|
Еще об одной победе на пути к капитализмуСтр 1 из 5Следующая ⇒ МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК И БОЛЬШИЕ ЛЮДИ МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК И БОЛЬШИЕ ЛЮДИ Еще об одной победе на пути к капитализму Благодаря бурному развитию торговли и колоссальному росту потребления, Великая и независимая Россия, достраивая капитализм, может, наконец, избавиться от «маленького человека», которого с такой жалостью и состраданием изображала русская литература. Этому историческому событию и посвящена данная работа.
В любом обществе во все времена главными действующими лицами, от которых зависело решение важнейших проблем в области экономики, политики, культуры, были Большие люди. Они определяли направление общественного развития, формировали властные и межведомственные структуры, устанавливали нормы поведения, обеспечивали необходимые материальные условия существования общества, способствовали созданию и накоплению культурных ценностей. Больших людей всегда много. Даже если формально власть в стране принадлежит одному правителю, реально осуществляться она может только в тесном взаимодействии миллионов как уже ставших Большими людьми, так и постоянно жаждущих войти в их число. Непосредственно Большими являются те, которые уже добились власти, богатства, славы. Последнее время эти три признака все теснее переплетаются. Знаменитый спортсмен становится сказочно богатым, богатейший житель города избирается мэром. Политики, позволившие разграбить страну, прославляются на весь мир. Примеры здесь могут быть самыми неожиданными, но все они подчеркивают генетически родственные связи Больших людей. Может быть, они даже происходят от какого-то одного библейского героя. Было бы несправедливо вычеркивать из числа Больших людей тех, кто только борется за власть, стремится стать богатым или прославиться в какой-либо области. Наоборот, от них иногда зависит даже больше, чем от непосредственно Больших. Последние подпитываются и пополняются ими, при их поддержке осуществляют реформы, наконец, психологические портреты у них одинаковые. Если объединить непосредственно Больших людей с постоянно стремящимися стать таковыми, то получится подавляющее большинство населения России. Ошибка многих историков как раз та, что они слышат только громкие голоса, забывая об армии подслушивающих, нашептывающих, которые тоже существенно влияют на ход истории. Таким образом, почти все сознательное население страны объединяется родственными по духу стремлениями и ценностями и является как творцом, так и исполнителем всех социальных программ и начинаний. Они устанавливают и поддерживают порядок в обществе и по праву могут быть названы Большими людьми. Большие люди не просто очень богаты, это такие собственники, которые убедились, что в деньгах ключ к решению всех жизненных проблем, потому они и стремятся всю жизнь к накоплению и сохранению богатства. Точно так же это не просто попавшие во власть, но убежденные, что только руководящая должность откроет им путь к счастью. Наконец, и знаменитости не все еще большие люди, надо чтобы все лучшее в своей жизни они ставили в зависимость от популярности и славы. Большие люди могут очень долго, а иногда и всю жизнь прожить без богатства, власти и славы, лишь бы они все время мечтали об этом и стремились к этому как абсолютному благу, обуславливающему все остальные ценности. Какое место ни занял бы человек в структуре общества, он всегда будет принадлежать к Большим людям, если его духовные запросы определяются величиной богатства, высотой должности, степенью популярности или мерой стремления к этим общепризнанным благам. Но в том же самом обществе умудряется незаметно существовать маленький человек. Он всегда один. Даже если их двое или трое, они все равно одни. Маленький человек не вписывается в систему ценностей и ориентиров Больших людей, поэтому существует как бы между строк. Вроде бы и есть он, вроде бы и нет. Маленький человек не обязательно бедный, сейчас он как раз и не бедный вовсе, но он настолько не практичен, что не понимает всей прелести богатства и готов в любой момент отказаться от него по совершенно непонятным для нормального человека причинам. Может он иногда быть и начальником, но опять же настолько равнодушным к власти, что даже не способен воспользоваться ее преимуществами и уходит с поста без всякого сожаления. Если же маленький человек вдруг станет знаменитым композитором, музыкантом, поэтом и т.д., то вместо удовольствия начинает тяготиться славой, стыдиться ею и искренно желает избавиться от нее, чтобы продолжать творить. Но кем бы случайно ни оказался маленький человек, по духу он всегда остается таким же – не умеющим и не желающим жить ради богатства, власти и славы. Конечно, писать о значительных событиях и о Больших людях почтительнее и приятнее. Например, как президент когда-то великой страны едет на край света и добивается проведения у себя дома очередных олимпийских игр, а патриарх когда-то православной державы официально поздравляет господина президента с победой. Каждое слово о них отзывается по всему миру, как и каждое их слово. Все знают, что Большой спорт бескорыстен, честен и полезен для здоровья. А у маленького человека, ума бы хватило потратить эти деньги, например, на открытие в многоквартирных домах бесплатных консультационных пунктов по лечебной физкультуре и массажу. Но кто ж об этих мелочах станет писать и читать. О маленьком человеке писать трудно. Это под силу только таким классикам, как Николай Васильевич, Федор Михайлович, Антон Павлович. Тем не менее, тема эта волнует сейчас многих специалистов – не только писателей, но и этнографов, антропологов, медиков. Дело в том, что маленький человек в России начинает исчезать и быть может, скоро исчезнет вовсе. Большие люди, прекрасно понимая бесполезность и даже вредность маленького человека и имея, наконец, необходимые средства для его ликвидации (общее повышение жизненного уровня, успешное внедрение либеральных ценностей, официальное признание личного интереса двигателем прогресса и т.д.), начинают вытеснять его с исторической сцены. Отсюда задача – описать маленького человек, пока он жив, и сохранить этот образ для потомков. В Советском Союзе история тоже делалась Большими людьми, но маленькому человеку там ничего не угрожало, так как открыто признавалась руководящая роль партии, что автоматически делало маленькими всех беспартийных. Более того, он даже был нужен для демонстрации заботы о нем партии и правительства. Сейчас необходимость заботы, а тем более демонстрации ее отпала, и охранять маленького человека некому. Если в СССР он мог даже размножаться, то теперь потихоньку вырождается, а при слишком благоприятных условиях открывается возможность перехода его в разряд Больших людей. Однако понять или обрисовать маленького человека самого по себе невозможно, уж очень мелкие у него черты и незначительны поступки. Просто нечего будет сказать. Зато удобно это сделать через сравнение маленького человека с Большими людьми. Тогда вся эта мелочность и незначительность как антипод великого и необходимого тоже предстанет выпукло и понятно. Заодно и близкие нам Большие люди станут еще ближе.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|