Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ





Группа 113 458


СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Тема 1. Основные понятия и показатели качества........................................................... 3

1.1. Цель, предмет и задачи изучения дисциплины "Управление качеством"..................................................3

1.2. Понятие «качество продукции»........................................................................................................ 6

1.3. Показатели качества продукции....................................................................................................... 7

Тема 2. Повышение качества продукции — объективная закономерность

Развития предприятий................................................................................................................ 9

2.1. Актуальные проблемы улучшения качества на современном этапе.............................................. 9

2.2. Эффект от повышения качества продукции................................................................................... 10

Тема 3. Системы управления качеством продукции....................................................... 13

3.1. Основные понятия о системах управления качеством продукции............................................... 13

3.2. Виды уровней и стадии создания и использования продукции.................................................... 14

3.3. Основные цели и принципы систем управления качеством на предприятиях............................. 15

Тема 4. Организация и виды контроля качества................................................................ 18

4.1. Задачи и функции службы контроля качества............................................................................... 18

4.2. Виды контроля качества................................................................................................................. 20

4.3. Градации качества продукции........................................................................................................ 22

Тема 5. История развития управления качеством............................................................. 24

5.1. История развития управления качеством в России....................................................................... 24

5.2. Опыт развития управления качеством в США............................................................................... 27

5.3. Японский опыт управления качеством........................................................................................... 29

Тема 6. Основные методы оценки уровня качества на предприятии.................. 31

6.1. Методы оценки уровня качества продукции.................................................................................. 31

6.2. Оценочный контроль качества....................................................................................................... 35

6.3. Сущность, основные положения и направления квалиметрии..................................................... 36

Тема 7. Стандартизация и качество............................................................................................ 39

7.1. Сущность и содержание стандартизации....................................................................................... 39

7.2. Международные стандарты ИСО серии 9000 в системах управления качеством продукции.... 42

7.3. Конкурентоспособность и качество............................................................................................... 44

Тема 8. Брак. Затраты на качество продукции...................................................................... 47

8.1. Классификация, учет и анализ брака и рекламаций...................................................................... 47

8.2. Определение затрат на качество продукции.................................................................................. 48

Тема 9. «Петля качества» продукции.......................................................................................... 50

9.1. «Петля качества» продукции.......................................................................................................... 50

9.2. Обеспечение качества на основных этапах «петли качества» продукции................................... 51

Тема 10. Статистические методы контроля качества..................................................... 54

10.1. Значение и область применения статистических методов контроля качества.......................... 54

10.2. «7 инструментов контроля качества».......................................................................................... 54

Тема 11. Комплексное управление качеством на современном этапе.............. 59

11.1. Традиционные принципы управления и принципы управления системы TQM......................... 59

11.2. Комплексное управление качеством (TQM)................................................................................ 59

11.3. Общие методы работы по качеству............................................................................................. 61

Тема 12. Японский опыт проверки систем управления качеством....................... 63

12.1. Сущность и особенности японского управления качеством...................................................... 63

12.2. Проверка управления качеством.................................................................................................. 65

РАЗДЕЛ 2. сЕРТИФИКАЦИЯ ПРОДУКЦИИ И СИСТЕМ КАЧЕСТВА

Тема 13. Сертификация продукции.............................................................................................. 66

13.1. Понятие о сертификации............................................................................................................... 66

13.2. Основные принципы и правила сертификации............................................................................ 69

13.3. Органы по сертификации продукции (работ, услуг)................................................................... 70

Тема 14. Сертификация систем качества................................................................................. 74

14.1. Испытательные лаборатории и их аккредитация........................................................................ 74

14.2. Порядок проведения сертификации............................................................................................. 75

14.3. Сертификация систем обеспечения качества............................................................................... 77


РАЗДЕЛ 1. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Тема 1. Основные понятия и показатели качества

 

Вопросы: [лекции – 2 ч.]

