжение этих текстов. Когда веды стали фиксироваться в письменной форме на санскрите, очень многие части обрели свое конкретное место в ведическом своде и стала складываться более стройная, упорядоченная система знаний древней Индии. Веды оставались очень значимым литературным источником на протяжении всей истории Индии. Особую актуальность веды приобретали, когда необходимо было развивать новые литературные формы, закладывать литературу Индии, духовные традиции. Индийская литература дала эпические поэмы "Рамаяна", "Махабхарата". Являются производными от отдельных частей ведической литературы. Поэма "Рамаяна" - это история героической жизни, подвигов, которые совершал легендарный герой древней Индии Рама ради добра и справедливости, ради благополучия людей. Рама был исключительным героем, у него было право взаимодействовать с богами. "Рамаяна" переводится как колесница рамы и представляла собой историю о том, как Рама находил способы защиты людей, спасал их от неприятностей и катастроф, делал это благодаря взаимодействию с индуистскими богами. Такой тип называется как культурный герой - герой, который способствовал сформированию культуры в обществе. Выступал инициатором создания культурных форм, которые облагораживали человека, формировали духовные основы общества.

Поэма "Махабхарата"написана также в стихотворной форме, основной формой построения являются шлоки (двустишия). В поэтической форме рассказывается о вражде двух семейств. Первое семейство - Куру, второе семейство - Бахараты. От имени второго семейства названа поэма. Великая война потомков бахаратов - так переводится название поэмы. Поэма содержит несколько аспектов: исторический аспект, который дает возможность понять несколько в обобщенной форме историческое развитие Индии; мифологический аспект - прямое перенесение персонажей древне индийской мифологии; философский аспект - наиболее значимый аспект, поэма рассказывает о противостоянии добра и зла как об абсолютных началах. В Индии всегда считали, что равновесие в мире не может быть достигнуто путем полного уничтожения зла. Всегда считали, что гарантом равновесия является противостояние добра и зла. "Махабхарата" - это философский разговор о том, как сохраняется баланс и гармония в мире и как важно человеку, живущему на земле отличать добро от зла и стремиться к созданию доброго.

 

Индуизм - это та религиозная система, которая нашла свое выражение в ведах. Доминирующим мировоззрением был индуизм. С появлением буддизма, индуизм не прекращает свое существование. Конфликта между ними не было и быть не могла, потому что буддизм вырастал на той мировоззренческой платформе, на которой стоял индуизм. Индуизм до сих пор действующая религия на территории Индии. Это религия, вторая является специфической, она не получила своего распространения в мире, в отличии от буддизма, который получил очень активное распространение по всему миру.

Особенности индуизма как религии:

1. Индуизм - это религиозно-мифологическая система. Имеет богатый мифологический и поэтический пласт, который давал возможность писателям, поэтам, художникам прибегать к образам индуизму и воспроизводить их в других формах.

2. Индуизм представляет собой диалектическое единство сил добра и зла. Воплощением единства является наличие двух главных богов - Вишну и Шива. Они рассматривались как неразрывное единство двух начал мира и жизни. Вишну представлялся как бог охранитель, защитник человечества, его основная миссия - помогать людям, защищать их от бед. Шива - бог разрушитель, ему определена функция наказывать человечество за те ошибки, которые совершают. Возможности Вишну и Шива примерно одинаковые. Они существует в единстве, что для индусов было соразмерно с тем, что добро и зло существуют бок о бок. В истории возникали течения, которые культивировали одного или другого бога. Вишнуизм и шиваизм - учения, в которых либо актуализируется сила добра в мире, либо сила зла. Вишнуизм - учение, в котором актуализируется сила добра, только из-за поведения человека происходит дисбаланс, который приходится восстанавливать, мир сотворен исходя из установки на порядок, добро и одобрение. Шиваизм - актуализирует силу зла в мире, учение было популярным, оно актуализировало мысль о том, что человек крайне неразумное и безответственное существо, которые постоянно нужно держать под контролем, потому что совершает много проступков и ошибок, отходит от правил, по которым должен жить. И поэтому нет ничего более эффективного, чем держать человека в страхе. Только чувства страха останавливает его перед совершением тяжелых поступков. И вишнуизм и шиваизм массового распространения не получили, они не сумели занять центральное место в культуре Индии. Роль Вишну и роль Шивы в индийской культуре мыслилось как равновесие.

