|
КУРС МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
КУРС МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Автор: Девятко Инна Феликсовна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, профессор кафедры социально-экономических систем и социальной политики Государственного университета - Высшая школа экономики, редактор журнала 'Социологический форум'
Курс является базовым для магистерской программы
Планируемый объем курса: 58 часов аудиторной нагрузки, из них лекции - 34 часа, семинары и практические занятия - 24 часа. Минимальный объем внеаудиторной нагрузки - 32 часа.
Формы контроля: Окончательная оценка выставляется по результатам сдачи письменного аудиторного экзамена. Обязательным условием допуска к экзамену является своевременная сдача четырех самостоятельных практических работ-эссе по ключевым разделам курса.
Аннотация курса: В курсе систематически рассматриваются основные проблемы, возникающие при планировании и проведении исследования - от концептуализации стоящих перед исследователем задач и выбора исследовательской стратегии до анализа полученных результатов. Наряду с традиционными методами массовых опросов, детально анализируются возможности и практика применения в социологических исследованиях включенного наблюдения, биографического метода и эксперимента. Изучение курса предполагает ознакомление студентов с современной трактовкой качества социологического измерения, с ключевыми подходами к конструированию индексов и шкал. Большое внимание уделяется фундаментальным понятиям статистического анализа результатов - от одномерного анализа и методов представления данных до самых популярных техник анализа связи между переменными. Кроме того, в ходе теоретических и практических занятий затрагиваются вопросы, возникающие при соотнесении практики и результатов социологического исследования с его социальным контекстом: представление результатов исследования, этические аспекты взаимоотношений с респондентами и заказчиками и т.п.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ТЕМА 1. Логика социологического исследования (лекции - 4 часа, семинар - 2 часа)
Методология и логика социологического исследования. Возможно ли объективное и научное социальное знание? Социологические парадигмы, исследовательские программы и логика конкретного исследования.
Методы социологического исследования: общий обзор. Преимущества и недостатки основных исследовательских методов.
Процесс исследования: от исследовательской проблемы к программе исследования. Стадии исследовательского цикла. Построение теоретических моделей и моделей измерения методами 'концептуального картографирования'.
ТЕМА 2. Включенное наблюдение (лекции - 6 часов, семинар - 4 часа)
Что такое включенное наблюдение? Включенное наблюдение и этнографический метод: определение и исторические истоки. Контексты включенного наблюдения: субкультуры, замкнутые сообщества, уникальные события, исторические процессы.
Планирование исследования: определение проблемы, тактики наблюдателя. Теоретическая выборка. Отбор 'случаев', групп, времени, места, контекстов наблюдения.
Вхождение в ситуацию наблюдения, роли наблюдателя, взаимоотношения 'в поле'. Классификация исследовательских ролей по Р.Гоулду. Проблема доступа: этические и практические ограничения; барьеры и ресурсы.
Процесс анализа и описания результатов. Сравнительные преимущества раличных систем записи полевых данных. Первичный анализ записей; аналитические указатели, примечания-мемо (маргиналии), 'сензитивизирующие' категории и проблема 'естественного словаря'. Фиксация экстралингвистических признаков и невербальных коммуникаций. Способы контроля за качеством полевой информации. Автоматизированные программы для первичного анализа этнографических данных. Теоретический анализ и интерпретация. Проблема обоснованности 'этнографического текста'. Постмодернистская критика интерпретативной этнографии. Аналитическая индукция. Валидность включенного наблюдения: подход К.Гирца, подход Н.Дензина, подход М.Хэммерсли. Этические проблемы этнографического исследования.
ТЕМА 3. Биографический метод (лекция - 4 часа, семинар - 2 часа)
Определение и истоки биографического метода в социальных науках: клинический метод и психобиографические схемы в психологии и психиатрии; традиция использования биографического материала в историографии; литературоведческая традиция. Биографический метод в социологии.
Сбор биографического материала. Классификация источников биографического материала и типов биографического повествования. Оценка достоверности биографических материалов: историографический подход. Методологическая триангуляция. Подходы, основанные на анализе текста.
Анализ и интерпретация биографического материала.
ТЕМА 4. Эксперимент в социальных науках (лекция - 4 часа, практическое занятие - 4 часа)
Определение и типы эксперимента (истинный, полевой, квазиэксперимент). Эксперименты, 'улучшающие' и 'дублирующие реальный мир'. Методическое экспериментирование и эксперименты в оценочных исследованиях. Основные принципы экспериментирования в социальных науках. Внутренняя и внешняя валидность эксперимента, угрозы валидности.
Основные экспериментальные планы с контрольной группой и рандомизацией. Планы с рандомизацией; план Соломона. Экспериментальная гипотеза и статистическая гипотеза. Статистические модели экспериментальных планов (t-критерий и сравнение групп, дисперсионный анализ и F-критерий).
Многомерные и факторные эксперименты: общий обзор.
