Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 14. Учение Сократа в свидетельствах Ксенофонта





1. Сократ и религия.

2. Рассуждения Сократа на этические темы. Определение моральных категорий.

3. Сократическая диалектика.

Литература

 

1. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993. С. 5–152.

2. Платон. Сократические сочинения. СПб., 1993.

К вопросу 1: кн. 1, гл. 1, 4; кн. 4, гл. 3, 8.

К вопросу 2: кн.1, гл. 5; кн. 2, гл. 1; кн.3, гл. 8, 9; кн. 4, гл. 4–6.

2. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979, 1986. Кн. II, 5. Сократ, 18–47.

3. КессидиФ. Х. Сократ. М., 1976.

4. Джохадзе Д. В. Философия античного диалога. М., 1997. С. 82–84 (для 3 вопроса).

5. Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 21–26 (для вопроса 3).

6. Йегер В. Пайдейа.М., 1997.

 

Тема 15. Основатели учения киников – Антисфен и Диоген

1. Высказывания по онтологическим и гносеологическим вопросам.

2. О человеке и подлинных ценностях жизни. Назначение философии и философа.

3. Социально-политические положения.

Литература

Антология кинизма. М., 1984; С. 97–170.

К вопросу 1: с. 97, Антисфен, фрагм. 24, 39, 42, 44, 45, 47–50, 116; С. 122, Дополнения, фрагм. 39 А, 40С, 44В, 47С, 50В, 58, 160; с. 133, Диоген, фрагм. 49, 60, 80, 116, 117, 157, 158, 182, 299, 300.

К вопросу 2: с. 97, Антисфен, фрагм. 1–3, 12, 32, 33, 35, 51, 81, 82, 85, 86, 88, 105, 108, 110,112, 121, 124, 125; С.122, Дополнения, фрагм. 21В, 27, 90, 96, 109В, 111А, 134В, 172; С. 133, Диоген, фрагм. 2, 6, 8, 11, 3, 14, 16, 18, 26, 27, 32, 33, 47, 53, 54, 59, 61, 62, 64-66, 70, 71, 75, 85, 86, 93, 108, 113, 123, 124, 129, 134–136, 141, 143, 157-159 162, 168, 170, 183, 202, 231, 238, 242, 245, 256, 259, 262, 263, 267, 276, 277, 290, 291, 294.

К вопросу 3: С. 97, Антисфен, фрагм. 11, 22, 90, 91, 98; С. 122. Дополнения, фрагм. 102, 105, 131; С.133, Диоген, фрагм. 63, 67, 79, 128, 165, 222, 248, 258, 280, 287, 288, 296–298.

Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии М., 1981. С. 229–236.

Нахов И. М. Философия киников. М., 1982.

Антология кинизма. М., 1984. С. 5–24.

 

Тема 16. Понятия «прекрасное» и «идея» в диалоге Платона

«Гиппий больший»

Фабула диалога и подход к теме прекрасного.

Логика обсуждения вопроса о прекрасном. Этапы обсуждения и основные переходы мысли. Общие черты диалектики Платона, представленные в диалоге,

Возможные позитивные выводы о понятиях «прекрасное» и «идея».

 

Литература

Платон. Сочинения. М., 1968. Т.1. С.149–183, 522–526.

Платон. Собр. соч.. М., 1990. T. I. С. 386–417, 774–777.

К вопросу 1: 28la, b; 286 a–d.

К вопросу 2: 287а–297 d, 299b–300 b, 301b, 302–303d, 304c–е.

Асмус В. Ф. Платон. М., 1969. С. 31–60.

ДжохадзеД. В. Философия античного диалога. М., 1997. С. 84–88, 134–148.

Васильева Т. В. Путь к Платону. М., 1999.

 

Тема 17. Учение Платона о душе и познании в диалоге

«Федон»

Сюжет диалога и подведение к теме бессмертия души.

Взаимоотношения души, жизни и смерти. Соотношение души и идеи.

Этические выводы из положения о бессмертии души.

Знание как припоминание. Роль тела и души в познании.

Литература

Платон. Сочинения. М., 1970. Т. 2. С. 11–94, 481–505.

Платон. Собр. соч. М., 1993. Т. 2. С. 7–80, 415–428.

К вопросу 1: 57а, 64а–70b.

К вопросу 2: 70с–72е, 77c,d, 79d–80b, 100b – 106e.

К вопросу 3: 80d–84b, 107с–108с, 113d–144e.

К вопросу 4: 72е–77b.

Асмус В. Ф. Платон. М, 1969. С. 61–88.

ВасильеваТ. В. Путь к Платону. М., 1999.

 

Тема 18. Диалектика категорий в «Софисте» Платона

Е занятие

1. Зачин диалога: его тема. Диалектические приемы ее обсуждения. Постановка вопроса о небытии.

