Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ницшеанская концепция культуры





Жизнь Ницше закончилась в 1900 году и это является удивительным, потому что то, что говорил Ницше было в большей степени актуально для начала 20 века. Он на несколько десятилетий заглянул вперед. Последователи у Ницше появляются только в 20 веке, учеников при жизни он не имел. Сам Ницше формировался под сильным влиянием романтизма. Под романтизмом понимается не только конкретную художественную литературу, но и философия романтиков.

Ницше сближает с романтиками:

1. Так же как романтики Ницше считал, что в культуре приоритетное положение занимает художник. Именно романтики подчеркивали культ художественного гения над всем остальным. Романтики полагали, что именно художнику удается наиболее точно и остро почувствовать суть времени и выразить в искусстве. Эту позицию Ницше унаследовал от романтиков.

2. Романтики полагали, что в культуре роль эстетического начала значительно более важна, чем роль религии, морали, нравственности. Романтики ввели в культурный обиход такую личность, которая пренебрегала нравственными принципами (образ Печорина). Но при этом романтики говорили, что романтический герой - это исключительных личность с эстетической точки зрения; это тонкий, обрадованный, обладающий высоким эстетическим вкусом. По мнению Ницше, такое возвышение эстетического над нравственным является очень важным.

3. Ницше полагал, что познание мира, роль интуитивно непосредственного познания значительно более важна, чем роль рационально-логического познания.

4. Принципы иронии. Ницше унаследовал принцип дистанцированного отношения к миру, у него эти формы приобретают развитие. Герой - романтик - всегда ироничный герой, герой не собирается вторгаться в социальную действительность, он держит дистанцию и со стороны взирает на несовершенность мира, не видит для себя основания для творчества и жизни и тогда совершает воображаемое бегство в другой мир. Для Ницше это была приемлемая позиция, он тоже полагал, что философ не обязан заниматься социальным переустройсвом общества. Его интересует личность, которая стоит над социальной действительностью и решает вопросы мирового масштаба.

 

Ницше не был романтиком в чистом виде. Он отталкивается от романтизма и формулирует собственную позицию. Ницше приходит к идеи нигилизма, что не было свойственно романтикам. Ницше - типичный нигилист, он отрицает все, что было в европейской культуре предшествующего периода. Для него не приемлемо христианство, морально-нравственные принципы. Ницше любит иронию и самоиронию с долей скептицизма. Он более жесток, циничен в оценках по отношению к миру, чем романтики. Ницше трезво оценивает возможности современного человека.

 

Концепцию просвещения сначала критиковал Руссо, затем идеи руссоистскую подхватили романтики, которые видели одной из своих главных задач - извлечение ложных положений из просвещения. Финалом эпопеи с опровержением идей просвещения была философия Ницше. Ницше говорит о том, что идеалы просвещения были ошибкой европейской культуры, только интуитивное познание, а не рациональное имеют смысл для развития культуры.

 

Одна из ранних работ "Рождение трагедии из духа музыки". Работа была написана в 1872 году. Ницше не только говорит о своей идейной связью с романтизмом, но и формулирует основные положения своей культурологической концепции:

1. Подлинные искусство всегда сопряжено с трагедией жизни. Только когда общество переживает глубокие социальные потрясения, тогда из глубин самой жизни появляются художники, которые находят наиболее яркие воплощения идей этого времени.

2. Огромную роль в формировании культуры играет художник. Художник является главным носителем культурных смыслов. Художник - настолько сильная личность, что он может в одиночку противостоять различным процессам социальной жизни. Один художник может выступать в роли контр-культуры, противника устаревших устоев. Ницше подчеркивает, что движение культуры во многом обеспечивается благодаря творчеству, деятельности. Движение, эволюция культуры подчинена логике противостоянию официальной культуры и контр-культуры.