ТЕМА 5. Массовые опросы в социологии (лекции - 4 часа, семинары - 4 часа)
Определение и истоки. История 'социальных обследований': краткий обзор. Становление института опросов общественного мнения.
Выбор исследовательского плана. Определение единиц анализа и проектирование матрицы данных. Основные типы исследовательских планов: 'срезовые', лонгитюдные (трендовые, панельные, когортные), комбинированные планы. Преимущества и недостатки различных иследовательских планов.
Концептуализация и измерение: общий обзор. 'Концептуальное картографирование'. Построение теоретической модели и модели измерения, этапы операционализации. Взаимозаменяемость индикаторов. Модели измерения с формативными индикаторами и эффект-индикаторами. Общие правила отбора индикаторов.
Уровни измерения: общий обзор.
Общие правила конструирования опросников. Требования к формулировке вопросов. Контрольный список Д. де Воса.
'Сензитивные' вопросы: косвенные и проективные формулировки, метод вынужденного выбора, метод 'случайного ответа', суммарные оценки распространенности.
Выбор формата для ответов. Методические эксперименты с различными форматами ответов: общие результаты. Макет анкеты (опросника).
Этические проблемы, возникающие при проведении массовых опросов.
ЛИТЕРАТУРА
Обязательная литература в списке подчеркнута.
ТЕМА 1
· Батыгин Г.С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии. М.: Наука, 1986.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.5-14.
- Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.
- Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М.: Московский философский фонд-'Медиум', 1995.
- Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.
- Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. М.: русское феноменологическое общество, 1996.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд. 2-е, переработ. и доп. М.: Наука, 1987. Гл.1.
- Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991,?1.
- Trochim, W.M.Research Methods Knowledge Base, 2nd Edition. <http://trochim.human.cornell.edu/kb/index.htm > (version current as of April 09, 1999).
ТЕМА 2
· Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.15-43.
- Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: ИСО РЦГО-TEMPUS/TACIS, 1996.
- Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. М.: Изд-во РГГУ, 1995.
- Козина И.М. Особенности применения стратегии исследования случая (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии // Социология: 4М. 1995.?5-6.
- Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола) // Социология: 4M. 1995.? 5-6.
- Никишенков А.А. Из истории английской этнографии (Критика функционализма). М.: Изд-во МГУ, 1986. Гл.2. С.48-90.
- Ольшанский В.Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. М.: Наука, 1966. Т.1. С.242-251.
- Ричман Дж. Социальный порядок палаты для психопатов / Пер. с англ. // Социс. 1999.?5.
- Ряжский И.А. Опыт использования включенного наблюдения для изучения жизни производственного коллектива // Социологические исследования. 1975.?3. С.92-99.
- Ядов В.А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М. 1991,?1. С.14-31.
- Fielding, N.G. and Lee, R.M. Using Computers in Qualitative Research. London: Sage, 1991.
- Hammersley, M. and Gomm, R. Bias in Social Research // Sociological Research Online. 1997.Vol. 2. #1. < http://www.socresonline.org.uk/socresonline/2/1/2.html>
- Katz,J. Ethnography's Warrants and Moralized Structure of Ignorance // Sociological Methods and Research. 1997. Vol.25. #4 (May).
ТЕМА 3
· Альмодавар Ж.-П. Рассказ о жизни и индивидуальная траектория // Вопросы социологии. 1992. Т. 1.? 2.
- Бургос М. История жизни. Рассказывание и поиск себя // Вопросы социологии. 1992. Т. 2.? 2.
- Блок М. Ремесло историка, или Апология истории. 2-е изд., доп. М.: Наука, 1986. Гл.3.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.44-56.
- Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: 4М. 1993-1994.? 3-4.
- Знанецкий Ф. Мемуары как объект исследования // Социологические исследования. 1989.? 1.
- Козина И.М. Поведение работников на рынке труда. Способы трудоустройства и личные стратегии занятости // Реструктурирование занятости и формирование локальных рынков труда в России. М.: ИСИТО, 1996. С.84-107.
- Козлова Н.Н. Крестьянский сын: Опыт биографического исследования // Социологические исследования. 1994.? 6. С. 112-123.
- Оболенская С.В. 'История повседневности' в историографии ФРГ // Одиссей. М., 1990. С. 182 - 197.
- Рождественский С. Подходы к формализации жизненных историй качественными методами // Судьбы людей: Россия ХХ век. Биографии людей как объект социологического исследования / Отв. ред. В. Семенова, Е. Фотеева. М., 1996. С. 412-422.
- Тернер Р. Сравнительный контент-анализ биографий // Вопросы социологии. 1992. Т. 1.? 1.
- Томпсон П. История жизни и анализ социальных изменений // Вопросы социологии. 1993.? 1-2. С. 129-138.
- Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. колл.: В.В. Семенова, Е.Ю. Мещеркина. М., 1993. С. 11-41.
- Fielding, N.G. and Lee, R.M. Using Computers in Qualitative Research. London: Sage, 1991.
