Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КУРС МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ





КУРС МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Автор: Девятко Инна Феликсовна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики Государственного университета - Высшая школа экономики, редактор журнала 'Социологический форум'

Курс является базовым для магистерской программы

Планируемый объем курса: 58 часов аудиторной нагрузки, из них лекции - 34 часа, семинары и практические занятия - 24 часа. Минимальный объем внеаудиторной нагрузки - 32 часа.

Формы контроля: Окончательная оценка выставляется по результатам сдачи письменного аудиторного экзамена. Обязательным условием допуска к экзамену является своевременная сдача четырех самостоятельных практических работ-эссе по ключевым разделам курса.

Аннотация курса: В курсе систематически рассматриваются основные проблемы, возникающие при планировании и проведении исследования - от концептуализации стоящих перед исследователем задач и выбора исследовательской стратегии до анализа полученных результатов. Наряду с традиционными методами массовых опросов, детально анализируются возможности и практика применения в социологических исследованиях включенного наблюдения, биографического метода и эксперимента. Изучение курса предполагает ознакомление студентов с современной трактовкой качества социологического измерения, с ключевыми подходами к конструированию индексов и шкал. Большое внимание уделяется фундаментальным понятиям статистического анализа результатов - от одномерного анализа и методов представления данных до самых популярных техник анализа связи между переменными. Кроме того, в ходе теоретических и практических занятий затрагиваются вопросы, возникающие при соотнесении практики и результатов социологического исследования с его социальным контекстом: представление результатов исследования, этические аспекты взаимоотношений с респондентами и заказчиками и т.п.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ТЕМА 1. Логика социологического исследования (лекции - 4 часа, семинар - 2 часа)

Методология и логика социологического исследования. Возможно ли объективное и научное социальное знание? Социологические парадигмы, исследовательские программы и логика конкретного исследования.

Методы социологического исследования: общий обзор. Преимущества и недостатки основных исследовательских методов.

Процесс исследования: от исследовательской проблемы к программе исследования. Стадии исследовательского цикла. Построение теоретических моделей и моделей измерения методами 'концептуального картографирования'.

ТЕМА 2. Включенное наблюдение (лекции - 6 часов, семинар - 4 часа)

Что такое включенное наблюдение? Включенное наблюдение и этнографический метод: определение и исторические истоки. Контексты включенного наблюдения: субкультуры, замкнутые сообщества, уникальные события, исторические процессы.

Планирование исследования: определение проблемы, тактики наблюдателя. Теоретическая выборка. Отбор 'случаев', групп, времени, места, контекстов наблюдения.

Вхождение в ситуацию наблюдения, роли наблюдателя, взаимоотношения 'в поле'. Классификация исследовательских ролей по Р.Гоулду. Проблема доступа: этические и практические ограничения; барьеры и ресурсы.

Процесс анализа и описания результатов. Сравнительные преимущества раличных систем записи полевых данных. Первичный анализ записей; аналитические указатели, примечания-мемо (маргиналии), 'сензитивизирующие' категории и проблема 'естественного словаря'. Фиксация экстралингвистических признаков и невербальных коммуникаций. Способы контроля за качеством полевой информации. Автоматизированные программы для первичного анализа этнографических данных. Теоретический анализ и интерпретация. Проблема обоснованности 'этнографического текста'. Постмодернистская критика интерпретативной этнографии. Аналитическая индукция. Валидность включенного наблюдения: подход К.Гирца, подход Н.Дензина, подход М.Хэммерсли. Этические проблемы этнографического исследования.

ТЕМА 3. Биографический метод (лекция - 4 часа, семинар - 2 часа)

Определение и истоки биографического метода в социальных науках: клинический метод и психобиографические схемы в психологии и психиатрии; традиция использования биографического материала в историографии; литературоведческая традиция. Биографический метод в социологии.

Сбор биографического материала. Классификация источников биографического материала и типов биографического повествования. Оценка достоверности биографических материалов: историографический подход. Методологическая триангуляция. Подходы, основанные на анализе текста.

Анализ и интерпретация биографического материала.

ТЕМА 4. Эксперимент в социальных науках (лекция - 4 часа, практическое занятие - 4 часа)

Определение и типы эксперимента (истинный, полевой, квазиэксперимент). Эксперименты, 'улучшающие' и 'дублирующие реальный мир'. Методическое экспериментирование и эксперименты в оценочных исследованиях. Основные принципы экспериментирования в социальных науках. Внутренняя и внешняя валидность эксперимента, угрозы валидности.

