Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 4. Классические качественные исследования





1. "Польский крестьянин в Европе и в Америке" (1918-1920) У.И.Томас и Ф.Знанецкий.

Эпохальность "польского крестьянина..." в открытии нового этапа - интеллектуального и институционального - в истории американской социологии и Чикагской школы.

Макросоциологическая проблема миграции рассматривается здесь через призму изменений в крестьянских "первичных группах" семьи и общины (в экономических, культурных, религиозных и классовых аспектах). Аналитическая лейтмотивная концепция как для реконструкции социального развития Польши, так и для групп мигрантов в Америку - это дезорганизация первичных групп и их социальная и политическая реорганизация. В качестве данных служили документы, имеющие реальное социологическое происхождение, оригинальные коммуникативные продукты процесса социальной интеграции,- семейные письма, документы и письма в организации. Социальные изменения исследовались на стыке "социальных ценностей" и "установок" личности, а развитие личности как результат влияния социальных ценностей на совершенные действия. Дуализм субъекта и объекта разрешался в действиях. В каждом конкретном действии разрешается некая проблема, определяемая "социальными ценностями", "установками" и "ситуацией". "Теорема Томаса". "Польский крестьянин..." как модель организации качественного исследования в Чикагской школе.

  1. "Безработные в Мариентале" (1933) М.Ягода, П.Ф. Лазарсфельд и Х. Цайзель.

Содержательная проблема исследования - безработица в Австрии, методологическая - попытка объективно отобразить социально-психологические последствия этого факта. Без теории и методического плана, со списком открытых вопросов и одним методическим условием: каждый исследователь должен выполнять конструктивную функцию в поле. Характерная особенность этого исследования - многообразие качественного и количественного материала ("как" и "сколько") зачастую несущего внутренние противоречия, и его обилие (30 кг бумаг).



Методические уроки "Мариенталя" суммированы Лазарсфельдом:

1) для охвата социальной действительности необходимо сочетание качественных и количественных методов;

2) должны быть замерены объективные факты и субъективные установки;

3) современные наблюдения должны быть дополнены историческим материалом;

4) должны применяться скрытые наблюдения за спонтанной жизнью и прямые, запланированные опросы.

  1. Исследования "авторитарной личности" Т.В.Адорно, Э.Френкель-Брунсдик, (1950) Д.Дж.Левинсон и Р.Невитт Занфорд.

Во многом пионерская работа, объединившая на одной основе качественного подхода психоаналитические и социально-психологические вопросы. Развитие авторитарных структур личности эмпирически исследовалось с помощью анализа отдельных случаев, проективных методов, качественного (клинического) интервью, а также стандартизированных инструментов измерения, шкал актисемитизма, этноцентризма, F-шкалы и шкалы анализа политико-экономических идеологий.

Центральным исходным концептом были франкфуртские "Исследования авторитета семьи", "Бегство от свободы" Фромма, работа Маслоу "Авторитарная структура личности". Понятие "авторитарный" в исследовании толковалось шире: речь как об авторитарной доминантности, так и авторитарном подчинении с большим акцептом на втором аспекте.

В клинических интервью, частично стандартизированных, изучался генезис предубеждений. Лейтмотив интервью содержал спектр вопросов о социальном статусе, профессии, семейных отношениях, отношении к родителям, родственникам, себе самому, политические и религиозные вопросы. Отбор респондентов зависел от их ответов в стандартизированном опросе со шкалами антисемитизма и этноцентризма. Оценка служила как постановке гипотез, так и их проверке.

  1. "Менеджмент и рабочий" Ф.Дж. Ротлизбергер и У.Диксон (1939).

В основе этой работы - многолетние (1927-1933) исследования по заказу Western Electric Company на заводе Hawthorne, близ Чикаго. Их отличает методический плюрализм:

- эксперименты в течение 2 лет с вариациями условий труда и измерением трудовых достижений как зависимых переменных;

- опрос 21 тысячи рабочих, причем методика опроса менялась в сторону ее гибкости;

- систематические наблюдения в течение полугода трудового поведения на рабочем месте.

