|
Часть 4. Бюджетно-налоговая политика.Государственный бюджет и его структура. Бюджетно-налоговая политика государства является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования. С ее помощью государство воздействует на уровень деловой активности посредством изменения объемов государственных расходов и налогообложения. Государственный бюджет – это финансовый план, в котором представлена сумма доходов и расходов государства на определенный период (как правило, на год). Через государственный бюджет осуществляется перераспределение доходов между различными социальными группами. За счет бюджетных средств производятся социально значимые блага. Бюджет является важнейшим инструментом, посредством которого государство регулирует основные направления социально-экономического развития страны. Общественное предназначение государственного бюджета как регулятора социально-экономических отношений реализуется в его функциях. (Схема 6.1.)
Схема 4.1.
Прежде всего, бюджет является важнейшим инструментом, с помощью которого государство оказывает регулирующее воздействие на экономическую политику. Манипулируя государственными расходами и налоговыми ставками, государство регулирует деловой цикл, влияет на покупательную способность населения и инвестиционную активность компаний. Другой функцией государственного бюджета является обеспечение производства общественных благ. Бюджетные средства используются для удовлетворения наиболее важных потребностей общества – развития ключевых сфер экономики, образования, здравоохранения, фундаментальных научных исследований, осуществления социальной политики, обеспечения обороны страны, безопасности и правоохранительной деятельности. Наконец, средства государственного бюджета используются для обеспечения индивидуальных доходов отдельных категорий граждан, работающих в государственном управлении и учреждениях бюджетной сферы. Кроме того, за счет финансовых ресурсов государства выплачиваются пенсии и социальные пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, на детей и т.д.). Совокупность бюджетов государственных органов управления и местного самоуправления, а также отношений между ними образуют бюджетную систему государства. Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Бюджетной системе унитарного государства соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративным бюджетным системам присуща достаточно высокая степень самостоятельности региональных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Бюджетная система унитарного государства включает бюджеты двух уровней: • бюджет центрального правительства; • бюджеты муниципальных образований. В странах с федеративным государственным устройством выделяют: • федеральный бюджет; • бюджеты субъектов федерации (штатов, земель, провинций, республик, областей и т.д.); • местные бюджеты (городов, графств, поселений и др.). Между бюджетами различных уровней существует сложная система финансовых отношений, основанная на децентрализации властных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления. Разделение бюджетных полномочий, наличие обособленных региональных звеньев бюджетной системы государства называется бюджетным федерализмом. Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Ее структура представлена в схеме 6.2.: Схема 4.2.
Для характеристики бюджетно-финансовой системы РФ используются следующие понятия: • консолидированный государственный бюджет – бюджет, складывающийся из федерального, региональных и местных бюджетов; • консолидированный бюджет субъекта РФ – бюджет, образующийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов всех муниципальных образований, находящихся на его территории; • государственные внебюджетные социальные фонды - централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализаций прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. В России это Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. За последние 10 лет в бюджетной системе РФпроизошли существенные изменения: -в основном разграничены расходные обязательства и ликвидированы «необеспеченные мандаты», т.е. социальные выплаты, превосходящие возможности бюджета; -созданы Резервный фонд и фонд Национального благосостояния как некоторый страховой резерв на случай снижения мировых цен на нефть; -закреплены доходные источники за региональными бюджетами и введены критерии распределения межбюджетных трансфертов; -сокращение и урегулирование внешней задолженности привело к освобождению расходной части бюджета от значительных процентных расходов; -сформулирована система Федерального казначейства, обеспечивающая кассовое обслуживание исполнения бюджета. Среди доходов государства ведущее место принадлежит налогам. Это обусловлено тем, что доля налоговых поступлений в структуре доходной части бюджета как правило, превышает 80 %, а в отдельных странах – 90 %. К налоговым доходам в Российской Федерации относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы за налоговые правонарушения. В состав неналоговых доходов входят: • доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; • доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия; • иные неналоговые доходы. Кроме того, в РФ доходы бюджетов формируются также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений в виде финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций; субвенций из федеральных бюджетных фондов и др. Важнейшими источниками доходной части государственного бюджета являются доходы от внешнеэкономической деятельности, формируемые, прежде всего, за счет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, и налоговые платежи (НДС, налог на прибыль и др.). Расходы государственного бюджета направляются в основном на производство общественных благ, в том числе на финансирование социальных программ, оборону, безопасность, правоохранительную деятельность, образование, здравоохранение, науку, культуру. В индустриально развитых странах расходы государственных бюджетов носят ярко выраженную социальную направленность. На финансирование социальных мероприятий приходится свыше 40 % расходной части консолидированных бюджетов. В России в последние годы усиливается социальная направленность государственного бюджета. Таблица 4.1. Расходы консолидированного бюджета РФ на социально-культурные мероприятия в 2008 г.