1.1. Цель, предмет и задачи изучения дисциплины «Управление качеством»

Понятие «качество продукции»

Тема 2. Повышение качества продукции — объективная закономерность развития предприятий

Вопросы: [лекции – 2ч.]

Актуальные проблемы улучшения качества на современном этапе

Эффект от повышения качества продукции

Эффект от повышения качества продукции

 

Эффект от повышения качества продукции выражается в разнообразных формах – прямая экономия материалов и энергии, получе­ние большего количества продукции на единицу затрат труда, сниже­ние себестоимости и рост прибыли, ускорение оборачиваемости обо­ротных средств, ускорение экономического и социального развития предприятия.

В повышении качества продукции заинтересованы как изготови­тели, так и потребители, а также государство. Эффект от повышения качества продукции представлен на рис.1.

 
 

 

 


Рисунок 1 – Эффект от повышения качества продукции

Величина годового экономического эффектапотр) в сфере пот­ребления от повышения показателей качества изделий определяется по формуле

где И1, И2 — себестоимость единицы работы (эксплуатационные из­держки), выполняемой изделием, принятым за базу для сравне­ния вариантов, и изделием с повышенными показателями ка­чества, руб.;

К1, К2— капитальные вложения (цена) потребителя, использу­ющего изделие, принятое зa базу для сравнения, и изделие с по­вышенными показателями качества, руб.;

Ен — нормативный коэффициент экономической эффективнос­ти капитальных вложений;

γ — коэффициент, учитывающий соотношение показателей ка­чества изделия для определения тождества эффекта, определяется по формуле

где w – коэффициент эквивалентности по техническим показателям (параметрам) базового изделия и изделия с улучшенными показателями, определяется по формуле

где wб, wн — коэффициенты технического уровня базового изделия и изделия с более высокими техническими показателями (пара­метрами) качества, определяются по формуле

где аi коэффициент весомости каждого i-го показателя (парамет­ра) качества (в сумме все коэффициенты равны единице);

Кiб, Кiн — значение каждого i-го показателя качества базового из­делия и изделия более высокого качества по отношению к изде­лию, принятому за эталон, определяется по формуле

где вiб, вiн, вiэ, — значение каждого i-го показателя качества (парамет­ра) сравниваемых базового, улучшенного и эталонного изделий.

Если сопоставляются только изделия с повышенными параметра­ми качества (новое) и изделия, принятые за базу для сравнения, то значение Кiн определяется по формуле

коэффициент эквивалентности:

а п — коэффициент, учитывающий дополнительные потреби­тельские свойства изделия, определяемые экспертным путем в бал­лах, рассчитывается по формуле

где Бб, Бн — оценка в баллах потребительских свойств изделий базо­вого и с улучшенными показателями (параметрами) качества.

β — коэффициент, учитывающий надежность изделия в эксплу­атации, определяется по формуле

где Тб, Тн — наработка на отказ базового и нового (с более высокими показателями качества) изделия, ч;

δ — коэффициент, учитывающий срок службы изделия, опреде­ляется по формуле

где tб и tн — соответственно срок службы базового и нового изделия, год.

Величина годового экономического эффектапр) в сфере производства продукции Повышенного качества определяется по формуле

где ∆К — дополнительные капитальные вложения, связанные с осво­ением и выпуском изделий повышенного качества, руб.;

∆П — дополнительная прибыль, полученная в результате освое­ния, выпуска и реализации изделий повышенного качества, оп­ределяется по формуле

где N1, N2 — среднегодовой выпуск ранее освоенной, повышенного качества продукции в натуральном выражении;

Ц1, Ц2 — соответственно цены на ранее освоенную и повышен­ного качества продукцию, руб.;

С1, С 2— соответственно себестоимость ранее освоенного и повы­шенного качества изделия, руб.;

З т— среднегодовые затраты, связанные с технической подготов­кой и освоением в производстве, сертификацией продукции по­вышенного качества, руб.