3. Формулирует закон, согласно которому, культура может положительно развиваться, если два противоположных начала культуры приобретают диалектическое равновесие. Первое начало он определяет как дионисийское начало - от имени Дионис; второе начало аполлоновское. Два образа Диониса и Аполлона были широко использованы романтиками и в различных теориях романтизма мы находим идею противостояния этих двух начал. Единственная разница заключается в том, что у романтиков аполлоновское начало называлось олимпийским и романтики полагали, что позитивное развитие культуры возможно в том случае, если определенное превосходство формируется на стороне олимпийского начала. Ницше пересмотрел эту концепцию и с его точки зрения положительное развитие закона возможно под эгидой Диониса. Аполлоновское и дионисийское начало - это символические модели, в которых зафиксированы различные способы культурной жизни, культурной практики, культурного творчества. Дионисийское начало - модель творчества, которая основана на импровизации, на огромной роли эмоционально- чувственного и интуитивного начал. Начало, в которое вовлечены огромное количество людей, каждый из которых испытывает потребность в творчестве, импровизации. Постоянный процесс обновления, поиск новый формы. У дионисийского начала есть масса недостатков и прежде всего эти недостатки связаны с тем, что начало не позволяет культуре достигнуть высокого уровня. Культура пребывает в импровизационном потоке, в культуре формируется дух эксперимента, но культура обеспечивает формирование идеала, образцов для подражания, потому что процесс для обновления требует постоянного нового. Дионисийское начало хорошо себя выражает в танце, в музыке, в театральном искусстве. В тех искусствах, где динамизм является неотъемлемым эстетическим свойством. Аполлоновское начало берет свое название от имени греческого бога Аполлона - покровителя искусства. Аполлон - это воплощение рационального начала. Здесь не может быть импровизации, все строится на традиции, на разумном расчете. Ницше говорил о том, как древние греки подвергали эстетические представления рациональной обработке. Все каноны красоты вычислялись с математической точностью. Для древних греков рациональный подход к искусству был естественным. С точки зрения Ницше, такой подход может быть, но он не может быть одним подходом, он должен быть уравновешен дионисийским началом.

На протяжении нескольких десятилетий Ницше дорабатывает свою культурологическую концепцию. Постоянно пересматривает и вводит новые компоненты. В этой связи исследователи полагают, что теория Ницше может быть представлена тремя моделями культуры, которую он характеризует в разные периоды своего творчества:

1. Культура как царство гениев. Модель навеяна огромной любовью Ницше к древнегреческой культуре. Ницше был хорошо знаком с древнегреческой античностью, любил античную философию, многое читал и многое интерпретировал. По мнению Ницше, своеобразным прообразом модели царства гениев могла бы быть древняя Греция во время своих греко-персидских войн. Ницше подчеркивает, что именно этот период очень важен, потому что Греция в этот период переживала самые драматичные моменты истории, постоянные войны с Персией, постоянные угрозы жизни для человека. Ницше считал, что эта трагедия жизни порождала высокое искусство. В древне греческой культуре появляется целая плеяда блистательных имен философов, художников, которые превосходили по своему таланту всех остальных в значительной степени. Фалес, Гераклит, Сократ, Демокрит. В древней Греции формируется благоприятное время для развития талантов. По мнению Ницше, основная причина кроется в том государственном устройстве, которое сформировалось в Греции в тот период. Греция пребывала на стадии рабовладельческих отношений, в обществе были свободные и не свободные люди. Ницше формулирует свое понимания свободы и несвободы. Он говорит не только о социально-политической свободе, но и о внутренней свободе человека. В греческом обществе были особые социальные группы, которым общество делегировало особую свободу, огромную свободу творчества. Они занимались только свободным творчеством и это было их главной социальной миссией. Ницше формулирует важный тезис, что каста свободных людей порождала целое поколение блистательных талантов, благодаря которым культура достигала высокого уровня развития. Позднее он будет постоянно обращаться к греческому образцу культуры и говорить, что устройство общества, в котором есть свободные и несвободные люди - это идеальное устройство. Ницше всегда стоял на позиции, что истинную культуру делают единицы. Этим единицам нужно обеспечить свободу творчества и есть потребность в таких людях, которые будут создавать эту культуру.