Источник: по данным Росстата. В процессе принятия и реализации государственного бюджета особое значение придается его сбалансированности. Сбалансированным является бюджет, в котором доходная и расходная части равны. Превышение расходов над доходами ведет к образованию дефицита бюджета. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму бюджетных выплат по обслуживанию государственного долга. Способы финансирования бюджетного дефицита и их последствия для экономики страны могут быть разными. Основных способов – два: • эмиссионный. В этом случае правительство продает Центральному банку государственные облигации, а полученные денежные средства тратит на выполнение финансовых обязательств государства. Это сопровождается опережающим ростом денежной массы по отношению к росту реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате часть доходов всех экономических агентов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. Все платят «инфляционный налог», поэтому данный способ дефицитного финансирования государственного бюджета также называют инфляционным; • заемный. В этом случае правительство реализует долговые ценные бумаги не Центральному банку страны, а юридическим и физическим лицам. Государство начинает конкурировать на кредитном рынке с частными заемщиками, часть которых будет вытеснена. Процентные ставки по кредитам в связи с увеличением совокупного спроса на финансовые ресурсы возрастут, соответственно, сократятся потребительские расходы и частные инвестиции. Подобный способ финансирования дефицита госбюджета считается неинфляционным. Государственные бюджеты многих промышленно развитых стран на протяжении десятилетий являются дефицитными. Ряду стран Европейского союза не удалось снизить дефицит бюджета до 3% ВВП, что было установлено коллективным решением. В Российской Федерации бюджеты 1992 – 1999 гг. были дефицитными. Начиная с 2000 г. бюджетно-налоговая политика России направлена на укрепление устойчивости бюджетной системы страны и обеспечение достаточно высокого уровня первичного профицита (без учета государственного долга) федерального бюджета[4]. Профицит (положительное сальдо бюджета) – превышение доходов государства над его расходами. Впервые профицит появился в федеральном бюджете РФ в 2000 г. в результате резкого повышения мировых цен на нефть. В последующие годы эта тенденция сохранилась. Одним из инструментов бюджетной политики является долгосрочная бюджетная стратегия, обеспечивающая сбалансированность налоговой нагрузки и результативность государственных расходов на основе прогнозирования. Этот метод предполагает интегрировать кратко-, средне- и долгосрочное бюджетное планирование. Параметры налоговой, бюджетной и долговой политики, включаемые в годовые бюджеты, должны базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования, а долгосрочные ориентиры - регулярно уточняться с учетом реальных условий развития экономики. Многие развитые страны используют в своей практике механизм долгосрочного бюджетного планирования исходя из угроз бюджетной устойчивости в условиях неблагоприятных долгосрочных тенденций (в основном демографических). Выраженная тенденция старения населения обусловливает рост бюджетных социальных расходов. Кроме того, долгосрочное планирование дает возможность сформулировать приоритетные задачи, оценить необходимые ресурсы для их реализации и определить возможные источники этих ресурсов, уйти от инерционного подхода, когда ассигнования распределяются на основе индексирования тенденций предыдущих лет. В РФ в настоящее время государственный бюджет разрабатывается и утверждается сроком на 3 года с ежегодной корректировкой. Налоги и налоговая система. Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения (прибыль, имущество, доход и др.), налоговую базу, представляющую собой физическую характеристику объекта налогообложения и налоговую ставку – величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоги – неотъемлемый атрибут государства, их появление связано с формированием первых государственных образований. Упоминания о первых налогах: подушном – в Древнем Вавилоне, поголовном – в Персии и Древнем Китае относятся к началу первого тысячелетия до новой эры. Земельный налог взимался во времена первых династий египетских фараонов. Поначалу это были бессистемные обязательные сборы в виде податей, уплачиваемых в натуральной форме. Затем появились регулярные денежные налоги. Так, во втором веке до новой эры для всех граждан Римской империи был введен единый поголовный налог – трибут. Налоги – эффективный инструмент, с помощью которого государство регулирует социально-экономические процессы. При этом налогообложение должно быть оптимальным и обеспечивать с одной стороны, реализацию основных функций государства, а с другой – не подрывать мотивации как бизнеса, так и отдельных работников к высокопроизводительному труду, не снижать эффективность экономии. Основные принципы рационального налогообложения были сформулированы А.