Если не определена цена (Ц2) изделия повышенного качества, то величину годового экономического эффекта в сфере производства можно рассчитать по формуле

где К1 и К2 — удельные капитальные вложения в сфере производ­ства соответственно по базовому и новому вариантам, руб.;

Ен — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; (принимается равным 0,33, т.к. сертификат соответствия выдается на 3 года);

γ — коэффициент, учитывающий соотношение показателей ка­чества изделия для определения тождества эффекта.


Основные понятия о системах управления качеством продукции

Основные понятия о системах управления качеством продукции

 

Под управлением в широком смысле понимается общая функция организационных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима де­ятельности, реализацию их программы, достижение цели.

Управлением также называют некоторые организационные структуры и хозяйственные органы, подразделения или само управ­ленческое воздействие, то есть процесс воздействия на управляемый объект.

Некоторые авторы включают в управление не только целе­направленные управляющие воздействия, но и саму постановку це­лей, выработку политики, принятие решений. Другие связывают уп­равление с упорядочением какого-либо многообразия или с поняти­ем контроля, руководства, менеджмента.

В теории оптимальных процессов управление понимается как пе­ревод системы из одного состояния в другое на основе совокупности управляющих параметров.

Наиболее полное, на мой взгляд, определение понятию «управле­ние» дано академиком А. Бергом: «Процесс перевода сложной дина­мической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные... причем существенно, что это воздействие осу­ществляет субъект управления — управляющая подсистема».

Понятие «управление» основано на таких категориях, как «система», «информация», «организация». Оно широко использует кибернетические принципы управления — изоморфизм, обратную связь, иерархию управ­ления и автоматизм действия, математические методы и модели, статистико-вероятностный подход, разделение целого на подсистемы, управле­ние воздействием на главный фактор, динамическое моделирование и др.

Определение А. Берга, все свойства и признаки, на которых осно­вываются системы управления, подходят и для систем управления качеством продукции.

Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря продуманной и хорошо организованной системе уп­равления качеством — целевой подсистеме управления предприяти­ем. Она подразумевает упорядоченную совокупность взаимосвязан­ных и взаимодействующих элементов объекта производства, пред­назначенных для достижения поставленной цели — создания условий для обеспечения требуемого уровня качества объекта про­изводства при минимальных затратах.

Мною было составлено следующее определение:

Система управления качеством — это совокупность взаимосвязанных элементов и звеньев производственно-хозяйственной системы, осуществляющих выполнение функций планирования, проектирования, производства, реализации, учета и контроля за качеством выпускаемой продукции (работ, услуг), материалов, работников и условий труда.

В наиболее простом разъяснении управление качеством – это деятельность подразделений предприятия по удовлетворению требований покупателей при минимальных затратах.

Поскольку взаимосвязь и взаимодействие элементов определяют свойства образуемой ими системы, совокупность становится систе­мой лишь тогда, когда отсутствие или нарушение места или функции одного из составляющих оказывает влияние на какое-либо из свойств, характеризующих качество совокупности в целом.

По международным стандартам ИСО серии 9000 система качес­тва — это совокупность организационной структуры, методик, про­цессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством, то есть это те аспекты общей функции управления, которые опреде­ляют политику в области качества, цели и ответственность, реа­лизуют ее с помощью таких средств, как планирование качества, уп­равление качеством, обеспечение качества и повышение его в рам­ках системы качества.

Оперативное управление качеством в международном стандарте ИСО определяется термином «управление качеством», под которым понимаются методы и виды деятельности оперативного характера, ис­пользуемые для выполнения требований к качеству. Долговременное управление качеством и предприятием в целом определяется терми­ном «всеобщее руководство качеством» — подход к руководству предприятием, нацеленный на качество, основанный на участии всех его членов и направленный на достижение долгосрочного успеха пу­тем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов предприятия (организации) в целом.

В соответствии с ГОСТ 15467-79 управление качеством про­дукции — это действия, осуществляемые при создании и эксплуата­ции или потреблении продукции, цель которых — установить, обес­печить и поддерживать необходимый уровень ее качества.

