Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Эпоха архаики и ее культурные достижения





 

Архаический период датируется VIII–VI вв. до н. э. В это время возникла греческая лирика. Одним из первых лириков был Архилох. После произведений Гомера появляется ряд новых поэм в гомеровском стиле.

Появляется произведение Гесиода «Труды и дни». Широкую известность приобрело творчество Сапфо.

В VII в. появляются постройки из камня. В своем большинстве это были храмы. Греки считали храм жилищем Бога и уподобляли его главному помещению царского дворца. В процессе формирования греческой культуры сформировались три направления: дорическое, ионическое и коринфское.

Дорическое преимущественно было распространено на Пелопоннесе и отличается простотой форм и суровостью. Ионическое направление символизирует легкость, стройность, декоративность.

Коринфское направление – это утонченность. Каждому из этих направлений соответствовал свой ордер. Наиболее известные храмы периода архаики – это храм Аполлона в Коринфе и Геры в Пестуме.

В скульптуре этого периода преобладало изображение человека. Греки пытались вычислить правильные формы человеческого тела. Обозначаются два основных направления в скульптуре – куросы и коры.

Курос – это изображение юноши. Одна нога немного впереди, волосы волнистые, спадающие на плечи. Взгляд устремлен вперед. Атлетическое тело прикрывала лишь небольшая повязка на бедрах. Кора олицетворяла девушку. Взгляд строго перед собой, глаза широко раскрыты. На лице обязательно улыбка, которая получила название архаической.

В этот период начинает развиваться керамика. Преобладали в основном два направления: краснофигурная вазопись и черно-фигурная вазопись. Сначала господствовала чернофигурная вазопись.



На желтом фоне изображались фигуры черным лаком. Вазо-писцы вырабатывали навыки, которые позволяли им передавать движение и изображать бытовые сцены. Геометрический знак-символ заменяется наглядным художественным образом. Изображения Ахилла и Аякса, Диониса и Геракла украшают вазы.

Однако черные силуэты фигур не могли в достаточной мере передать объем и пространство, и силуэтная чернофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем.

В ней черным лаком покрывался фон, а фигуры людей сохраняли красный цвет глины. На таком фоне легче изображать фигуры людей, передавать пространство и повороты.

Обобщением знаний об окружающем мире стала философия. Основателем милецкой школы был Фалес. Он считал первоосновой мира воду, из которой все возникает и в которую все превращается.

Пифагор – философ и математик – основал философскую школу в Южной Италии. По его теории мир состоит из числовых отношений, установленного ряда количественных соотношений.

 

Классический период

 

Хронологические рамки этого периода – 480–323 гг. до н. э. Это время покорения Александром Македонским обширнейших областей. В мировоззрении греков наметился новый подход к восприятию внешнего мира и новых форм его художественного выражения. Греческой культуре был не свойственен узкий профессионализм. Больших успехов достигли математика, астрономия, скульптура, живопись. В этот период развивается драматургия. Возникновение греческого театра было связано с культом Диониса – бога виноделия. Актеры выступали в козлиных шкурах, и поэтому этот жанр назвали «трагедия». Известными драматургами этого времени были Эсхил, Софокл, Еврипид. Из прозаических жанров процветала риторика. В трагедии получило наиболее полное выражение такое понятие, как катарсис (от греч. «очищение»): облагораживание людей, освобождение души от «скверны» или болезненных аффектов.

Из философских проблем на первый план выдвигалась проблема места человека в мире. Также затрагивались и другие философские проблемы, например проблема бытия или первоосновы мира.

Афины V в. поражают своей размашистостью монументального строительства. Были воздвигнуты Парфенон, Пропилеи, храм Афины Победительницы. Создателям Парфенона Иктину и Калликрату удалось достичь подлинной гармонии и совершенства. Акрополь возвышался над городом и символизировал свободу демократического государства. Образцом классического совершенства стала скульптура этого периода. Идеал человеческой личности воплощен скульптором Фидием в статуях Афины Пар-фенос и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон – автор статуи «Дискобол» – и Поликлет, создатель статуи «Канон», где человек изображен таким, каким он должен быть в реальной жизни. Новые традиции в искусстве пронизывают практически все области и отрасли. Эрехтейон (конец V в.) построен немного в ином стиле. Он сложен и асимметричен, его нужно обойти кругом, чтобы воспринять его архитектурные формы. Меняются требования, предъявляемые к скульптуре, что выразилось в творчестве Праксителя, Скопаса и Лисиппа. Скульптуры Праксителя «Гермес с младенцем Дионисом» и «Афина Книдская» отвечают прежде всего эстетическим потребностям. Они являются носителями утонченной красоты и изящества. В образах Скопаса выражается новое отношение греков к миру, утрата его ясности и гармонии.

