Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль платежного баланса в макроэкономическом регулировании.





В системе макроэкономического регулирования важное место занимают валютно-финансовые инструменты, которые обеспе­чивают межгосударственное перемещение товаров, услуг, труда и капитала. Именно расчеты между странами, опосредующие межго­сударственный торговый обмен, выступают основой международ­ных валютно-финансовых отношений. От положения в этой сфере во многом зависит внешнее равновесие экономики.

Состояние торгового и платежного баланса, уровень валютного курса влияют на характер макроэкономической политики государст­ва и определяют ее эффективность. Вместе с тем все большее воз­действие на экономику любой страны оказывает международное движение капитала, прежде всего в виде портфельных инвестиций. Объемы операций на международных финансовых рынках много­кратно превышают объемы международной торговли. В этих усло­виях как отдельные страны, так и мировое сообщество в целом заин­тересованы в стабильности международной валютной системы, под­рыв которой способен взорвать мировую экономику.

При исследовании валютно-финансовых отношений важная роль отводится платежному балансу, в котором прописаны все легальные валютные операции.

Платежный баланс - это статистический отчет, в котором показаны все легальные экономические отношения данной страны с другими странами. Он может отражать международные сделки за месяц, квартал, год. Большинство стран, как правило, публикует платежный баланс за год. Данные платежного баланса показывают, как в течение отчетного периода развивалась внешняя торговля страны, в каких формах осуществлялся экспорт и импорт капитала, а также производились другие международные платежи. Это прямо влияет на состояние национальной экономики, поэтому платежный баланс является важным источником информации для разработки и корректировки макроэкономической политики государства.

Международные операции, отражаемые в платежном балансе, осуществляются между резидентами данной страны и нерезидентами. Резидент - это юридическое или физическое лицо (независимо от гражданства), которое находится на территории данной страны год или более, при этом юридическое лицо ведет бухгалтерскую от­четность и (или) владеет землей и недвижимостью. Зарубежные посольства и консульства, международные организации и их со­трудники, военные базы и военный персонал, а также иностранные студенты резидентами не являются.

Платежный баланс построен на принципах бухгалтерского уче­та (табл. 9.1.), то есть составляется по принципу двойной записи (двойной про­водки). Каждая операция отражается в нем дважды - по кредиту одного счета и дебету другого счета. На кредит записываются все платежи, которые поступают в страну, а на дебет - платежи, кото­рые страна осуществляет за границу. Из принципа двойной записи следует, что сумма всех кредитовых проводок должны совпадать с суммой дебетовых проводок, а общее сальдо торгового баланса должно быть равно нулю, что на практике обычно не достигается. Это происходит потому, что статистические данные, характеризую­щие разные стороны одних и тех же операций, поступают из разных источников. Так, данные о товарном экспорте, как правило, берутся из таможенных отчетов, а данные о поступлениях иностранной ва­люты за экспортированные товаров - из банковской статистики. В виду возникновения расхождений между суммами дебетовых и кредитовых проводок в платежном балансе присутствует специальная статья «Чистые ошибки и пропуски».

Таблица 9.1.

Схема платежного баланса

  Кредит (+) Дебет (-)
I. Счет текущих операций    
1. Товары Экспорт Импорт
2. Услуги Экспорт Импорт
3. Доходы от инвестиций и опла­та труда Поступления от нере­зидентов Выплаты нерезидентам
4. Текущиетрансферты 11олученные Выплаченные
II. Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами    
5. Капитальные трансферты Полученные Выплаченные
6. Прямые инвестиции В страну За границу
7. Портфельные инвестиции Увеличение обяза­тельств по отноше­нию к нерезидентам Увеличение требований к нерезидентам
8. Прочие инвестиции Увеличение обяза­тельств по отноше­нию к нерезидентам Увеличение требований к нерезидентам
III.Чистые ошибки и пропуски    
IV. Изменение валютных резер­вов Снижение Рост