В теории управления существует понятие «категория управле­ния». Представим значения этих категорий:

1. Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Процесс осознания и формулирования цели управления называется целеполаганием.

2. Функции управления – это своего рода «поля» управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления; это вид деятельности, выполняемый соответствующим звеном управляющей системы.

3. Методы управления – это способы реализации объективных законов и закономерностей, а также способы воздействия субъекта управления на объект в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования или в процессе перевода из одного состояния в другое. Конкретное использованием методов управления называют стилем управления.

4. Законы управления – это общие, существенные и необходимые связи явлений, изучаемых наукой управления.

5. Принципы управления – это основные правила, требования, которым следуют руководители; это обобщение оправдавшего себя прошлого опыта управления.

6. Организация управления – это деятельность по созданию организационной структуры управления, которая определяет место отдельных коллективов и каждого работника в сложившейся кооперации управленческого труда.

7. Информация в управлении – это сведения, характеризующие состояние и поведение объекта управления и окружающей его среды. Информация выступает одновременно как предмет и как продует труда. С помощью информации осуществляется связь между управляющей и управляемой подсистемами.

 

Рисунок 2 – Факторы, влияющие на формирование качества продукции

 

Как правило, организационно все стадии разобщены между собой. Исследованием и проектированием занимаются одни организа­ции, производством и реализацией — другие, эксплуатацией или по­треблением — третьи. Эффективность же системы управления ка­чеством тем и обуславливается, что формирование уровня качества продукции осуществляется в неразрывной связи всех четырех ста­дий. Это выражается через постоянный оперативный обмен инфор­мацией, позволяющий управляющей системе давать научно обосно­ванные команды управления и осуществлять корректирующие воз­действия на факторы, определяющие уровень качества изделий.

Я считаю, что факторы также можно разделить на 4 группы: технические, организационные, социальные и экономические.

 

Виды контроля качества

Градации качества продукции

Виды контроля качества

Организационные формы и виды процессов технического конт­роля качества продукции весьма разнообразны. Поэтому целесооб­разно их деление на группы по классификационным признакам. Вы­деляют следующие виды контрольных операций:

По стадиям жизненного цикла изделия:

1. контроль проектирования новых изделий;

2. контроль производства и реализации продукции;

3. контроль эксплуатации или потребления.

По объектам контроля:

1. контроль предметов труда;

2. контроль средств производства;

3. контроль технологии;

4. контроль труда исполнителей;

5. контроль условий труда.

По стадиям производственного процесса:

1. входной контроль, предназначенный для проверки качества
материалов, полуфабрикатов, инструментов и приспособлений до начала производства;

2. промежуточный контроль, выполняемый по ходу технологи­ческого процесса (пооперационный);

3. окончательный приемочный контроль, проводимый над заго­товками, деталями, сборочными единицами, готовыми изделиями;

4. контроль транспортировки и хранения продукции.

По степени охвата продукции:

1. сплошной контроль, выполняемый при 100%-ном охвате предъявляемой продукции. Он применяется в следующих случаях:

а) при ненадежности качества поставляемых материалов, полу­фабрикатов, заготовок, деталей, сборочных единиц;

б) когда оборудование или особенности технологического процесса не обеспечивают однородности изготовляемых объектов;

в) при сборке в случае отсутствия взаимозаменяемости;

г) после операций, имеющих решающее значение для качества последующей обработки или сборки;

д) после операций с возможным высоким размером брака;

е) при испытании готовых изделий ответственного назначения;

2. выборочный контроль, осуществляемый не над всей массой продукции, а только над выборкой. Обычно он используется в следу­ющих случаях:

а) при большом числе одинаковых деталей;

б) при высокой степени устойчивости технологического процесса;

в) после второстепенных операций.