3. В системе нет глобальных различий между богами и людьми. Например, божества имеют человеческое отличие, но иногда боги Индии похожи на людей внешне, их отличает от обычного человека усиление качеств и свойств, присущих человеку. Чтобы бог лучше видел, у него должно было было три глаза или несколько лиц, несколько пар рук, чтобы его действия носили более эффективный характер. Тотемизм сохранялась и здесь. Боги антропоморфны. Священные животные, которые имеют определенный статус: корова, которая кормила первых людей (сурабхи - прекрасно пахнущая), слон, крыса.

4. Если в египетской мифологии человек лишен возможности соприкасаться с богами, то в индийской мифологии такая возможность есть. Боги с людьми взаимодействуют.

5. Свой космос индусы делили на три сферы: небо, земля, пространство между небом и землей - антарикша. Во всех мифах и сказаниях эти три сферы космоса представлены и имеют свое сюжетное и тематическое наполнение.

6. Пантеон богов обширен. В своей основе он представляет богов, представляющих силу природы. Индра - бог грозы, Сурья - бог солнца, Агни - бог домашнего очага, бог огня, Сома - бог пьянящего напитка (испив этот напиток, можно создать что-то новое, мир заново). Это напиток испил Брахма и создал землю. Пантеон синкретичен, в нем отсутствует иерархия, нельзя сказать, что у них есть главный бог. Выделяются три бога: Брахма, Вишну и Шива, но за ними не выделена главная роль. Индийский пантеон представляет собой союз богов, у каждого из которого свои функции и обязанности. Поскольку эти обязанности не дублируются, роль богов очень высока.

Бог Вишну - бог очень любим в индийской культуре. Его представляют красивым юношей. Он любим не только за внешние достоинства, он был добрым, умным, ему дана возможность перевоплощаться. Перевоплощаться живя среди людей и не умирая. В своей жизни Вишну прошел 9 перевоплощений. Всякий раз они были ему нужны, когда он спускался на землю к людям. Снисхождение на землю называется аватары. 9 аватар было у Вишну. Каждый раз, с точки зрения мировоззрения это имело смысл. Самая первая аватара Вишну была связана со всемирным потопом. Дабы спасти человечество он спустился на землю в виде маленькой рыбки. Он сумел сотворить жизнь, находясь в огромном потоке. Затем он перевоплощался в человека, человека-карлика, человека-льва. В последние свои перевоплощения 7 и 8 раз был легендарным героем, согласно мифологическим текстам имеет прямое отношение к богу Рама.

Последняя аватара воплощение в образ Будды. Согласно текстам литературы, Будда есть никто иной как перевоплощенный Вишну. Вишну - это юноша, который плавает в мировом космосе на мифическом змее и когда ему необходимо совершить подвиги, он принимает необычные решения в каком облике он спустится на землю и какие действия он совершит.

Бог Шиваочень грозен, имеет несколько неприятных качеств. У него синее горло, обвит кобрами, одет в тигровую шкуру, носит ожерелье из черепов, он многолик, многорук, на лбу у него испепеляющий третий глаз. На человечество, которые неразумно себя ведет направляет огненные стрелы, оружие, болезни, войны. Отношение к Шиву всегда было уважительным. Действия Шиву рассматривали как предостережние. Он никогда просто так ничего не делает. Шиву является отцом двух богов пантеона, они абсолютно разные по своей социальной миссии. Бог Сканда - бог войны, раздора. Бог Ганеша - один из самых почитаемых богов, поскольку он бог образования, письма, знания, просвещенности. Ганешу изображали в виде юноши с головой слона, именно Ганеша ездит на крысе, которая являются символом просвещенности и особого интеллекта.

