Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раннегреческая философия в италийских полисах





Социально-политическое, общественное и культурное развитие италийских и сицилийских полисов в VI–V вв. до н. э. Пифагор (570–497 гг. до н. э.) и его философская школа. Учение о числе как первоначале бытия вещей и его естественнонаучные основы. Числовой принцип организации космоса. Роль числа в познании. Представление о душе и религиозно-этические положения пифагорейской школы.

Ксенофан (570–473) – предтеча элейской философии. Натурфилософские положения. Критика мифологии и народных религиозных верований. Понятие бога – вселенной. Гносеологические положения.

Парменид (540–460) – глава философской школы элеатов. Основные положения его философской поэмы: отношение истины и мнения, бытия и мышления, философской и физической картины мира. Метафизический характер мировоззрения Парменида. Натурфилософия последователя элеатов Мелисса (480–400).

Зенон Элейский (500–420). Разработка гносеологии и логики (диалектики). Доказательство положений элейской онтологии в апориях о пустоте, множестве и движении. Апории Зенона в истории философии.

Эмпедокл Акрагантский (484–421) – философ и религиозный мыслитель. Его концепция комических первоначал и движущих сил. Процесс формирования космоса. Основные стадии процесса. Возникновение животных и человека. Гносеологические положения. Религиозно-философский взгляд на человека в поэме «Очищения».

 

Древнегреческая философия второй половины VIV вв. до н. э.

Расцвет древнегреческого общества после греко-персидских войн. Возвышение Афин и торжество демократии. Культура классического периода. Распространение философии в Афинах.

Натурфилософия Анаксагора (500–428 гг. до н. э.). Учение о первоначалах («семенах-вещах», гомеомериях) и движущей причине (нусе). Проблема качественных превращений. Рациональное объяснение природных явлений. Гносеологические положения. Социально-этические воззрения. Анаксагор и афинская демократия. Просветительский характер философии Анаксагора.

Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита (460–370). Идейные и социальные предпосылки философии атомистов. Основные понятия онтологии атомистов. Атомы и пустота. Свойства атома. Детерминизм Демокрита. Соотношение понятий причинности, необходимости и случайности. Решение гносеологических вопросов. Материалистический и антителеологический характер натурфилософии Демокрита: концепция возникновения космоса, человека, цивилизации. Общественно-политические взгляды Демокрита. Значение атомистики в истории науки и философии.

Мировоззрение софистов. Возникновение софистики как следствие развития рабовладельческой демократии. Ориентация софистов на антропологическую, общественную проблематику, риторику и гносеологию. Отношение софистов к природе и ее познанию (Протагор и Горгий). Критика мифологии. Общественно-политические взгляды старших софистов. Младшие софисты. Противопоставление природы и культуры (Антифонт): «антитеза фюсис–номос». Истокование социальной структуры общества и сущности государства (Ликофрон, Алкидам, Фразимах). Релятивизм и субъективизм – характерные черты методологии софистов.

Сократ (469–399) – продолжатель и критик софистики. Ориентация Сократа на изучение человека и общества, риторику и логику. Этический рационализм Сократа. Сократическая диалектика. Общественно-политические взгляды.

Сократические школы IV в. до н. э. Мегарики. Разработка ими логико-онтологических проблем. Отношения единичного и общего (Стилпон, 380–300), количества и качества (Евбулид, IV в. до н. э.), действительности и возможности (Диодор Крон, ум. в 308 г. до н. э.). Понимание блага.

Школа киников. Антисфен (445–360) и Диоген Синопский (412–332) об отношении общего и единичного. Логико-гносеологические положения. Этика. Противопоставление природы и культуры. Проповедь аскетизма и опрощения.

Киренская школа. Аристипп (ум. в 365 г. до н. э.). Гносеология и этика. Учение о критерии истины. Гедонизм.

 

Идеализм Платона (427347 гг. до н. э.)

Жизнь Платона и теоретические истоки его мировоззрения. Учение об «идеях» («эйдосах») – ядро философии Платона. Онтологический и гносеологический смысл понятия «идея». Концепция возникновения и устройства космоса; его начала и причины: идеи и материя, ум и необходимость.

Учение о «припоминании» («анамнесисе») – существо гносеологических воззрений Платона. Представление о бессмертии души и ее небесном местопребывании – основа концепции «анамнесиса». Интуитивизм и рационализм гносеологии Платона. Роль ощущений и мышления в процессе познания. Платоновская диалектика как путь «припоминания» и достижения истины и способ (логика) осмысления философских категории: единого и многого, бытия и небытия, движения и покоя, тождественного и иного и др. Этические и социально-политические воззрения Платона. Представления о человеке и нравственных ценностях. Теория идеального государства. Эволюция форм государственного устройства. Значение Платона в истории философии. Последователи Платона (Древняя Академия).

 

Философия Аристотеля (384322 гг. до н. э.)

Жизнь Аристотеля. Философские и естественнонаучные корни его мировоззрения. Ядро онтологии (метафизики) Аристотеля – учение о началах и причинах бытия: форме и материи, движущей и целевой причине. Телеологизм Аристотеля. Критика Аристотелем платоновского учения об идеях. Понятие первичной и вторичной сущности. Физика Аристотеля. Движение и его виды.