Наибольшее внимание уделяется счету текущих операций. В нем отражаются поступления от экспорта товаров и услуг и расходы резидентов страны на импортируемые товары и услуги, а также доходы от факторных услуг и текущие трансферты. Разница между оттоком ценностей из страны и их притоком из-за рубежа образует торговый баланс, который является важнейшей составной частью платежного баланса. Положительное сальдо счета текущих операций является показателем хорошего состояния экономики страны и конкурентоспособности ее экспортных товаров, хотя в отдельных случаях подобный вывод вряд ли является правомерным. Так, высокие мировые цены на сырье, энергоносители, а также това­ры традиционного экспорта, например, кофе, обеспечивающие при­ток иностранной валюты, не могут служить показателем высокой конкурентоспособности экономики страны в целом, хотя превыше­ние экспорта над импортом может быть весьма существенным. Кроме того, активное сальдо торгового баланса в отдельных случаях свиде­тельствует о кризисном состоянии национальной экономики и в этой связи - ограниченности внутреннего спроса, что заставляет производителей переориентироваться на зарубежные рынки.

Раздел платежного баланса «Счет операций с капиталом и фи­нансовыми инструментами» (его также называют «Счет движения капитала и финансовых операций») исторически связан с кредитова­нием внешней торговли в тех случаях, когда импорт превышает экс­порт. Однако в современных условиях, когда происходит глобализа­ция финансовой сферы и экономики в целом, появились иные фи­нансовые инструменты, что нашло отражение в платежном балансе.

Капитальные трансферты предполагают безвозмездную пере­дачу права собственности на основной капитал или аннулирование долга кредитором. Безвозмездная передача денежных средств рас­сматривается как капитальный трансферт только в том случае, если эти средства предназначены для приобретения основных фондов или капитального строительства. Наиболее значимой статьей транс­фертов сектора государственного управления является аннулирова­ние долга кредитором. Подобное аннулирование может иметь место и в частном секторе. Кроме того, в некоторых странах в статье «Ка­питальные трансферты» учитываются капитальные трансферты ми­грантов, под которыми подразумевается стоимость имущества, ввозимого мигрантами из-за рубежа. К капитальным трансфертам отно­сятся также непроизведенные нефинансовые активы (земля, ее недра, патенты, авторские права, торговые марки). Сделки с ними записываются как капитальные трансферты в случае передачи права собственности на них от резидента к нерезиденту и наоборот.

Прямые инвестиции - форма иностранных инвестиций, ко­торые осуществляются институциональной единицей - резидентом одной страны с целью приобретения устойчивого влияния на дея­тельность предприятия, расположенного в другой стране. К операциям, отражаемым как пря­мые инвестиции, относятся не только исходные операции, связан­ные с вложением иностранного капитала, но и все последующие операции между инвестором и предприятием.

Портфельные инвестиции наряду с участием в капитале вклю­чают долговые финансовые инструменты и их производные (фор­варды, опционы, варранты, свопы и т.д.).

В статью «Прочие инвестиции» включены такие виды опера­ций, как торговые кредиты, ссуды, сделки с наличной валютой и де­позитами (в данном случае речь идет о получении наличной нацио­нальной валюты нерезидентами и наличной иностранной валюты - резидентами, а также открытии ими счетов соответственно в нацио­нальной и иностранной валютах).

Положительное сальдо счета движения капитала определяется как чистый приток капитала в страну. Такой приток может происходить либо при увеличении иностранных активов в стране, либо при сокращении ее зарубежных активов.