По месту выполнения:

• стационарный контроль, выполняемый в стационарных контрольных пунктах, которые создаются в следующих случаях:

а) при необходимости проверки большого числа одинаковых
объектов производства, которые требуют специально оборудованных контрольных пунктов (сложная измерительная аппаратура);

б) при возможности включения работы стационарного контрольного пункта в поток заключительных операций производственного процесса;

• скользящий контроль, выполняемый непосредственно на рабочих местах, как правило, в следующих случаях:

а) при проверке громоздких изделий, неудобных для транспортировки;

б) при изготовлении малого числа одинаковых изделий;

в) при возможности применения простых контрольно-измерительных инструментов либо приборов.

По времени выполнения:

• непрерывный;

• периодический.

По организационным формам выявления и предупреждения брака:

1. летучий контроль, выполняемый контролером произвольно без графика при систематическом обходе закрепленных, за ним рабо­чих мест;

2. кольцевой контроль, заключающийся в том, что за контроле­ром закрепляется определенное количество рабочих мест, которые он обходит «по кольцу» периодически в соответствии с часовым графи­ком, причем продукция проходит контроль на месте ее изготовления;

3. статистический контроль, являющийся формой периодическо­го выборочного контроля, основанный на математической статисти­ке и позволяющий обнаружить и ликвидировать отклонение от нор­мального хода технологического процесса раньше, чем эти отклоне­ния приведут к браку;

4. текущий предупредительный контроль, выполняемый с целью предупреждения брака в начале и в процессе обработки. Он включает:

а) проверку первых экземпляров изделий;

б) контроль соблюдения технологических режимов;

в) проверку вступающих в производство материалов, инструментов, технологической оснастки и др.

По влиянию на возможность последующего использования продукции:

• разрушающий контроль;

• неразрушающий контроль.

По степени механизации и автоматизации:

• ручной контроль;

• механизированный контроль;

• автоматизированный (автоматизированные системы управле­ния качеством) контроль;

• автоматический контроль;

• активный и пассивный контроль продукции.

По исполнителям:

• самоконтроль;

• контроль мастеров;

• контроль ОТК;

• инспекционный контроль;

• одноступенчатый контроль (контроль исполнителя и при­емка ОТК);

• многоступенчатый контроль (контроль исполнителя и опера­ционный, а также специальный и приемочный).

По используемым средствам:

• измерительный контроль, применяемый для оценки значений контролируемых параметров изделия: по точному значению (ис­пользуются инструменты и приборы шкальные, стрелочные и др.) и по допустимому диапазону значений параметров (применяются шаблоны, калибры и т.п.);

• регистрационный контроль, осуществляемый для оценки объекта контроля на основании результатов подсчета (регистрации определенных качественных признаков, событий, изделий);

• органолептический контроль, осуществляемый посредством только органов чувств без определения численных значений контро­лируемого объекта;

• визуальный контроль — вариант органолептического, при ко­тором контроль осуществляется только органами зрения;

• контроль по образцу, осуществляемый сравнением признаков контролируемого изделия с признаками контрольного образца (эталона);

• технический осмотр, осуществляемый в основном с помощью органов чувств и при необходимости — с привлечением простейших средств контроля.

Методы технического контроля характерны для каждого участка производства и объекта контроля. Здесь различают:

• визуальный осмотр, позволяющий определить отсутствие по­верхностных дефектов;

• измерение размеров, позволяющее определять правильность форм и соблюдения установленных размеров в материалах, заготов­ках, деталях и сборочных соединениях;

• лабораторный анализ, предназначенный для определения ме­ханических, химических, физических, металлографических и дру­гих свойств материалов, заготовок, деталей;

• механические испытания для определения твердости, прочнос­ти и других параметров;

• рентгенографические, электротермические и другие физичес­кие методы испытаний;

• технологические пробы, проводимые в тех случаях, когда не­достаточно лабораторного анализа;

• контрольно-сдаточные испытания, служащие для определения заданных показателей качества;

• контроль соблюдения технологической дисциплины;

• изучение качества продукции в сфере потребления;

• электрофизические методы измерения параметров изделия;

• методы исследования и контроля, основанные на использова­нии электронных, ионных, ортонных пучков (вторичная ионная масс-спектроскопия, электронная Оже-спектроскопия, электронно-зондовый рентгеновский микроанализ и др.).

