Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 9. Анализ языка тела и гендер





Исследования в этой сфере (Цукерман, Липетс, Халл & Розентал, Валлботт и др.) в поисках ключа к личности через невербальную коммуникацию неоднократно констатировали неоднозначность интерпретации языка тела и взаимосвязи между формами выражения и значением.

Эти проблемы подвигли других исследователей (Экман, Фриезен) к различению в коммуникативном поведении 1) интерактивно релевантного поведения и 2) информативного поведения (которое опосредует ключ толкования для воспринимающей личности, но может быть фальсифицирован). Было предложено различать и невербальную коммуникацию в собственном смысле и невербальное поведения. Шерер также указывал на важное отличие в "кодировании" невербального поведения, в противовес вербальному: если вербальное поведение всегда ориентировано во вне, дискретно и инвариантно, то в случае выразительного поведения можно исходить из ориентированного во внутрь, непрерывного и вероятного кодирования. Особенно важен момент вероятного кодирования: существует лишь вероятность соотнесения знака изменения. Т.е. сигналы языка тела неоднозначны и варьируются в зависимости от контекста.

Предыстория исследований невербальной коммуникации в этологии и этнологии (Дарвин, Экман, Эфрон, Хьюес), в клинических наблюдениях (Фрейд, Ференци, Райх, Лоэб), психологии экспрессии (Штреле, Валлботт), исследовании семиотической коммуникации (Бердуайстел, Шефлен, Кендон, Гудвин).

Современные исследования и лабораторные эксперименты с невербальной коммуникацией подтвердили следующие положения:

1) невербальное поведение играет центральную роль в сфере выражения эмоций. Удалось доказать универсалии мимического выражения и дифференцировать мимические образцы реакций;



2) невербальное поведение - важнейший индикатор межличностных установок; ориентирование тела и его положения отражают относительно однозначные индикаторы отношений статуса и симпатий между интерагентами;

3) утверждается, что могут быть обнаружены связи между качествами личности и ее экспрессивным поведением;

4) невербальное поведение играет решающую роль в управлении разговором и интеракцией.

Гендерные измерения языка тела.

Язык тела как сумма двух гендерлектов (по аналогии с диалектами), мужского и женского, участие концепта аттрактивности в поляризации гендерлектов (Бердуистелл), индентифицируемых либо с автономией, самосознанием и властью (мужественность), либо подчинением, самовниманием (женственность).

Кодирование женского и мужского тела по одежде, прическе, дисциплине тела, мимике, жестикуляции, голосу, социально-проксемическому поведению. Ритуалы доминирования и подчинения, топология власти в пространственном измерении. Право на физический контакт в зависимости от гендерной практики социализации. Ритуализация и иерархия прав на прикосновение, отражающие не только социальную стратификацию, но и половой диморфизм.

Тема 10. Технология биографического исследования

Биографический метод наиболее уместен там, где объект еще не достаточно изучен и не представлен в социологических понятиях и теориях, где поля социального действия закрыты для непосвященных, где в структуру анализа вплетена процессуальность течения жизни, различные темпоральные уровни происходящего.

Полемика между Фишер-Розенталем, Бурдье и Будэ относительно того, что собой представляет биография - действительный социальный феномен, социальный артефакт или систему культурных символов, подлежащих реконструкции и декодировке.

Своеобразие исследовательской логики в биографическом исследовании: речь не о частоте случаев, а о типологии различных вариантов в замеренных случаях, формировании обозримого репертуара возможностей. Предпосылкой служит утверждение, что социальные процессы выступают в обществе в обозримой вариативности. В то же время ярко контурированный случай может служить основанием для выделения типа или для фальсификациии уже существующей типологии.

Выборка опрашиваемых - либо нацеленная на определенную социальную группу, либо 1) квотная по определенным признакам, 2) методом снежного кома, 3) методом насыщения (каждый случай отличен от предыдущих). Цель - возможно более полный набор контрастных вариантов.

Методы измерения в зависимости от поставленной задачи:

- лейтмотивное интервью, позволяющее лучше обеспечить сравнительность биографических материалов. Опасность "бюрократии лейстмотива";

- нарративное интервью в версии Ф.Шютце, наиболее разработанной в направлении гомологии рассказа пережитому опыту (к детализации, заключению образа и конденсации информации);

- открытое интервью, приближенный к конверсационному анализу;

- собирание биографического материала через конкурсы, объявления, возможности образовательных институтов.