Валютные резервы (резервные активы) называют также офици­альными резервами, чтобы подчеркнуть их отличие от обязательных резервов коммерческих банков страны в Центральном банке. Ва­лютные резервы находятся под прямым контролем государственных институтов денежного обращения. Чаще всего они используются для регулирования курса национальной денежной единицы и финан­сирования дефицита платежного баланса и в основном представлены свободно конвертируемый валютой (обычно это доллары США, и в меньшей степени - евро, британский фунт стерлингов, японская йена, и др.). Большая часть валюты превращена в ликвидные ценные бу­маги других стран и иных нерезидентов. Золото составляет незначительную долю валютных активов (как правило, менее 10%). Кроме того, официальные резервы представлены активами в виде специальных прав заимствования (СДР) и резервной позицией в Международном валютном фонде. В платежном балансе показыва­ются не запасы резервных активов, а их изменение за отчетный пе­риод.

Теоретически сумма сальдо счета текущих операций и сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами должна быть равна нулю. На практике это встречается весьма редко, поэто­му, как отмечалось выше, в платежный баланс введен раздел «Чис­тые ошибки и пропуски». Если в результате суммирования получа­ется результат с отрицательным знаком, то в разделе «Ошибки и пропуски» он записывается с положительным знаком, если итоговая величина сальдо положительна, то он переносится в данный раздел с отрицательным знаком.

Данные платежного баланса активно используются для разра­ботки и реализации макроэкономической политики. Если сальдо те­кущих операций положительное, располагаемый доход страны уве­личивается, если отрицательное - уменьшается. Длительный дефи­цит платежного баланса по текущим операциям ведет к замедлению темпов экономического роста. Поэтому любое правительство стре­мится поддерживать равновесие платежного баланса, что является весьма сложной задачей в условиях глобальных процессов, проте­кающих в мировой экономике, прежде всего на мировых валютно-финансовых рынках. Структура платежного баланса РФ в 2007 г. представлена в таблице 9.2.

Таблица 9.2.

Платежный баланс РФ в 2007 году

 

  Консолидированный платежный баланс     в том числе
    со странами дальнего зарубежья со странами СНГ
Счет текущих операций      
Товары и услуги      
Экспорт      
Импорт -282580 -244536 -38044
Доходы от инвестиций и оплата труда -31504 -24708 -6796
К получению      
К выплате -78180 -69799 -8381
Текущие трансферты -3506   -6637
Полученные      
Выплаченные -11929 -3818 -8111
Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами -63741 -58853 -4889
Счет операций с капиталом - ------------------------------------------------ -10224 -10987 , _------------------------.------------------------  
Капитальные трансферты -10224 -10987  
Полученные      
Выплаченные -11617 -11318 -299
Финансовый счет -53518 -47865 -5652
Прямые инвестиции     -3109
За границу -45812 -42337 -3474
В Россию      
Портфельные инвестиции      
Активы -9986 -9879 -107
Обязательства      
Финансовые производные     -
Активы     -
Обязательства -2430 -2430 -
Прочие инвестиции     -2556
Активы -60449 -55704 -4745
Наличная иностранная валюта     -1
Остатки на текущих счетах и депозиты -13922 -14481  
Торговые кредиты и авансы предоставленные -804 -93 -711
Ссуды и займы предоставленные -34475 -30576 -3899
Просроченная задолженность     -78
Задолженность по товарным поставкам на основании межправительственных соглашений -282 -236 -46
Своевременно не полученная экспортная выручка и не поступившие товары и услуги в счет переводов денежных средств по импортным контрактам, переводы по фиктивным операциям с ценными бумагами1) -34704 -34466 -238
Прочие активы -1040 -709 -330
Обязательства      

Источник: по данным Росстата.

Наиболее распространенным методом регулирования платежно­го баланса является регулирование курса национальной валюты. Его снижение способствует повышению конкурентоспособности нацио­нального экспорта на международных рынках и сдерживает импорт, что приводит к сокращению отрицательного сальдо торгового ба­ланса. Подобная мера эффективна в условиях, когда в стране суще­ствуют возможности для развития импортозамещающих произ­водств, а также серьезный экспортный потенциал. В противном слу­чае последствия такого шага могут иметь негативный характер, особенно если национальные производители активно используют импортные станки, оборудование, материалы и комплектующие. Их удорожание, в конечном счете, приведет к увеличению издержек производства и росту цен на конечную продукцию.

