Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Аморальность маленького человека





Большие люди – это, прежде всего, моральные люди, т.е. люди, договорившиеся соблюдать в отношениях между собой определенные нормы. Ма­ленький человек был не против норм, так как лю­бил порядок, не нравилось ему только содержание этих норм.

И естественная и религиозная мораль стреми­лись сформулировать одно общее для всех правило, которым следует руководствоваться. Естественная мораль исходила из природного равенства всех лю­дей и требовала уважения и гуманного отношения к каждой личности. Сверхъестественная мораль признавала, что в естественном состоянии возмож­ны ссоры, войны, драки и от имени Бога призывала любить вопреки естественному отвращению тех, кто вас обижает, проклинает, причиняет вред.

Маленькому человеку обе эти нормы – естест­венного гуманизма и сверхъестественной любви к злодеям казались несправедливыми. Подобно тому, как для неравных равное было бы неравным, так и применение одного (пусть даже самого хорошего принципа) по отношению к разным людям было бы, на его взгляд, вопиющей несправедливостью. Ему даже казалось, что Большие люди придумали эти чудовищные нормы, чтобы прикрываться ими и выглядеть солиднее и внушительнее. Тогда миллиардер может притворяться гуманистом, а поп-звезда – нравственной, хотя добивались они богатства, высокого поста и попу­лярности как раз за счет нарушения этих норм.

Маленький человек рассуждал по-другому: все люди разные и по природе, и по воспитанию, по­этому они не могут иметь одинаковые права на труд, на свободу, на собственность и даже на жизнь. Фактически так и происходит – кто-то сидит в тюрьме, кто-то жертвует жизнью, кто-то живет в трущобе. Но Большие люди настаивают на прин­ципах гуманизма и всеобщей любви, потому что не они сидят в тюрьме, не они жертвуют жизнью, не они живут в трущобах. Если бы они согласились открыто признать нравственным с одними людьми поступать лучше, с другими хуже, тогда основное внимание уделялось бы рассмотрению конкретных ситуаций и конкретных характеристик отдельных личностей. И тогда могло оказаться, что не все си­дят в тюрьме, не те живут в трущобах и т. д. А так, далекие от жизни рассуждения об общих моральных принципах стирают грани между нравствен­ным и безнравственным и остается только надеять­ся на правовое регулирование.

В действующем праве маленький человек, к сожалению, видел не минимум морали, а макси­мум произвола. Общество, которое, по его мнению, предоставляет одинаковое право избирать и быть избранному подлому сутенеру, обирающему несчастных проституток, и фермеру, торчащему с утра до ночи в поле, насквозь лицемерно и при­крывается гуманизмом как фиговым листком. А призывы любить сутенера даже больше, чем фер­мера, маленький человек относил к половым из­вращениям, которые надо лечить так же, как и дру­гие психические заболевания.

Великого значения любви, которое придавали ей Большие люди, маленький человек не понимал. Индивидуальная половая любовь, конечно же, пре­красна, но она все же индивидуальна и возводить ее во всеобщий принцип, значило растворять в раз­врате. «Разве можно, – возмущался маленький че­ловек, – сугубо индивидуальное и относительное чувство превращать в абсолютную норму! Абсолют должен быть выше личных симпатий и антипатий».

Индивидуальную половую любовь он считал вынужденным средством для защиты и спасения от абсолютного одиночества таких же маленьких людей, как он. Больших людей такая любовь только портит, делает агрессивными, злыми, готовыми пойти на любое преступление. Она ограничивает свободу Больших людей, мешает их грандиозным планам. Поэтому правильно поступают те из них, которые половой инстинкт удовлетворяют услуга­ми специальных фирм, а семьи строят на договор­ных условиях по контракту. Тогда и семья крепче, и удовольствия больше, и жизнь спокойнее.

Что же касается всеобщей любви, то она, напротив, выгодна Большим людям, так как скрепля­ет их сообщество, и опасна для маленького человека, разрушая его неповторимость. Любить всех, значит всех считать одинаковыми – не делить на хороших и плохих, нравящихся и ненравящихся. Маленькому человеку всегда что-то нравится, что-то не нравится. Он весь в этих мелких переживаниях. Слово «люблю», как и «нравится», маленький чело­век признавал только в сравнении и сопоставлении с тем, что «не любится» и «не нравится». Заставить его любить всех – это значит, заставить отказаться и от родного языка и от всего жизненного простран­ства, в котором он вырос и в котором мог хоть как-то ориентироваться.

Короче говоря, маленький человек не вписы­вался со своими примитивными представлениями в высокую мораль Больших людей. Поэтому что бы он ни подумал и что бы ни захотел сделать, все это тотчас осуждалось официальной моралью. Ему, например, кажется справедливым вытащить этого паразита из «тойоты» и посадить в городской троллейбус, а ему говорят, что каждый имеет право на частную собственность и на занятие любым бизнесом. Он хочет узнать, каким образом чиновник со сравнительно низким окладом через два года стал миллионером, а ему говорят, что зависть – это грех.