ТЕМА 4
· Вознесенский В.А. Статистические метода планирования эксперимента в технико- экономических исследованиях. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 1981. Гл.2, 3.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Пер. с англ. Общ.ред. Ю.П.Адлера. М.: Прогресс, 1976. Гл.15-19.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.57-75.
- Дружинин Н.К. Выборочное наблюдение и эксперимент. М.: Статистика, 1977.
- Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Пер. с англ. Сост. и общ.ред. М.И.Бобневой. М.: Прогресс, 1980.
- Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента/ Пер. с англ. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Наука, 1987. Гл.5.
ТЕМА 5
· Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.76-112.
- Клюшина Н.А. Причины, вызывающие отказ от ответа // Социс. 1990.?1. Сс.98-104.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. Социологический опрос / Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.:Наука, 1992.
- Рукавишников В.О., Паниотто В.И., Чурилов Н.Н. Опросы населения (методический опыт). М.: Финансы и статистика, 1984.
- Сваффорд М.С., Косолапов М.С., Козырева П.С. Международные стандарты оценки качества социологических обследований // Мир России. 1999. Т.VIII.?1-2. Сс. 281-302.
- Шуман Г., Прессер С. Открытый и закрытый вопрос // Социс. 1982.?3.
- Presser, S. Measurement Issues in the Study of Social Change //Social Forces. 1990. Vol.68. #3. P.856-868.
- Trochim, W.M. Research Methods Knowledge Base, 2nd Edition. <http://trochim.human.cornell.edu/kb/index.htm > (version current as of April 09, 1999).
ТЕМА 6
· Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.
- Грин Б.Ф. Измерение установки // Математические методы в совеменной буржуазной социологии. М.: Прогресс, 1966.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.113-134.
- Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука, 1993. Гл.1,2.
- Клигер С.А., Косолапов М.С., Толстова Ю.Н. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М.: Наука, 1978. Гл.1,2.
- Осипов Г.В., Андреев Э.П. Методы измерения в социологии. М.: Наука, 1977.
- Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука, 1991.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд-е 2-е. М.: Наука, 1987. Гл.3.
ТЕМА 7
· Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн.1. Социологический опрос / Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.:Наука, 1992.
- Sniderman, P. and Grob, D. Innovations in Experimental Design in Attitude Surveys // Annual Review of Sociology. 1996. Vol.22. P.377-399.
- Trochim, W.M. Research Methods Knowledge Base, 2nd Edition. <http://trochim.human.cornell.edu/kb/index.htm > (version current as of April 09, 1999).
ТЕМА 8
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.135-157.
- Территориальная выборка в социологических исследованиях. М.:Наука, 1980.
- Кокрен У. Методы выборочного обследования. М.: Статистика, 1976.
- Петренко Е.С., Ярошенко Т.М. Социально-демографические показатели в социологических исследованиях. М: Статистика, 1979.
- Чурилов Н.Н. Проектирование выборочного социального исследования. Киев: Наукова думка, 1986.
ТЕМА 9
· Вайнберг Дж., Шумекер Дж.. Статистика. М.: Финансы и статистика, 1979.
- Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.
- Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. Сс.158-198.
- Интерпретация и анализ данных в социологическом исследовании. М.: Наука, 1987.
- Типология и классификация в социологических исследованиях. М.: Наука, 1982.
- Татарова Г.Г. Типологический анализ в социологии. М.: Наука, 1993.
- Толстова Ю.Н. Логика математического анализа социологических данных. М.: Наука, 1991.
- Хейс Д. Причинный анализ в статистических исследованиях. М.: Финансы и статистика, 1981.
- Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Изд-е 2-е. М.: Наука, 1987. Гл.5.
- Trochim, W.M. Research Methods Knowledge Base, 2nd Edition. <http://trochim.human.cornell.edu/kb/index.htm > (version current as of April 09, 1999).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 10. Интервью 'сенситивных' тем. Вопросы этики
Понятие сенситивности. Факторы, определяющие повышенную сенситивность темы интервью. - Техники интервьюирования сенситивных тем. - Этика исследования.
Семинар: Пути решения этических проблем. Сенситивное исследование и открытость. Предпочтительные виды интервью при исследовании сенситивных тем. Выбор вида интервью при исследовании сенситивной темы. Определить тему и основные факторы, способствующие ее сенситивности. Разработать пошаговую стратегию интервьюирования, техники. Набросок путеводителя интервью.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ
Тема 1
· Что такое интервью? Дайте определение своими словами.
- Отличается ли интервью от естественного общения?
- В чем заключается диалектика достоинств и недостатков метода интервью? (Приведите примеры.)
- Дайте сравнительный анализ достоинств и недостатков интервью по сравнению с другими методами, например, анализом документов, наблюдением.
- В чем причина (причины) разнообразия определений интервью?
- По каким основаниям выделяются функции интервью?
- К каким ошибкам может привести игнорирование АА-функции? (Приведите примеры)
- В каких случаях допустимо игнорирование АА-функции? (Приведите примеры)
- Каковы общие и специфические функции исследовательского интервью?
- Каковы возможные причины смещения функций интервью? Как их можно избежать?