На стимулирование экспорта могут быть направлены и другие меры государственного регулирования, например, предоставление налоговых льгот, льготного режима амортизации основного капита­ла, целевых экспортных кредитов, а также оказание консалтинговых и рекламных услуг, государственное страхование экспорта, что спо­собствует снижению издержек производству и росту объемов товарного экспорта, а значит, положительно влияет на платежный баланс страны.

Другое направление государственного регулирования платеж­ного баланса представлено валютным контролем, которое включает обязательную продажу иностранной валюты экспортерами, депони­рование части валюты при импорте, ограничения по ввозу и вывозу иностранной валюты, а также по конвертируемости национальной валюты. Кроме того, государство может осуществлять прямое фи­нансирование неравновесного сальдо платежного баланса, увеличи­вая или сокращая чистую сумму внешних заимствований у зарубеж­ных правительств и международных финансовых организаций.

Валютный курс.

Валютный курс – цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единице другой страны. Определение цены национальной валюты (валютного курса) называ­ется котировкой.

При осуществлении валютных операций у участников валютно­го рынка возникают требования (активы) и обязательства (пассивы) в различных валютах. Соотношение требований и обязательств по конкретной валюте у участника рынка образует его валютную пози­цию. Она считается открытой, если активы и пассивы по данной валюте не совпадают, и закрытой, если совпадают.

Открытые валютные позиции бывают длинными и короткими. Длинная валютная позиция означает превышение требований по ку­пленной иностранной валюте над обязательствами по этой же про­данной валюте и обозначается знаком «плюс». Короткая валютная позиция, наоборот, означает превышение обязательств над требова­ниями и обозначается знаком «минус». Любая из этих позиций сви­детельствует о подверженности риску из-за изменения валютного курса, а значит, о возможности появления прибыли или убытка.

Во избежание негативных последствий проведения рисковых валютных операций Центральный банк устанавливает для коммер­ческих банков лимиты открытой позиции по валюте относительно их собственного капитала. Банки обязаны следить за соблюдением этих лимитов и ежедневно по ним отчитываться. Если банк осуще­ствляет спекулятивные операции на валютном рынке, то его дейст­вия по открытию валютной позиции должны соотноситься с движе­нием валютного курса: если валюта укрепляется, следует поддержи­вать по ней длинную позицию, а если обесценивается - формировать по ней короткую порцию. Например, с учетом совре­менных тенденций на международном валютном рынке с учетом динамики курса доллара США и единой европейской валюты банки должны поддерживать длинную позицию по укрепляющемуся евро и короткую - по американскому доллару.

Валютный курс играет важную роль в современной экономике. Как цена любого актива, он подвержен колебаниям, которые связа­ны с изменением спроса на валюту и ее предложением, складываю­щимися под воздействием многих факторов. Среди них обычно выделяют фундаментальные (экономические) факторы и факторы внеэкономического характера. Первые определяются ос­новными макроэкономическими показателями (динамика ВВП, уро­вень инфляции, состояние платежного баланса и денежного рынка) и формируют долгосрочные тенденции в поведении валютного кур­са. Вторые, как правило, связаны с политическими событиями (сме­на руководства страны, поражение правящей партии на парламент­ских выборах, усиление напряженности в международных отноше­ниях, военные действия в отдельных регионах и т.д.) и вызывают краткосрочные колебания курса отдельных валют. Нередко такие колебания являются следствием неосторожных либо непродуман­ных заявлений отдельных высокопоставленных государственных служащих, особенно руководителей органов управления, ответст­венных за проведение финансовой и кредитно-денежной политики. I Валютный курс является важным объектом государственной макроэкономической политики. С помощью его изменения нередко происходит урегулирование платежного баланса. Валютный курс играет существенную роль при проведении монетарной политики, так как поддержание стабильного курса национальной валюты мо­жет в одних случаях потребовать использования золотовалютных резервов страны, а в других - увеличения кредитной эмиссии, что, в конечном счете, отражается на денежной системе государства.

