Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Культура и глобальные проблемы современности





 

В XX в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными. К глобальным проблемам относятся:

1) преодоление экологического кризиса, связанного с катастрофическими последствиями человеческой деятельности (парниковым эффектом, уменьшением озонового слоя атмосферы и т. д.);

2) проблема предотвращения войны с применением оружия массового поражения (термоядерного, химического, биологического);

3) преодоление голода, нищеты, неграмотности, разрыва между богатым Севером и бедным Югом;

4) проблема нахождения новых источников сырья, предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции;

5) проблема урбанизации – сосредоточение огромных масс населения в крупных и сверхкрупных городах при упадке села;

6) проблема кризиса культуры, т. е. бескультурья с гибельными последствиями для общества;

7) проблема здравоохранения, где ставится вопрос об уменьшающихся шансах на выживание вследствие ухудшения генофонда;

8) проблема антиобщественных явлений – наркомания, алкоголизм, преступность.

Причины возникновения глобальных проблем:

1) мировые войны;

2) кризис мировой цивилизации: возросшая экономическая мощь человека;

3) неравномерность развития стран и культуры.

Из исторического опыта развития общества и культуры известно, что человечество всегда ставило перед собой только те задачи, которые могло разрешить.

В 1960-1970-е гг. возникают центры, объединившие ученых, работающих в этой области. Появилась и стала распространяться футурология – совокупность человеческих знаний, представлений о будущем человечества. В футурологических исследованиях получил известность Римский клуб (основан в 1967 г.), куда входили ученые 30 стран мира. Основная проблематика исследований – глобальное моделирование во взаимосвязи различных аспектов человеческой жизни (социального, политического, культурного, экономического).

 

Культура и личность

 

Понятие «личность» первоначально означало ритуальную маску, роль, исполняемую актером в театре. В Средние века появляется идея уникальности личности, ее неповторимости и самооценки. Современное понимание личности в культурологии опирается на социологические, психологические и общефилософские трактовки. Понятие «личность» тесно связывается с понятиями «индивидуальность» и «индивид».

Понятие «индивид» обозначает отдельно взятого человека, представителя той или иной социальной группы. Но социальное положение не является признаком личности.

Понятие «индивидуальность» указывает на оригинальность, неповторимость человека, на многообразие его способностей. Понятие «личность» подчеркивает в человеке самостоятельность, сознательно-волевое начало.

Проблема личности – это проблема свободного выбора и социальной ответственности.

В истории человечества понятие «личность» изменялось.

Для древнегреческой философии личность нереальна, т. е. в античности личность выступает как отношение. В христианстве личность подобна нематериальной душе. Согласно рассуждению И. Канта благодаря самосознанию человек становится личностью.

В истории философии существовали отдельные проблемы исследования личности: влияние на формирование личности биологических и социальных факторов, степени свободы личности по отношению к природе, обществу, самой себе. В марксистской интерпретации личность – совокупность всех общественных отношений.

Личность в культуре рассматривается как индивидуальный носитель культуры. Культура – это способ внутренней регуляции, это не только то, что воспроизводится человеком. Научиться понимать мир – значит, расширить отношение к миру. Творческое отношение – желание самому быть участником создания нового. Культура, понятая в этом значении, ярче всего раскрывает содержание личности. Личность – это целый мир со своими тайнами, открытиями и проблемами. В выборе между потребностями и интересами проявляется принятая личностью шкала ценностей. Ценности являются регуляторами личностных устремлений и поступков и определяют социальные предпочтения личности.

Индивид, опираясь на систему ценностей, остается в пределах образцов поведения, установленных в обществе. Существование и следование образцам свидетельствуют об определенной устойчивости общества. Таким образом, личность находится в центре культуры, на пересечении механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного быта.

