Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Провалы рынка» и меры государственного регулирования.





Мировой опыт свидетельствует о важной роли государства в управлении социально-экономическими процессами. Современная экономика - «смешанная» экономика, базирующаяся на рыночных принципах организации хозяйственной жизни (частная собственность, свобода предпринимательской инициативы, рыночные способы распределения ограниченных ресурсов) при активном регулирующем воздействии государства на поведение экономических субъектов.

Необходимость государственного регулирования экономических процессов обусловлена неспособностью рынка путем саморегулирования решить ряд проблем, подрывающих основы рыночной системы хозяйства и снижающих ее эффективность. В условиях рыночной конкуренции возникают так называемые «провалы рынка» - ситуации, когда экономика, основанная на частной собственности и свободном предпринимательстве, не обеспечивает эффективного использования ресурсов и динамичного развития.

Традиционно к провалам рынка относят:

- монополию;

- недостаток и ассиметрию информации;

- внешние эффекты (экстериалии);

- производство общественных благ.

Монополизм, затрудняющий вход на рынок для других хозяйствующих субъектов, а также искажающий рыночный механизм ценообразования, является феноменом, нарушающим основы рынка и принципы свободной конкуренции.

Государство в этих условиях своей деятельностью должно обеспечивать условия свободной конкуренции, осуществлять антимонопольное регулирование.

Как правило, именно монополии завышают цены на товары и услуги, и государство вынужденно вносить соответствующие коррективы в устанавливаемые ими цены. В некоторых случаях по отдельным социально значимым товарам и услугам государство выступает регулятором цен, в том числе устанавливаемых и не монополистами, регулируя величину торговой надбавки или устанавливая налогообложение для этих товаров по льготной ставке.



В условиях рынка экономические агенты действуют в условиях несовершенной (ассиметричной и неполной) информации. Это порождает неэффективность осуществляемых рыночных сделок.

Недостаток информации может блокировать взаимодействие субъектов рынка. Результатом выступает неполнота рынков, проявляющаяся прежде всего в финансовой сфере. Рынки ценных бумаг и фьючерсных контрактов как составная часть рынка капитала, как правило, не являются всеохватывающими и совершенными. Прогнозировать долгосрочные изменения на них крайне сложно. Более того, финансовые рынки функционируют относительно самостоятельно от рынков потребительских благ, труда, земли и физического капитала. Все это приводит к тому, что большинство сделок осуществляется в условиях неопределенности.

Обычно государство неспособно полностью преодолеть проблему неполноты информации. Но оно может частично ослабить риски принимаемых решений, распределив их между налогоплательщиками, что недоступно частным инвесторам. Государство может профинансировать долгосрочные инвестпроекты либо выступить гарантом при их реализации, ввести обязательное страхование вкладов банковскими институтами, предпринять другие действия, способные повысить эффективность общественного использования ресурсов.

Ассиметрия информации проявляется во многих сферах экономической деятельности. Так, классическим примером выступают здравоохранение и медицинское обслуживание. Пациент, обращаясь к врачу, полагается на него в постановке диагноза и выборе методов лечения. Потребитель медицинских услуг не имеет возможности контролировать производителя. Если производители руководствовались бы исключительно принципами личной выгоды, то широкое распространение получила бы дорогостоящая и малоэффективная медицинская помощь.

В равной степени подобная ситуация возможна и в области образования. Здесь потребитель вынужден выбирать производителя прежде, чем реальная услуга будет оказана. Оплата услуг осуществляется на основании недостаточно точной оценки, которая строится на основе предположений, базирующихся на основе имеющегося опыта. Информационная ассиметрия имеет место и при приеме на работу; наниматель заведомо хуже знает возможности лица, ищущего работу, нежели сам потенциальный работник.

Проблема ассиметрии информации может быть решена и без участия государства, на основе учета репутации. Однако в сложных ситуациях более продуктивным оказывается вмешательство государства, которое может принимать различные формы. Одной из них является лицензирование, выступающее обязательным условием осуществления отдельных видов деятельности, например, в здравоохранении, при оказании образовательных услуг, производстве медицинских препаратов и т.д. Возможно также прямое участие государства в производстве товаров и услуг, с которыми связана значительная информационная ассиметрия. Наконец, для предотвращения ассиметрии информации либо блокировки ее последствий могут быть использованы различные инструменты государственного контролянад производствоми сбытом соответствующих товаров и услуг.

Очевидным провалом рынка являются внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды, связанные с конкретным видом деятельности, не получившие отражения в ценах. Внешними они называются потому, что касаются не только участников конкретной рыночной сделки, но и третьих лиц.

Различают отрицательные и положительные экстерналии. Рыночное саморегулирование не устраняет отрицательные «внешние эффекты», т.е. негативное воздействие деятельности одних субъектов хозяйствования на других. Примером здесь является загрязнение окружающей среды, которое приносит экономические убытки всему обществу (загрязнение рек, воздуха). В этом случае через административные штрафы или дополнительное налогообложение государство заставляет производителей избегать таких эффектов для других участников рынка.

При положительных экстерналиях деятельности одних экономических агентов приносит определенные выгоды посторонним лицам. Так, если человеку сделана профилактическая прививка от инфекционного заболевания, опасность заражения снижается не только для него лично, но и для тех, кто вступает с ним в контакт. В этом случае предельные общественные выгоды выше предельных частных выгод. Другим примером достижения положительного внешнего эффекта является развитие образования, в результате чего в выигрыше оказываются не только отдельные люди, но и общество в целом. Если бы сферы, порождающие положительные внешние эффекты, развивались исключительно на основе принципов свободного рынка, имело бы место недопроизводство соответствующих благ по сравнению с эффективным уровнем.

Блага, порождающие положительные внешние эффекты, создаются в основном в сферах образования, здравоохранения и культуры. Эти социально значимые блага оказывают положительное влияние на общество в целом, поэтому является оправданной государственная поддержка их потребителей и производителей путем предоставления налоговых льгот и субсидий.

Предельный случай деятельности, порождающей позитивные экстерналии, представляет создание общественных благ. Это блага, производимые за счет общества и потребляемые всеми членами общества. Они отличаются двумя свойствами: несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.

Несоперничество означает, что благо доступно одновременно многим потребителям, и предельные издержки его предоставления индивидуальному потребителю равны нулю. Под неисключаемостью в потреблении подразумевается техническая невозможность или запретительно-высокие издержки предотвращения доступа к благу новых потребителей. Блага, которым присущи оба этих свойства, называются чисто общественными благами. Если хотя бы одно из указанных свойств проявляется не в полной мере, налицо смешанное общественное благо.

Примерами чисто общественных благ служат национальная оборона, правоохранительная деятельность, законодательство. Так, увеличение численности населения не требует внесения дополнительных изменений в гражданский, семейный или административный кодекс. Законы определяют права и обязанности каждого, причем размер получаемых «выгод» не зависит от количества «потребителей». При этом ни один житель страны не может быть выведен из-под действия законодательства, так как оно одновременно обращено ко всем членам общества.

Чисто общественные блага не могут быть произведены и проданы по частям, их производство и потребление происходит коллективно.

Исправить изъяны рынка призвано государство. В настоящее время сложились апробированные в различных государствах механизмы коррекции рыночного механизма. К ним относятся мероприятия по поддержанию макроэкономического равновесия, при этом само понятие «равновесие» распространяется не только на экономические, но и социальные элементы, прежде всего систему социальных гарантий граждан. Основные споры ведутся о масштабах подобного регулирования.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.