Тема 2
· Опишите Ваши действия по выбору оптимального вида интервью при подготовке к новому нетипичному исследованию. К какому источнику Вы бы обратились?
- Для чего социологу-практику нужны классификации видов интервью?
- В чем заключаются особенности существующих классификаций?
- Чем различаются стандартизация, формализация и структурированность в интервью?
- В чем смысл 'мягких методов'?
- С какими методами лучше всего будет сочетаться 'мягкое интервью'?
- Какова природа континуальности интервью?
Тема 3
· Для изучения каких тем и каких социальных групп специфически релевантны методы полуформализованного, глубинного, креативного, фокусированного интервью?
- Глубинное интервью - это одна техника или класс техник?
- К каким методам глубинное интервью ближе всего?
- Каковы недостатки группового интервью?
- Давайте попробуем составить примерный план, точнее, последовательность основных стратегических моментов группового интервью по какой-нибудь конкретной теме.
- Как быть, если запланировано индивидуальное интервью, а ситуация в поле складывается в пользу группового интервью?
- Для какого исследования - индивидуального или группового - больше подходит креативное расследующее интервью?
Тема 4
· В чем заключаются основные различия качественного и количественного подходов?
- Какие особые функции присущи качественному интервью?
- Каковы барьеры, препятствующие интеграции качественного и количественного подходов?
Тема 5
· В чем заключается парадокс объективности?
- Как рассматривается проблема объективности в русской 'классической' социологии?
- Каков вклад М.Вебера в 'решение' проблемы объективности?
- В чем, на Ваш взгляд, состоит главное различие логик реализации научной объективности в качественном и количественном исследовании?
- Чем различаются различные типы невалидности в интервью?
Тема 6
· Что способствует и что препятствует межличностной коммуникации?
- Каковы способы повышения эффективности коммуникации?
- Действительно ли для формализованного интервью несущественны и
- непроблематичны вопросы общей рамки референции?
- Какие процедурные проблемы связаны с рамкой референции? Каковы способы их решения?
- Для изучения каких тем необходима интернальная рамка референции?
- Каковы способы контроля рамки референции? Какие могут возникнуть препятствия контролю рамки референции?
Тема 7
· Каковы основные структурные элементы интервью? Как Вы понимаете такие понятия, как коммуникативное событие, ключ, жанр?
- Как может повлиять социальная ситуация на ход интервью?
- От чего зависит выбор стратегии отбора респондентов?
- Каковы основные этапы основанного на интервью исследовательского процесса?
- Каковы отличительные особенности анализа качественного и количественного интервью?
Тема 8
· Каковы достоинства интервьюера-новичка?
- Как можно тренировать способность к дестереотипизации восприятия, 'ожиданию неожиданного'?
- Что означает маргинальность интервьюера? В чем она реализуется? Как ее поддерживать?
- Что означает активное слушание?
- Чем обусловлена тяга респондента к информации? В каких случаях респонденты задают вопросы?
- Как следует поступать интервьюеру, когда респондент проявляет излишнюю любознательность?
- Как можно (если вообще можно) нейтрализовать действие каждого из ингибиторов?
- В чем заключается парадокс межролевой дистанции?
Тема 9
· Каковы стадии подготовки опросника/путеводителя?
- На каком этапе должен быть готов перечень тем для интервью?
- Каковы принципы конструирования 'качественных' вопросов?
- Чем отличаются пробы от обычных вопросов?
- В чем отличие детализированных проб от формализованного опросника?
- Какие бывают техники и приемы зондирования?
- Чем могут различаться обложки в формализованном и неформализованном интервью?
Тема 10
· Какие проблемы могут возникнуть с табу на раздавание авансов при мотивировании респондента? Всегда ли это действительно табу?
- Как быть, если интервьюер невольно все же 'раздал авансы'?
- Всегда ли сенситивное исследование может быть открыто?
- Полностью ли может быть открыто сенситивное исследование?
Тема 11
· Каковы критерии классификации данных, полученных от информантов?
- Как соотносятся по этим критериям интервью, фокус-группы и наблюдение?
- Какие функции может выполнять интервью по отношению к другим методам?
- Какие функции могут выполнять различные методы сбора данных по отношению к интервью?
ЛИТЕРАТУРА
1. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о 'качественной социологии' //Социологический журнал. 1994, N 2, C. 28-42.
- Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/Перевод Е.Руткевич. М.: Медиум. 1995
- Биографический метод в социологии: история, методология и практика/Ред.коллегия: Мещеркина Е.Ю., Семенова В.В. М.: Институт социологии РАН. 1994.
- Болтунов А.П. Метод анкеты в педагогическом и психологическом исследовании. М.: 1916. Раздел 'Количественные и качественные анкеты'.
- Вебер М. "Объективность" познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. ХХ век: Антология философии и социологии культуры / Отв.ред: П.С.Гуревич, С.Я.Левит. М.: ИНИОН РАН, 1994. С.104-161.