В последние годы более широкое распространение в промышлен­ности находят новые физико-технические методы контроля качества продукции, основанные на использовании ультразвука, рентгеноско­пии, радиоактивных изотопов. Эти методы позволяют расширить возможности контроля качества продукции и анализа технологичес­ких процессов, не вызывая разрушения образцов и, как правило, обеспечивая экономический эффект.

 

Градации качества продукции

Градация, класс, сорт – категория или разряд, присвоенные различным требованиям к качеству продукции, процессов или систем, имеющих то же самое функциональное применение (ГОСТ РИСО 9000-2001). Градации качества - категория одноименного товара, отличающаяся между собой установленными значениями показателей качества.

Товары разных градаций качества, за исключением опасных, могут обеспечивать удовлетворенность потребителей разных сегментов. Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые в свою очередь устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.

Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям. Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная - нестандартная или брак. К нестандартным относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критически опасным.

Брак – товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Разновидность брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы.

Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относиться к ликвидным, а с критическим – к неликвидным. В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три градации качества:

- к первой градации относятся товары пригодные к использованию по назначению. Данная градация представлена стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких либо ограничений;

- вторая градация – товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к этой градации определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по сниженным ценам или отправлены на переработку либо на корм скоту;

- третья градация – опасные товары, не пригодные для использования по назначению. К данной градации относятся неликвидные отходы, которые не подлежат реализации, а также для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил. В оптовой и розничной торговле преобладают потребительские товары первой градации. Товары второй и третьей градации должны своевременно выявляться при приемочной и текущей оценке качества и не допускается к реализации.


Рисунок 3 – Пирамида технических норм и требований

 

На современном этапе развития НТП качество продукции выдви­гается в число ключевых проблем развития национальных экономик.

Во всех промышленно развитых странах мира ведется активный по­иск путей решения проблемы повышения качества продукции, ее конкурентоспособности на мировых рынках.

Рассмотрим историю развития управления качеством на примере трех ведущих регионов мира: США, Японии и Западной Европы.

До начала 50-х годов XX века качество товаров, производимых в США, оставалось низким. Единственный вопрос, над которым за­думывались производители, касался лишь возможных объемов вы­пуска продукции.

Низкое качество продукции требовало до 20 – 25% дополнитель­ных затрат среднестатистического американского предприятия на ус­транение дефектов своей продукции. Другими словами, до 25% всех работников предприятия ничего не производили — они лишь переде­лывали то, что было неправильно (некачественно) сделано с первого предъявления.

Многие специалисты считали, что низкое качество является главным тормозом роста производительности труда и конкурен­тоспособности американской продукции. По мнению экспертов, «повысить уровень качества или оказаться в проигрыше — дру­гой альтернативы для американской промышленности не су­ществует».

Какие же меры предлагались для достижения поставленной цели? Было решено уделить внимание решению следующих проблем:

· мотивация рабочих;

· кружки качества;

· статистические методы контроля;

· повышение сознательности служащих и управляющих;

· учет расходов на качество;

· программы повышения качества;

· материальное стимулирование.

В 1967 году был принят закон о создании национальной ко­миссии по безопасности изделий, выпускаемых американской промышленностью. Подписывая этот закон, президент Л. Джон­сон сообщил следующие цифры: ежегодно 100 тыс. человек тер­пят ранения или увечья из-за дефектов электрокосилок; 30 тыс. человек получают шок и ожоги из-за негодных штепселей и уд­линителей; массовый брак наблюдается при выпуске цветных те­левизоров (74%. проданных телевизоров возвращалось), фотоап­паратов (50% брака), магнитофонов (35% брака), обуви (28% брака).

