|
Аморальность маленького человекаБольшие люди – это, прежде всего, моральные люди, т.е. люди, договорившиеся соблюдать в отношениях между собой определенные нормы. Маленький человек был не против норм, так как любил порядок, не нравилось ему только содержание этих норм. И естественная и религиозная мораль стремились сформулировать одно общее для всех правило, которым следует руководствоваться. Естественная мораль исходила из природного равенства всех людей и требовала уважения и гуманного отношения к каждой личности. Сверхъестественная мораль признавала, что в естественном состоянии возможны ссоры, войны, драки и от имени Бога призывала любить вопреки естественному отвращению тех, кто вас обижает, проклинает, причиняет вред. Маленькому человеку обе эти нормы – естественного гуманизма и сверхъестественной любви к злодеям казались несправедливыми. Подобно тому, как для неравных равное было бы неравным, так и применение одного (пусть даже самого хорошего принципа) по отношению к разным людям было бы, на его взгляд, вопиющей несправедливостью. Ему даже казалось, что Большие люди придумали эти чудовищные нормы, чтобы прикрываться ими и выглядеть солиднее и внушительнее. Тогда миллиардер может притворяться гуманистом, а поп-звезда – нравственной, хотя добивались они богатства, высокого поста и популярности как раз за счет нарушения этих норм. Маленький человек рассуждал по-другому: все люди разные и по природе, и по воспитанию, поэтому они не могут иметь одинаковые права на труд, на свободу, на собственность и даже на жизнь. Фактически так и происходит – кто-то сидит в тюрьме, кто-то жертвует жизнью, кто-то живет в трущобе. Но Большие люди настаивают на принципах гуманизма и всеобщей любви, потому что не они сидят в тюрьме, не они жертвуют жизнью, не они живут в трущобах. Если бы они согласились открыто признать нравственным с одними людьми поступать лучше, с другими хуже, тогда основное внимание уделялось бы рассмотрению конкретных ситуаций и конкретных характеристик отдельных личностей. И тогда могло оказаться, что не все сидят в тюрьме, не те живут в трущобах и т. д. А так, далекие от жизни рассуждения об общих моральных принципах стирают грани между нравственным и безнравственным и остается только надеяться на правовое регулирование. В действующем праве маленький человек, к сожалению, видел не минимум морали, а максимум произвола. Общество, которое, по его мнению, предоставляет одинаковое право избирать и быть избранному подлому сутенеру, обирающему несчастных проституток, и фермеру, торчащему с утра до ночи в поле, насквозь лицемерно и прикрывается гуманизмом как фиговым листком. А призывы любить сутенера даже больше, чем фермера, маленький человек относил к половым извращениям, которые надо лечить так же, как и другие психические заболевания. Великого значения любви, которое придавали ей Большие люди, маленький человек не понимал. Индивидуальная половая любовь, конечно же, прекрасна, но она все же индивидуальна и возводить ее во всеобщий принцип, значило растворять в разврате. «Разве можно, – возмущался маленький человек, – сугубо индивидуальное и относительное чувство превращать в абсолютную норму! Абсолют должен быть выше личных симпатий и антипатий». Индивидуальную половую любовь он считал вынужденным средством для защиты и спасения от абсолютного одиночества таких же маленьких людей, как он. Больших людей такая любовь только портит, делает агрессивными, злыми, готовыми пойти на любое преступление. Она ограничивает свободу Больших людей, мешает их грандиозным планам. Поэтому правильно поступают те из них, которые половой инстинкт удовлетворяют услугами специальных фирм, а семьи строят на договорных условиях по контракту. Тогда и семья крепче, и удовольствия больше, и жизнь спокойнее. Что же касается всеобщей любви, то она, напротив, выгодна Большим людям, так как скрепляет их сообщество, и опасна для маленького человека, разрушая его неповторимость. Любить всех, значит всех считать одинаковыми – не делить на хороших и плохих, нравящихся и ненравящихся. Маленькому человеку всегда что-то нравится, что-то не нравится. Он весь в этих мелких переживаниях. Слово «люблю», как и «нравится», маленький человек признавал только в сравнении и сопоставлении с тем, что «не любится» и «не нравится». Заставить его любить всех – это значит, заставить отказаться и от родного языка и от всего жизненного пространства, в котором он вырос и в котором мог хоть как-то ориентироваться. Короче говоря, маленький человек не вписывался со своими примитивными представлениями в высокую мораль Больших людей. Поэтому что бы он ни подумал и что бы ни захотел сделать, все это тотчас осуждалось официальной моралью. Ему, например, кажется справедливым вытащить этого паразита из «тойоты» и посадить в городской троллейбус, а ему говорят, что каждый имеет право на частную собственность и на занятие любым бизнесом. Он хочет узнать, каким образом чиновник со сравнительно низким окладом через два года стал миллионером, а ему говорят, что зависть – это грех. В фантастических мечтах он рисовал совсем уже недопустимые для Больших людей картины. Из-за фактического неравенства люди, жившие в одном городе или одной стране, просили самых лучших – умных и добрых – следить за соблюдением тех норм, которые эти умные и добрые сами всякий раз устанавливали. Если изменялась ситуация – голод, эпидемии, военное вторжение и т.