Человек стал остро ощущать трагические конфликты. Раздробленность греческих городов привела во второй половине IV в. к завоеванию их Македонией.

Художники этого времени стали всецело зависеть от частных заказов. Придворным мастером Александра Македонского был Лисипп.

Он разработал новый канон искусства, который в полной мере воплотился в скульптуре «Апоксиомен».

Новыми стали пропорции человеческого тела. Лисипп показывает человека возбужденного неудачной борьбой и уставшего от нее. И то и другое состояние получает право на пластическое выражение.

Особенностью греческой культуры становится состязательный характер. Греческий агон – борьба, состязание – олицетворял характерные черты свободного грека. Наиболее ярким выражением античного агона стали олимпийские игры. В греческом агоне берет свое начало диалектика – умение вести борьбу.

 

Эллинская культура

 

Временные рамки этого периода – вторая половина IV – середина I вв. до н. э. Этот период связан с развитием всех художественных форм, связанных с религией, наукой, техникой, философией. Границы мировоззрения греков меняются на более обширные. Во многом это было связано с завоеваниями греков. Полис потерял ту значимость, которую имел некоторое время назад. Мир необходимо было познать, понять и выразить его в художественных формах.

Развивается архитектура. Во многом это было связано со стремлением правителей показать свою мощь и превосходство. Строятся библиотеки, бани, стадионы, палестры, булевтерии.

Появляются такие знаменитые сооружения, как Фаросский маяк в Александрии и Башня ветров в Афинах.

Расцветают такие виды искусства, как мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика. Художники перестали любоваться величественной красотой человеческого тела.

Теперь стали изображаться и дряхлые старики, и малые дети. Художники стремились передать чисто человеческие чувства в художественных формах. Таков Лаоокоон скульпторов Агесанд-ра, Полидора, Афинадора. Этот сюжет был взят из «Илиады» Гомера. В области скульптуры можно выделить три школы: Родосская школа (Лаокоон, Фарнезский бык); Пергамская школа (скульптурный фриз алтаря Зевса и Афины в Пергаме); Александрийская школа (образ богини Афродиты).

Этот период стал завершающим в развитии Греции. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на формирование дальнейшей культуры Европы.

 

Культура Древнего Рима

 

С конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римское искусство. Культура Древнего Рима очень многое переняла из культуры и искусства Древней Греции. Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм. Римское искусство сложилось на основе самобытной культуры местных племен. Но основным было влияние греческой культуры.

Историю Древнего Рима принято делить на три периода: царский, республиканский и период империи.

В римском искусстве ведущую роль играла архитектура. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества. Преимущественно они строили общественные здания, рассчитанные на огромное количество людей. Римляне ввели инженерные сооружения – акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости – как архитектурные объекты в городских и сельских ансамблях.

Римская культура приобрела очень отличительную черту – возвеличивание императора, императорской власти.

Отсюда масштабные преувеличения, громадные размеры.

Римляне разработали исторический и бытовой рельефы, которые составляли большую часть архитектурного декора.

Лучшим наследием римской скульптуры был портрет. Римляне внесли много нового в этот жанр. Они изучали лицо отдельного человека в его неповторимости.

Римские портреты исторически зафиксировали изменения внешнего облика людей, их нравов и идеалов.

Гражданские идеалы республиканской поры воплощены в монументальных портретах в рост – статуях Тогатуса. Широко известна статуя «Оратор».

В конце I в. до н. э. Римское государство из аристократической республики превратилось в империю.

С этим временем связаны имена архитектора Витрувия, историка Тита Ливия, поэтов Вергилия, Овидия, Горация. Самое гигантское римское сооружение Колизей, место гладиаторских боев и грандиозных зрелищ.

Стены Колизея разделены на четыре яруса. С Колизеем соперничает храм Пантеон. Выстроенный Апполодором Домасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания.