2. Исследование небытия и подходы к определению бытия.

3. Соотношение бытия, движения и покоя.

Литература

Платон. Сочинения. М, 1970. Т. 2. С. 319–399, 567–585.

Платон. Собр. соч. М., 1993. Т. 2. С. 275–345, 482–489.

К вопросу 1: 216–217b, 218b–221с, 230а–237а.

К вопросу 2: 237с–240с, 241d, 242c–245e.

К вопросу 3: 245e–250d.

Асмус В. Ф. Платон. М., 1969. С. 115–125.

Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986. С. 43–84.

 

Е занятие

1. Введение понятий «тождественное» и «иное».Определение небытия.

2. Определение диалектики. Ее отличие от софистики.

3. Толкование диалектики «Софиста» в историко-философской литературе.

 

Литература

1. Платон. Сочинения. М., 1970. Т. 2. С. 319–399, 567–585.

2. Платон. Собр. соч. М., 1993. Т. 2. С.275–345, 482–489.

К вопросу 1: 250е, 252е, 253b, 254c–257b, 258a–d, 259a,b.

К вопросу 2: 253c–254b, 259d–260a.

3. Асмус В. Ф. Платон. М., 1969. С. 115–125.

4. История античной диалектики. М., 1972. С. 178–200 (для вопроса 3).

Тема 19. Онтология Аристотеля по трактату «Категории»

Е занятие

1. Исходныеположения: понятие «существующее» и понятие «категория».

2. Категория «сущность». Общий порядок рассмотрения категорий на ее примере.

3. Категория «количество».

 

Литература

 

1. Аристотель. Категории. М., 1939. С. 3–50.

2. Аристотель. Сочинения. М., 1978. Т. 2. С. 53–90.

К вопросу 1: гл. 2, 4.

К вопросу 2: гл. 5.

К вопросу 3: гл. 6.

3. Аристотель. Категории. М., 1939. C. V–XXXV.

4. Аристотель. Сочинения. М., 1975. T. 1.С. 41–49.

5. Авраамова М. Л. Учение Аристотеля о сущности. М., 1970.

6. Луканин Р. К. Органон Аристотеля. М., 1984. С. 24–51.

Е занятие

1. Категория «качество».

2. Типы отношений между противоположностями.

3. Виды движения.

 

Литература

1. Аристотель. Категории. М., 1939. С. 3–50.

2. Аристотель. Сочинения. М., 1978. Т. 2. 53–90.

К вопросу 1: гл. 8.

К вопросу 2: гл. 10, 11.

К вопросу 3: гл. 14.

3. Визгин В. П. Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982. С. 158–182, 261–325 (для вопроса 1).

 

Тема 20. Психология и гносеология Аристотеля в трактате

«О душе»

Е занятие

1. Категориальные определения души и их смысл. Содержание понятия «душа». Соотношение души и тела.

2. Способности и виды души в живых существах.

3. Общая характеристика ощущения в целом.

 

Литература

 

1. Аристотель. Сочинения. М., 1975. Т. 1. С. 371–448.

К вопросу 1: кн.1, гл. 1 (402а–10, 403 а 5403 b, 403 b, l5–20), 2 (403b 25–30), 3 (407 b, l5–25), 4 (408a30–408b30), 5 (41la25–41lb 20); кн. 2, гл. 1, 2 (414 а5–25), 4 (415 b5–20).

К вопросу 2: кн. 1, гл.5 (411Ь20–30); кн.2, гл.2 (413а10–14а5), 3, 4; кн. З, гл.9 (432а15–b25), 10(433b–30), 11, 12 (434 a20–435a), 13.

К вопросу 3: кн. 2, гл.5, 12; кн. 3, гл.2 (425b 20–426 а30, 426 bl0–427, а15.

2. Аристотель. Сочинения. М., 1975. T. I. С. 50–62.

3. Вопросы философии. 1966. № 5. С. 107–117.

Е занятие

1. Отдельные виды ощущений. Их специфические и общие объекты.

2. Воображение (представление).

3. Мышление в его отличии и связи с ощущениями. Ум претерпевающий и действующий, созерцающий и движущий.

 

Литература

 

1. Аристотель. Сочинения. М., 1975. Т. 1. С. 371–448.

К вопросу 1: кн.3, гл. 1, 2 (425b 10–20); кн. 2, гл. 6–8 (420a–20, 25–420b), 9 (421a5–10, 421b 10–20), 10(422a5–20,422b 10-15), 11 (422 bl5-423 а5, I5–20, 423b5–424а15).

К вопросу 2: кн. 3, гл. 3 (427b 15–429 а10).

К вопросу 3: кн. 3, гл. 3 (427 а15–427bl5), 7 (431 а15–20, 431b–20), 8, 9 (432b 25–433 а10), 10 (433 а10–30).