- Веселкова Н.В. Теоретические основания и методологические принципы полуформализованного интервью / Дис. на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М.: ИС РАН. 1994.
- Веселкова Н.В. Полуформализованное интервью // Социологический журнал. 1994. N 3. С.103-110.
- Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью// Социология 4М. 1994.
- Витт Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознавания эмоций в речи // Вопросы психологии. 1991. N 1. С.95-107.
- Давыдов А.А. Респондент как источник информации. М.: Ин-т социологии РАН, 1993.
- Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М.: Наука. 1993.
- Дэвис Дж.Э. Социология установки // Американская социология: Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972.
- Журавлев В.Ф. Интервью в качественном социологическом исследовании. Автореферат диссертации на соискание уч.степ. канд.социологических наук. М.: 1994.
- Иванов М. А. Беседа как метод социологии // Социологические исследования. 1989. N 4. С. 106-111.
- Изард К. Е. Эмоции человека. М.: Изд-во МГУ, 1980.
- Калеро Г. Язык тела. Баку: Сада, 1992.
- Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.
- Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек-оркестр: микроструктура общения. М.: ТОО "Независимая фирма "Класс", 1993.
- Кудрявский Д. Психология и языкознание. Юрьев: 1905.
- Лазар М.Г., Фирсов Б.М., Ядов В.А. Профессиональная мораль в социологии// Социологические исследования. 1988. N 2. С.102.
- Лосев А.Ф. Знак, символ, миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во Московского Университета, 1982.
- Маслова О.М. Качественная и количественная социология: методология и методы (по материалам круглого стола)//Социология: 4М, 1995, N5-6.С.5-15.
- Методы сбора информации в социологических исследованиях. В 2 кн./ Отв.ред. В.Г.Андреенков, О.М.Маслова. М.: Наука, 1990.
- Мертон Р., Фиске М., Кендалл П. Фокусированное интервью: Пер.с англ. / под ред. С.А.Белановского. М.: Институт Молодежи, 1991.
- Надирашвили Ш.А. Закономерности формирования и действия установок различных уровней // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им. Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.1. С. 111-121.
- Насенко Э.Л. О возможности оценки степени эмоциональной интенсивности эмоциональной напряженности говорящего по изменениям в характеристиках его речи // Речь, эмоции и личность. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., февраль 1978. Л.: 1978. С. 152-154.
- Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в практику демоскопии / Изд. второе. Пер. с нем. Общая ред., вступ. и заключ. ст. д.ф.н., проф. Н.С.Мансурова. М.: "АВА-ЭСТРА", 1993.
- Профессиональный кодекс социолога // Социологические исследования. 1988. N 2. С.96.
- Погосян Г.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1985.
- Пэнсон М., Пэнсон-Шарло М. Социальная дистанция и специфические условия полуформализованного интервью. Практика исследования аристократии и крупной буржуазии//Социология: 4М, 1995. N5-6. С.190-213.
- Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальной науки. М.: Прогресс, 1972.
- Сорокин П. Система социологии. Сыктывкар: Коми книжное изд-во, 1991.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь человека в общении Отв.ред. В.Д.Шадриков, Ин-т психологии АН СССР. М.: Наука, 1989.
- Фридрих В.,Хенниг В. Основные проблемы опроса // Процесс социального исследования. Гл.1.44 / Пер.с нем. А.Г.Шестакова и И.Н. Марасанова. Общ. ред. и послесл. Ю.Е. Волкова. М.: Прогресс, 1975.
- Шошин П.Б. Анизоморфизм эксплицитного и имплицитного // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. В 4-х т. / Под общ. ред. Прангишвили А.С. и др.; АН ГССР. Ин-т психологии им.Д.Н.Узнадзе. Тбилиси: Мецниерба, 1978. т.Ш. С. 660-666.
- Южаков С.Н. Субъективный метод в социологии (1881)//Антология русской классической социологии: Тексты / Сост. и коммент. Д.С.Клементьева, Л.Н.Панковой. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1995. С.30-50.
- Якубович В.Б. Качественные методы или качество результатов//Социология: 4М, 1995. N 5-6. С.16-27.
- Ядов В.А. Социологическое исследование. Методология, программа, методы. Изд. 2-ое. М.: Наука,1987. (Изд-во 'Самарский университет', 1995).
- Ядов В. А. Стратегии и методы качественного анализа данных // Социология: 4М, N 1, 1991. С. 14-31.
- Banaka W. H. Training in depth interviewing. New York, 1971
- Benney M., Hughes E. C. On Sociology and the Interview. Ch.12 // Sociological Methods: A Sourcebook /Ed. by N.K.Denzin. Chicago: Aldine Publishing, 1970. P. 190-198.
- Bingham W.V.D., Gustad J. How to Interview. New York: Harper, 1953.
- Brenner M. Intensive Interviewing // The Research Interview: Uses and Approaches / Ed. by M.Brenner, J.Brown, D.Canter. London: Academic Press, 1985.