В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный алтарь по случаю победы Августа в Испании и Галии.

Ведущее место в скульптуре по-прежнему занимал портрет. Во время правления Августа резко изменился характер образа, в нем отражался идеал строгой классической красоты.

Это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились придворные парадные портреты в рост. Позднее создаются произведения жизненные и убедительные.

Стремление к индивидуализации порой достигало в своей выразительности гротеска (портрет Нерона, Марка Аврелия).

Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспансией. В римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства.

Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную.

Однако образ римской культуры остается жить и в дальнейших эпохах. Например, римские мастера вдохновляли мастеров Возрождения.

 

Лекция 17. Культуры Востока

 

 

Культура Арабского халифата

 

Классическая арабо-мусульманская культура занимает одно из важнейших мест в истории великих культур. Арабский халифат – государство, которое образовалось в результате арабских завоеваний VII–IX вв. С появлением Халифата зародилась арабская культура. Арабо-мусульманская культура вобрала в себя многое из культуры персов, сирийцев, коптов, иудеев, народов Северной Африки. Арабы многое переняли у эллинистическо-римской культуры. Тем не менее арабская культура сохранила своеобразие и собственные древние традиции. Ислам предопределил культуру ислама – явление совершенно отличное от культуры и европейской, и иудейской. Ислам стал системой, организовавшей весь мир существовавших тогда обществ, подчиненных власти Халифата.

Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, заклинаний, молитв, произнесенных пророком Мухаммедом в городах Мекка и Медина. Аллах – это абсолютное совершенство, и продиктованный им свод законов и моральных правил является абсолютной истинностью, вечностью. Они пригодны «для всех времен и народов».

Под знаменем ислама арабский народ начал свою великую историю, создал обширную империю, арабо-мусульманскую цивилизацию и культуру. Ислам сформировал определенную специфическую мусульманскую ментальность, не зависящую от народных, культурных и религиозных предшествующих традиций.

Для самосознания мусульман государственно-национальная принадлежность играла меньшую роль, чем принадлежность к исламу. Мусульманин не осознает собственную личность как самоценность, т. к. для него все, что «дано», является атрибутом Аллаха.

Ислам способствовал развитию философии, искусства, гуманитарных и естественных наук, созданию художественной культуры. Главные центры средневековой культуры и науки находились в Багдаде, Каире, Кордове. Арабский язык неразрывно связан с Кораном и является существенным элементом арабо-мусульманской культуры. Из-за необходимости комментировать Коран развивались филологические исследования арабского языка. Арабский язык превратился в официальный язык ученых и философов в течение неполного века.

Арабский язык был единым языком с VII в., и на протяжении семи веков арабо-мусульманская культура находилась на высоком уровне, оставив далеко позади европейскую науку и культуру того периода.

Мечети – своеобразные университеты. В них обучали всем религиозным и светским наукам. В соответствии с традицией арабо-мусульманского строительства в новом городе возводили мечети, школы, госпитали.

В области точных наук достижения арабских ученых были огромны. Арабская система счета была воспринята и распространена в Европе. Высокого уровня развития у арабов достигли науки химия, медицина, которые также находили признание в Европе.

Тенденция к синтезу разной области знаний представлена в сборнике арабских сказок – «Тысяча и одна ночь», отразившем тему ценностей светской арабской культуры IX–X вв. Поэзия VII–VIII вв. воспевала воинские подвиги, веселье, вино, любовь. Арабо-мусульманская культура не создала пластических искусств, т. к. ислам отрицательно относился к изображению любого живого существа в живописи, скульптуре, ведущему, как считается, к идолопоклонству.

В исламской живописи присутствует орнамент и абстракция. Каллиграфия – наиболее благородное визуальное искусство ислама.

Для мусульманского искусства характерны:

1) повторение выразительных геометрических мотивов;

2) смена ритма и диагональная симметрия. Арабеска – специфический мусульманский орнамент, типичный пример арабо-мусульманской художественной культуры. Арабы усвоили достижения иранского, римского зодчества. Развивалось искусство миниатюры. Миниатюры украшали рукописные, медицинские труды, сборники сказок, литературные сочинения.

 

Культура Древней Индии

 

Культура Древней Индии имеет свои истоки в глубокой древности, охватывая период с III тысячелетия до н. э. до V в. н. э. Специфика древнеиндийской культуры была определена особенностями мифологии и религии. Священными и сегодня в Индии являются гимны Вед.

