|
Некоммуникабельность маленького человекаМаленький человек постоянно чувствует свое одиночество. И виной тому он сам, потому что не умеет по-человечески общаться. Большие люди не бывают одинокими. Даже один Большой человек является сконцентрированной социальностью и чувствует моральную и физическую поддержку миллионов единомышленников. Если бы удалось собрать толпу маленьких людей (что, кстати, невозможно из-за их редкости и малочисленности), они бы все равно жаловались на свое одиночество и представляли собой миллион одиноких. Привыкнув к одиночеству, маленький человек с осторожностью общается с Большими людьми. Не потому что не любит их. Просто он боится нарушить их налаженное общение своими нелепыми вопросами и замечаниями. Все дело в разности интересов. Разговоры Больших людей наполнены заботами о роскоши и достатке, о внутриколлективных и государственных перемещениях власти, о популярности того или иного артиста или спортсмена. Маленькому человеку не до спорта и политики. Он живет мелочами. Радуется мелочам, от мелочей страдает. Большие люди не замечают мелочей. От мелких неприятностей они ограждены прислугой, охраной, деньгами, а мелкие радости неприметны на фоне крупных дел и значительных успехов в бизнесе, науке, политике. Только маленький человек весь пыл своих «страстей» растрачивает на мелочи. Ложится, например, спать и радуется, что ничего не болит, что соседи сегодня не беспокоят. Не знает даже, кого благодарить за такое счастье. Или купит недорогую обувь, а она носится долго и ногам удобно. Многие радости маленького человека связаны не с событиями, а с отсутствием событий: дошел поздно вечером до дома, никто не обидел – уже хорошо, прошел год, ничего страшного не случилось – тогда и праздник. Все Новый год встречают, а он Старому радуется, а нового побаивается. Все нового счастья друг другу желают, а он думает, как бы старого не потерять. Даже болезни у маленького человека мелкие. Большие люди как заболеют, то либо инсульт, либо инфаркт, либо онкология. А маленький человек всю жизнь мучился то от кожных, то от инфекционных, то еще от каких-то непонятных воспалений вроде бы и несерьезных, но, как правило, неизлечимых. Его и не лечат основательно – знают, что и так проживет. Для Больших людей существует Большая медицина. Лучшие клиники мира объединяют усилия, чтобы им помочь. Для маленького человека зато постоянно рекламируют какие-то сомнительные препараты по радио. Но он и их не берет, так как рекламы очень уж примитивные. Конечно, и ему иногда хочется попасть в какой-нибудь диагностический или лечебный центр, где могли бы его всего обследовать и если надо подлечить. Но он знает, что даже если такие центры и есть, он туда никогда не попадет. «Как-нибудь дотяну» – думает он. Болезней у него действительно много. Все они от собственной беспечности и невежества. Никто его вовремя не предостерегал от возможных опасностей. Как жил, так и жил, и в результате, в 50 лет ему кажется, что любой орган у него чем-то болен, так что лечиться бесполезно. Живет маленький человек дольше, зато у него всегда что-то болит. Большие люди живут меньше, а лечатся больше, даже когда у них ничего не болит. Поэтому общего разговора о болезнях тоже не получается. Разное отношение к жизни, разные интересы часто порождают несовместимость маленького человека с Большими людьми и даже антагонизм. Мешает общению крайняя нетерпимость его к вполне нормальному и естественному поведению Больших людей. Например, садится он после работы в маршрутку, чтобы ехать домой. А там все дрожит от громкой популярной музыки. Заботливый водитель развлекает себя и пассажиров. Маленький человек терпит несколько остановок, потом робко просит: «Нельзя ли сделать потише?». Оскорбленный водитель кричит: «Не нравится, иди пешком!» Оплеванный маленький человек вылезает и ищет другую маршрутку. Здесь явно, кроме него никто не виноват. Была возможность пообщаться с людьми, вместе послушать музыку. Любой нормальный человек скажет, что с музыкой лучше ехать, чем без музыки. Власти города тоже так считают, а то бы уж давно запретили. Еще большая нетерпимость у него к злоупотреблению нецензурными выражениями. Уже и телеканал «Культура» рекомендует не обеднять русский язык, не терять его выразительность отказом от самых ярких слов и словосочетаний. И Большие писатели давно пользуются языком как положено. Большие артисты вообще начали раньше всех. А маленький человек