Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Классификация оптимизационных методов и моделей





Задачи оптимального программирования в наиболее общем виде классифицируют по следующим признакам.

1. По характеру взаимосвязи между переменными -

а) линейные,

б) нелинейные.

В случае а) все функциональные связи в системе ограничений и функция цели - линейные функции; наличие нелинейности хотя бы в одном из упомянутых элементов приводит к случаю б).

2. По характеру изменения переменных -

а) непрерывные,

б) дискретные.

В случае а) значения каждой из управляющих переменных могут заполнять сплошь некоторую область действительных чисел; в случае б) все или хотя бы одна переменная могут принимать только целочис­ленные значения.

3. По учету фактора времени -

а) статические,

б) динамические.

В задачах а) моделирование и принятие решений осуществляются в предположении о независимости от времени элементов модели в течение периода времени, на который принимается планово-управлен­ческое решение. В случае б) необходимо учитывать фактор времени.

4. По наличию информации о переменных -

а) задачи в условиях полной определенности (детерминированные),

б) задачи в условиях неполной информации,

в) задачи в условиях неопределенности.

В задачах б) отдельные элементы являются вероятностными вели­чинами, однако известными или дополнительными статистическими ис­следованиями могут быть установлены их законы распределения. В случае в) можно сделать предположение о возможных исходах случай­ных элементов, но нет возможности сделать вывод о вероятностях ис­ходов.

5. По числу критериев оценки альтернатив -

а) простые, однокритериальные задачи,

б) сложные, многокритериальные задачи.

В задачах а) экономически приемлемо использование одного кри­терия оптимальности или удается специальными процедурами (напри­мер, "взвешиванием приоритетов") свести многокритериальный поиск к однокритериальному.

Сочетание признаков 1-5 позволяет группировать (классифициро­вать) в самом общем виде задачи и методы оптимального программи­рования.

Если критерий эффективности Z = f(x1, x2, …, a1, a2, …) (5.1.2) пред­ставляет линейную функцию, а функции j i(x1, x2, …, xn) в системе ограни­чений (5.1.1) также линейны, то такая задача является задачей линей­ного программирования. Если, исходя из содержательного смысла, ее решения должны быть целыми числами, то эта задача целочислен­ного линейного программирования. Если критерий эффективности и (или) система ограничений задаются нелинейными функциями, то имеем за­дачу нелинейного программирования. В частности, если указанные фун­кции обладают свойствами выпуклости, то полученная задача является задачей выпуклого программирования.

Заметим, что задача нелинейного программирования после соот­ветствующих преобразований может быть сведена к задаче линейного программирования.

Если критерий эффективности (5.1.2) и система ограничений (5.1.1) задаются функциями вида

,

то имеем задачу геометрического программирования. Если функции f и (или) j в выражениях (5.1.1) и (5.1.2) зависят от параметров, то получаем задачу параметрического программирования; если эти функции носят случайный характер - задачу стохастического программирования. Если точный оптимум найти алгоритмическим путем невозможно из-за чрез­мерно большого числа вариантов решения, то прибегают к методам эвристического программировании, позволяющим существенно сокра­тить просматриваемое число вариантов и найти если не оптимальное, то достаточно хорошее, удовлетворительное с точки зрения практики, решение.

Из перечисленных методов математического программирования наиболее распространенными и разработанными являются линейное и динамическое программирование. В рамки этих методов укладывает­ся широкий круг задач исследования операций.

По своей содержательной постановке множество других типичных задач исследования операций может быть разбито на ряд классов.

Задачи сетевого планирования и управления рассматривают соот­ношения между сроками окончания крупного комплекса операций (ра­бот) и моментами начала всех операций комплекса. Эти задачи состо­ят в нахождении минимальных продолжительностей комплекса операций или оптимального соотношения величин стоимости и сроков их выполнения.

Задачи массового обслуживания посвящены изучению и анализу систем обслуживания с очередями заявок или требований и состоят в определении показателей эффективности работы систем, их оптималь­ных характеристик, например в определении числа каналов обслужива­ния, времени обслуживания и т.п.

Задачи управления запасами состоят в отыскании оптимальных зна­чений уровня запасов (точки заказа), размера заказа и периодичности пополнения запасов. Особенность таких задач заключается в том, что с увеличением уровня запасов, с одной стороны, увеличиваются затрать на их хранение, но, с другой стороны, уменьшаются потери вследствие возможного дефицита запасаемого продукта.

Задачи распределения ресурсов возникают при определенном на­боре операций (работ), которые необходимо выполнять при огра­ниченных наличных ресурсах, и требуется найти оптимальные распре­деления ресурсов между операциями или состав операций.

Задачи ремонта и замены оборудования актуальны в связи с из­носом и старением оборудования и необходимостью его замены с те­чением времени. Задачи сводятся к определению оптимальных сро­ков, числа профилактических ремонтов и проверок, а также моментов замены оборудования модернизированным.