Мифология брахманизма распространилась в начале I в. до н. э. Сборниками этих мифов являются поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». В дальнейшем на смену брахманизму приходит буддизм, определяемый как философско-религиозная культура «без души и без Бога».

Постулатами буддизма являются необходимое движение души к нирване и совершенствование человека посредством ряда перерождений.

Большого успеха в Древней Индии достигают такие отрасли науки, как медицина, астрономия, лингвистика, философия, математика.

Древнеиндийские ученые первыми определили значение числа пи, нашли эффективный способ решения линейных уравнений, разработали теоремы алгебры и геометрии, десятичную систему исчисления.

Уже в то время медики в Индии могли делать сложные хирургические операции.

В первых веках нашей эры в Индии начинает развиваться каменная культовая архитектура.

В период правления Гуптов создаются разработки теории искусства. Теоретики считали необходимым изображение духовных переживаний и чувств, а также отмечали значение красоты в искусстве и жизни.

В трактатах о театральном искусстве были поставлены и проанализированы задачи театра, театральных представлений, игры актеров.

В период раздробленности, последовавший после упадка Гуптской империи, усиливается влияние на искусство и культуру религии. Господствующее положение занимает индуизм. Затем, после установления власти Делийского султаната, в Индию проникли идеи ислама, оказавшие определенное влияние на развитие культуры. Во время возникновения империи Великих Моголов начинается процесс взаимопроникновения мусульманской и индусской культур. Новые архитектурные тенденции стали заметны при строительстве мавзолеев (Тадж-Махал). Достигла высокого уровня развития монгольская школа миниатюры и стенной живописи.

В то же время в этот период обостряются межрелигиозные отношения, что привело к необходимости поиска новых религиозных воззрений, которые могли бы примирить индуизм и ислам.

 

Культура Китая

 

Характерной особенностью культуры Китая является то, что она получила свое развитие в условиях изолированности от других культур.

Мир для китайцев – это поднебесная империя, которую окружают «варвары четырех сторон света».

Это было результатом отдаленности Китая от Средней Азии и других стран.

Своеобразие китайской культуры выражено в иероглифической письменности. Ее принцип – непосредственная связь между реальным объектом и символом, отображающим его непривязанность к лингвистическим особенностям произношения.

Китайское Средневековье характеризуется как период расцвета культуры, выраженный в духовном подъеме страны, развитии больших городов, строительстве роскошных храмов, дворцов и парков.

В литературе возникают новые жанры, такие как городская новелла и роман.

Новые явления в художественной культуре – повествовательная живопись и портрет. Именно в Китае возникли первые в мире пейзажные композиции. Благодаря развитию науки китайские живописцы могли применять самые различные краски: от туши до минеральных красок.

Характерные особенности китайской живописи – использование, помимо бумаги, шелка, применение линейной перспективы.

Самыми важными открытиями в эпоху феодализма были изобретение фарфора и пороха, а также возникновение книгопечатания.

Китайская письменность получила свое дальнейшее развитие благодаря изобретению туши. Был принят т. н. эталонный стиль письма, он заложил основы современного написания иероглифов.

С именем Конфуция (551–449 гг. до н. э.) связано развитие системы образования.

Характерные черты учения Конфуция:

1) преобладание практической философии, решающей проблемы гармонии общественной жизни, вопросы нравственного воспитания;

2) внимание к формированию всесторонне развитой личности, способной занять достойное место в обществе;

3) признание регламентирующей деятельности государства. Достойное место в развитии мировой культуры занимает древнекитайская наука, которой принадлежат много важных открытий и изобретений.

Астрономия, геометрия, математика были ведущими в китайской системе знаний. Важнейшие достижения древнекитайских ученых:

1) создание глобуса;

2) представление о планетах Солнечной системы;

3) открытие «пятен» на Солнце;

4) изобретение бумаги, пороха и фарфора;

5) создание земледельческой науки;

6) изобретение лакового производства и шелководства;

7) использование десятичных дробей и отрицательных чисел. Главные явления, тормозящие развитие китайского искусства и науки:

1) монгольское нашествие конца XIII в.;

2) феодализм на его поздних этапах существования;

3) колониальная политика западноевропейских стран. Несмотря на все это, вклад Китая в развитие мировой культуры остается непереоценимым.