Основные экспериментальные планы с контрольной группой и рандомизацией. Планы с рандомизацией; план Соломона. Экспериментальная гипотеза и статистическая гипотеза. Статистические модели экспериментальных планов (t-критерий и сравнение групп, дисперсионный анализ и F-критерий).

Многомерные и факторные эксперименты: общий обзор.

ТЕМА 5. Массовые опросы в социологии (лекции - 4 часа, семинары - 4 часа)

Определение и истоки. История 'социальных обследований': краткий обзор. Становление института опросов общественного мнения.

Выбор исследовательского плана. Определение единиц анализа и проектирование матрицы данных. Основные типы исследовательских планов: 'срезовые', лонгитюдные (трендовые, панельные, когортные), комбинированные планы. Преимущества и недостатки различных иследовательских планов.

Концептуализация и измерение: общий обзор. 'Концептуальное картографирование'. Построение теоретической модели и модели измерения, этапы операционализации. Взаимозаменяемость индикаторов. Модели измерения с формативными индикаторами и эффект-индикаторами. Общие правила отбора индикаторов.

Уровни измерения: общий обзор.

Общие правила конструирования опросников. Требования к формулировке вопросов. Контрольный список Д. де Воса.

'Сензитивные' вопросы: косвенные и проективные формулировки, метод вынужденного выбора, метод 'случайного ответа', суммарные оценки распространенности.

Выбор формата для ответов. Методические эксперименты с различными форматами ответов: общие результаты. Макет анкеты (опросника).

Этические проблемы, возникающие при проведении массовых опросов.

ЛИТЕРАТУРА

Обязательная литература в списке подчеркнута.

ТЕМА 1

· Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.

  • Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.5-14.
  • Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.
  • Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Московский философский фонд-'Медиум', 1995.
  • Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
  • Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. М.: русское феноменологическое общество, 1996.
  • Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. 2-е, переработ. и доп. М.: Наука, 1987. Гл.1.
  • Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991,?1.
  • Trochim, W.M.Research Methods Knowledge Base, 2nd Edition. <http://trochim.human.cornell.edu/kb/index.htm > (version current as of April 09, 1999).

ТЕМА 2

· Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.15-43.

  • Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.
  • Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: Изд-во РГГУ, 1995.
  • Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: 4М. 1995.?5-6.
  • Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4M. 1995.? 5-6.
  • Никишенков А.А. Из истории английской этнографии (Критика функционализма). М.: Изд-во МГУ, 1986. Гл.2. С.48-90.
  • Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. М.: Наука, 1966. Т.1. С.242-251.
  • Ричман Дж. Социальный порядок палаты для психопатов / Пер. с англ. // Социс. 1999.?5.
  • Ряжский И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива // Социологические исследования. 1975.?3. С.92-99.
  • Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991,?1. С.14-31.
  • Fielding, N.G. and Lee, R.M. Using Computers in Qualitative Research. London: Sage, 1991.
  • Hammersley, M. and Gomm, R. Bias in Social Research // Sociological Research Online. 1997.Vol. 2. #1. < http://www.socresonline.org.uk/socresonline/2/1/2.html>
  • Katz,J. Ethnography's Warrants and Moralized Structure of Ignorance // Sociological Methods and Research. 1997. Vol.25. #4 (May).

ТЕМА 3

· Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопросы социологии. 1992. Т. 1.? 2.

  • Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. Т. 2.? 2.
  • Блок М. Ремесло историка, или Апология истории. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1986. Гл.3.
  • Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.44-56.
  • Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М. 1993-1994.? 3-4.
  • Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989.? 1.
  • Козина И.М. Поведение работников на рынке труда. Способы трудоустройства и личные стратегии занятости // Реструктурирование занятости и формирование локальных рынков труда в России. М.: ИСИТО, 1996. С.84-107.
  • Козлова Н.Н. Крестьянский сын: Опыт биографического исследования // Социологические исследования. 1994.? 6. С. 112-123.
  • Оболенская С.В. 'История повседневности' в историографии ФРГ // Одиссей. М., 1990. С. 182 - 197.
  • Рождественский С. Подходы к формализации жизненных историй качественными методами // Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии людей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996. С. 412-422.
  • Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Т. 1.? 1.
  • Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993.? 1-2. С. 129-138.
  • Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. колл.: В.В. Семенова, Е.Ю. Мещеркина. М., 1993. С. 11-41.
  • Fielding, N.G. and Lee, R.M. Using Computers in Qualitative Research. London: Sage, 1991.

ТЕМА 4

· Вознесенский В.А. Статистические метода планирования эксперимента в технико- экономических исследованиях. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1981. Гл.2, 3.

  • Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Общ.ред. Ю.П.Адлера. М.: Прогресс, 1976. Гл.15-19.
  • Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.57-75.
  • Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.
  • Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. Сост. и общ.ред. М.И.Бобневой. М.: Прогресс, 1980.
  • Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента/ Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982.
  • Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. Гл.5.

ТЕМА 5

· Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.76-112.

  • Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социс. 1990.?1. Сс.98-104.
  • Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. Социологический опрос / Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.:Наука, 1992.
  • Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения (методический опыт). М.: Финансы и статистика, 1984.
  • Сваффорд М.С., Косолапов М.С., Козырева П.С. Международные стандарты оценки качества социологических обследований // Мир России. 1999. Т.VIII.?1-2. Сс. 281-302.
  • Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос // Социс. 1982.?3.
  • Presser, S. Measurement Issues in the Study of Social Change //Social Forces. 1990. Vol.68. #3. P.856-868.
  • Trochim, W.M. Research Methods Knowledge Base, 2nd Edition. <http://trochim.human.cornell.edu/kb/index.htm > (version current as of April 09, 1999).

ТЕМА 6

· Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

  • Грин Б.Ф. Измерение установки // Математические методы в совеменной буржуазной социологии. М.: Прогресс, 1966.
  • Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.113-134.
  • Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука, 1993. Гл.1,2.
  • Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978. Гл.1,2.
  • Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.
  • Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука, 1991.
  • Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд-е 2-е. М.: Наука, 1987. Гл.3.

ТЕМА 7

· Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. Социологический опрос / Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.:Наука, 1992.

  • Sniderman, P. and Grob, D. Innovations in Experimental Design in Attitude Surveys // Annual Review of Sociology. 1996. Vol.22. P.377-399.
  • Trochim, W.M. Research Methods Knowledge Base, 2nd Edition. <http://trochim.human.cornell.edu/kb/index.htm > (version current as of April 09, 1999).

ТЕМА 8

  • Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.135-157.
  • Территориальная выборка в социологических исследованиях. М.:Наука, 1980.
  • Кокрен У. Методы выборочного обследования. М.: Статистика, 1976.
  • Петренко Е.С., Ярошенко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. М: Статистика, 1979.
  • Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социального исследования. Киев: Наукова думка, 1986.

ТЕМА 9

· Вайнберг Дж., Шумекер Дж.. Статистика. М.: Финансы и статистика, 1979.

  • Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
  • Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.158-198.
  • Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании. М.: Наука, 1987.
  • Типология и классификация в социологических исследованиях. М.: Наука, 1982.
  • Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993.
  • Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука, 1991.
  • Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. М.: Финансы и статистика, 1981.
  • Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М.: Финансы и статистика, 1989.
  • Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд-е 2-е. М.: Наука, 1987. Гл.5.
  • Trochim, W.M. Research Methods Knowledge Base, 2nd Edition. <http://trochim.human.cornell.edu/kb/index.htm > (version current as of April 09, 1999).

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 10. Интервью 'сенситивных' тем. Вопросы этики

Понятие сенситивности. Факторы, определяющие повышенную сенситивность темы интервью. - Техники интервьюирования сенситивных тем. - Этика исследования.

Семинар: Пути решения этических проблем. Сенситивное исследование и открытость. Предпочтительные виды интервью при исследовании сенситивных тем. Выбор вида интервью при исследовании сенситивной темы. Определить тему и основные факторы, способствующие ее сенситивности. Разработать пошаговую стратегию интервьюирования, техники. Набросок путеводителя интервью.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Тема 1

· Что такое интервью? Дайте определение своими словами.

  • Отличается ли интервью от естественного общения?
  • В чем заключается диалектика достоинств и недостатков метода интервью? (Приведите примеры.)
  • Дайте сравнительный анализ достоинств и недостатков интервью по сравнению с другими методами, например, анализом документов, наблюдением.
  • В чем причина (причины) разнообразия определений интервью?
  • По каким основаниям выделяются функции интервью?
  • К каким ошибкам может привести игнорирование АА-функции? (Приведите примеры)
  • В каких случаях допустимо игнорирование АА-функции? (Приведите примеры)
  • Каковы общие и специфические функции исследовательского интервью?
  • Каковы возможные причины смещения функций интервью? Как их можно избежать?

Тема 2

· Опишите Ваши действия по выбору оптимального вида интервью при подготовке к новому нетипичному исследованию. К какому источнику Вы бы обратились?

  • Для чего социологу-практику нужны классификации видов интервью?
  • В чем заключаются особенности существующих классификаций?
  • Чем различаются стандартизация, формализация и структурированность в интервью?
  • В чем смысл 'мягких методов'?
  • С какими методами лучше всего будет сочетаться 'мягкое интервью'?
  • Какова природа континуальности интервью?