Задачи составления расписания (календарного планирования) со­стоят в определении оптимальной очередности выполнения операций (например, обработки деталей) на различных видах оборудования.

Задачи планировки и размещения состоят в определении оп­тимального числа и места размещения новых объектов с учетом их вза­имодействия с существующими объектами и между собой.

Задачи выбора маршрута чаще всего встречаются при исследова­нии разнообразных задач на транспорте и в системе связи и состоят в определении наиболее экономичных маршрутов.

Среди моделей исследования операций особо выделяются мо­дели принятия оптимальных решений в конфликтных ситуациях, изучае­мые теорией игр. К конфликтным ситуациям, в которых сталкиваются интересы двух (или более) сторон, преследующих разные цели, можно отнести ряд ситуаций в области экономики, права, военного дела и т.п. В задачах теории игр необходимо выработать рекомендации по разум­ному поведению участников конфликта, определить их оптимальные стратегии.

На практике в большинстве случаев успех операции оценивается не по одному, а сразу по нескольким критериям, один из которых сле­дует максимизировать, другие - минимизировать. Математический ап­парат может принести пользу и в случаях многокритериальных задач исследования операции, по крайней мере, помочь отбросить заведомо неудачные варианты решений.

Для того чтобы из множества критериев, в том числе и проти­воречащих друг другу (например, объем реализации и затраты), выб­рать целевую функцию, необходимо установить приоритет критериев. Обозначим f1(x), f2(х),.... fn(x) (здесь х - условный аргумент). Пусть они расположены в порядке убывания приоритетов. В зависимости от оп­ределенных условий возможны в основном два варианта:

• в качестве целевой функции выбирается критерий f,(x), обла­дающий наиболее высоким приоритетом;

• рассматривается комбинация

, (5.1.6)

где w1, w2, …, wn - некоторые коэффициенты (веса).

Величина f(х), учитывающая в определенной степени все критерии, выбирается в качестве целевой функции.

В условиях определенности wi - числа, f(x)i - функции. В условиях неопределенности fi(х) могут оказаться случайными и вместо f(x) в ка­честве целевой функции следует рассматривать математическое ожи­дание суммы (5.1.6).

Попытка сведения многокритериальной задачи к задаче с одним критерием эффективности (целевой функцией) в большинстве случаев не дает удовлетворительных результатов. Другой подход состоит в от­брасывании ("выбраковке") из множества допустимых решений, заве­домо неудачных, уступающих другим по всем критериям. В результате такой процедуры остаются так называемые эффективные (или "паретовские") решения, множество которых обычно существенно меньше исходного. А окончательный выбор "компромиссного" решения (не оп­тимального по всем критериям, которого, как правило, не существует, а приемлемого по этим критериям) остается за человеком - лицом, принимающим решение.

В создание современного математического аппарата и развитие многих направлений исследования операций большой вклад внесли российские ученые Л.В. Канторович, Н.П. Бусленко, Е.С. Вентцель, Н.Н. Во­робьев, Н.Н. Моисеев, Д.Б. Юдин и мн. др. Особо следует отметить роль академика Л.В. Канторовича, который в 1939 г., заняв­шись планированием работы агрегатов фанерной фабрики, решил не­сколько задач: о наилучшей загрузке оборудования, о раскрое матери­алов с наименьшими потерями, о распределении грузов по нескольким видам транспорта и др. Л.В. Канторович сформулировал новый класс условно-экстремальных задач и предложил универсальный метод их решения, положив начало новому направлению прикладной математи­ки - линейному программированию.

Значительный вклад в формирование и развитие исследования операций внесли зарубежные ученые Г. Данциг, Р. Акоф, Р. Беллман, Г. Кун, Дж. Нейман, Т. Саати, Р. Черчмен, А. Кофман и др.

Методы исследования операций, как и любые математические ме­тоды, всегда в той или иной мере упрощают, огрубляют задачу, отражая порой нелинейные процессы линейными моделями, стохастические системы - детерминированными, динамические процессы - статичес­кими моделями и т.д. Жизнь богаче любой схемы. Поэтому не следует ни преувеличивать значение количественных методов исследования опе­раций, ни преуменьшать его, ссылаясь на примеры неудачных решений. Уместно привести в связи с этим шутливо-парадоксальное определение исследования операций, сделанное одним из его создателей Т. Саати, как "искусства давать плохие ответы на те практические вопросы, на ко­торые даются еще худшие ответы другими методами".

 

Основные понятия и этапы построения оптимизационных моделей

Перейдем теперь непосредственно к процессу экономико-математического моделирования, т.е. описания экономических и со­циальных систем и процессов в виде экономико-математических мо­делей. Эта разновидность моделирования обладает рядом существен­ных особенностей, связанных как с объектом моделирования, так и с применяемыми аппаратом и средствами моделирования. Поэтому це­лесообразно более детально проанализировать последовательность и содержание этапов экономико-математического моделирования, вы­делив следующие шесть: постановка экономической проблемы, ее ка­чественный анализ; построение математической модели; математичес­кий анализ модели; подготовка исходной информации; численное ре­шение; анализ численных результатов и их применение. Рассмотрим каждый из этапов более подробно.