 

Культура Японии

 

1. Особенности культуры Японии определяются ее изолированным островным положением. Оно обусловило:

1) черты национального менталитета;

2) специфику отношений с природой и обществом;

3) специфику религии и искусства.

Культура Японии возникла и сформировалась в период Средневековья.

Поведенческие формы закрепились традициями и законами, во многом заимствованными из конфуцианства и легизма. В VII в. были созданы «Табель о 12 рангах», «Закон из 17 статей», содержавшие принципы власти и государства.

Государь отождествлялся с небом, все остальные (слуги) – с землей. Японское общество включало в себя свободных земледельцев, полусвободных ремесленников и рабов.

Над ними стояла знать, происходившая из родовой аристократии.

2. В японской культуре нет антагонизма «природа – культура», поскольку окружающий мир не противостоит человеку, а сливается с ним.

Японцы постоянно ищут точки соприкосновения с ней, способы гармонии. Это определило присущее японской культуре чувство прекрасного.

Древнейшая религия Японии синто отразила эти представления.

Синто объясняет божественное происхождение власти от богини солнца Аматэрасу и остальных японцев от других божеств (ками).

Принципы синто:

1) мир совершенен сам по себе;

2) понимание естественной силы жизни, отсутствие разделения на чистое и нечистое;

3) единство природы и истории, природы и культуры;

4) признание многобожия;

5) синто – религия только японцев, т. к. только японцы являются потомками богини солнца.

Синтоизм воспринял религиозные китайские учения, растворив их в себе. В VI в. в Японию попадают даосизм и буддизм. Результатом ассимиляции буддизма стал дзен-буддизм .

Его суть – в самоуглублении, в результате которого приходит озарение. Наиболее сильным оказалось влияние конфуцианства, которое распространилось на всю систему поведения людей в обществе.

Художественные традиции Японии не восприняли влияния других культур.

 

Лекция 18. Культура Европы

 

 

Культура Византии

 

Культура Византии – уникальное явление в истории европейской культуры. Эта культура возникла в государстве, которое официально существовало с IV в. по середину XV в. со столицей Константинополем после раздела Римской империи на две части: Восточную и Западную. Уникальность византийской культуры в том, что она возникла и существовала в пограничной ситуации.

Византия – часть античного мира, но именно в ней получила развитие православная ветвь средневековой культуры.

Характерные черты культуры Византии:

1) торжественная пышность;

2) духовность, глубина мысли;

3) изящество формы.

Особенности византийской культуры:

1) синтез западных и восточных элементов при главенстве греко-римских традиций;

2) сохранение традиций античной цивилизации, ставших основой европейской культуры эпохи Ренессанса;

3) крепкие государственные устои, которые способствовали сохранению светского искусства;

4) формирование православия, повлиявшего на систему христианских этических и эстетических ценностей, на философско-бого-словские воззрения;

5) смешение языческой мифологии и христианской личности. Византийскими философами ставился вопрос о смысле человеческого бытия, о месте человека во Вселенной и о его возможностях.

Мыслители Византии – писатели, проповедники, богословы – заимствовали все самое лучшее, что дала человечеству античная культура. В искусстве византийцы видели прежде всего инструмент целенаправленного позитивного воздействия на духовный мир человека. Музыка, живопись, архитектура, словесное искусство – посредники постижения истины, источники нравственного совершенствования человека.

По сравнению с античностью изменились архитектурные формы христианских храмов. Христианская церковь – это место, где собирается община верующих, поэтому зодчие в первую очередь решали задачу организации внутреннего пространства.

Высшее достижение византийской культуры – собор Святой Софии.

Главные формы византийской живописи:

1) монументальная храмовая живопись (мозаика и фреска);

2) иконы;

3) книжная миниатюра.

Мозаика – вид монументальной живописи – изображение или узор, выполненные из смальта (разноцветных камней), – получила особую значимость в Византии.

Формируется иконопись, христианская станковая живопись, ставшая орудием идеологического воздействия Церкви. Обобщаются накопленные знания, создаются энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине и т. д.

Византия оказала влияние на формирование раннеитальян-ского гуманизма.

Она стала мостом между западной и восточной культурами, оказала глубокое воздействие на культуру многих стран Европы, в первую очередь на страны, где утвердилось православие.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.