 

Индуизм - это религиозная система, которая давала возможность индусам ощущать гармонию с природой и на основе индуизма создавать многочисленные произведения искусства.

 

В 5 веке до нашей эры в Индии формируется религия, которая только 1,5 столетия стала официальной религией, но в скором времени эта религия станет мировой - Буддизм. Появление буддизма проходит в более ранние сроки, чем появление других религий - христианства и ислама. Процесс формирования христианства и ислама проходил в течении нескольких веков и только к началу нашей эры сформировался. Буддизм формируется за 500 лет до возниковновения христианства. Буддизм - это первая мировая религия, которая возникла в Индии, перешагнула границы и перешла на территории и охватывает огромное количество людей.

 

 

Положения, которые отличают буддизм от христианства и ислама:

1. Буддизм в момент своего возникновения не предполагал отрицания Индуизма как языческой системы. У христианства отказ от язычества было обязательным условием, потому что невозможно было найти зоны пересечения. Буддизм был достаточно толерантен по отношению к индуизму и никаких противоречий между этими двумя религиозными системами не было.

2. В основе буддизма лежит легенда о жизненный истории принца Гаутамы. У основателя этой религии есть несколько имен: Сидхартх, Гаутама, в последние годы жизни взял имя Шакьямуни. В имени Шакьямуни актуализируется его миссия как учителя. Сидхартха, Гаутма был сыном индийского правителя и его рождение было овеяно легендой и необычными обстоятельствами. В буддистких текстах говорится о том, что Гаутама появился на свет без страдания, без боли, что невозможно. Королева Мая получила сигнал о том, что она носит необычного ребенка под сердцем, что этот ребенок будет иметь особое значение для Индии и для народа. Этот знак заключался в том, что во сне она увидела сон, в котором слон вошел в тело Маи и через бедро вышел. Вхождение и выхождение этого существа мифического было знаком. Мая рождает необычного ребенка: у него были отмечены особые признаки на лице, которые потом будут считаться портретными канонами будды (вытянутые мочки ушей, родинка по центру лба "урна", миндалевидная форма глаз, прямой нос). Младенец сразу начал ходить, ступал на землю и под его ступнями распускались лотосы, рано начал говорить. Мая умерла через несколько лет после рождения ребенка. Возникает смысл некого сиротства. Согласно легенде, отец из-за того, что сын остался без материнской опеки, берет на себя обязательство защищать сына от всего, что может ему причинить боль. С точки зрения индийской философии - этот шаг неправильный. Нельзя от всего защитить, защищая можно навредить. Отец должен был его защитить не только от страданий и от опасности, он должен был защитить от жизненного пути, который был ему предсказан. Отец не разрешил сыну находиться рядом с людьми старыми, больными. Дожив до 20 лет он не знал, что есть старые люди, что есть калеки. Прорицатели сказали отцу, что сын станет великим учителем, пророк, у него будет необычная судьба, он покинет дом, у него будет судьба скитальца. И отец не хотел потерять единственного сына. Эти меры были направлены, чтобы судьбу обойти. 20 лет жизни Гаутамы проходили в безмятежности, он не знал сложности жизни, его окружали только светлые, добрые и здоровые люди. И однажды он услышал песню, в которой женщина грустно пела о том, что жизнь несправедлива и в ней есть так много проблем. Он спросил об этом своего сверстника, юношу из просто народа. Юноша ему рассказал, что это есть настоящая жизнь, о которой Гаутама не знает. Тогда Гаутама стал настаивать, чтобы ему показали настоящую жизнь и выпустили из заточения. Отец был вынужден согласиться, уже невозможно было сдерживать потребность сына увидеть настоящий мир. Но было условие, что это будет парадная процессия, которая будет хорошо организована (сын будет сидеть на парадных носилках, его пронесут по городу и он вернется). Неожиданно на дороге показался старик, операющийся на палку и вид его озадачил Гаутаму, он не мог себе представить, что можно быть таким старым, что можно потерять силу и опираться на палку. Гаутаме рассказали, что такими старыми становятся все. Тогда Гаутама отправился в город в сопровождении своего