|
КУРС МЕТОДИКА ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИОЛОГИИАвтор: Маслова Ольга Михайловна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института социологии РАН Курс читается в рамках магистерской программы. Планируемый объем курса: 20 часов аудиторной нагрузки СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Полевые работы в структуре социологического исследования. (4 часа). Этапы эмпирического социологического исследования. Понятие полевого исследования. Виды полевых исследований в зависимости от исходных теоретических посылок, целей и задач. Полевые исследования в рамках количественного подхода. Полевые исследования на этапе формирования исходной концептуальной модели исследования: определение проблемы, предмета, эмпирического объекта (выборки), переменных, гипотез, методической стратегии. Пробные (пилотажные) полевые исследования на этапе разработки методик сбора эмпирической информации. Полевые работы на этапе сбора эмпирических данных в основном исследовании. Разделение труда в полевых работах, специализация, обучение и контроль качества работы исполнителей. Специфика полевых работ в исследованиях качественной (понимающей) социологии: работа в стратегии исследования случая (Case Study)., основные принципы итерационного обоснования теории (Grounded Theory), непосредственная связь получения и интерпретации эмпирической информации, отсутствие разделения труда при сборе и интерпретации эмпирических данных (исследователь, интервьюер, интерпретатор - одно лицо). Принципы подбора случаев: пределы статистической репрезентативности и обоснования социальной типичности в методологии исследования случая. ТЕМА 2. Методическая и организационная специфика пробных (пилотажных) исследований. (4 часа) Методы полевого исследования проблемной ситуации. Поисковая (разведывательная) стратегия. Соотношение проблемы и проблемной ситуации. Неформализованные интервью с участниками проблемной ситуации. Неформализованное наблюдение организационных и поведенческих аспектов проблемной ситуации. Опросы экспертов, индивидуальные и групповые фокусированные интервью с участниками проблемной ситуации. Традиционный неформализованный анализ документов. Итоговый анализ полученных результатов: определение (или уточнение) исследовательской проблемы, исходных теоретических понятий, предмета, эмпирического объекта, формирование содержательных и методических гипотез. Полевая апробация (пилотаж) методик сбора данных. Комплексные и локальные полевые пилотажи. ТЕМА 3. Разработка программы полевого пилотажного исследования. (4 часа) Априорный методический анализ качества вопросника и вопроса как исследовательского инструмента. Критерии оценки качества вопроса: логические, социо-лингвистические, социо-культурные (включая национально-культурные), психологические. Отбор вопросов для полевой апробации и разработка исследовательских процедур для пилотажа. Организация и методы полевой апробации вопросника. Неформализованное наблюдение в условиях 'генеральной репетиции' полевого этапа исследования. 'Интервью об интервью' (с респондентом) - контроль понимания и восприятия респондентами пилотируемых вопросов и вопросника в целом. Интервьюер как источник методической информации: отчеты интервьюеров и их анализ; фокусированные интервью с интервьюерами (групповые и/или индивидуальные), неформализованные интервью с интервьюерами (нарративные и лейтмотивные). Подготовка интервьюеров-пилотов. Методический эксперимент в пробном исследовании: метод деления массива пополам для сравнительной апробации методических решений; 'перевернутые шкалы', сочетание открытых и закрытых формулировок вопросов для получения эмпирических данных по одной переменной; параллельное использование экспериментальных вариантов формулировок вопросов. ТЕМА 4. Организационные и методические аспекты полевого этапа исследования. (4 часа) Подготовка поля: обеспечение доступности эмпирического объекта, организация штаба полевого исследования (помещение, оргтехника, режим работы, дежурство, оперативная связь с интервьюерами и другими исполнителями во время полевых работ, обеспечение сохранности и закрытости собираемых эмпирических данных). Подготовка комплектов методического инструментария для исполнителей: инструкций, заданий, списков адресов и др. Отбор и обучение исполнителей: интервьюеров, наблюдателей, кодировщиков и др. Эффект интервьюера и профилактика его негативных последствий. Контроль качества работы интервьюеров и других исполнителей: текущий оперативный контроль во время сбора данных, контроль заполненных документов во время приема результатов работы, специальные контрольные процедуры после завершения полевого этапа (повторные и почтовые опросы и т. п.). Оперативный контроль и ремонт выборки в процессе полевых работ. Оплата труда. < часа). (4 исследования. пилотажного программы Разработка занятие:> Априорный анализ качества вопроса как исследовательского инструмента: оценка вопроса по логическим, социо-лингвистическим, социо-культурным и психологическим критериям. Разработка заданий и методических процедур для полевой апробации отдельных методических решений. ЛИТЕРАТУРА 1. Астафьев Я. У. Научные картины мира, рациональность и социологический дискурс.// Социологический журнал, 1994,? 1.
![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ![]() Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|