Изменение курса национальной валюты влияет на объемы экс­порта и импорта. При прочих равных условиях обесценение нацио­нальной валюты (ее девальвация) по отношению к иностранным ва­лютам удешевляет экспорт и удорожает импорт. Конкурентоспособ­ность экспортных товаров на международных рынках повышается, их производители наращивают объемы экспорта, создавая тем са­мым условия для формирования активного платежного баланса. С другой стороны, подорожавшая импортная продукция становится менее доступной для местных потребителей, объемы импорта сни­жаются и создаются условия для развития импортозамещающего производства. Именно такая картина наблюдалась в российской экономике в первые годы после тяжелейшего финансового кризиса августа 1998 г. Удорожание национальной валюты (ее ревальвация) способно привести к обратным результатам, однако «дорогая» ва­люта является показателем стабильности экономики страны и делает ее привлекательной для зарубежных инвесторов.

Таким образом, валютный курс влияет на состояние торгового и платежного баланса. Однако наблюдается и обратное влияние внеш­ней торговли страны на состояние валютного курса. Рост импорта неизбежно ведет к увеличению спроса на иностранную валюту, а значит, ее удорожанию. При сокращении импортных поставок на­блюдается прямо противоположная тенденция. Экспорт страны так­же оказывает большое влияние на состояние валютного курса. Так, увеличение российского экспорта вызывает рост спроса на рубли, так как экспортеры выплачивают заработную плату и оплачивают отечественные сырье, комплектующие, материалы и оборудование именно рублями. А это ведет к повышению курса рубля. Более того, приток нефтедолларов в Россию увеличивает их предложение на внутреннем валютном рынке и ведет к удешевлению американской валюты по отношению к российскому рублю. Именно этим обстоя­тельством можно объяснить увеличение золотовалютных резервов Российской Федерации с 4,8 млрд. долл. в 1998 г. почти 600 млрд. долл. в августе 2008 г., их снижение в первой половине 2009 г. и последующий рост одновременно с повышением цен на товары российского экспорта.

Таким образом, при оценке возможных изменений валютного курса следует учитывать не только состояние экспорта и импорта, но и другие факторы: изменения таможенных тарифов и системы налогообложения, меры государственного регулирования, установ­ление импортных и экспортных квот, текущие задачи макроэконо­мической политики, общую политическую ситуацию в мире и от­дельных регионах, сложившуюся конъюнктуру международных рынков, межгосударственное движение капитала и т.д.

Существует две основных системы регулирования обменного курса национальной валюты - система фиксированных валютных курсов и система плавающих (гибких) валютных курсов.

При системе фиксированного валютного курса Центральный банк страны фиксирует обменный курс и берет на себя обязательст­во поддерживать неизменным его уровень. В случае отклонения за­фиксированного валютного курса от его равновесного значения

Центральный банк осуществляет валютную интервенцию (покупает иностранную валюту в случае увеличения предложения, либо продает валюту из собственных резервов при увеличении спроса на нее) с це­лью поддержать объявленный уровень валютного курса. Система фиксированных обменных курсов действовала в большинстве стран, в том числе промышленно развитых, вплоть до конца 1970-х гг.

При системе свободно плавающих валютных курсов Централь­ный банк не вмешивается в деятельность валютного рынка, а валют­ный курс устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения. Увеличение спроса на иностранную валюту приводит к росту ее курса по отношению к национальной валюте, которая в этом случае дешевеет. В свою очередь, снижение спроса на ино­странную валюту приводит к ее удешевлению и удорожанию нацио­нальной валюты.