Транскрипция собранного материала как процесс создания текстуальной реальности. Точность фиксации варьируется от интереса к чисто содержательной, предметной строке до анализа коммуникативного поведения респондента в процессе интервью, его невербальных реакций (языка тела): 1) письменный язык, 2) литературная запись и 3) литературная запись с учетом невербальной коммуникации.

Оценка полученных данных дифференцирована:

1) профильная оценка как отнесение, идентификация единиц анализа по отношению к заранее определенной системе категорий;

2) содержательный анализ;

3) анализ процессуальных структур жизни на основе нарративного интервью (Шютце Ф.);

4) объективная герменевтика Овермана, реконструкция биографической конструкции Х.Буде;

5) конверсационный анализ;

6) психоаналитический подход к анализу биографических текстов. Содержательные сферы применения биографического подхода. Исследования Л.Нитхаммера о коллективном жизненном опыте и коллективной памяти. Работы М.Коли и Г.Роберта о процессах индивидуализирования и биографизирования. Исследования в сфере труда и индустриальной социологии Г.Брозе. Работы Ленца К. о молодежной субкультуре, Фишера-Розенталя об исторических своеобразиях немецкой биографии, и другие.

Обзор отечественных исследований в биографическом направлении (В.Семенова, В.Головаст, К.Фотеева и др.).

ЛИТЕРАТУРА

ТЕМА 1

1. Baltes,Р.В.(1983).Life-span developmental psychology: observations on history and theory revisited. In: R.M.Lerner (Ed.), Developmental Psychology. Erlbaum, Hillsdal, N.Y., pp79-111.

  1. Buehler,C.(1933). Der menschliche Lebenslaufals psychologisches Problem. Hirzel, Leipzig.
  2. Buehler,C.& Masarik,F.(1969).Lebenslauf und Lebensziele.Studien in humanistischer Psychologie. Fischer. Stuttgart.
  3. Erikson,E.H.(1950).Growht and crises of the healthy personality. In: M.Senn. Symposion on the healthy person, J.Macey Foundation, N.Y.
  4. Lehr,U. & Thomae,H.(1965).Konflikt, seelische Belastung und Lebensalter.WestdeutscherVerlag,Opladen
  5. Levinson,D.J.et al.(1978).The season's of man'slife.Knopf.N.Y.
  6. Thomas,W.I. & Znaniecki,F.(1918-1920).The polish peasant in Europe und America. A.Knopf,1927, N.Y.

ТЕМА 2

1. Bertaux.D.(Ed).Biography and society.The life story approach in the social sciences. Beverly Hills, Sage 1981.

  1. Биографический метод: история, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю.,Семеновой В.В.).-М.:ИС РАН,1994.
  2. Голофаст В.Б.Многообразие биографических повествований.//Социологический журнал,N1,1995,c.71-89.
  3. Plummer,K.Documents of Life.An Introduction to the Problems and Literature of a Humanistic Method.London: Alien & Unwin,1983.
  4. Schuetze,F.Biographieforschung und narrative lnterview.ln:Neue Praxis,3,1983,8.283-293.

ТЕМА 3

1. Berger, P.L.& Luckmann, Т. (1969) Die gesellschaftliche Konstruktion der Wirklichkeit, Fischer, Frankfurt.

  1. Handbuch Qualitative Sozialforschung. Grundlagen, Konzepte, Methoden und Anwendungen (1995). (Hrsg. von U.Flick, E.v.Kardoft et al.) Belbz Verlag, Weinheim.
  2. Bruyn, S. (1966). The human perspective in sociology. Prentice Hall, Englewood Cliffs.
  3. Slaser, B.G. & Straus, A.L. (1967) The Discovery of grounded theory. Strategies for qualitative research. Aldine.

ТЕМА 4

1. Tomas, W.I. & Znaniecki, F. (1918-1920). The polish peasant in Europe and America. A.Knopf, 1927, New York.

  1. Jahoda, M., Hazarsfeld P.F. & Zeisel, H. (1980) Die Arbeitslosen von Marienthal, Suhrkamp, Frankfurt.
  2. Adorno, T.W., Frenkel-Brunswick, E. Levinson, D.J. & Sanford, R.H. (1950). The authoritarian personality Norton Library, New York.
  3. Roethlisberoer, F.J. & Dickson, W.J. (1939). Management and the worker. Harward University Press, Cambridge
  4. McClelland, D.C.(1961) The achieving society. Van Nostrand, Princeton.
  5. Bateson, G. & Mead, M. (1942) Balinese characher. A fomogrgrafic analysis. New York Academy of Sciences, New York.