- Brenner M. The Research Interview: Uses and Approaches // The Research Interview: Uses and Approaches / Ed. by M.Brenner, J.Brown, D.Canter. London: Academic Press, 1985.
- Briggs Ch.L. Learning How to Ask: A sociolinguistic appraisal of the interview in science research. New York: Cambridge University Press, 1986.
- Bulmer M. (Ed.) Essays on the history of British sociological research. Cambrige: Cambrige University Press, 1985.
- Bulmer M. Social Science and social policy. London: Allen and Unwin, 1986.
- Bryman A. Quantity and Quality in Social Research. London: Heineman, 1988.
- Cannell Ch.F., Miller P.V., Oksenberg L. Research on Interviewing Techniques//Sociological Methodology, 1981, P. 383 -737.
- Converse J.M., Schuman H. Conversations at Random. Survey Research as Interviewers See It. New York: John Wiley & Sons, 1973.
- Denzin N.K. Sociological Methods: A Sourcebook. Chicago: Aldine Publishing, 1970.
- Donaghy W.C. The Interview: Skills and Applications. Dallas: Scott & Foresman, 1984.
- Douglas J.D. Creative Interviewing. Newbury Park: Sage, 1985.
- Fielding N.G., Conroy S. Interviewing child victims: police and social work investigations of child sexual abuse // Sociology. Vol.26. No.1. 1992. P. 103-124.
- Gorden R.L. Interviewing: Strategy, Techniques and Tactics. Illinois: The Dorsey Press, 1975.
- Harkess Sh., Warren C.A.B. The Social Relations of Intensive Interviewing: Conditions of Strangeness and Science // Sociological Methods and Research. 1993. Vol.21. N 3. P. 317-339.
- Homan R. The Ethics of Open Methods // The British Journal of Sociology. 1992. Vol.43. No.3. P. 321 - 332.
- Interviewing // International Encyclopedia of the Social Science. Vol.8. New York: Macmillan and Free Press, 1968. P. 149-176.
- Jones S. Depth Interviewing // Applied Qualitative Research / Ed. by R.Walker. Gower, 1985. P.П, Ch.1. P. 45-55.
- Kahn R.L., Cannell Ch.F. The Dinamics of Interviewing. Theory, Technics & Cases. New York: John Wiley & Sons, 1959.
- Kirk J., Miller M.L. Reliability and Validity in Qualitative Research. Sage University Series on Qualitative Research Methods, Vol.1. Beverly Hills, CA: Sage, 1986.
- Kuzel A.J. Sampling in Qualitative Inquairy//Doing Qualitative Research/ Ed. by Crabtree B.F., Miller W.L. Newbury Park: Sage, 1992. P.31-44.
- Lee R.M., Renzetti C.M. (Eds.) The Problem of Researching Sensitive Topics: an Overview and Introduction//Researching Sensitive Topics. Newbury Park: Sage, 1993. P. 3-13.
- Lee R.M. Doing Research on Sensitive Topics. London, Newbury Park: Sage, 1993.
- Lidz Ch.W. 'Objectivity' and Rapport//The Qualitative - Quantitative Distinction in the Social Sciences/ Ed. by B.Glassner, J.D.Moreno. Dordrecht-London: Kluwer Academic Publishers, 1989.
- Lofland J. Analysing Social Settings//Intensive Interviewing. 1971.
- Madge J. The Tools of Social Science. An analytic description of social science techniques. New York: Anchor Books, 1965.
- May T. Social Research: Issues, Methods and Process. Buckingham: Open University Press, 1993. P. 91-109.
- McCracken G. The Long Interview/ Qualitative Research Methods, Vol.13. Newbury Park: Sage, 1988.
- Merton K.M. The focussed interview and focus groups: continueties and discintinueties//Public Opinion Quarterly. 1987. Vol. 51. P.550-566.
- Molyneaux D., Lane V.W. Effective Interviewing: Techniques and Analysis. Boston: Allyn & Bacon, 1982.
- Morgan D. L., Spanish M.T. Focus Groups: A New Tool for Qualitative Research // Qualitative Sociology. 1984. No. 7(3). P. 253-270.
- Morgan D. L. Focus Group as Qualitative Research/ Qualitative Research Methods, Vol.16. Newbury Park: Sage, 1990.
- Phillips B.S. Social Research. Strategy and Tactics. New York: Macmillan, 1970.
- Phillips B.S. Sociological Research Methods: an Introduction. lllinois: The Dorsey Press, 1985.
- Phillips D.L. Knowledge From What? Theories and Methods in Social Research. Chicago: Rand McNally, 1972.
- Selltiz C., Jahoda M., Deutsch M., Cook S.W. Research Methods in Social Relations. New York: Holt, Rinehart, Winston 1962.
- Sieber J.E. The Ethics and Politics of Sensitive Research// Researching Sensitive Topics. Newbury Park: Sage, 1993. P. 14-26.
- Smaling A. Varieties of Methodological Intersubjectivity - The Relations with Qualitative & Quanitative Research, & with Objectivity//Quality & Quantity N.26, 1992, P. 169-180.