друга и увидел то, что от него скрывалось: нищету, страдания людей, больных, которые мучались от боли, обряд захоронения. В этот момент Гаутама приходит к выводу, что жизнь есть страдания. Это первое открытие, которое лежит в основе буддизма. Чтобы ответить на вопрос "Как избавиться от страдания?", Гаутама покидает дворец, избавляется от дорогой одежды и примыкает к общине аскетов. Учение аскетизма важное составляющее буддизма. Аскетизм - это ограничение плотских, телесных желаний. Аскеты ограничивают себя практически во всем. Они не имеют своего дома, поскольку считают, что это слишком большое удовольствие для тела, скитаются по миру, носят одежду одну на всю жизнь, питаются только тем, что дает природа, не имеют права пищу приготовить на огне, даже если это природная еда, они должны есть ее в сыром виде. Такое приближение к природе, полное игнорирование удовольствий должно обеспечить максимальное приближение к созданию более зрелой духовной жизни. Много лет Гаутама проводит среди аскетов и учение буддизма об аскетах носит обоснование. Гаутама начинает сомневаться, что путь аскетический ведет к избавлению от страданий, потому что он мог видеть как страдают аскеты, которым тоже свойственно болеть и умирать. Эти страдания и болезни такие же как и у обычных людей. Сомнения дают основания Гаутаме отступить от аскетизма. Формальным поводом стала ситуация, когда Гаутама принял из рук девушки чашку риса, приготовленным на огне. И Гаутама принял ее, но не потому что был очень голоден, а потому что сомневался имеют ли учения аскетов смысл. Аскеты изгнали его из общины. Второй этап жизни Гаутамы - это отшельнический путь. Путь, когда его никто не окружает, он абсолютно одинок. Пытается понять как избавиться от страданий. На этапе своего поиска приходит к выводу: источником страдания являются человеческие желания. Третья истина логично вытекала из цепи его поступков: не желай и будешь счастлив. Четвертая истина, которая составляет суть буддистского учения далась Гаутаме самым тяжелым образом: научись не желать. Жизнь Гаутамы была посвящена поиску ответа на вопрос - как этого достигнуть? Он нашел способы медитировать, погружать себя в искусство, занимался духовными практиками, тренировкой духа через физические упражнения. Этот путь называется восьмеричным путем, в процессе которого происходит обнаружение благородных начал. В процессе поиска Гаутама достигает нирваны, просветления. Процесс просветления, который понимается как поворотное колесо истины. Его сознание перевернулось и открылась та сущность, которая долго ему не открывалась. Гаутама, достигший просветления становится Буддой. Будда переводится как достигший просветления. В буддизме не было первоначального бога, который бы задавал параметры существования. Параметры человек открыл для себя сам (Гаутама), он достиг и прошел сам путь просветления. Таким образом, буддизм как религиозная система стал постулировать возможность достижения просветления каждого человека. Любой человек может пройти путь и стать Буддой. Религиозная система, которая давала почувствовать огромную ответственность человека перед жизнью, выбором. Ставила перед человеком целый ряд нравственных проблем, ориентировала решения нравственных вопросов и она не делегировала кому-то это право. Не было той силы, которая бы смогла за человека решить.

Направления в буддизме:

1. Махаяна - большая колесница, большой путь. Учение, согласно которому любой человек, несмотря на то к какой касте он принадлежал, какого был происхождения, мог рассчитывать на достижение нирваны. Мог пройти путь и кастовые ограничения здесь были не важны.

2. Хинаяна - школа, которая говорила о том, что путь к просветлению открыт только для брахманов. Прежде чем говорить о достижении нирваны, нужно пройти путь реинкарнации, достигнуть уровень брахманов, только после этого откроется перспектива достижения нирваны.

 

Заповеди буддизма:

1. Не пей хмельного

2. Остерегайся смотреть на женщин

 

 

 

Древний Китай

1. Конфуцианство как этико-политическое основание древне-китайской культуры.

2. Даосизм как художественно-эстетическое основание древне-китайской культуры.

3. Символическая природа древне китайского искусства.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.