д., соответственно менялись и моральные нормы. При таком порядке смешно было бы говорить о равных правах или всеобщей любви. Менее способные полностью полагались на нравственную элиту и от этого только выигрывали. Когда маленький человек попробовал поделиться своими мечтами с кем-то из Больших людей, те рассмеялись и сказали, что подобную реакционнейшую утопию выдвигал еще Платон, и что в России попытка разделить людей на знающих, как жить, и незнающих привела к репрессиям и концлагерям. Маленький человек много слышал об ужасах лагерей, но объяснял это тем, что не «тех» сажали, не «те», не за «то» и не «туда». А если бы те, тех, за то и в приличные исправительные заведения, то ничего страшного не было бы. Конечно, никому об этом маленький человек не говорил, а про себя иногда думал, что теперь, насытившись свободой, и всю Россию неплохо было бы на некоторое время превратить в такой лагерь с посильным честным трудом и тихим, никому не мешающим отдыхом для каждого. Маленький человек всегда живет в страхе. Среди Больших людей много таких, которые вообще ничего не боятся. В них с детства воспитывается смелость и решительность. Маленький человек даже если нет никакой опасности, начинает ее придумывать. Он твердо усвоил, что все может случиться, и потому постоянно находится в каком-то тревожном ожидании. Пословица «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» как будто создана для маленького человека. Большие люди тоже могут иногда стать нищими или попасть в тюрьму. Но они в это не верят, потому что в их руках и закон, и деньги. А у маленького человека все умонастроение выражено в этой пословице. Маленькая собственность гораздо меньше защищена, чем большая, а лучше сказать, вообще не защищена. Разве что от мелких жуликов, а крупные всегда найдут способ, как отнять квартиру, сбережения. И в тюрьме оказаться может маленький человек в любой момент. Во-первых, среди заключенных 15 % осуждены по ошибке, это все маленькие люди. Во-вторых, маленький человек постоянно чувствует себя виновным (совсем не нарушая закона, он не смог бы выжить), поэтому морально уже готов к сдаче властям. Этим тоже пользуются соответствующие органы. Если же случится самое страшное и маленький человек действительно попадет в тюрьму, его малость достигает абсолютного минимума, и он фактически начнет исчезать, потому что стирать с лица земли его будут с двух сторон. С одной стороны, администрация и охрана учреждения, продолжающаяся по отношению к нему ту же политику давления, что и на воле, а с другой, не менее энергично, но еще более жестоко внутренние, установленные самыми свирепыми преступниками условия проживания. Такая двусторонняя обработка быстро приводит не только к моральному, но и физическому уничтожению личности. Нет, наши тюрьмы не для маленького человека! Власть (учреждения, города, страны), которая не может и не хочет навести порядок в местах заключения, по его мнению, сама должна быть арестована. Кто не в состоянии управлять лишенными свободы, что сможет сделать с находящимися на воле! Только спрятаться за надежную охрану. Несправедливость в обращении с заключенными выглядит еще чудовищнее, поэтому маленький человек инстинктивно жалеет всех арестованных. Со смелостью и решительностью связан оптимизм Больших людей. Привыкнув к тому, что им все удается, они с радостью и надеждой смотрят в будущее. Кроме того, им хорошо, так как есть доминирующая идея, на фоне которой все остальные мысли и чувства кажутся второстепенными. Пусть это будет всего лишь стремление обогатиться или добиться власти, все равно это как-то организует, дисциплинирует. Поэтому они все целеустремленные, активные, знающие к чему стремиться, зачем жить. У маленького человека такой центральной идеи нет. Большую роль играет также то обстоятельство, что Больших людей много, поэтому всегда есть, кто поможет в трудной ситуации. Неприятности с налогами – обязательно найдется кто-то в налоговой инспекции, заболел сам или сынишка – на ноги поднимется пол отделения больницы, надо кому-то поступить в вуз – уже у ректора он числится в списке. Маленький человек не имеет таких связей. Он только вздыхает беспомощно: «Ах, если бы был знакомый врач, милиционер». Но у него нет родственников врачей и милиционеров, а если и попадется случайно один из Больших людей, так тот не хочет общаться с маленьким человеком. Поддерживать оптимизм некому, а зародиться он тоже не может, потому что об улучшении жизни маленький человек и не мечтает. Его основное желание – лишь бы хуже не было. При этом он прекрасно знает, что дальше будет хуже. Будет старость, будут болезни, смерть, будет некому искупать и ногти подстричь. Большие люди научились отвлекаться от плохого, а иногда просто не чувствуют его, а у маленького человека другая задача – научиться жить плохим. И хорошим и плохим, и радостью и болью. Об оптимизме поэтому тут и речи нет. А что такое пессимизм, он вообще не знает.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|