Научное значение этого исследования при всей его критике (Argyle, Carey, Sykes, Cubbon, Neuberger) все же бесспорно и имеет два измерения:

1) содержательное: дискуссии в индустриальной социологии сместились от "homo oeconomicus" к "social man". Социальные отношения на рабочем месте стали дискурсом. Тематизировалось и различие формальной и неформальной организации. В целом результаты, осмысленные Этциони (1961), следующие:

- производственные успехи больше зависят от социальных норм, чем от границ физиологических возможностей;

- чрезвычайно важна групповая атмосфера и стиль руководства для поведения на рабочем месте;

- рабочие реагируют как члены группы и поэтому их поведение не может быть проинтерпретировано индивидуально-психологически;

- это поведение определяется не признаками объективной ситуации, а родом и способом, как она переживается рабочими;

- есть существенное различие между формальной и неформальной организацией.

2) методическое: исходная позиция исследователей была связана с тэйлористской традицией и экспериментальной, прикладной психологией. Но открытость исследователей реально происходящему привела к методическим инновациям: к отходу от опроса с заданными формулировками и категориями оценки к непрямому, открытому разговору. Инновативна была и интерпретация трудового поведения в качестве социального.

  1. Д.Мак-Клеланд (1961). Исследования мотивации.

Мак-Клеланд с коллегами предпринял попытку объяснить социальные феномены с помощью психологических теорий и эти объяснения проверить методами психологии. Его подход может быть проинтерпретирован как парадигма взаимосвязи качественного (содержательно-аналитического) метода сбора данных с количественными (статистическими) методами оценки данных.

В построении метода замера мотивации он стремился к анализу мотивов независимо от мотивированного поведения: был разработан тест мотивации к достижению/успеху.

Центральная предпосылка исследования: мотивация достижения является одним из факторов экономического роста страны (отсылке к этике протестантизма М. Вебера и исследованиям Уинтерботтома). Проверка этой гипотезы была разбита на три группы исследований:

1) взаимосвязь групповых масштабов тестовой величины достижений и общеэкономическим развитием страны;

2) взаимосвязи между мотивами и ценностями матерей и мотивом к успеху у сыновей;

3) мотивы и поведение предпринимателей.

Результаты подтвердили исходную гипотезу Мак-Клеланда. Так, высокий "мотив национального успеха" может прогнозировать экономический рост. В анализе родительских ценностей и мотивации достижений у сыновей выделены три фактора:

- предпосылкой успеха сыновей являются высокий стандарт успеха родителей, тепло отношений и недоминирующий отец;

- сыновья должны оказывать уважение к отцам;

- достижительный мотив оказался выше у лиц-протестантов и иудеев, чем у католиков.

Предприниматели больше ценят ситуации, где они несли личную ответственность в решении проблем и хотели подтверждения тому, как они хорошо работают. В качестве такого подтверждения выступают деньги.

  1. "Балинезийский характер" (1942) - Качественное исследование как упорядоченная субъективность. Г.Батсон и М.Мид.

Балинезийский характер (БХ) обладает рядом признаков, ставящих это исследование в разряд классических:

- Батсон и Мид объединили в нем две "классические" национальные традиции антропологии: британскую и американскую, уравновесив склонность к абстрагированию и гносеологический акцепт первой эмоциональными, эстетическими и когнитивными интенциями второй;

- благодаря этому симбиозу стал возможен этнографический анализ взаимосвязи культуры и социализации в Бали, специфический качественный подход и способ презентации материалов читателя.

Их качественный подход направлен на социально-культурные порядки: как и каким образом балинезийцы практически осуществляют то, что называют "балинезийской культурой"?

Особое место в этой парадигме занимает понятие этоса как "выражение культурно стандартизированной системы организации институтов и чувств индивидов". В поисках основных образцов общей культуры они обнаружили коллективную установку на уклонение от крайностей, стремление к упорядоченной симметрии и равновесию. Для исследовательского стиля в этой работе характерна роль стенографов происходящего. Чтобы заставить культуру "заговорить", парадоксально, они фотографировали, снимали фильмы (авербальные методы) для фиксации и описания социальных действий (подзаголовок работы "Фотографический анализ").

Но эта "слепая" реальность - еще не действительность, для анализа материала они вводят понятия фенотипа и генотипа, расположенных в различных логических горизонтах. Обилие фенотинических подробностей мало говорит о систематическом, воспроизводимом культурном образце.

Принцип сбора данных отвечал установке на максимизацию вариативности предмета, многообразие контрастирующих типов данных. Целью же интерсубъективность, а не объективность. Поэтому способ подачи материала учитывал триаду предмет-исследователь-читатель; где последний выступает в качестве кон-аналитика. Тем самым валидность становится социальным продуктом, а валидизация - попыткой привлечь читателя к разговору.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.