Тема 3

· Для изучения каких тем и каких социальных групп специфически релевантны методы полуформализованного, глубинного, креативного, фокусированного интервью?

  • Глубинное интервью - это одна техника или класс техник?
  • К каким методам глубинное интервью ближе всего?
  • Каковы недостатки группового интервью?
  • Давайте попробуем составить примерный план, точнее, последовательность основных стратегических моментов группового интервью по какой-нибудь конкретной теме.
  • Как быть, если запланировано индивидуальное интервью, а ситуация в поле складывается в пользу группового интервью?
  • Для какого исследования - индивидуального или группового - больше подходит креативное расследующее интервью?

Тема 4

· В чем заключаются основные различия качественного и количественного подходов?

  • Какие особые функции присущи качественному интервью?
  • Каковы барьеры, препятствующие интеграции качественного и количественного подходов?

Тема 5

· В чем заключается парадокс объективности?

  • Как рассматривается проблема объективности в русской 'классической' социологии?
  • Каков вклад М.Вебера в 'решение' проблемы объективности?
  • В чем, на Ваш взгляд, состоит главное различие логик реализации научной объективности в качественном и количественном исследовании?
  • Чем различаются различные типы невалидности в интервью?

Тема 6

· Что способствует и что препятствует межличностной коммуникации?

  • Каковы способы повышения эффективности коммуникации?
  • Действительно ли для формализованного интервью несущественны и
  • непроблематичны вопросы общей рамки референции?
  • Какие процедурные проблемы связаны с рамкой референции? Каковы способы их решения?
  • Для изучения каких тем необходима интернальная рамка референции?
  • Каковы способы контроля рамки референции? Какие могут возникнуть препятствия контролю рамки референции?

Тема 7

· Каковы основные структурные элементы интервью? Как Вы понимаете такие понятия, как коммуникативное событие, ключ, жанр?

  • Как может повлиять социальная ситуация на ход интервью?
  • От чего зависит выбор стратегии отбора респондентов?
  • Каковы основные этапы основанного на интервью исследовательского процесса?
  • Каковы отличительные особенности анализа качественного и количественного интервью?

Тема 8

· Каковы достоинства интервьюера-новичка?

  • Как можно тренировать способность к дестереотипизации восприятия, 'ожиданию неожиданного'?
  • Что означает маргинальность интервьюера? В чем она реализуется? Как ее поддерживать?
  • Что означает активное слушание?
  • Чем обусловлена тяга респондента к информации? В каких случаях респонденты задают вопросы?
  • Как следует поступать интервьюеру, когда респондент проявляет излишнюю любознательность?
  • Как можно (если вообще можно) нейтрализовать действие каждого из ингибиторов?
  • В чем заключается парадокс межролевой дистанции?

Тема 9

· Каковы стадии подготовки опросника/путеводителя?

  • На каком этапе должен быть готов перечень тем для интервью?
  • Каковы принципы конструирования 'качественных' вопросов?
  • Чем отличаются пробы от обычных вопросов?
  • В чем отличие детализированных проб от формализованного опросника?
  • Какие бывают техники и приемы зондирования?
  • Чем могут различаться обложки в формализованном и неформализованном интервью?

Тема 10

· Какие проблемы могут возникнуть с табу на раздавание авансов при мотивировании респондента? Всегда ли это действительно табу?

  • Как быть, если интервьюер невольно все же 'раздал авансы'?
  • Всегда ли сенситивное исследование может быть открыто?
  • Полностью ли может быть открыто сенситивное исследование?

Тема 11

· Каковы критерии классификации данных, полученных от информантов?

  • Как соотносятся по этим критериям интервью, фокус-группы и наблюдение?
  • Какие функции может выполнять интервью по отношению к другим методам?
  • Какие функции могут выполнять различные методы сбора данных по отношению к интервью?

ЛИТЕРАТУРА

1. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о 'качественной социологии' //Социологический журнал. 1994, N 2, C. 28-42.