 

Социализация и инкультурация

 

Социализация – процесс освоения и воспроизведения человеком определенной системы знаний, норм, ценностей, традиций и т. д. Они необходимы человеку, чтобы стать полноправным членом общества и взаимодействовать с окружающими. Социализация – перенимание и использование социально-культурного опыта. Такая социализация осуществляется путем целенаправленного воспитания и обучения. Существуют две стадии социализации:

1) первичная (детский и подростковый период, человек осваивает самые необходимые социокультурные нормы);

2) вторичная (взрослый человек в течение жизни осваивает новые знания, навыки и т. д.).

Понятие социализации широко используется в социологии, социальной психологии, антропологии. Это понятие появилось в 30-е г. XX в.

Инкультурация – процесс приобщения человека к культуре, усвоения им ценностей, норм, моделей поведения, характерных для данной культуры. Этот термин широко употребляется в американской культурантропологии. Представители этого направления (М. Херсковиц, К. Клаккон) считают, что термин «инкультурация» по сравнению с термином «социализация» более полно отвечает проблеме приобщения человека к культуре.

Сегодня социализация и инкультурация – это две стороны единого процесса вхождения человека в социокультурную систему.

 

 

Раздел II. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Лекция 15. Особенности древних культур

 

 

Первобытная культура

 

Период культурной древности (первобытной культуры) определяется следующими рамками: 40-4 тыс. лет до н. э. Внутри этого периода выделяются:

1) древнекаменный век (палеолит): 40–12 тыс. лет до н. э.;

2) среднекаменный век (мезолит): 12-7 тыс. лет до н. э.;

3) новокаменный век (неолит): 7–4 тыс. лет до н. э.

Общая черта всех первобытных культур – синкретизм (синкретичность) – нерасчлененность разных видов человеческой деятельности, характерная для неразвитого, первобытного состояния культуры.

Жизненные процессы представлялись как единое целое. Ритуал, предшествующий охоте, изображение убиваемых животных, сам процесс охоты – равнозначные звенья одного процесса.

С синкретизмом переплетается тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанный с представлениями о родстве между группами людей и тотемами (определенными животными, растениями).

Существовали тотемы конкретного человека, рода, племени. Тотемы были призваны защищать людей. Возникновение тотемизма связано с неспособностью первобытных людей при помощи рациональных средств справиться с непредсказуемым поведением животных.

Первобытная культура – это культура табу (запретов). Обычай табуирования появился вместе с тотемизмом. Табу выполняло роль важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной конкретному человеку.

Другие табу связаны с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями каждого из представителей племени.

Табу сформировалось как результат необходимости выживания (внедрение определенных обязательных для всех законов и порядков). Экзогамия возникла на основе системы табуирования.

Экзогамия – это такая система, при которой из брачных отношений исключаются ближайшие родственники (родители и дети, родные братья и сестры).

Экзогамия способствовала общественной регуляции брака, появлению рода и семьи.

Ритуал в первобытную эпоху – основная форма общественного бытия человека, главное воплощение человеческой способности к деятельности.

Ритуал стал основой производственно-экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности.

Ритуал выступает в форме молитвы, песнопений, танцев. Внутри ритуала появляются знаковые системы, ставшие позднее основой для искусства и науки. Из ритуала зарождается миф.

Миф – это некая универсальная система, определяющая ориентацию человека в природе и обществе. Миф закрепляет и регламентирует представления человека об окружающем мире, затрагивает фундаментальные проблемы бытия.

В первобытную эпоху существовали многие формы искусства. Магическая концепция происхождения культуры заявляет, что истоком искусства являются магические обряды и верования.

Возникновение искусства в первобытную эпоху связано с трудовой деятельностью и развитием общения.

Общение стало возможным благодаря членораздельной звуковой речи, посредством рисунка, жеста, пения, танцев.

Древнейший вид изобразительного искусства – графика. Затем появляются живопись, первые образцы скульптуры, первые произведения архитектуры (мегалиты – культовые сооружения из огромных необработанных каменных глыб).

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.