Смитом в форме четырех положений, которые не потеряли своей актуальности и в современных условиях: 1. Подданные государства по возможности соответственно своей способности и силам должны участвовать в содержании правительства, т.е. соответствовать доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. 2. Налог на каждого должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, его сумма должны быть ясны и бесспорны для налогоплательщика. Весьма значительная степень неравномерности представляет значительно меньшее зло, чем весьма малая степень определенности. 3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его. 4. Налоговая система должна быть построена и функционировать так, чтобы не допускать злоупотреблений. В современных государствах налоговая система выполняет не только фискальную функцию сбора налогов для обеспечения базовых функций государства (оплата труда государственного аппарата, финансирование обороны и безопасности), также сформировался ряд функций, оказывающих существенное влияние в целом на социально-экономическое развитие. Основные функции налоговой системы представлены на схеме 6.3.
Схема 4.3. Функции налоговой системы. Регулирующая функция налоговой системы проявляется как воздействие на индивидуальные и совокупные спрос и предложение. На индивидуальный спрос налоги влияют косвенно, воздействуя на величину дохода, одну из главных функций спроса. Доход тем больше, чем меньше налоговые платежи. Индивидуальное предложение прямо зависит от величины налогов. В своих стратегиях производители наряду с ценой ресурсов и ценой производимых товаров и услуг учитывают налоговую составляющую и соотносят потенциальную прибыль с обязательными налоговыми платежами. На макроуровне налоги сказываются на величине совокупного спроса и предложения, что необходимо учитывать в стратегиях государственного регулирования экономики. С помощью налоговой системы государство имеет реальную возможность стимулировать и производство, и потребление. Налоги выступают финансовой основой государственных инвестиций в материальные и социальные факторы экономического роста, т.е. оказывают стимулирующие воздействие не только на экономическое равновесие, на приближение к потенциальному ВВП, но и на факторы экономического роста (труд, капитал). В мировой практике сложилось несколько направлений реализации стимулирующей функции налогов. Среди них: -отсрочка от уплаты налогов, «налоговые каникулы», инвестиционный налоговый кредит. С помощью этих мер стимулируется создание новых производств, новых рабочих мест, позволяя пройти стартовый этап развития бизнеса с меньшими затратами; -налоговые скидки на инвестиционные вложения из собственной прибыли, что стимулирует бизнес финансировать развитие производства из собственных, а не заемных источников; -ускоренная амортизация. Эта мера позволяет более быстрыми темпами накапливать финансовые средства для обновления основных средств. На затраты списываются средства исходя не из нормативов технического использования основных средств исходя из физического износа (срока эксплуатации основных средств), а с определенными коэффициентами с учетом морального износа. Амортизация включается в производственные затраты, тем самым уменьшается налогооблагаемая база и бизнес получает стимулы и средства для более быстрого обновления своей материально-технической базы; -стимулирование инновационной деятельности. В последние годы, развитые страны принимают комплекс точечных мер по стимулированию инновационной деятельности по различным направлениям, к которым относятся налоговые скидки на прирост НИОКР, льготы по социальным выплатам для персонала, занятого в сфере прикладных исследований и разработок и др. Общей тенденцией налогового регулирования является снижение ставок налогообложения и уточнение расчетов налогооблагаемой базы. Тем самым в целом снижается налоговая нагрузка на бизнес и домохозяйства, создаются условия для увеличения спроса и предложения, экономического роста. Налоги выполняют важные социальные функции. Во-первых, они образуют финансовые ресурсы государства в сфере производства общественных благ, в том числе, на финансирование образования и здравоохранения. Налоговые платежи используются для выплат зарплат в бюджетном секторе экономики, помощи малообеспеченным. Во-вторых, прогрессивное налогообложение доходов и имущества граждан, в определенной степени перераспределяет доходы между слоями общества, сглаживает дифференциацию населения по доходам. Кроме того, для групп населения с низким доходом предусматриваются налоговые вычеты, т.