- Stewart D.W., Shamdasani P.N. Focus Groups: Theory and Practice/Applied Social Research Methods Series. Vol.20. Newbury Park: Sage, 1990.
- Survey Interviewing: Theory and Techniques / Ed. by T.W.Beed and R.J.Stimson. London: Allen & Unwin, 1985.
- The Qualitative - Quantitative Distinction in the Social Sciences / Ed. by B.Glassner, J.D.Moreno. Dordrecht-London: Kluwer Academic Publishers, 1989.
КУРС БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД
Автор: Мещеркина Елена Юрьевна, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН.
Спецкурс читается в рамках магистерской программы, а так же в формате месячного специализированного курса 'Качественные методы в социологическом исследовании'
Содержание курса
Литература
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЛИТЕРАТУРА
ТЕМА 1
1. Baltes,Р.В.(1983).Life-span developmental psychology: observations on history and theory revisited. In: R.M.Lerner (Ed.), Developmental Psychology. Erlbaum, Hillsdal, N.Y., pp79-111.
- Buehler,C.(1933). Der menschliche Lebenslaufals psychologisches Problem. Hirzel, Leipzig.
- Buehler,C.& Masarik,F.(1969).Lebenslauf und Lebensziele.Studien in humanistischer Psychologie. Fischer. Stuttgart.
- Erikson,E.H.(1950).Growht and crises of the healthy personality. In: M.Senn. Symposion on the healthy person, J.Macey Foundation, N.Y.
- Lehr,U. & Thomae,H.(1965).Konflikt, seelische Belastung und Lebensalter.WestdeutscherVerlag,Opladen
- Levinson,D.J.et al.(1978).The season's of man'slife.Knopf.N.Y.
- Thomas,W.I. & Znaniecki,F.(1918-1920).The polish peasant in Europe und America. A.Knopf,1927, N.Y.
ТЕМА 2
1. Bertaux.D.(Ed).Biography and society.The life story approach in the social sciences. Beverly Hills, Sage 1981.
- Биографический метод: история, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой В.В.).-М.:ИС РАН,1994.
- Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований.//Социологический журнал,N1,1995,c.71-89.
- Plummer,K.Documents of Life.An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method.London: Alien & Unwin,1983.
- Schuetze,F.Biographieforschung und narrative lnterview.ln:Neue Praxis,3,1983,8.283-293.
ТЕМА 3
1. Berger, P.L.& Luckmann, Т. (1969) Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit, Fischer, Frankfurt.
- Handbuch Qualitative Sozialforschung. Grundlagen, Konzepte, Methoden und Anwendungen (1995). (Hrsg. von U.Flick, E.v.Kardoft et al.) Belbz Verlag, Weinheim.
- Bruyn, S. (1966). The human perspective in sociology. Prentice Hall, Englewood Cliffs.
- Slaser, B.G. & Straus, A.L. (1967) The Discovery of grounded theory. Strategies for qualitative research. Aldine.
ТЕМА 4
1. Tomas, W.I. & Znaniecki, F. (1918-1920). The polish peasant in Europe and America. A.Knopf, 1927, New York.
- Jahoda, M., Hazarsfeld P.F. & Zeisel, H. (1980) Die Arbeitslosen von Marienthal, Suhrkamp, Frankfurt.
- Adorno, T.W., Frenkel-Brunswick, E. Levinson, D.J. & Sanford, R.H. (1950). The authoritarian personality Norton Library, New York.
- Roethlisberoer, F.J. & Dickson, W.J. (1939). Management and the worker. Harward University Press, Cambridge
- McClelland, D.C.(1961) The achieving society. Van Nostrand, Princeton.
- Bateson, G. & Mead, M. (1942) Balinese characher. A fomogrgrafic analysis. New York Academy of Sciences, New York.
ТЕМА 5
1. Mayring, P. (1990). Einfuhrung in die qualitative sozialforschung. Eine Einleitung zu qualitativen Denken. Psyckologic Verlags Union, Munchen.
- Ritsert, J. (1972) Inhaltsanalyse und Ideologiekritik. Ein Versuch uber kritische Sozialforschung. Athenanm, Frankfurt.
- Merten, K. (1983). Inhaltsanalyse. Einfuhrung in Theorie, Methode, Praxis. Westdentscher Nerlag, Opiaden.
ТЕМА 6
1. Freud, S. (1900) Die Traumdentung, Gesammeltewerke, vol.2-3, Fischer, Frankfurt.
- Freud, S. (1905) Der Witz und seine Beziehung zum Unbewubten, Gesammeltewerke, vol.6, Fischer, Frankfurt.
- Horenzer, A. (1973). Sprachzerstorung und Rekonstruktion. Vorarbeiten zu einer Metatheorie der Psychoanalyse, Suhrkamp, Frankfurt.
- Horenzer, A. (1978). Der Gegenstand psychoanalytischer Textinterpretation. In:
- S.Goeppert. Perspektiven psychoanalytischer kulturkritik, Rombach, Freiburg, pp. 71-82.