все не может нормально общаться, как его учат – «духу не хватает». Худенькие и слабенькие девушки у киоска запросто выдерживают и поддерживают лихо закрученный их друзьями разговор, а он проходит мимо и чуть не плачет от обиды. Мог бы тоже присоединиться и пообщаться. Одно слово – некоммуникабельный. Кроме разности интересов и нетерпимости затрудняет общение почти патологическая застенчивость маленького человека. В юности он постоянно краснел, потому что чувствовал свою ущербность на фоне сытого, обеспеченного, физически и духовно более сильного большинства. Смущали его также дефекты внешности, которые, как ему казалось, были несовместимы с общепринятыми стандартами. Он всегда был какой-то «неполноценный» – худой или толстый, маленький или длинный. Будучи среднего роста, мучился, что недостаточно высок. Даже некоторые преимущества во внешности он переживал как недостатки. Большие люди наоборот, гордятся своей внешностью, любуются ею, с удовольствием обнажаются перед публикой и перед зеркалом. Они знают, что все у них прекрасно, независимо от роста, веса, формы головы. Маленький человек умер бы от стыда, показавшись на пляже с такой фигурой, а Большие люди ничего, ходят, соблазняют очередных любовниц. Такая ущербность особенно мучительна в половой сфере. Именно здесь Большие люди любят демонстрировать свое превосходство. У маленького человека половой инстинкт нуждается во множестве духовных подпорок, у Больших людей он настолько силен, что может жить самостоятельной жизнью. Это открывает огромные возможности для секса без любви, а, следовательно, и для более раскрепощенного, в том числе и группового общения. Большие люди эротичны в буквальном смысле, наверное, поэтому они хорошо и планомерно размножаются. У маленького человека дети рождаются случайно, как бы не у него и не от него. Как будто с неба свалились. Из-за невзрачной внешности в новой компании маленького человека трудно сразу заметить. Он будет тихо сидеть у костра или за столом, и никто на него даже не глянет. И только когда он произнесет несколько фраз, робко приняв участие в начавшемся разговоре, только тогда кое-кто из присутствующих может обратить на него внимание. Большие люди сразу бросаются в глаза. Они притягивают взоры, даже если молчат. А уж когда заговорят, все почтительно вслушиваются в каждое слово. Конечно, если бы маленьким человеком вовремя занялись хорошие психологи или если бы он смотрел регулярно телепрограммы типа «Дом 2» и «Без комплексов». Он, может быть, и избавился от многих трудностей в общении. Но он не может смотреть эти программы по чисто естественным причинам – его тошнит. Да и не жаждущим освободиться они помогают, а уже давно освободившимся, и не страдания уменьшают, а наслаждение от нарушения моральных норм увеличивают. На этих телевакханалиях пируют сильные мира сего, сытые, но еще не пресытившиеся окончательно, наглые, но еще не сделавшие наглость общепризнанной нормой. Так что не для маленького человека, застенчивого и туповатого, эти программы, а против него, как единственного урода, не умеющего наслаждаться жизнью. Со временем, кстати, маленький человек и сам убеждался в том, что стыд его во многом был напрасен, что у него не такой уж страшный нос и не такие тонкие ноги. Более того, некоторыми характеристиками его внешности можно было даже гордиться. Но это он начинает понимать, когда на него уже никто не смотрит и внешность не играет никакой роли. Тем не менее, и в маленького человека мог иногда влюбиться кто-то из Больших людей. Но это по ошибке. Влюблялись в то, чего у него никогда не было. Нравилось, что он молчит – думали, что умный. Нравилось, что не такой, как все – думали, оригинальный, необыкновенный. А когда убеждались, что и не умен, и не оригинален, то с огорчением отворачивались. Он тоже хотел бы любить, но его влюбленность проходила еще раньше, чем разлюбливали его. И тогда маленький человек мужского пола решил, что где-то обязательно должна быть девушка, мечтающая именно о нем, ожидающая его. Может быть, она жила где-то рядом, а может в другой стране, может быть, она уже умерла, а может, еще не родилась, но она обязательно должна где-то и когда-то быть. Просто им не удалось встретиться. А маленький «человек-женщина» в какой-то момент убеждалась, что Большие люди, с которыми она связала свою жизнь, совершенно чужие, и она оставалась совсем одна в их шумном окружении. Больших людей сближает искусство. Маленький