ТЕМА 5

1. Mayring, P. (1990). Einfuhrung in die qualitative sozialforschung. Eine Einleitung zu qualitativen Denken. Psyckologic Verlags Union, Munchen.

  1. Ritsert, J. (1972) Inhaltsanalyse und Ideologiekritik. Ein Versuch uber kritische Sozialforschung. Athenanm, Frankfurt.
  2. Merten, K. (1983). Inhaltsanalyse. Einfuhrung in Theorie, Methode, Praxis. Westdentscher Nerlag, Opiaden.

ТЕМА 6

1. Freud, S. (1900) Die Traumdentung, Gesammeltewerke, vol.2-3, Fischer, Frankfurt.

  1. Freud, S. (1905) Der Witz und seine Beziehung zum Unbewubten, Gesammeltewerke, vol.6, Fischer, Frankfurt.
  2. Horenzer, A. (1973). Sprachzerstorung und Rekonstruktion. Vorarbeiten zu einer Metatheorie der Psychoanalyse, Suhrkamp, Frankfurt.
  3. Horenzer, A. (1978). Der Gegenstand psychoanalytischer Textinterpretation. In:
  4. S.Goeppert. Perspektiven psychoanalytischer kulturkritik, Rombach, Freiburg, pp. 71-82.
  5. Horenzer, A. (1988). Tiefhermenentische Kulturanalyse. In: Horenzer. Kultur-Analysen, Fischer, Frankfurt, pp.11-98.

ТЕМА 7

1. Oevermann, U. (1989) Objektive Hermeneutik - Eine Methodologic soziologischer Strukturanalyse. Suhrkamp, Frankfurt.

  1. Oevermann, U., Alien:, Т., Konan, E. & Krambeck (1979). Die Methodologie einer "objektiven Hermenentik" und ihre allgemeine forschuhgslogische Bedentung in den Sozialwissenschaften. In: H.-G. Soeffner. Interpretative verfahren in den Sozial- und Textwissenschaften, Metzler, Stuttgart, hh.352-433.
  2. Oevermann, U., Allert, Т., Konan, E. (1980) Zur Logik der Interpretation von Interviewtexten. In: T.Heinze, H.W.KIusemann & H.-G.Soeffner. Interpretation einer Bildungsgeschichte, Pad-Extra, Bensheim, pp. 15-69.

ТЕМА 8

1. Garfinkel, Н. (1973) Das Alltagswissen uber soziale und innerhalb sozialer Strukturen. In: Arbeitsgruppe Bielefelder Soziologen (Hp.) Alltagswissen, Interaktion und gesellschaftliche Wirklichkeit. Rowolt, Reinbeck, pp. 189-263.

  1. Bergmann, J.R. (1981) Etnomethodologische Konversationsanalyse des Inst. fur deutsche Sprache. Schwann, Dusseldorf, pp.9-51.
  2. Sacks, Н. (1990) Lectures, 1954-1965. Ed. by G.Jefferson, Kluwer, Dordrecht
  3. Sacks, Н., Schegloff, E. & Jefferson, G. (1974). A simplest systematics for the organization of turntaking for conversation. Language 4: 696-735.

ТЕМА 9

1. Duncan, S.D. & Fiske, D.W. (1977). Face-to-face interaction. Eribaum, Hillsdale, H.J.

  1. Wallbott, H.G. (1988) Nohverbale Kommunikation. 4th edn. In: R.Asanger & G.Wenninger. Handworterbuch der Psychologie. Beltz, Weinheim, pp.488-493.
  2. Birdwhistell, R.L. (1970). Kinesics and context. University of Pennsylvania Publications, Philadelphia.
  3. Achs, G. Mulen (1993). Wie Katz und Hund. Die Korperspache der Seschlechter. Frauenoffensive, Munchen.

ТЕМА 10

1. Биографический метод: История, методология, практика. Под ред. Мещеркиной Е.Ю., Семеновой В.В. - Москва: Институт социологии РАН, 1994.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.