В 1972 году был принят закон «О безопасности потребительских товаров».

Начиная с 1980 года в стране проводилась массированная кампания по обучению прямо на рабочих местах способам повы­шения качества и обнаружения дефектов. Поставщики также предприняли попытки обучить соответствующим образом свой персонал.

В этот же период в США были изданы две книги Э. Деминга: «Качество, производительность и конкурентоспособность» и «Вы­ход из кризиса». В данных монографиях изложена философия Де­минга, знаменитые «14 пунктов», которые легли в основу всеобщего (тотального) качества (Total Quality).

В США стали четче представлять себе проблему качества. Были привлечены огромные капиталовложения в разработку новых техно­логий и видов продукции, налажены отношения между рабочими и уп­равляющими, строящиеся на общей заинтересованности в повыше­нии качества продукции и качества работы, что создало предпосылки для технической революции. Краеугольным камнем революции в об­ласти качества стало удовлетворение требований заказчиков (потре­бителей).

Внимание со стороны законодательной и исполнительной власти к вопросам повышения качества национальной продукции — новое явление в экономическом развитии страны. Одна из главных задач общенациональной кампании за повышение качества — добиться ре­ализации на деле лозунга «Качество — прежде всего». Под этим ло­зунгом ежегодно проводятся месячники качества, инициатором кото­рых стало Американское общество по контролю качества (АОКК) — ведущее в стране научно-техническое общество, основанное в 1946 го­ду и насчитывающее в настоящее время 53 тыс. коллективных и ин­дивидуальных членов.

Конгресс США учредил национальные премии имени М. Болдриджа за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые с 1987 года ежегодно присуждаются трем луч­шим фирмам.

Принимаемые меры, направленные на постоянное повышение качества продукции, не замедлили сказаться на ликвидации разрыва в уровне качества между Японией и США, что усилило конкурен­тную борьбу на мировом рынке.

Анализируя американский опыт в области качества продукции, можно отметить следующие характерные его особенности: жесткий контроль качества изготовления продукции с использованием мето­дов математической статистики; внимание к процессу планирования производства по объемным и качественным показателям; адми­нистративный контроль за исполнением планов; совершенствование управления фирмой в целом.

 

Оценочный контроль качества

Оценочный контроль качества

Приемочный оценочный контроль качества используется для ре­шения задач технико-экономического управления качеством продук­ции.

Первый этап технико-экономического управления качеством предусматривает оценку факторов и условий производства, влияю­щих на формирование уровня качества создаваемой продукции, с целью определения фактического состояния производства и его возможнос­тей по выпуску продукции необходимого качества.

Состояние производства определяется уровнем применяемой техники, технологии, организации производства, труда и управления, используемых сырья, материалов, полуфабрикатов. Уровень качест­ва производства в целом может быть оценен по уровню качества сос­тавляющих его элементов. Определение качества отдельных элементов производственного процесса осуществляется на основании реше­ния локальных экономико-математических моделей, отражающих специфику продукции и производства. В практике управления качес­твом продукции накоплен значительный опыт разработки и исполь­зования таких моделей.

Оценка качества сырья, материалов, готовых комплектую­щих изделий.

Качество создаваемой продукции непосредственно за­висит от уровня качества используемых материальных ресурсов. Степень и соответствие материальных ресурсов требованиям к ка­честву создаваемой продукции учитываются на этане проектных раз­работок и регламентируются в проектной документации. На этом этапе решаются задачи выбора наиболее прогрессивных видов сырья, материалов по критерию обеспечения необходимого уровня качества создаваемой продукции. На этапе производства определяет­ся степень соответствия основных параметров качества применяе­мых сырья, материалов, покупных изделии установленным в техни­ческой документации на этапе проектирования. Порядок и методы оценки качества материальных ресурсов устанавливаются на вход­ном контроле и регламентируются соответств







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.