Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Концепция игры как феномена культуры





Центральная работа, которая ставится в рамках этой темы, голландского ученого Йохан Хейзинга «Человек играющий» («В тени завтрашнего дня»).

Хейзинга обозначает особый тип человека – не менее важный в истории, чем homo sapiens. Homo ludens - исчезающий вид, по мнению автора. Вся работа была написана, чтобы ответить на вопрос «Почему западная культура находится в состоянии кризиса?» Исследует игровые механизмы культуры.

По мнению Х. игра- это важнейшее свойство культуры, то основание, без которого культура не может развиваться. Игра – некое свойство, присущее живым существам в природе, многие существа играют всю свою жизнь. Игры животных отличаются от игр человеческих. Он рассматривает игры человека в очень широком диапазоне. Под этим понятием он рассматривает все формы культурного поведения. Говорит о том, что на основе игры появляется язык, формируется мифология, игра лежит в основе искусства, религии, практически всех форм культуры. При этом он затрудняется дать четкое определение игры. Он вводит критерий игры – то, чем игра отличается от не-игры. Таковой является прагматическое поведение, направленное на извлечение какой-то пользы, выгоды.

Признаки игры (игрового поведения):

1. Добровольность. Игра есть свобода. Пример: игра на фортепиано (игра для родителей – вырастит гения, но не для ребенка - принудительно).

2. Это нечто неординарное.

3. Это модель поведения повседневной жизни.

4. Они снимает напряжение, испытываемое в реальности, создает приток энергии.

5. Это творческий акт.

6. Игра всегда ограничена в пространстве и времени. Должно быть время начало игры – граница повседневного и игрового. Также должно быть разграничено пространство (пример: стул для ребенка – это корабль, или подиум).

7. Игра имеет систему правил. Игру можно повторить.

8. Игра порождает стремление к совершенству, формирует эстетические чувства.

9. Игра работает на сплачивание, на группообразующее свойство.

С точки зрения Х., эти принципы были всегда. Пример: в Древней Греции была игра – бои, риторические дискуссии. Они служили реализации высоких идеалов. Возрождение – целая эпоха играла в Античность (Ренессанс – возврат к античности).

Можно видеть и ослабление игры как формы существования. Х. видит ослабление в 20 веке. Чем меньше игрового начала в культуре, чем слабее выражены творческие способности человека. В этом Х. видит кризис культуры. 20 век порождает не игровое начало, а суррогат игры – форма, в которой создается видимость игрового поведения, и эта форма поведения не работает на развитие личности.

РОже Каюа: любое повдеение можно рассматривать как игровое поведение.

4 принципиально разных видов игры (те всего 4 вида поведения):

1. Агон – состязание. Игры, где равенство шансов создано для того, чтобы противники участвовать на равных и победа досталась лучшему. Такая игра вырабатывает критерий оценки – кто будет лучшим в состязании.

2. Игральная кость (жребий) – игры, связанные со случайностью, неожиданной удачей (лотереи). Все зависит от везения, случайности, а не способностей.

3. Мимикрия (переодевание). Изменение облика человека, его типажа. Говорит про то, что мы постоянно мимикрируем (в университете мы – студенты, в автобусе - пассажиры).

4. Головокружение и кружение: игры, связанные с риксом для жизни. Такие игры вызывают тревогу, но заставляют человека чего- то добиваться. Пример: экзамен.

 

 

Проблемы культуры в свете теории психоанализа

Огромное количество различий, но и близкого есть у Фрейда и Юнга. Ракурс интереса Юнга был сосредоточен на коллективной психологии. Его интересовало поведение масс, все те аспекты деятельности человека, которые связаны с публичным общественным поведением человека. Обращался к понятию архетип, потому что архетип - это первообраз, система представлений, которая формируется в социуме, в виде традиций и модели поведения транслируется в сознание отдельного человека. Человек воспринимает эту модель как данность. Юнга интересовало те обстоятельства, которые приводят к серьезным социальным проблемам. Он рассматривал феномен фашизма, поскольку как психолог был уверен, что люди, которые поддерживали идеи нацизма оказались в плену убеждений, он пытался понять на какие психологические рычаги давит нацизм, для того, чтобы у него в поддержке была масса человек. Юнг по сравнению с Фрейдом перешел на более выраженную ступень социального анализа.

Теория Эриха Фромма

Эрих Фромм является автором большого числа работ, которые на протяжении ХХ века активно читались и обсуждались. Работа "Об искусстве любви", "Иметь или быть". Эрих Фромм исследователь ХХ века, его деятельность протекала и в Европе и Америке, его работы чрезвычайно популярны и имеют интерес во всем мире.