  1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/Перевод Е.Руткевич. М.: Медиум. 1995
  2. Биографический метод в социологии: история, методология и практика/Ред.коллегия: Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. М.: Институт социологии РАН. 1994.
  3. Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М.: 1916. Раздел 'Количественные и качественные анкеты'.
  4. Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век: Антология философии и социологии культуры / Отв.ред: П.С.Гуревич, С.Я.Левит. М.: ИНИОН РАН, 1994. С.104-161.
  5. Веселкова Н.В. Теоретические основания и методологические принципы полуформализованного интервью / Дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: ИС РАН. 1994.
  6. Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. N 3. С.103-110.
  7. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью// Социология 4М. 1994.
  8. Витт Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. N 1. С.95-107.
  9. Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.
  10. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука. 1993.
  11. Дэвис Дж.Э. Социология установки // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972.
  12. Журавлев В.Ф. Интервью в качественном социологическом исследовании. Автореферат диссертации на соискание уч.степ. канд.социологических наук. М.: 1994.
  13. Иванов М. А. Беседа как метод социологии // Социологические исследования. 1989. N 4. С. 106-111.
  14. Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  15. Калеро Г. Язык тела. Баку: Сада, 1992.
  16. Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.
  17. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: ТОО "Независимая фирма "Класс", 1993.
  18. Кудрявский Д. Психология и языкознание. Юрьев: 1905.
  19. Лазар М.Г., Фирсов Б.М., Ядов В.А. Профессиональная мораль в социологии// Социологические исследования. 1988. N 2. С.102.
  20. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во Московского Университета, 1982.
  21. Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)//Социология: 4М, 1995, N5-6.С.5-15.
  22. Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2 кн./ Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.: Наука, 1990.
  23. Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер.с англ. / под ред. С.А.Белановского. М.: Институт Молодежи, 1991.
  24. Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.1. С. 111-121.
  25. Насенко Э.Л. О возможности оценки степени эмоциональной интенсивности эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в характеристиках его речи // Речь, эмоции и личность. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., февраль 1978. Л.: 1978. С. 152-154.
  26. Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в практику демоскопии / Изд. второе. Пер. с нем. Общая ред., вступ. и заключ. ст. д.ф.н., проф. Н.С.Мансурова. М.: "АВА-ЭСТРА", 1993.
  27. Профессиональный кодекс социолога // Социологические исследования. 1988. N 2. С.96.
  28. Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1985.
  29. Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии//Социология: 4М, 1995. N5-6. С.190-213.
  30. Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальной науки. М.: Прогресс, 1972.
  31. Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991.
  32. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении Отв.ред. В.Д.Шадриков, Ин-т психологии АН СССР. М.: Наука, 1989.
  33. Фридрих В.,Хенниг В. Основные проблемы опроса // Процесс социального исследования. Гл.1.44 / Пер.с нем. А.Г.Шестакова и И.Н. Марасанова. Общ. ред. и послесл. Ю.Е. Волкова. М.: Прогресс, 1975.
  34. Шошин П.Б. Анизоморфизм эксплицитного и имплицитного // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им.Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.Ш. С. 660-666.
  35. Южаков С.Н. Субъективный метод в социологии (1881)//Антология русской классической социологии: Тексты / Сост. и коммент. Д.С.Клементьева, Л.Н.Панковой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С.30-50.
  36. Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов//Социология: 4М, 1995. N 5-6. С.16-27.
  37. Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Изд. 2-ое. М.: Наука,1987. (Изд-во 'Самарский университет', 1995).
  38. Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М, N 1, 1991. С. 14-31.
  39. Banaka W. H. Training in depth interviewing. New York, 1971
  40. Benney M., Hughes E. C. On Sociology and the Interview. Ch.12 // Sociological Methods: A Sourcebook /Ed. by N.K.Denzin. Chicago: Aldine Publishing, 1970. P. 190-198.
  41. Bingham W.V.D., Gustad J. How to Interview. New York: Harper, 1953.
  42. Brenner M. Intensive Interviewing // The Research Interview: Uses and Approaches / Ed. by M.Brenner, J.Brown, D.Canter. London: Academic Press, 1985.
