Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. История биографического метода в психологии и социологии. Американская и европейская школы биографических исследований.





Применение биографического подхода в 'академической' психологии 20 века (в русле психологии развития). Монографии о духовном развитии ребенка Клары и Уильяма Штерн (1909), исследования Карла и Шарлотты Бюлер (С 1922 по 1938 гг. в Венском университете). 'Психология жизненного пути человека' Ш. Бюлер (1933) основана на автобиографиях, подлежавших систематизации и анализу. Дальнейшее эмпирическое углубление 'Психологии жизни' осуществлялось Эриксоном (1950), Лером и Томае (1965), Левинсоном (1978), Балтес (1983) и др. Как инструмент детального анализа биографический метод служит обнаружению процессов когнитивной репрезентации определенных событий в жизни человека. Классический пример использования биографического метода в социологии - труд В.Томаса и Ф.Знанецкого 'Польский крестьянин в Америке (1918-1920)'. Теорема Томаса или 'гуманистический коэффициент': в социологии должны учитываться как объективные, так и субъективные факторы воздействия. Роль Чикагской школы в изучении биографическим методом культурной проблематики иммигрантов, образа жизни преступников, проблем урбанизации и т. д. Польская школа биографии, объединившая научное исследование с культурным движением (Л.Крживицкий, Й.Чалашиньски, Б.Голебьевский и др.).

Тема 2. Современное состояние биографических исследований.

Современное состояние биографических исследований, связанное с переходом от чисто инструментального использования биографического материала к изучению биографического как социального феномена (Маттес 1981, Фукс 1984, Коли и Роберт 1984, Фогес 1987). Лейтмотив здесь: как строятся биографии членов сообщества, какие социальные образцы заданы и какие социальные задачи выполняют биографии? Поиск смысла и значений биографии, ее функции и структур - эти направления структурируют поле современных биографических исследований. Смысловая перспектива связана с концепциями понимающей социологии и социального действия (М.Вебер, Г.Мид, А.Шютц). Анализу подлежат процессы индивидуации и обобществления, опосредуемые речью и интеракциями. На пересечении этих процессов строится история жизни как способ ориентации в мире повседневности. Биография понимается здесь как резервуар опыта и смысловой горизонт действия. Функциональная перспектива ведет биографические исследования, затрагивающие определенные социальные проблемы. Здесь Биографическое идентифицируется как выражение и функция общих социальных процессов. Влияние социальных тенденций возросшей индивидуализации и институционализации на потребность в новых образцах ориентации, их возникновение и появление нового измерения биографии -биография как процесс интеграции личности (Фишер, Фукс, Циннекер 1985, Вольф 1988, Коли 1985, К.У.Майер 1987). Изучение объективированных образцов биографического реализуется в структурной перспективе, где структуры раскрываются в качестве производных правил социальности (структуры грамматики, логичности, моральности-'разумности'), которые открывают и ограничивают пространство действий человека. Объективная герменевтика Овермана как реконструкция объективных структур значения.



Тема 3. Методология качественного исследования.

Максимы подхода: вводный характер качественного исследования; преодоление дистанции между исследователем и предметом; описание как шаг от явления к структуре. Три вида качественной методологии по субъект-объектным отношениям:

1) направленная на изучаемый субъект;

2) на исследуемый предмет;

3) на их взаимоотношение в развитии.

Соотнесение количественной и качественной методологии: от типичности к механизмам "социальной конструкции действительности" (Бергер & Лукман, 1969). Применение, использование и оценка качественных данных согласно собственным стандартам, отличным от норм количественных и экспериментальных исследований. Надежность и валидность в качественном исследовании (Брайн, Глэзер & Страус).

Стадии качественного исследовательского процесса (КИП):

1. КИП как последовательность решений

Диалектика аутентичности (приближение к объекту исследования) и структурированности (понимание происходящего в поле с точки зрения обобщенной теоретической перспективы).

2. Теоретические предпосылки и предмет исследования

Отношение теории и эмпирии:

а) следует по принципу открытости (теоретическое структурирование отодвигается, "предварительное знание" притормаживается);

б) отмечено "равнопарящим" вниманием к контексту, без предвзятости и выделения. Предпочтение имплицитным гипотезам, но и опасность отказа от эксплицитных гипотез.

3. Постановка вопроса и определение его границ

Конкретизация вопроса связана с редукцией и структурированием как ограничением поля исследования и исследовательской перспективы. Возможные (по Людеру & Райхертцу) исследовательские перспективы:

а) охват субъективно полагаемого смысла;

б) описание социального действия и социальной среды;

в) реконструкция глубинных структур, генерирующих толкования и действия. Понятие сенсибилизирующих концепций. Триангуляции как сочетание структурного видения проблемы и реконструкции, ее значение для участников (hebenswelt).

4. Приближение к полю

Роль исследователя в поле как "профессионального чужого" (Агар). Установка на принципиальное сомнение в рутине, социальных банальностях. Проблема профессиональной этики, защита интересов и данных, анонимности. Диалектика доверительности и отчужденности как колебание между внутренней и внешней перспективой в приближении к объекту исследования.

5. Решение относительно методов сбора данных

Интерпретативные методы (объективная герменевтика, конверсационный анализ), где предмет анализа исследуется в его естественном дизайне. Реконструктивные методы (все виды интервью, полевые заметки включенного наблюдателя, автобиографический рассказ.

 

Структурирование массива данных Исследователем субъектом ситуацией
Полностью качественный эксперимент нарративное интервью интерпретативные методы
Частично лейтмотивное интервью, групповая дискуссия, включенное наблюдение

6. Фиксация данных

Запись, транскрибирование, текст как один из видов реальности. Опасность фетишизации точности фиксации. Этические аспекты в связи с утрачиваемой анонимностью. Расширенные возможности интерсубъективной проверки интерпретации.

7. Интерпретация данных

Последовательное решение следующих вопросов:

а) как обходиться с полученными данными;

б) применима ли категоризация, и как, откуда возникают категории;

в) как подчинены данные категориям (процесс кодирования);

г) какова цель интерпретации (редукция или контекстуализация).

8. Обобщение, оценка, дизайн

В чем очевидность, типика полученных результатов? Каковы формальные критерии контролируемой субъективности исследователя? Модификация классических критериев валидности, надежности для качественного исследования и разработка собственных критериев. Цель обобщения - в типизации случаев и их контрастировании.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.