За последние годы все чаще применяются различные гибкие (промежуточные) варианты систем регулирования валютного кур­са, среди которых выделяются:

- ограниченно гибкий курс, когда фиксируется паритет по отно­шению к какой-либо валюте, а обменный курс может колебаться во­круг этого паритета в определенных пределах;

- корректируемый обменный курс, когда валютный курс кор­ректируется более или менее автоматически в соответствии с изме­нениями определенных экономических показателей, например, тем­пов инфляции;

-управляемо плавающий обменный курс, когда Центральный банк устанавливает валютный курс и часто его корректирует, исходя из состояния платежного баланса и объема золотовалютных резер­вов страны;

- «валютный коридор», при котором определяются пределы ко­лебаний валютного курса, который государство обязуется поддер­живать. В отличие от ограниченно гибкого курса в рамках данной системы ЦБ не устанавливает центральный курс, а просто определя­ет границы в национальной валюте, в пределах которых может ко­лебаться валютный курс;

- «ползущая» фиксация, которая является своеобразным меха­низмом узкого валютного коридора с фиксированным официальным курсом, уровень которого часто пересматривается.

Выбор страной конкретной системы валютного курса определя­ется совокупностью факторов, в том числе уровнем экономического развития, масштабами экономики и степенью ее диверсификации, состоянием финансовых рынков, денежной системы и платежного баланса, объемом золотовалютных резервов и т.д.

Гибкий валютный курс предпочтителен для больших стран с относительно «закрытой» диверсифицированной экономикой, высо­ким уровнем экономического и финансового развития.

Фиксированный валютный курс в различных вариациях оказы­вается более предпочтительным для небольших государств с откры­той экономикой, которые сильно зависят от внешней торговли с вы­сокой долей отдельных стран во внешнеторговом обороте.

Вместе с тем ни одна из систем регулирования валютного курса не может считаться оптимальной с точки зрения обеспечения макро­экономической стабильности. Во многом это объясняется действием многих факторов, не зависящих от отдельно взятой страны, в част­ности, сложившейся конъюнктурой мирового рынка и состоянием международной валютной системы, в рамках которой происходит движение обменных курсов национальных валют.

Как относительно обособленная и развитая часть международ­ных экономических отношений, международная валютная система сложилась во второй половине XIX в. Исторически ее формирование связано с господством во всем мире денежной системы золотого стандарта, когда денежные еди­ницы отдельных государств (доллары, марки, франки, рубли и т.д.) находили свое выражение в определенном количестве золота, были представлены золотыми монетами, а соотношение между ними опре­делялось пропорционально содержащемуся в них количеству золота.

Более сложная и реальная система золотого стандарта предпо­лагает параллельное использование как золотых монет, так и бу­мажных банкнот, которые Центральный банк в любой момент дол­жен быть готов поменять на золото. Следовательно, все деньги страны должны оцениваться как золото и напрямую выражаться в стоимости золота, хотя не оно выполняет основную функцию сред­ства обращения. Центральный банк должен иметь золотые резервы, чтобы по первому требованию обменять бумажные деньги на золо­то. В этом случае правительство лишено права печатать деньги без дополнительного золотого обеспечения.

В 1867 г. более чем 20 стран подписали в Париже соглашение о системе золотого стандарта в международных расчетах. Золото про­возглашалось всеобщей формой мировых денег. В 1871 г. к Париж­ской системе присоединилась Германия, чуть позже - Голландия, Норвегия, Швеция и страны Латинского валютного союза. Россия пе­решла к золотому стандарту в 1893 гг., Япония - в 1897 г., Индия - в 1898 г, США - в 1900 г. Из больших стран к 1914 г. только Китай придерживался серебряного стандарта.