  43. Brenner M. The Research Interview: Uses and Approaches // The Research Interview: Uses and Approaches / Ed. by M.Brenner, J.Brown, D.Canter. London: Academic Press, 1985.
  44. Briggs Ch.L. Learning How to Ask: A sociolinguistic appraisal of the interview in science research. New York: Cambridge University Press, 1986.
  45. Bulmer M. (Ed.) Essays on the history of British sociological research. Cambrige: Cambrige University Press, 1985.
  46. Bulmer M. Social Science and social policy. London: Allen and Unwin, 1986.
  47. Bryman A. Quantity and Quality in Social Research. London: Heineman, 1988.
  48. Cannell Ch.F., Miller P.V., Oksenberg L. Research on Interviewing Techniques//Sociological Methodology, 1981, P. 383 -737.
  49. Converse J.M., Schuman H. Conversations at Random. Survey Research as Interviewers See It. New York: John Wiley & Sons, 1973.
  50. Denzin N.K. Sociological Methods: A Sourcebook. Chicago: Aldine Publishing, 1970.
  51. Donaghy W.C. The Interview: Skills and Applications. Dallas: Scott & Foresman, 1984.
  52. Douglas J.D. Creative Interviewing. Newbury Park: Sage, 1985.
  53. Fielding N.G., Conroy S. Interviewing child victims: police and social work investigations of child sexual abuse // Sociology. Vol.26. No.1. 1992. P. 103-124.
  54. Gorden R.L. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. Illinois: The Dorsey Press, 1975.
  55. Harkess Sh., Warren C.A.B. The Social Relations of Intensive Interviewing: Conditions of Strangeness and Science // Sociological Methods and Research. 1993. Vol.21. N 3. P. 317-339.
  56. Homan R. The Ethics of Open Methods // The British Journal of Sociology. 1992. Vol.43. No.3. P. 321 - 332.
  57. Interviewing // International Encyclopedia of the Social Science. Vol.8. New York: Macmillan and Free Press, 1968. P. 149-176.
  58. Jones S. Depth Interviewing // Applied Qualitative Research / Ed. by R.Walker. Gower, 1985. P.П, Ch.1. P. 45-55.
  59. Kahn R.L., Cannell Ch.F. The Dinamics of Interviewing. Theory, Technics & Cases. New York: John Wiley & Sons, 1959.
  60. Kirk J., Miller M.L. Reliability and Validity in Qualitative Research. Sage University Series on Qualitative Research Methods, Vol.1. Beverly Hills, CA: Sage, 1986.
  61. Kuzel A.J. Sampling in Qualitative Inquairy//Doing Qualitative Research/ Ed. by Crabtree B.F., Miller W.L. Newbury Park: Sage, 1992. P.31-44.
  62. Lee R.M., Renzetti C.M. (Eds.) The Problem of Researching Sensitive Topics: an Overview and Introduction//Researching Sensitive Topics. Newbury Park: Sage, 1993. P. 3-13.
  63. Lee R.M. Doing Research on Sensitive Topics. London, Newbury Park: Sage, 1993.
  64. Lidz Ch.W. 'Objectivity' and Rapport//The Qualitative - Quantitative Distinction in the Social Sciences/ Ed. by B.Glassner, J.D.Moreno. Dordrecht-London: Kluwer Academic Publishers, 1989.
  65. Lofland J. Analysing Social Settings//Intensive Interviewing. 1971.
  66. Madge J. The Tools of Social Science. An analytic description of social science techniques. New York: Anchor Books, 1965.
  67. May T. Social Research: Issues, Methods and Process. Buckingham: Open University Press, 1993. P. 91-109.
  68. McCracken G. The Long Interview/ Qualitative Research Methods, Vol.13. Newbury Park: Sage, 1988.
  69. Merton K.M. The focussed interview and focus groups: continueties and discintinueties//Public Opinion Quarterly. 1987. Vol. 51. P.550-566.
  70. Molyneaux D., Lane V.W. Effective Interviewing: Techniques and Analysis. Boston: Allyn & Bacon, 1982.
  71. Morgan D. L., Spanish M.T. Focus Groups: A New Tool for Qualitative Research // Qualitative Sociology. 1984. No. 7(3). P. 253-270.
  72. Morgan D. L. Focus Group as Qualitative Research/ Qualitative Research Methods, Vol.16. Newbury Park: Sage, 1990.
  73. Phillips B.S. Social Research. Strategy and Tactics. New York: Macmillan, 1970.
  74. Phillips B.S. Sociological Research Methods: an Introduction. lllinois: The Dorsey Press, 1985.
  75. Phillips D.L. Knowledge From What? Theories and Methods in Social Research. Chicago: Rand McNally, 1972.
  76. Selltiz C., Jahoda M., Deutsch M., Cook S.W. Research Methods in Social Relations. New York: Holt, Rinehart, Winston 1962.
  77. Sieber J.E. The Ethics and Politics of Sensitive Research// Researching Sensitive Topics. Newbury Park: Sage, 1993. P. 14-26.
  78. Smaling A. Varieties of Methodological Intersubjectivity - The Relations with Qualitative & Quanitative Research, & with Objectivity//Quality & Quantity N.26, 1992, P. 169-180.
  79. Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups: Theory and Practice/Applied Social Research Methods Series. Vol.20. Newbury Park: Sage, 1990.
  80. Survey Interviewing: Theory and Techniques / Ed. by T.W.Beed and R.J.Stimson. London: Allen & Unwin, 1985.
  81. The Qualitative - Quantitative Distinction in the Social Sciences / Ed. by B.Glassner, J.D.Moreno. Dordrecht-London: Kluwer Academic Publishers, 1989.