1. Постановка экономической проблемы и ее качествен­ный анализ. На этом этапе требуется сформулировать сущность про­блемы, принимаемые предпосылки и допущения. Необходимо выде­лить важнейшие черты и свойства моделируемого объекта, изучить его структуру и взаимосвязь его элементов, хотя бы предварительно сфор­мулировать гипотезы, объясняющие поведение и развитие объекта.

2. Построение математической модели. Это этап формали­зации экономической проблемы, т. е. выражения ее в виде конкретных математических зависимостей (функций, уравнений, неравенств и дру­гих зависимостей). Построение модели подразделяется в свою оче­редь на несколько стадий. Сначала определяется тип экономико-мате­матической модели, изучаются возможности ее применения в данной задаче, уточняются конкретный перечень переменных и параметров и форма связей. Для некоторых сложных объектов целесообразно стро­ить несколько разноаспектных моделей; при этом каждая модель вы­деляет лишь некоторые стороны объекта, а другие стороны учитыва­ются агрегированно и приближенно. Оправдано стремление построить модель, относящуюся к хорошо изученному классу математических за­дач, что может потребовать некоторого упрощения исходных предпо­сылок модели, не искажающего основных черт моделируемого объек­та. Однако возможна и такая ситуация, когда формализация проблемы приводит к неизвестной ранее математической структуре.

3. Математический анализ модели. На этом этапе чисто матема­тическими приемами исследования выявляются общие свойства модели и ее решений. В частности, важным моментом является доказательство существования решения сформулированной задачи. При аналитическом исследовании выясняется, единственно ли решение, какие переменные могут входить в решение, в каких пределах они изменяются, каковы тен­денции их изменения и т.д. Однако модели сложных экономических объек­тов с большим трудом поддаются аналитическому исследованию; в таких случаях переходят к численным методам исследования.

4. Подготовка исходной информации. В экономических зада­чах это, как правило, наиболее трудоемкий этап моделирования, так как дело не сводится к пассивному сбору данных. Математическое моделирование предъявляет жесткие требования к системе информа­ции; при этом надо принимать во внимание не только принципиальную возможность подготовки информации требуемого качества, но и затра­ты на подготовку информационных массивов. В процессе подготовки информации используются методы теории вероятностей, теоретичес­кой и математической статистики для организации выборочных обсле­дований, оценки достоверности данных и т.д. При системном эконо­мико-математическом моделировании результаты функционирования одних моделей служат исходной информацией для других.

5. Численное решение. Этот этап включает разработку алгорит­мов численного решения задачи, подготовку программ на ЭВМ и не­посредственное проведение расчетов. При этом значительные труд­ности вызываются большой размерностью экономических задач. Обычно расчеты на основе экономико-математической модели носят многова­риантный характер. Многочисленные модельные эксперименты, изу­чение поведения модели при различных условиях возможно проводить благодаря высокому быстродействию современных ЭВМ. Численное решение существенно дополняет результаты аналитического ис­следования, а для многих моделей является единственно возможным.

6. Анализ численных результатов и их применение. На этом этапе прежде всего решается важнейший вопрос о правильности и пол­ноте результатов моделирования и применимости их как в практичес­кой деятельности, так и в целях усовершенствования модели. Поэтому в первую очередь должна быть проведена проверка адекватности мо­дели по тем свойствам, которые выбраны в качестве существенных. Применение численных результатов моделирования в экономике на­правлено на решение практических задач (анализ экономических объек­тов, экономическое прогнозирование развития хозяйственных и соци­альных процессов, выработка управленческих решений на всех уров­нях хозяйственной иерархии).

Перечисленные этапы экономико-математического моделирования находятся в тесной взаимосвязи, в частности, могут иметь место воз­вратные связи этапов. Так, на этапе построения модели может выяс­ниться, что постановка задачи или противоречива, или приводит к слиш­ком сложной математической модели; в этом случае исходная поста­новка задачи должна быть скорректирована. Наиболее часто необходи­мость возврата к предшествующим этапам моделирования возникает на этапе подготовки исходной информации. Если необходимая инфор­мация отсутствует или затраты на ее подготовку слишком велики, при­ходится возвращаться к этапам постановки задачи и ее формализа­ции, чтобы приспособиться к доступной исследователю информации.

Выше уже говорилось о циклическом характере процесса модели­рования. Недостатки, которые не удается исправить на тех или иных этапах моделирования, устраняются в последующих циклах. Однако результаты каждого цикла имеют и вполне самостоятельное значение. Начав исследование с построения простой модели, можно получить результаты, а затем, перейти к созданию более сложной и более совер­шенной модели, включающей в себя новые условия и более точные математические зависимости.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.