Международные расчеты сливались с принципами националь­ных денежных систем. Денежное обращение было на 60% представ­лено бумажными деньгами, которые имели неограниченный обмен на золото, и на 40% - золотыми монетами. Курс национальных денежных единиц приравнивался к определенному количеству золота и устанавливался в зависимости от количества золота в обращении. Курс национальной валюты жестко фиксировался. При совершении международных торговых операций обменный курс между валюта­ми стран - участниц сделки определялся соотношением в денежных единицах количества чистого золота. Так, в 1897 г. золотое содержание доллара США составляло 0,04837 унции, а одного английско­го фунта стерлингов - 0,2354 унции. Соответственно, валютный курс составлял 4,866 долл. за 1 ф.ст. Регулирование валютных кур­сов обеспечивалось через верхний и нижний пределы, ограниченные так называемыми «золотыми точками», обусловленными издержка­ми, связанными с переплавкой, чеканкой, транспортировкой золота и страхованием его при перевозке.

Система золотого стандарта просуществовала до первой миро­вой войны. По ее окончанию отдельные европейские страны и США попытались вернуться к золотому стандарту, но этому помешал мировой экономический кризис на рубеже 1920-1930-х гг. И хотя в 1933 г. группа стран, придерживавшихся золотого стандарта (Франция, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, а затем Италия и Польша) образовала так называемый золотой блок для со­хранения сложившейся системы международных расчетов, позднее все они ввели ограничения при обмене национальных валют на зо­лото. В 1936 г. золотой блок окончательно распался. Началась Вто­рая мировая война, по мере приближения окончания которой все чаще стал подниматься вопрос о послевоенном развитии мирового хозяйства, в том числе о создании новой международной валютной системы.

В 1944 г. в городе Бреттон-Вудс (США) 44 государства, в том числе СССР, разработали соглашение о международной системе валютно-финансовых расчетов, получившей название Бреттон-Вудской. Исходя из опыта довоенного развития, было решено отка­заться от свободно плавающих курсов и ввести фиксированные кур­сы. При этом в основу системы был положен золотой стандарт, но в качестве его полноценного заменителя, выступал доллар США как мировая резервная валюта. Курсы других валют устанавливались по отношению к доллару на основе фиксированных паритетов, а доллар должен был сохранять неизменную цену по отношению к золоту (35 долларов за тройскую унцию (31,1 г). Страны могли хранить резер­вы в золоте и долларах, а Федеральная резервная система (ФРС) США была обязана по первому требованию центрального банка лю­бой страны конвертировать доллары в золото. Следовательно, Бреттон-Вудская валютная система представляла собой золотовалют­ный стандарт с долларом в качестве главной резервной валюты.

К концу 1960-х гг. доверие к доллару, на котором базировалась международная валютная система, заметно упало. Попытки реформировать Бреттон-Вудскую систему, предпринимавшиеся в начале 1970-х г.г., потерпели неудачу.

В феврале 1973 г. кризис американского доллара привел к закрытию международного валютного рынка, а энергетический кри­зис 1973-1974 гг. окончательно похоронил эту систему. В 1976 г. сложные многосторонние переговоры в г. Кингстоне (Ямайка) за­вершились подписанием соглашения, которое положило начало формированию так называемой Ямайской валютной системы, кото­рая с небольшими новациями действует и сейчас. Прежде всего, бы­ли внесены изменения в Устав МВФ, определившие новый порядок установления валютных курсов. Каждой стране - члену МВФ пре­доставлено право самостоятельно выбирать любую систему регули­рования валютного курса. Государствам предписывалось проводить политику, направленную на рост экономики при стабильных ценах, и воздерживаться от манипуляции обменными курсами для получе­ния конкурентных преимуществ по отношению к другим странам.

Начался переход от золотовалютного стандарта к мультива­лютному, завершившийся в 1978 г. Были отменены официальная цена золота и золотые паритеты. С этого момента золото более не служит мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов. Ни одна националь­ная денежная единица, включая доллар США, более не обменивает­ся на золото, которое перестало выполнять функцию единственного всеобщего средства платежа, но осталось особым ликвидным акти­вом, который в определенных случаях может быть продан за валю­ту. В качестве средств международных расчетов утвердились на­циональные денежные единицы. Доллар США частично уступил свои позиции другим свободно конвертируемым валютам немецкой марке, японской йене, швейцарскому франку и др., а также между­народным счетным единицам - СДР и ЭКЮ. В настоящее время в международной валютной системе, наряду с долларом США, все большее значение приобретает кол­лективная валюта объединенной Европы - евро.

