Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Поиск оптимального решения методом потенциалов.





Как отмечалось выше, поиск оптимального решения методом по­тенциалов состоит из двух этапов.

Этап 2. Проверка оптимальности полученного плана перевозок. Вве­дем специальные показатели ui для каждой строки матрицы перевозок (каждого поставщика), где 1=1,2,..., m, и показатели vj для каждого столб­ца (каждого потребителя), где j = 1,2,..., n. Эти показатели называются потенциалами поставщиков и потребителей, их удобно интерпретировать как цены продукта в соответствующих пунктах поставщиков и потребите­лей. Потенциалы подбираются таким образом, чтобы для заполненной клет­ки (i;j) выполнялось равенство (5.5.5). Совокупность уравнений вида (5.5.5), составленных для всех заполненных клеток (всех базисных неизвестных), образует систему m + n – 1 линейных уравнений с m + n неизвестными ui и vj. Эта система всегда совместна, причем значение одного из неизвест­ных i можно задавать произвольно (например, ui = 0), тогда значения ос­тальных неизвестных находятся из системы однозначно.

Рассмотрим процесс нахождения потенциалов для базисного на­чального распределения, представленного в таблице 5.5.6. Суммарные зат­раты на реализацию данного плана составят

.

 

Таблица 5.5.6

Мощности поставщиков Мощности потребителей
       
  4 5    
    3 6  
        4

Задав u1 = 0 и используя формулу (5.5.5) для заполненных клеток (1;1) и (1;2), находим v1= 4 и v2 = 5. Зная v2, по заполненной клетке (2;2) находим u2 = 2, а зная u2, по заполненной клетке (2;3) находим v3 = 8. Зная v3, по заполненной клетке (3;3) находим u3 = 1, а затем по запол­ненной клетке (3;4) находим v4 = 5. Результаты представлены в таблице 5.5.7, где потенциалы поставщиков приведены в последнем столбце, а потенциалы потребителей - в последней строке.

Таблица 5.5.7

Мощности поставщиков Мощности потребителей ui
       
60   5 – 2 +    
    3 + 70 6 –    
      7 4  
vj          

 

Смысл прямоугольного контура, проведенного пунктиром в таблице 5.5.7, и знаков при его вершинах будет пояснен далее при описании этапа третьего метода потенциалов.

Чтобы оценить оптимальность распределения, для всех клеток (i,j) матрицы перевозок определяются их оценки, которые обозначим че­рез dij по формуле

. (5.5.6)

Используя ранее принятую интерпретацию, выражение (ui + сij) мож­но трактовать как сумму цены продукта у поставщика и стоимости перевозки; эта сумма путем вычитания сравнивается с ценой продукта у соответствующего потребителя vj. Очевидно, оценки заполненных кле­ток равны нулю (цена потребителя покрывает цену поставщика и сто­имость перевозок). Таким образом, об оптимальности распределения можно судить по величинам оценок свободных клеток. Если оценка некоторой свободной клетки отрицательна, это можно интерпретировать так: цена, предлагаемая соответствующим потребителем, больше суммы цены поставщика и стоимости перевозки, т.е. если бы эта клетка была занята, то можно было бы получить дополнительный экономи­ческий эффект. Следовательно, условием оптимальности распределе­ния служит условие неотрицательности оценок свободных клеток мат­рицы перевозок.

Оценки клеток по формуле (5.5.6) удобно представить в виде матри­цы оценок. Для ранее рассматриваемого распределения (табл. 5.5.7) матрица оценок клеток имеет вид

. (5.5.1)

Наличие большего числа отрицательных оценок свободных клеток свидетельствует о том, что данный план перевозок далёк от оптималь­ного (напомним, что суммарные затраты на перевозку по этому плану равны 1170).

Этап 3. Улучшение неоптимального плана перевозок (циклы пере­распределения). Чтобы улучшить неоптимальный план перевозок, вы­бирается клетка матрицы перевозок с отрицательной оценкой; если таких клеток несколько, то обычно (но необязательно) выбирается клет­ка с наибольшей по абсолютной величине отрицательной оценкой. На­пример, для распределения, представленного в таблице 5.6, такой клет­кой может служить клетка (1;3) [см. матрицу оценок (5.5.1)].

Для выбранной клетки строится замкнутая линия (контур), началь­ная вершина которой лежит в выбранной клетке, а все остальные вер­шины находятся в занятых клетках; при этом направления отдельных отрезков контура могут быть только горизонтальными и вертикальными. Вершиной контура, кроме первой, является занятая клетка, где отрезки контура образуют один прямой угол (нельзя рассматривать как вершины клетки, в которых горизонтальные и вертикальные отрезки контура пе­ресекаются). Очевидно, число отрезков контура, как и его вершин, бу­дет четным. В вершинах контура расставляются поочередно знаки "+" и "-", начиная со знака "+" в выбранной свободной клетке. Пример про­стого контура показан пунктиром в таблице 5.5.7, хотя вид контура может быть самым разнообразным. Величина перераспределяемой поставки определяется как наименьшая из величин поставок в вершинах контура со знаком "-", и на эту величину увеличиваются поставки в вершинах со знаком "+" и уменьшаются поставки в вершинах со знаком "-". Это пра­вило гарантирует, что в вершинах контура не появится отрицательных поставок. Начальная выбранная клетка окажется занятой, в то время как одна из занятых клеток при этом обязательно освободится. Если величина перераспределяемой поставки не в одной, а в контуре перераспределения (табл. 5.7), то освобождается только одна клетка, обычно с наибольшей стоимостью перевозки, а все другие такие клетки остаются занятыми с нулевой поставкой.

Результат указанных операций для представленной в таблице 5.7 распределения поставок показан в таблице 5.8. Суммарные затраты на перевозки по этому плану составляют F = 4 × 30 + 5 × 0 + 2 × 30 + 3 × 100 + 7 × 10 + 4 × 110 = = 990, что то значительно меньше предыдущей суммы затрат 1170, хотя план перевозок в таблице 5.7 ещё не является оптимальным. Об этом свидетельствует наличие отрицательных значений в матрице оценок клеток этого плана (соответствующие потенциалы ui и vj найдены способом, изложенным при описании этапа 2):

 

.

 

Транспортные задачи, в базисном плане перевозок которых имеют место занятия клетки с нулевой поставкой (или в первоначальном распределении, или в процессе итераций), называются вырожденными; пример такой задачи представлен в таблице 5.8. В случае вырожденной транспортной задачи существует опасность зацикливания, т.е. бесконечного повторения итераций (бесконечного перебора одних и тех же базисных комбинаций занятых клеток). Как правило, в практических задачах транспортного типа зацикливание не встречается; тем не менее, следует знать, что существуют специальные правила, позволяющие выйти из цикла, если зацикливание всё же произойдёт. При отсутствии вырождения метод потенциалов конечен и приводит к оптимальному плану перевозок за конечное число шагов.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.