Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Упражнение 2. Круги ощущений





Опыт осознания можно разделить на три части: внешний мир и его воздействие на нас, внутренний мир тела и мир мыслей, фантазий.

Выберите себе партнера, сядьте лицом друг к другу, расслабьтесь. Делитесь по очереди осознанием внешнего мира. Например: «Я сейчас осознаю, что за окном идет дождь, я слышу сильный шум ливня, стук воды в оконные стекла, запах „прели“, доносящийся через форточку, ровный ритм дождя успокаивает меня (или раздражает), я слышу…» и т. д. Перечисляются все воздействия внешнего мира (вижу, слышу, ощущаю), которые отражаются в сознании «здесь и теперь». Нужно избегать оценок и интерпретаций, только фиксировать воздействия. Слушающий партнер поможет не соскользнуть в среднюю зону.

Теперь обратите внимание на внутренние ощущения: напряженность отдельных мышц, зуд, неудобство позы (измените позу в этом случае), сухость во рту, глубину дыхания, сердечный ритм и т. д. Третья, средняя зона включает в себя психическую активность, отличную от текущего опыта, – это воспоминания, планы, фантазии, тревоги.

Пройдя по всем трем зонам, попробуйте не управлять вниманием, отметьте, к какой зоне относится ваше сознание. После того как вы научились идентифицировать каждую зону, можно пробовать переключаться из одной зоны в другую в разной последовательности и с разной скоростью.

Вариант: упражнение можно сделать сложнее при музыкальном сопровождении с изменяющимся ритмом. Важно отметить, как ритм влияет на осознание. Ритмичное сопровождение может препятствовать концентрации и переключению внимания.

Упражнение 3. Двойное сознание

Активизация бессознательного, тренировка навыков управления вниманием.

Упражнение выполняется в два этапа с предварительным тестом. Тест помогает выявить индивидуальные особенности и способности каждого участника, требуемые для достижения цели.

Тест: участники стоят «стайкой», правая рука должна совершать круговые фиксированные движения (перед собой, вверх, вниз) на счет четыре четверти, левая – те же движения на две четверти. Нужно добиться хотя бы минимального успеха. У некоторых людей это упражнение без длительной «дрессировки» не получается.

Первый этап: представьте себе, что правая рука погружается в ледяную воду, одновременно левая рука – в очень горячую, какую только можно выдержать. Не нужно играть или изображать трудности погружения, надо попытаться ощутить кожей разницу этих сильных ощущений.

Второй этап: участники лежат на полу, правая половина тела – на воображаемом льду, ей очень холодно; левая – на горячей поверхности (пляж, горячая ванна), ей очень жарко. Граница – позвоночник. При выполнении второго этапа руководитель должен внимательно следить за каждым участником, так как возможен сильный озноб или значительное повышение температуры тела, а в таком состоянии нельзя оставаться долго, это может иметь последствия. Нужно вывести участников из очень сильного внушенного нарушения температурного режима при помощи регуляции дыхания, массажа грудной клетки и словесного внушения: «Вам тепло, вы вдыхаете теплый воздух, он согревает тело…» (или наоборот). Упражнение заканчивается брюшным дыханием.

Упражнение 4. Раздвоение

Развивает телесное внимание.

Перед выполнением нужно провести разминку на раздвоение: правая рука совершает круговые движения на четыре четверти, левая – на две четверти. Добиться, чтобы это получалось в течение не менее 3 мин. Затем участникам предлагается «раздвоиться»: левая половина тела – один человек, правая – другой. Это разные люди, со своими характерами, обстоятельствами. Пробуйте сыграть этюды: встреча и прощание этих людей, встреча и ссора, встреча и объяснение в любви и т. д. Далее один из участников может показать свой этюд, группа должна угадать, что произошло. Можно усложнять задание: ведущий задает характеры, а следовательно – ритм существования этих людей.

Вариант: «два человека» существуют отдельно, каждый в своих обстоятельствах, притом одновременно: например, один забивает гвоздь на морозе, другой читает книгу в жару.

Упражнение 5. Путешествие по состояниям

Осознание различных психофизических состояний, взаимосвязи между энергией (усилием), дыханием, телом (мышечным напряжением), голосом.

После выполнения любого упражнения на расслабление нужно предложить участникам, лежащим на полу, вообразить себя корнем или семенем любого растения, которое начинает расти, преодолевая толщу грунта, пробиваясь к свету и теплу (ускоренная съемка, как в учебных фильмах по биологии). Необходимо этому помочь, создав особую атмосферу: освещение, музыка. Звучание музыки с минимальной громкостью является сигналом начала роста. Участники воображают вид растения и окружающие обстоятельства. Важно не торопить процесс, он может длиться от 5 до 10 минут. Через 10 минут задается общая ситуация: начинается ветер, он усиливается (нужно бороться с ветром, не дать себя сломать, вырвать с корнем), ураган – сопротивление сломлено, полумертвые растения лежат на полу.

Далее участникам предлагается вспомнить любимое стихотворение и прочесть его в этом состоянии. Оно дает силы и помогает постепенно преодолевать слабость и сломленность. Участники начинают привставать, помогая себе стихотворением, встают во весь рост, читают стихи космосу.

Упражнение 6. Звуки

Выражение доосознанной реакции. Используется фонограмма, состоящая из смонтированных кусков разной музыки, перемежающихся звуками и шумами (дождь, ветер, раскаты грома, льющаяся вода и т. п.). Общее время звучания – не менее 15 мин. Фонограмму можно включить с любого места, а собственно упражнение длится 5 мин.; важно, чтобы участники не знали наизусть последовательность ритмов и шумов в записи.

Участники лежат на полу в свободных позах. Предварительно выполняется любое релаксационное упражнение. После начала звучания внимание следует сконцентрировать на звуках. Тело должно слышать их и отзываться соответствующим образом, следуя ритму и воспринимая шумы как воздействие. Естественно, что в сознании обязательно возникнут ассоциативные картины‑видения. Движения не должны носить бытовой характер или быть танцем, это скорее пластическая импровизация, отображающая чувства по поводу услышанного, звучание внутри тела.

Вариант: к описанному выше добавляется задание руководителя, определяющее тематическую направленность движений. Примеры:

1. «Вам снится сон, что вы семя или корень какого‑то несуществующего растения. С началом звучания прорастайте, растите и живите в обстоятельствах, подсказанных звучанием».

2. «Сядьте на корточки, голова опущена, руки обхватывают колени. Вы – яйцо неизвестного животного. Пробивайте скорлупу и выходите на свободу». (Фонограмма включается сразу после появления детеныша на свет, она задает характеристики среды, в которую он попал. Участник сам интерпретирует все звуки‑обстоятельства.)

Упражнение может выполняться не только индивидуально, но и коллективно (на втором этапе). В этом случае обстоятельства задаются не только звуками, но и партнерами по площадке (взаимодействие). Вылупившиеся существа могут не существовать реально; что это за существо и, соответственно, как реагировать на обстоятельства – подскажет тело. Руководитель может задать тип, например хищное животное, крупное и т. п.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.