е. уменьшение налогооблагаемой базы, что также ведет к увеличению их конечных доходов. Важное место в налоговой системе занимает контрольная функция. Базовыми условиями выполнения налогового контроля являются: -постановка на учет налогоплательщиков; -предоставление в налоговые органы декларации, где указаны сведения, явившиеся основанием для исчисления и уплаты налогов; -налоговая проверка: выездные и камеральные (на основе имеющихся документов в налоговом органе). Совершенствование налогового контроля как части налогового администрирования является одной из серьезных задач по повышению эффективности налоговой системы. Нередко бизнес ставит вопросы не о величине налогов, а о качестве контроля, который в ряде случаев наносит ущерб деловой активности. Налоги делятся: а) по способам взимания – на прямые и косвенные; б) по налоговым ставкам – на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные; в) по уровням бюджетной системы – на центральные и местные (в федеративных государствах – федеральные, субъектов федерации и местные); г) по налогоплательщикам – на налоги, взимаемые с граждан и организаций. Прямые и косвенные налоги различаются по объекту налогообложения, по механизму их расчета и взимания. Прямые налоги – это налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, их плательщиками становятся владельцы собственности и получатели доходов. К прямым налогам относятся налоги на прибыль, имущество предприятий, доходы физических лиц и др. Косвенные налоги – это налоги на обращение и потребление. Плательщиками косвенного налога становятся потребители товаров и услуг, в цену которых прямо включается сумма налога. Косвенными являются налог на добавленную стоимость, акцизы, импортные пошлины и т.д. Соотношение между прямыми и косвенными налогами определяется особенностями налоговой системы страны. В США более 70 % всех налоговых поступлений дают прямые налоги. Прямые налоги преобладают также в ФРГ, Канаде, Японии. Во Франции, напротив, в течение последних десятилетий преобладающими являются косвенные налоги, прежде всего налог на добавленную стоимость, составляющий 50 % от общей суммы косвенных налогов. Налоговые ставки устанавливаются и изменяются государством в законодательном порядке. При пропорциональном налогообложении налоговая ставка остается неизменной, независимо от величины налогооблагаемой базы. В Российской Федерации почти все налоги являются пропорциональными. В частности, вне зависимости от различной величины дохода физических лиц при начислении налога на основные виды доходов действует единая ставка – 13 %. Регрессивный налог – это налог, ставка которого уменьшается по мере роста налогооблагаемой базы. Прогрессивный налог – это налог, при котором налоговая ставка растет по мере увеличения стоимости объекта налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть дохода налогоплательщика изымается в виде налога. Как правило, в большинстве стран по прогрессивной шкале взимаются налоги с личных доходов. При прогрессивном налогообложении предельная норма превышает среднюю, при регрессивном – не достигает средней, а при пропорциональном – равна средней. В теории и на практике существует проблема определения оптимальной налоговой нагрузки. Высокое налоговое бремя сокращает предложение товаров и услуг, снижает платежеспособный спрос. С другой стороны, государству необходимы значительные ресурсы для финансирования общегосударственных расходов. Одним из возможных способов определения оптимальности налоговых ставок является их моделирование с помощью кривой Лаффера, представленной на схеме 6.4. t 75% K 50% M 25% L 0 T Схема 6.4. Кривая Лаффера. t - ставка налогообложения Т – доходы государственного бюджета Кривая показывает, что после точки поворота (М), т.е. с увеличением ставок налогообложения, поступления в бюджет уменьшаются. Кроме того, всегда можно найти две точки (К и L), когда высокие и низкие налоговые ставки дают одинаковый бюджетный доход. На практике определить поворотную точку М не просто. По разным оценкам, она находится в пределах 35-50% общей налоговой нагрузки. Однако данная модель является обоснованием снижения налогов без ущерба для бюджета. В России, начиная с 2000г. реализуется масштабная налоговая реформа, в результате которой в российской налоговой системе произошли значительные изменения: -законодательное закрепление новой налоговой системы, ее кодификация; -снижение налоговых ставок (НДС, налог на прибыль, ЕСН); -отмена прогрессивной шкалы налоговых ставок по подоходному налогу; -реструктуризация перечней налогов по уровням бюджетной системы (исключение некоторых налогов, в том числе, налога с продаж, налога на рекламу, налога на пользователей автомобильных дорог и др.); -развитие стимулирующей роли амортизационных начислений; -введение специальных налоговых режимов. Налоговая система РФ представлена на схеме 6.5.