человек не знал его, как знают Большие люди, но по-своему любил. Не умея отличить Моцарта от Шопена, даже не зная имен многих композиторов, он настораживался, услышав хорошую мелодию, пытался слиться с таинственными звуками и недоумевал: «Как мог человек такое сочинить!» Мировую литературу маленький человек не знал, потому что не хотел изучать ее в школе. Школа была рассчитана на передачу определенного объема знаний. Обладая этими знаниями, можно было написать любое сочинение по программе, даже не читая самих произведений. Вот это-то и не нравилось маленькому человеку. Он думал, что литература существует где-то за пределами программы, что ее нужно уметь чувствовать, а не заучивать. С такими мыслями он так и остался невежественным. Маленький человек поражался эрудиции Больших людей. Особенно удивлял его Самый Большой человек, отвечающий за всю культуру в России. Он с трепетом ждал от его выступлений по радио и телевидению ответа на вопрос: можно ли создавать гениальные произведения за деньги? Оказалось, что так только и можно, и свою заслугу в области культуры министр как раз видел в том, что дал возможность артистам, художникам, писателям зарабатывать большие деньги. А маленький человек, глупый, думал, что скорее нужда, чем роскошь, способствует развитию таланта. Чтобы, несмотря на достаток и вынужденную роскошь оставаться честным писателем, музыкантом, это еще он мог допустить, но чтобы ради высокого гонорара создавать шедевры – фантастика. Тогда действительно можно лепить «звезды» как пряники на кондитерской фабрике. Теперь, наконец, его убедили, что не сходящие с экрана «звезды» шоу-бизнеса, получающие за один концерт по 40-50 месячных зарплат учителя, это очень Большое искусство, а всякие там гендели, шуберты, бегавшие от кредиторов, не могущие купить пианино и расплатиться с сапожником, это всего лишь самодеятельность. Больших людей объединяет религия. Они общаются с Богом и друг другом в храме. Кажется, и маленькому человеку самое место в церкви – там все чувствуют свою малость и зависимость от Бога. Однако все не так просто. Перед Богом они и в самом деле немощны и ущербны, но перед другими людьми, проходящими мимо церкви, они порой величественны, как сам Бог. Это тоже очень Большие люди. По внутренней уверенности в правоте, пожалуй, даже больше, чем богачи и правители. Церковь для таких людей большая приманка, слабые сразу становятся сильными, униженные возвышаются, нищие богатеют, грешные прощаются. Люди, которые верят, чтобы стать Большими, чтобы победить все зло и даже смерть и при этом не сомневаются в своей победе – очень Большие люди. Император умрет, а они воскреснут как Христос. Великие религии для Великих людей. Поэтому маленький человек с опаской посматривает на церковь. А уж когда видит там действительно Больших людей (не по убеждению только, а по социальному и имущественному положению), то и вовсе стесняется заходить, или прячется в самом темном уголке, боясь, что и оттуда его вытеснят Большие люди. Чем меньше религиозная община, тем радикальнее она в своих выводах и тем быстрее намерена разрешить все проблемы. Группа фанатов, объединившихся вокруг гуру, уверена, что может все – и лечить любые болезни, и передавать мысли на расстоянии, и общаться с межпланетным разумом. Поэтому самые Большие люди не в традиционных религиях (там многовековая культура трансформирует и облагораживает религию), а в создаваемых аферистами сектах. Лжепророки легко раздают заведомо несбыточные обещания, а получают власть и бесплатную рабочую силу. И все-таки, несмотря на трудности в общении, у маленького человека появлялись иногда близкие знакомые из среды Больших людей. Когда ему по работе или на отдыхе приходилось некоторое время жить вместе с кем-то из них, он привыкал к ним, старался понять их проблемы. Но долгое время эти отношения продолжаться не могли. Большие люди находили себе более подходящих друзей и вежливо уклонялись от разговоров и встреч. А маленький человек всякий раз недоумевал. Ему казалось, что он должен был сказать этим людям что-то очень важное, что кроме него сказать никто не мог. И он, бедный, думал: «Как же они будут без меня! Кто же скажет им, что надо жить как-то по-другому!» Но, во-первых, он сам не знал, как это «по-другому», а во-вторых, они прекрасно жили без него и тоже удивлялись, как могли так долго терпеть этого чудака.
Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|