КУРС БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Автор: Мещеркина Елена Юрьевна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.

Спецкурс читается в рамках магистерской программы, а так же в формате месячного специализированного курса 'Качественные методы в социологическом исследовании'

 Содержание курса

 Литература

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА 1

1. Baltes,Р.В.(1983).Life-span developmental psychology: observations on history and theory revisited. In: R.M.Lerner (Ed.), Developmental Psychology. Erlbaum, Hillsdal, N.Y., pp79-111.

  1. Buehler,C.(1933). Der menschliche Lebenslaufals psychologisches Problem. Hirzel, Leipzig.
  2. Buehler,C.& Masarik,F.(1969).Lebenslauf und Lebensziele.Studien in humanistischer Psychologie. Fischer. Stuttgart.
  3. Erikson,E.H.(1950).Growht and crises of the healthy personality. In: M.Senn. Symposion on the healthy person, J.Macey Foundation, N.Y.
  4. Lehr,U. & Thomae,H.(1965).Konflikt, seelische Belastung und Lebensalter.WestdeutscherVerlag,Opladen
  5. Levinson,D.J.et al.(1978).The season's of man'slife.Knopf.N.Y.
  6. Thomas,W.I. & Znaniecki,F.(1918-1920).The polish peasant in Europe und America. A.Knopf,1927, N.Y.

ТЕМА 2

1. Bertaux.D.(Ed).Biography and society.The life story approach in the social sciences. Beverly Hills, Sage 1981.

  1. Биографический метод: история, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой В.В.).-М.:ИС РАН,1994.
  2. Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований.//Социологический журнал,N1,1995,c.71-89.
  3. Plummer,K.Documents of Life.An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method.London: Alien & Unwin,1983.
  4. Schuetze,F.Biographieforschung und narrative lnterview.ln:Neue Praxis,3,1983,8.283-293.

ТЕМА 3

1. Berger, P.L.& Luckmann, Т. (1969) Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit, Fischer, Frankfurt.

  1. Handbuch Qualitative Sozialforschung. Grundlagen, Konzepte, Methoden und Anwendungen (1995). (Hrsg. von U.Flick, E.v.Kardoft et al.) Belbz Verlag, Weinheim.
  2. Bruyn, S. (1966). The human perspective in sociology. Prentice Hall, Englewood Cliffs.
  3. Slaser, B.G. & Straus, A.L. (1967) The Discovery of grounded theory. Strategies for qualitative research. Aldine.

ТЕМА 4

1. Tomas, W.I. & Znaniecki, F. (1918-1920). The polish peasant in Europe and America. A.Knopf, 1927, New York.

  1. Jahoda, M., Hazarsfeld P.F. & Zeisel, H. (1980) Die Arbeitslosen von Marienthal, Suhrkamp, Frankfurt.
  2. Adorno, T.W., Frenkel-Brunswick, E. Levinson, D.J. & Sanford, R.H. (1950). The authoritarian personality Norton Library, New York.
  3. Roethlisberoer, F.J. & Dickson, W.J. (1939). Management and the worker. Harward University Press, Cambridge
  4. McClelland, D.C.(1961) The achieving society. Van Nostrand, Princeton.
  5. Bateson, G. & Mead, M. (1942) Balinese characher. A fomogrgrafic analysis. New York Academy of Sciences, New York.

ТЕМА 5

1. Mayring, P. (1990). Einfuhrung in die qualitative sozialforschung. Eine Einleitung zu qualitativen Denken. Psyckologic Verlags Union, Munchen.

  1. Ritsert, J. (1972) Inhaltsanalyse und Ideologiekritik. Ein Versuch uber kritische Sozialforschung. Athenanm, Frankfurt.
  2. Merten, K. (1983). Inhaltsanalyse. Einfuhrung in Theorie, Methode, Praxis. Westdentscher Nerlag, Opiaden.

ТЕМА 6

1. Freud, S. (1900) Die Traumdentung, Gesammeltewerke, vol.2-3, Fischer, Frankfurt.

  1. Freud, S. (1905) Der Witz und seine Beziehung zum Unbewubten, Gesammeltewerke, vol.6, Fischer, Frankfurt.
  2. Horenzer, A. (1973). Sprachzerstorung und Rekonstruktion. Vorarbeiten zu einer Metatheorie der Psychoanalyse, Suhrkamp, Frankfurt.
  3. Horenzer, A. (1978). Der Gegenstand psychoanalytischer Textinterpretation. In:
  4. S.Goeppert. Perspektiven psychoanalytischer kulturkritik, Rombach, Freiburg, pp. 71-82.
  5. Horenzer, A. (1988). Tiefhermenentische Kulturanalyse. In: Horenzer. Kultur-Analysen, Fischer, Frankfurt, pp.11-98.