2. Культура как царство свободных духом. Ницше очень активно развивает в 80е годы, он говорит о том, что опыт предшествующих культур, наследие просвещения, опыт развития европейской науки - скорее негативный опыт, чем положительный. Ницше говорит, что те ценности, которые просвещение породило сделали невозможным существование дионисийского человека. Они породили другой тип личности теоретического человека. Потом он будет называть этот тип - сократической личности. Это человек, который находится под очень сильным влиянием рацио, он образованный, эрудированный, но он лишен творчества, он не свободен внутренне, он не может творить. Ницше говорит об отрицательных последствиях просвещения, просвещение породило культуру, в которую стали востребованы такие личности как корректоры, библиотекари. Он берет особый тип человека, который сам не создает ничего нового, а берет то, что уже создано. Люди, которые консервируют старую культуру и не дают простора для новой. "Жалкие библиотекари и корректоры" - говорит Ницше. Эти люди - символы внутренней несвободы, они являются типичными воплощениями теоретического человека. Массовый приход библиотекарей и корректоров делает невозможным дионисийское творчество. Он с огромным уважением относится к творчеству Вагнера, он пишет несколько статей о том, что видит в музыке Вагнера проявление дионисийства. Как только он почувствует, что Вагнер начинает потакать массовой аудитории, вкусам массы людей, состоящих из библиотекарей и корректоров, он разочаруется в Вагнере и у него появится статья "Ницше против Вагнера". Сначала Ницше нравится в Вагнере его традиционный дух, стихийная импровизация, которая присуще поэтике народного творчества, потом этот композитор становится удовлетворителем вкусам и потребностям масс, к которым Ницше относится крайне негативно.

3. Культура как царство ребенка. Самые спорные утверждения Ницше, которые вызвали массу критики. Эту модель он соотносит с образом гераклитовского ребенка, который сидит на берегу океана и играет в кости. С точки зрения Ницше, идеальная культура- это культура, в которой есть место свободному творчеству, место для художника, который подобен ребенку. Он создает символический образ художника, который подобно ребенку не знает что такое добро и зло, не находится в плену религиозных предрассудков, он абсолютно свободен от ограничений. Свобода художника по Ницше - это свобода от социальных ограничений. Он проявляет здесь максимально свой нигилизм и говорит о том, что право быть свободным от Мавроди и нравственности, от религии получает именно художник. Ницше формулирует концепцию сверх человека. "Бог умер" - говорит Ницше. Бог умер - это рухнули религиозные ценности, которые всегда составляли для художника образец для подражания. Для художника больше нет идеалов. Он сам становится богом. "Бог умер, да здравствует сверх человек". Особое право человека Ницше отдает только художнику. Потом будет много искажений в 20 веке теории Ницше, многие будут стараться увидеть в этом признаки нацизма и говорить о том, что сверх человек - это образ фашизма. Ницше формулировал свою концепцию, исходя из понимания о том, что должны быть созданы условия для развития такой культуры, в которой у художника появится сверх свобода.

 

Эти взгляды Ницше оказались пророческими, потому что начало 20 века - это время прихода модернизма, авангардизма. Культуры, в которой художник получает свободу. Он становится богом, творцом, который по своему субъективному ощущению создает художественный мир. Он творит так как хочет, он свободен от ограничений. Идеи Ницше последнего этапа были так востребованы модернистами, они действительно соответствовали тому, что писал Ницше. Свои положения Ницше формулирует в целом ряде своих работ: "Так говорил Заратустра", "Воля к власти", "Сумерки кумиров", "По ту сторону добра и зла". Сверх человек Ницше должен придать смысл всей человеческой истории, оправдать ее жестокости высшей культурой.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.