Психология и гносеология Аристотеля. Виды души и их гносеологические функции. Чувственное познание и опыт. Мышление и научное познание. Решение вопроса об истине. Диалектическое и аподейктическое доказательство. Соотношение элементов эмпиризма и рационализма в гносеологии Аристотеля. Проявление созерцательности в подходе к науке и философии.

Достижения Аристотеля в разработке языка философии. Учение о категориях. Анализ философских понятий: возможности и действительности (энергии, энтелехии), случайности и необходимости, конечного и бесконечного, единого и многого и др. Единство онтологического и логического аспектов философии Аристотеля, мышления и бытия.

Общественно-политическая теория Аристотеля. Учение о возникновении государства, его формах и наилучшем устройстве. Высказывания по социально-экономическим вопросам. Этика. Два класса добродетелей; серединность добродетели. Влияние Аристотеля на последующую философию. Перипатетики в эллинистическую и римскую эпоху.

 

Учение Эпикура (341 – 270 гг. до н. э.) и его римского

последователя Лукреция

Эллинистическо-римский этап в истории античной философии. Его характерные черты. Главные школы. Проникновение философии в Рим. Проблематика эллинистической философии и ее отражение в структуре эпикурейской философии. Этика Эпикура. Понимание блага и зла и вытекающий из этого образ жизни. Характерные черты эпикурейской этики. Физика. Нововведения, сделанные Эпикуром в атомистике. Концепция движения атома. Связь физика с этикой. Представление Эпикура о богах. Этический смысл понятия бога. Учение о душе и избавлении от страха смерти. Каноника. Объективная основа чувственного знания. Критерий истины. Проблема доказательства и логические положения Эпикура. Эпикуреизм в Риме. Разработка и обоснование эпикурейского мировоззрения в поэме Лукреция «О природе вещей» (99–55 до н. э.). Цель написания поэмы. Критика представлений о сотворении и уничтожении мира.

Доказательство бытия «начальных тел» и пустоты. Доказательства движения «начальных тел». Теория отклонения. Учение о душе и гносеологические вопросы. Историко-социологическая концепция.

Эпикуреизм в истории философии.

 

Философия стоиков

Возникновение школы стоиков. Период Древней Стои (конец IV – середина II в. до н. э.). Структура философии стоиков. Логика. Чувственное познание и критерий истинности ощущений. Происхождение понятий. Искусство диалектики как условие правильного мышления. Физика. Ее идейные истоки. Учение о мире, его субстанции, разумности, всеобщей взаимосвязи частей. Положение о необходимости и целесообразности всего в мире. Фатализм стоиков. Стоическая этика. Регулятивный принцип жизни. Понятие блага и зла. Идеал человека. Ригоризм этики Древней Стои.

Перенесение идей стоицизма на римскую почву (Средняя Стоя). Панэтий (II в. до н. э.): секуляризация им стоической натурфилософии и разработка практической этики долга. Посидоний (I в. до н.э.) – создатель мистической иерархии бытия, а в этике – сторонник мнения о постепенном продвижении человека к добродетели. Последователь учений Средней Стои в Риме – Цицерон (106–42 гг. до н. э.). Разработка им этики стоиков в духе гуманизма, римского практицизма и привнесения в нее элементов политического подхода. Создание концепции идеального государства и образа идеального гражданина и правителя.

Переработка стоической этики в условиях императорского Рима (Новая Стоя). Сенека (3 г. до н. э. – 65 г. н. э.) его представления о благе и добродетели. Проповедь морального совершенствования, гуманизма и космополитизма.

Эпиктет (50–138 гг. н. э.). Бог как основополагающая категория его этики. Религиозная резиньяция. Учение об отношении человека к внешнему миру. Рецепты решения социально-нравственных проблем. Сосредоточенность на духовном мире личности и моральном совершенствовании людей.

Марк Аврелий (121–180). Положение о единстве природы, общества и человека. Космополитизм. Углубление во внутренний мир человека. Пессимистическое представление о человеческой жизни. Религиозные моменты в этическом учении Маркса Аврелия.

 

Античный скептицизм

Теоретические и историко-культурные основания античного скептицизма. Пиррон (365 — 275 гг. до н. э.) и Тимон – представители первого этапа в истории скептицизма. Три вопроса Пиррона. От эпохэ к атараксии.

Скептицизм в Новой Академии (III–I вв. до н. э): Аркесилай, Карнеад, Клитомах, Филон, Цицерон. Доводы академиков против истинности чувственного и рационального знания. Классификация представлений по степени их вероятности. Использование истории философии для обоснования скептицизма. «Удержание согласия» – итог философствования новоакадемиков. Критика религиозных суеверий.

Поздние пирронисты. Тропы Энесидема и Агриппы против чувственного и рационального знания. Секст Эмпирик (II в. до н. э.). Обобщение истории скептицизма в его трудах. Агностицизм – итог гносеологии скептиков.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.