- Horenzer, A. (1988). Tiefhermenentische Kulturanalyse. In: Horenzer. Kultur-Analysen, Fischer, Frankfurt, pp.11-98.
ТЕМА 7
1. Oevermann, U. (1989) Objektive Hermeneutik - Eine Methodologic soziologischer Strukturanalyse. Suhrkamp, Frankfurt.
- Oevermann, U., Alien:, Т., Konan, E. & Krambeck (1979). Die Methodologie einer "objektiven Hermenentik" und ihre allgemeine forschuhgslogische Bedentung in den Sozialwissenschaften. In: H.-G. Soeffner. Interpretative verfahren in den Sozial- und Textwissenschaften, Metzler, Stuttgart, hh.352-433.
- Oevermann, U., Allert, Т., Konan, E. (1980) Zur Logik der Interpretation von Interviewtexten. In: T.Heinze, H.W.KIusemann & H.-G.Soeffner. Interpretation einer Bildungsgeschichte, Pad-Extra, Bensheim, pp. 15-69.
ТЕМА 8
1. Garfinkel, Н. (1973) Das Alltagswissen uber soziale und innerhalb sozialer Strukturen. In: Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen (Hp.) Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Rowolt, Reinbeck, pp. 189-263.
- Bergmann, J.R. (1981) Etnomethodologische Konversationsanalyse des Inst. fur deutsche Sprache. Schwann, Dusseldorf, pp.9-51.
- Sacks, Н. (1990) Lectures, 1954-1965. Ed. by G.Jefferson, Kluwer, Dordrecht
- Sacks, Н., Schegloff, E. & Jefferson, G. (1974). A simplest systematics for the organization of turntaking for conversation. Language 4: 696-735.
ТЕМА 9
1. Duncan, S.D. & Fiske, D.W. (1977). Face-to-face interaction. Eribaum, Hillsdale, H.J.
- Wallbott, H.G. (1988) Nohverbale Kommunikation. 4th edn. In: R.Asanger & G.Wenninger. Handworterbuch der Psychologie. Beltz, Weinheim, pp.488-493.
- Birdwhistell, R.L. (1970). Kinesics and context. University of Pennsylvania Publications, Philadelphia.
- Achs, G. Mulen (1993). Wie Katz und Hund. Die Korperspache der Seschlechter. Frauenoffensive, Munchen.
ТЕМА 10
1. Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В. - Москва: Институт социологии РАН, 1994.
- Судьбы людей. Россия XX век. (биографии семей как объект социологического исследования). Под ред. Семеновой В.В., Фотеевой К. - Москва: Институт социологии РАН, 1996.
- Bertaux, D. & Kohli, M. (1984) The life story approach: a continental view. Annual Review of Sociology, 10, 215-237.
- Kohli, M. & Roberts, G. (Hg.) (1984). Biographic und soziale wirklichkeit. Stuttgart: Metzler.
- Schutze, F. (1983). Biographieforschung und narrahives Interview. In: Neue Praxis, 3, pp.283-293.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
ЛИТЕРАТУРА
1. Астафьев Я. У. Научные картины мира, рациональность и социологический дискурс.// Социологический журнал, 1994,? 1.
- Бергер П. Р. Приглашение в социологию. Гуманистическая перспектива. М.: Аспект-Пресс, 1996, с. 66-88, 89-113, 114-137.
- Биографический метод в социологии: история, методология, практика. М.: Ин-т социологии РАН, 1994, 146.
- Бурдье П. Общественное мнение не существует. // Социология политики, М.: Социо-логос, 1993, с. 159-178.
- Бурлицкая М. Г., Петрова Л. Я. Стандартизированное интервью: проблемы организации. // Социологические исследования, 1997,? 10, с.131-137.
- Бутенко И. А. Прикладная социология: наука и искусство. М.: Анкил, 1999 226 с.
- Бутенко И.А. Использование новых технологий при опросах. // Социологические исследования, 2000,?10, с. 118-124.
- Виноградский В.Г. Крестьянские семейные хроники. (Методический опыт качественного исследования) // Социологический журнал, 1998,?1/2
- Воронкова О.А. Взаимоотношения в телефонном интервью: социолог, интервьюер, респондент. // Социология: методология, методы, математические модели, (4М), 1996,? 7.
- Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Ин-т социологии РАН, 1996, 172 с.
- Дмитриева Е. Фокус-группы в маркетинге и социологии. М.: 'Центр', 1998. 141 с.
- Исупова О.Г. Телефонное интервью: заметки организатора опроса. // Социология: методология, методы, математические модели. (4 М), 1996,?6.
- Исупова О.Г. Теоретические, правовые, и методические аспекты массовых опросов во Франции. // Методология и методы социологических исследований. (Итоги работы поисковых проектов 1992-1996). М.: ИС РосАН, с. 46-55.
- Ковалев Е.М. Штейнберг И.Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999, 384 с.
- Клюшкина Н.А. При
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|