Европейская валютная система начала складываться в 1960-е годы. Еще в 1964 г. был создан валютный комитет ЕЭС, в который вошли руководители центральных банков, и выработаны со­вместные принципы регулирования платежных балансов и курсов национальных валют.

В последствии был реализован комплекс мероприятий, направленных на сближение западноевропейских стран в валютно-финансовой сфере. Однако решающую роль при переходе ЕС к единой валюте сыграл Маахстрихстский договор, вступивший в силу с 1 ноября 1993 г. Со­гласно договору этот переход должен был осуществляться в три эта­па. На первом этапе (до 31 декабря 1993 г.) было завершено форми­рование единого внутреннего рынка и проведена работа по сближению основных макроэкономических показателей стран - уча­стниц. Так, уровень инфляции не должен был превышать более чем на 1,5% средний уровень инфляции трех стран с самыми низкими темпами увеличения цен: пределы дефицита государственного бюд­жета устанавливались в 3% ВВП, а государственного долга — в 60% ВВП. Процентная ставка не должна была отклоняться более чем на 2% от ставки рефинансирования в трех странах с наиболее низкими темпами инфляцию.

На втором этапе (до 31 декабря 1998 г.) начал функционировать Европейский валютный фонд (с 1994 г.) - организация, рассматри­вавшаяся в качестве предшественника Европейского центрального банка. Были разработаны правила функционирования Европейской системы центральных банков и меры координации экономической политики стран - участниц, унифицированы системы валютно-финансового обращения.

С 1 января 1999 г. начался третий этап формирования Европей­ской валютной системы. С этой даты участники валютного союза стали использовать в безналичных расчетах новую европейскую ва­люту - евро. Центробанки отказались от эмиссии национальных ва­лют и возложили ответственность за формирование совместной эмиссионной политики на Европейский центральный банк. Началась подготовка к переходу к наличному обращению евро. Все потреби­тельские цены стран-участниц были пересчитаны в евро. Проводи­лась широкая разъяснительная работа с населением. С 1 января по 30 июня 2002 г. в 12 странах ЕС национальные денежные знаки бы­ли полностью выведены из обращения и заменены наличными евро в виде банкнот единого образца и монет, отличающихся по странам лишь национальными символами на обратной стороне. Завершился третий этап формирования европейской валютной системы[16].

Изначально общеевропейская валюта была оценена по отношению к доллару США на уровне 1,17 долл. за 1 евро. Затем курс евро понизился до мини­мального значения 0,87 евро за 1 долл. Однако в 2003-2010 гг. си­туация на мировом валютном рынке вновь изменилась. Евро превра­тился в устойчивую денежную единицу, потеснившую американ­скую валюту. Ее курс по отношению к доллару увеличился и колеблется в пределах 1,25-1,5 долл. США за евро. Растет число стран, которые хранят часть своих золотовалютных резервов в общеевропейской валюте.

 


[1] К резидентам относятся все предприятия и домашние хозяйства независимо от национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономических интересов на экономической территории данной страны, проживающие на ней или занимающиеся производственной деятельностью не менее года.

[2] Подробнее см. главу монетарная политика.

[3] Курс экономической теории. Учебник. Под ред. Киселевой Е.А., Чепурина М.Н. – М. 20.., с.573-574.

1 В 2009-2011 г.г. федеральный бюджет РФ характеризуется дефицитом, который финансируется за счет Резервного фонда.

[5] По данным Минфина РФ.

[6] Здесь используется показатель денежной базы в узком определении.

[7] Федеральная резервная система – финансовый институт, выполняющи







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.