Некоторые из общефедеральных налогов (налог на прибыль, акцизы) являются «расщепляемыми», т.е. в определенных пропорциях зачисляются и в федеральный, и в региональные бюджеты. Опыт развитых стран в области величины налоговых ставок дает примеры их различия в зависимости от доли социальной нагрузки государства, уровня развития бизнеса, традиций. Сравнительная структура налоговых ставок представлена в таблице 4.6. Таблица 4.6. Налоговые ставки (межстрановое сопоставление).
При сравнении налоговой нагрузки в России и других странах необходимо учитывать, что среди наиболее развитых стран можно выделить две группы: «социально-ориентированные» западноевропейские государства, где типичная налоговая нагрузка составляет 35-45% ВВП (в Швеции и Дании она достигает 50% ВВП) и государства, в меньшей степени возлагающие на себя социальные обязательства по бесплатному социальному и медицинскому обеспечению (такие, как США и Япония), где нагрузка лежит в диапазоне 25-30% ВВП. Средняя по ОЭСР налоговая нагрузка составляет 36% ВВП. Среди стран, относящихся к категории «развивающиеся рынки», также четко выделяются две группы: бывшие социалистические страны Восточной Европы, как правило, имеющие налоговую нагрузку 30-40% ВВП и остальные, для которых типична нагрузка 20-30% ВВП. Таким образом, по уровню налогов в не-нефтегазовом секторе нашу страну можно отнести к категории стран с невысокой нагрузкой (хотя в этой группе есть страны, где нагрузка еще ниже). Межстрановой анализ структуры налоговой нагрузки показывает, что для развитых стран Западной Европы характерен высокий уровень налогов на потребление и социальных платежей (в сумме они составляют от 18% до 28% ВВП), а также подоходного налога (8-10% ВВП). В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы уровень налогов этой группы еще выше (23-28% ВВП), однако подоходный налог не столь велик (3-7% ВВП). Среди государств с относительно легким налоговым бременем США отличаются высоким налогообложением физических лиц (9% ВВП), тогда как другие страны с относительно низкой налоговой нагрузкой (Мексика, Южная Корея, Япония) имеют умеренные налоги как на потребление и социальные нужды (до 15% ВВП), так и на доходы граждан (3-5% ВВП). В России налоги на потребление и социальные отчисления составляют в сумме 12,5% ВВП, а налог на доходы физических лиц – менее 4% ВВП. Это позволяет отнести ее к группе стран с невысокой нагрузкой в части налогообложения потребления и социальных отчислений, хотя общий уровень налоговой нагрузки составляет 35-37% ВВП. Это видимое противоречие объясняется значительной ролью, которую играют в российском бюджете налоги на международную торговлю: прежде всего, экспортные пошлины и ресурсные налоги, тогда как в большинстве других стран они полностью отсутствуют либо занимают незначительный удельный вес. В России на эти налоги приходится почти треть всех налоговых поступлений. Более 10,5% ВВП составляют таможенные пошлины и ресурсные налоги, фактически служащие средством изъятия природной ренты, т.е. доходов от использования природных ресурсов, находящихся в государственной собственности.[5] Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|