ТЕМА 7

1. Oevermann, U. (1989) Objektive Hermeneutik - Eine Methodologic soziologischer Strukturanalyse. Suhrkamp, Frankfurt.

  1. Oevermann, U., Alien:, Т., Konan, E. & Krambeck (1979). Die Methodologie einer "objektiven Hermenentik" und ihre allgemeine forschuhgslogische Bedentung in den Sozialwissenschaften. In: H.-G. Soeffner. Interpretative verfahren in den Sozial- und Textwissenschaften, Metzler, Stuttgart, hh.352-433.
  2. Oevermann, U., Allert, Т., Konan, E. (1980) Zur Logik der Interpretation von Interviewtexten. In: T.Heinze, H.W.KIusemann & H.-G.Soeffner. Interpretation einer Bildungsgeschichte, Pad-Extra, Bensheim, pp. 15-69.

ТЕМА 8

1. Garfinkel, Н. (1973) Das Alltagswissen uber soziale und innerhalb sozialer Strukturen. In: Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen (Hp.) Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Rowolt, Reinbeck, pp. 189-263.

  1. Bergmann, J.R. (1981) Etnomethodologische Konversationsanalyse des Inst. fur deutsche Sprache. Schwann, Dusseldorf, pp.9-51.
  2. Sacks, Н. (1990) Lectures, 1954-1965. Ed. by G.Jefferson, Kluwer, Dordrecht
  3. Sacks, Н., Schegloff, E. & Jefferson, G. (1974). A simplest systematics for the organization of turntaking for conversation. Language 4: 696-735.

ТЕМА 9

1. Duncan, S.D. & Fiske, D.W. (1977). Face-to-face interaction. Eribaum, Hillsdale, H.J.

  1. Wallbott, H.G. (1988) Nohverbale Kommunikation. 4th edn. In: R.Asanger & G.Wenninger. Handworterbuch der Psychologie. Beltz, Weinheim, pp.488-493.
  2. Birdwhistell, R.L. (1970). Kinesics and context. University of Pennsylvania Publications, Philadelphia.
  3. Achs, G. Mulen (1993). Wie Katz und Hund. Die Korperspache der Seschlechter. Frauenoffensive, Munchen.

ТЕМА 10

1. Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В. - Москва: Институт социологии РАН, 1994.

  1. Судьбы людей. Россия XX век. (биографии семей как объект социологического исследования). Под ред. Семеновой В.В., Фотеевой К. - Москва: Институт социологии РАН, 1996.
  2. Bertaux, D. & Kohli, M. (1984) The life story approach: a continental view. Annual Review of Sociology, 10, 215-237.
  3. Kohli, M. & Roberts, G. (Hg.) (1984). Biographic und soziale wirklichkeit. Stuttgart: Metzler.
  4. Schutze, F. (1983). Biographieforschung und narrahives Interview. In: Neue Praxis, 3, pp.283-293.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЛИТЕРАТУРА

1. Астафьев Я. У. Научные картины мира, рациональность и социологический дискурс.// Социологический журнал, 1994,? 1.

  1. Бергер П. Р. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект-Пресс, 1996, с. 66-88, 89-113, 114-137.
  2. Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М.: Ин-т социологии РАН, 1994, 146.
  3. Бурдье П. Общественное мнение не существует. // Социология политики, М.: Социо-логос, 1993, с. 159-178.
  4. Бурлицкая М. Г., Петрова Л. Я. Стандартизированное интервью: проблемы организации. // Социологические исследования, 1997,? 10, с.131-137.
  5. Бутенко И. А. Прикладная социология: наука и искусство. М.: Анкил, 1999 226 с.
  6. Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах. // Социологические исследования, 2000,?10, с. 118-124.
  7. Виноградский В.Г. Крестьянские семейные хроники. (Методический опыт качественного исследования) // Социологический журнал, 1998,?1/2
  8. Воронкова О.А. Взаимоотношения в телефонном интервью: социолог, интервьюер, респондент. // Социология: методология, методы, математические модели, (4М), 1996,? 7.
  9. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996, 172 с.
  10. Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: 'Центр', 1998. 141 с.
  11. Исупова О.Г. Телефонное интервью: заметки организатора опроса. // Социология: методология, методы, математические модели. (4 М), 1996,?6.
  12. Исупова О.Г. Теоретические, правовые, и методические аспекты массовых опросов во Франции. // Методология и методы социологических исследований. (Итоги работы поисковых проектов 1992-1996). М.: ИС РосАН, с. 46-55.
  13. Ковалев Е.М. Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999, 384 с.
  14. Клюшкина Н.А. При





    ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

    Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

    Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

    ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.