Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Потребление и сбережения в кейнсианской модели.





Изучение факторов, влияющих на величину потребительских расходов, дает возможность вывести функцию потребления.

Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках: уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако в экономике действует психологический закон, согласно которому люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход". Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения:

Yd = С + S,

то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал "предельной склонностью к потреблению" и "предельной склонностью к сбережению".

К основным факторам, влияющим на потребление, относятся:

· ставка процента;

· количество денег в стране;

· богатство домашних хозяйств;

· ожидание изменения дохода;

· реальное и ожидаемое изменение потребительских цен;

· реклама;

· демографические, психологические и многие другие факторы.

Настоящую революцию в исследовании потребления совершил Джон Кейнс, который связал потребление, прежде всего, с величиной текущего дохода:

С = С(у).

Проанализируем кейнсианские аксиомы потребления.

Первая кейнсианская аксиома потребления. Реальные потребительские расходы являются стабильной функцией реального дохода.

Тем самым Кейнс хотел подчеркнуть, что прочие факторы (процентная ставка, богатство, ожидания и пр.) либо несущественны, либо взаимно исключают друг друга.



Вторая кейнсианская аксиома потребления, или «основной психологический закон Кейнса»: «Люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход» (Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978. – С. 157).

То есть при возрастании дохода у потребление С также увеличивается, но в целом отстает от увеличения дохода.

Используя известное понятие кейнсианской макроэкономики – предельную склонность к потреблению – МРС, можно определить угол наклона линии потребления к оси абсцисс в каждой данной точке. Предельная склонность к потреблению – это величина, на которую изменяется объем потребления при увеличении дохода на одну единицу:

.

Предельная склонность к потреблению – величина положительная – меньше единицы (0 < Cу < 1).

Если линия потребления прямая, то величина МРС постоянна, если же линия потребления выпукла, то МРС изменяется, постепенно уменьшаясь.

Третья кейнсианская аксиома потребления: предельная склонность к по­треблению (МРС) меньше средней склонности к потреблению (АРС).

Средняя склонность к потреблению (АРС – average propensity to consume) – это величина, равная отношению потребления С к доходу у при каждом данном значении дохода:

 

. (4.11)

 

Средняя склонность к потреблению демонстрирует угол наклона луча, исходящего из начала координат к данной точке на линии потребления.

Четвертая кейнсианская аксиома потребления: при низких уровнях дохода потребление С может превышать доход.

В этом случае АРС > 1, возникает расходование сбережений или так называ­емые «отрицательные сбережения» (dissaving).

Пятая кейнсианская аксиома потребления: с увеличением дохода величина АРС уменьшается, приближаясь к величине МРС.

Рассмотрим линейную функцию потребления (рис. 4.7):

 

Рис. 4.7. Линейная функция потребления

 

С = Са + Су,

 

где С – текущее потребление, Са – автономное потребление по отношению к доходу, т. е. потребление, независимое от величины дохода. В свою очередь, произведение Суу можно назвать индуцированным потреблением, т. е. потреблением, зависящим от величины дохода.

Что касается АРС, то она определяется вложением:

 

. (4.12)

Шестая кейнсианская аксиомапотребления: предельная склонность к потреблению снижается с ростом дохода.

Проиллюстрируем эту ситуацию (рис. 4.8). Шестую гипотезу Кейнса, невозможно изобразить в рамках простой линейной функции.

а б

 

Рис. 4.8. Средняя и предельная склонность к потреблению (линейная функция)

 

Поэтому в данном случае мы предлагаем вниманию относительно простую нелинейную функцию второй степени, полученную путем эмпирических исследований в 1971 г. Ральфом Хасби:

С = 506 + 0,92у – 0,000014у2.

В данном случае предельная склонность к потреблению

Су = 0,92 – 0,0028у.

То есть, здесь предельная склонность к потреблению сама по себе является линейной функцией по доходу, а значит, при росте дохода предельная склонность к потреблению снижается, а линия функции потребления имеет выпуклый вид (рис. 4.9).

 

 

Рис. 4.9. Линия функции потребления

 

По мнению Кейнса, в основе снижения МРС при росте доходов кроются, по крайней мере, две причины. Во-первых, при конъюнктурном подъеме экономической активности доходы предпринимателей растут быстрее, чем доходы домашних хозяйств. Однако МРС предпринимателей в целом ниже, чем МРС домашних хозяйств. Поэтому совокупная МРС имеет тенденцию к снижению. Во-вторых, при конъюнктурном спаде экономической активности (падение дохода) увеличивается доля безработных, живущих за счет пособий по безработице. Безработные же имеют наиболее высокий уровень МРС.

Вывод. Кейнсианская линия потребления может иметь вид, изображенный как на рис. 4.7, так и на рис. 4.8.

Мы знаем, что сбережения представляют собой отсроченное потребление, т. е. ту часть дохода, которая не потребляется в настоящее время. Простейшая функция сбережения в кейнсианской трактовке имеет вид

 

S = –Ca + Syy, (4.13)

 

или

S = –Ca + (1 – Cy) y,

где S – объем сбережений в частном секторе; Sy – предельная склонность к сбережению, равная . Мы уже знаем, что С + S = у, т. е. совокупный доход распадается на потребление и сбережение. Но и ΔС + ΔS = Δy. Отсюда легко доказать, что Су + Sy = 1:

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.