"Иметь или быть" написана Фроммом с тем, чтобы была возможность объяснить почему современное общество деградирует. Проблему нравственной деградации Фромм поднимает еще в 70-е годы. Духовная обстановка на западе вызывает большие опасения. Подчеркивает, что это общество стало излишне прагматичным. Прагматика вытеснила из человеческой жизни необходимость глубокого, ориентированного на понимание общения. Человек заполняет пустоту собственного существования различными формами, которые создают внешний эффект отсутствия внешнего одиночества. Например, описывает взаимодействия человека с радио, с телевизором. Люди думают, что смогут заменить живое общение. Общество сегодняшнее находится в ситуации вакуума, человек утратил связи с людьми, ему трудно общаться. Приходит к выводу, что современное общество находится к состоянии духовного кризиса по причине не правильно выработанной духовной платформы. Современное общество встало на платформу иметь. Она предполагает по отношению к человеку постоянное требование постоянно обладать чем-либо. Человек получает от общества установку, что он будет успешным, уважаемым, он не будет испытывать проблем в том случае, если будет стоять на платформе обладания. Иметь означает широкий спектр вещей. Это не обязательно потребительская позиция различных вещей, установка иметь предполагает по отношению к человеку установка на власть, иметь как достижение определенной ступени карьеры. Концепция быть предполагает параметры, которые ориентируют человека на внутреннее развитие. Быть - это значит поснимать, что человек на протяжении всей своей жизни проходит очень сложный процесс духовного развития и в этом заключается смысл его существования. Иметь или быть - это установки универсальные, они не являются установками ХХ века, они были всегда и Фромм убежден, что будут всегда. Общество ориентирует человека на выбор одного параметра.

Фромм исследовал вопросы деструктивного поведения. Вторая концепция зеркально отражает первую концепцию. Концепция материнской и отцовской любви. Фромм считал, что любовь - это одно из важнейших чувств, которое определяет человеческую жизнь в системе человеческих ценностей. Но формы любви могут быть очень разными. Если проявления любви разделить на полярные две группы, то два типа будут охарактеризованы как материнская отцовская любовь. Материнская любовь основана на бескорыстном отношении к другому человеку, это не обязательно любовь матери к детям, это всякая любовь, в основе материнского чувства лежит чувство бескорыстной любви. Материнская любовь - это не гендерный показатель, это не характеристика всех женщин, множество мужчин могут быть носителями этой любви. Материнская любовь - это обозначение бескорыстной, ориентированной на сочувствование, на сопереживание другому человеку. Отцовская любовь - это любовь, пронизанная прагматикой, любовь всегда за что то. Отец (в типологическом плане) любит за что-то, за то, что дети на него похоже, добьются чего-то в жизни, прославят отца, обеспечат его материально. Но так же выражается в заботе о другом человеке, но в основе лежит прагматика.

По мнению Фромма, позиция иметь очень близка по своей природе к позиции отцовской любви. Иметь - это установка на прагматику, на выгоду. Концепция быть близка по своей природе к материнской любви.

Статьи, которые были посвящения некрофилии, он рассматривает это не как сексуальное извращение, он понимает под некрофилией любовь к смерти, любовь к разрушению. В то время как другим полисом является биофилия любовь к живому, это живое продолжать. Чтобы понять суть концепции Фромма можно сравнить отношение этого психолога с положением Фрейда об инстинктах. Фрейд говорил о том, что у человека есть два врожденных инстинкта, эрос - инстинкт, направленный на проявление любви, продолжение себя; тонатос - инстинкт саморазрушения, самоубийства. С точки зрения Фрейда, потребность уничтожать себя или думать о смерти такая же естественная как и мысль о своем продолжении. Все свои положения и принципы Фрейд рассматривает в системе соотношения Эроса и Танатоса. Многие критики высказывали неудовлетворительное отношение по вопросам избыточной сексуализации человека. Фромм не обходит стороной этот вопрос, но главным образом, в своих работах доказывает что Фрейд по поводу эроса и тонатоса заблуждался, тонатос - это приобретенный инстинкт, врожденным является только эрос. С точки зрения Фромма, инстинкт саморазрушения формируется у человека под влиянием социума. Социум, который задает неправильные параметры существования, навязывает человеку концепцию быть, окружает человеку отцовской любовью. В этом и кроется причина деструкции личности - чем сильнее будут социальные негативные влияние на человека, тем более серьезной будет проблема деструкции. Эти все теории Фромм создает для того, чтобы объяснить что происходит с современным обществом, почему так низко падает духовный уровень, почему у общества так много проблем.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.