В фантастических мечтах он рисовал совсем уже недопустимые для Больших людей картины. Из-за фактического неравенства люди, жившие в одном городе или одной стране, просили самых лучших – умных и добрых – следить за соблюдени­ем тех норм, которые эти умные и добрые сами всякий раз устанавливали. Если изменялась ситуация – голод, эпидемии, военное вторжение и т.д., соответственно менялись и моральные нормы. При таком порядке смешно было бы говорить о равных правах или всеобщей любви. Менее способные полностью полагались на нравственную элиту и от этого только выигрывали.

Когда маленький человек попробовал поделиться своими мечтами с кем-то из Больших лю­дей, те рассмеялись и сказали, что подобную реакционнейшую утопию выдвигал еще Платон, и что в России попытка разделить людей на знающих, как жить, и незнающих привела к репрессиям и конц­лагерям. Маленький человек много слышал об ужасах лагерей, но объяснял это тем, что не «тех» сажали, не «те», не за «то» и не «туда». А если бы те, тех, за то и в приличные исправительные заведения, то ничего страшного не было бы.

Конечно, никому об этом маленький человек не говорил, а про себя иногда думал, что теперь, на­сытившись свободой, и всю Россию неплохо было бы на некоторое время превратить в такой лагерь с посильным честным трудом и тихим, никому не мешающим отдыхом для каждого.

Маленький человек всегда живет в страхе. Сре­ди Больших людей много таких, которые вообще ничего не боятся. В них с детства воспитывается смелость и решительность. Маленький человек да­же если нет никакой опасности, начинает ее при­думывать. Он твердо усвоил, что все может случить­ся, и потому постоянно находится в каком-то тре­вожном ожидании. Пословица «От сумы да от тюрьмы не зарекайся» как будто создана для ма­ленького человека. Большие люди тоже могут ино­гда стать нищими или попасть в тюрьму. Но они в это не верят, потому что в их руках и закон, и день­ги.

А у маленького человека все умонастроение выражено в этой пословице. Маленькая собствен­ность гораздо меньше защищена, чем большая, а лучше сказать, вообще не защищена. Разве что от мелких жуликов, а крупные всегда найдут способ, как отнять квартиру, сбережения. И в тюрьме ока­заться может маленький человек в любой момент. Во-первых, среди заключенных 15 % осуждены по ошибке, это все маленькие люди. Во-вторых, ма­ленький человек постоянно чувствует себя винов­ным (совсем не нарушая закона, он не смог бы вы­жить), поэтому морально уже готов к сдаче вла­стям. Этим тоже пользуются соответствующие ор­ганы.

Если же случится самое страшное и маленький человек действительно попадет в тюрьму, его ма­лость достигает абсолютного минимума, и он фак­тически начнет исчезать, потому что стирать с лица земли его будут с двух сторон. С одной стороны, администрация и охрана учреждения, продол­жающаяся по отношению к нему ту же политику давления, что и на воле, а с другой, не менее энер­гично, но еще более жестоко внутренние, установ­ленные самыми свирепыми преступниками усло­вия проживания.

Такая двусторонняя обработка быстро приво­дит не только к моральному, но и физическому уничтожению личности. Нет, наши тюрьмы не для маленького человека! Власть (учреждения, города, страны), которая не может и не хочет навести поря­док в местах заключения, по его мнению, сама должна быть арестована. Кто не в состоянии управ­лять лишенными свободы, что сможет сделать с на­ходящимися на воле! Только спрятаться за надеж­ную охрану. Несправедливость в обращении с за­ключенными выглядит еще чудовищнее, поэтому маленький человек инстинктивно жалеет всех аре­стованных.

Со смелостью и решительностью связан опти­мизм Больших людей. Привыкнув к тому, что им все удается, они с радостью и надеждой смотрят в будущее. Кроме того, им хорошо, так как есть до­минирующая идея, на фоне которой все остальные мысли и чувства кажутся второстепенными. Пусть это будет всего лишь стремление обогатиться или добиться власти, все равно это как-то организует, дисциплинирует. Поэтому они все целеустремлен­ные, активные, знающие к чему стремиться, зачем жить. У маленького человека такой центральной идеи нет.

Большую роль играет также то обстоятельство, что Больших людей много, поэтому всегда есть, кто поможет в трудной ситуации. Неприятности с на­логами – обязательно найдется кто-то в налоговой инспекции, заболел сам или сынишка – на ноги поднимется пол отделения больницы, надо кому-то поступить в вуз – уже у ректора он числится в спи­ске. Маленький человек не имеет таких связей. Он только вздыхает беспомощно: «Ах, если бы был знакомый врач, милиционер». Но у него нет родст­венников врачей и милиционеров, а если и попа­дется случайно один из Больших людей, так тот не хочет общаться с маленьким человеком.

Поддерживать оптимизм некому, а зародиться он тоже не может, потому что об улучшении жизни маленький человек и не мечтает. Его основное же­лание – лишь бы хуже не было. При этом он пре­красно знает, что дальше будет хуже. Будет ста­рость, будут болезни, смерть, будет некому иску­пать и ногти подстричь. Большие люди научились отвлекаться от плохого, а иногда просто не чувст­вуют его, а у маленького человека другая задача – научиться жить плохим. И хорошим и плохим, и радостью и болью. Об оптимизме поэтому тут и речи нет. А что такое пессимизм, он вообще не зна­ет.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.