Тема 21. Разработка философии атомистического материализма

В поэме Лукреция «О природе вещей»

I - е занятие

1. Цель написания поэмы. Критика представлений о сотворении и уничтожении мира. Научно-философские основания критики. Отрицание религиозного мировоззрения. Естественное и гипотетическое (многопричинное) объяснение явлений природы.

2. Доказательства бытия «начальных тел» и пустоты. Отсутствие «третьей природы». Понятие «свойства - явления». Обоснование неделимости атома. Понятие «предельной точки». Бесконечность атомов и пустоты (вселенной).

3. Доказательства движения «начальных тел». Скорость и траектория их движения. Обоснование теории отклонения. Разнообразие форм и величин атомов. Разнообразие семян вещей и законы их сочетаний. Ощущаемые качества вещей и атомы. Ощущение (жизнь) и атомы.

Литература

1. Лукреций. О природе вещей. М., 1958. С. 25–248.

К вопросу 1: кн. 1, 5–130, 140–260; кн. V, 80–220, 300–320, 510–530, 610–760; кн. VI, 50–140, 380–390, 700–770.

К вопросу 2: кн. I, 270–400, 420–630, 950–1070.

К вопросу 3: кн. II, 60–160, 180–290, 310–330, 340–500, 520–530, 560–570, 580–590, 670–720.

2. Лукреций. О природе вещей. М., 1958. С. 5–22; М.;Л., 1947. Т. 2. С. 9–38, 87–120.

Е занятие

1. Учение о душе. Цель учения. Природа духа и души. Вещественный состав духа. Связь души и тела. Рождение и смерть духа и души. Критика представлений о вечности души. Избавление от страха смерти.

2. Гносеологические вопросы. Концепция «призраков». Доводы в пользу безошибочности зрения. Прочие ощущения. Движения духа (видение ума).

3. Антропологическая и историко-социологическая концепция. Тело, его функции и движение. Сон. Болезнь. От образования мира к появлению человека и цивилизации.

Литература

1. Лукреций. О природе вещей. М., 1958. С. 25–248.

К вопросу 1: кн. III, 30–40, 90–100, 110–610, 620–810, 830–1090.

К вопросу 2: кн. IV, 30–270, 350–360, 380–520; кн. V, 560–580; кн. IV, 520–809.

К вопросу 3: IV, 822–1030; кн. VI, 1090–1140; кн. V, 60–80, 220–230, 330–340, 410–500, 780–1450.

2. Лукреций. О природе вещей. М.;Л. 1947. Т. 2. С. 39–86, 236–274.

3. Человек и социальный прогресс. Ижевск, 1982. С. 172–174.

Тема 22. Этика Средней Стои по трактату Цицерона

«Об обязанностях»

 

1. Цель написания трактата и его литературно-философская основа. Общий план рассмотрения обязанностей.

2. Обязанности в свете нравственно-прекрасного. Понятие «подобающее».

3. Обязанности с точки зрения пользы.

4. Соотношение нравственно-прекрасного и полезного.

Литература

1. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.. 1974. С. 58–156.

К вопросу 1: кн. I, 4–10; кн. Ш, 7–18.

К вопросу 2: кн. I, 15–18, 20, 22, 23, 31, 32, 34–36, 38, 39, 41–52, 57, 58, 61–63, 79, 81, 82, 92–96, 99, 100, 103, 105, 106, 110, 111, 117, 122–127, 129–131, 134, 135, 144, 145, 150–153, 155, 158, 160.

К вопросу 3: кн. II, 11–15, 17, 21, 30–34, 46, 52–55, 60–63, 65, 69–75, 84–89.

К вопросу 4: кн. II, 9–10; кн. III, 19–23, 27–31, 34–36, 40–42, 46, 47, 50–57, 61, 65, 68, 75–76, 82, 83, 89–93, 95, 96, 101, 116–120.

2. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974. С. 159–174.

3. Утченко С. Л. Цицерон. М., 1972. С. 323–334, 279–289.

4. Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977. С. 86–98, 182–201.

Тема 23. Учение Плотина по трактату «О трех первых началах»

1. Жизнь Плотина и его творчество.

2. Постановка вопроса о необходимостьисследования природы Души.

3. Ум. Начала, или категории Ума.

4. Первоединое. Присутствиетрех высших начал в природе человека. Историко-философское обоснование учения о трех началах.

Литература

1. Плотин. Избранные трактаты. М., 1994. Т. 1. 9–26.

2. Плотин. Сочинения. СПб., 1995.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях к изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 462–476 (для вопроса 1).

4. Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918.

5. Адо П. Плотин, или простота взгляда. М., 1991. С. 17–31 (для вопроса 4), 32–69.

6. Вестник древней истории. 1986. № 4. С. 118–125.

Темы рефератов, докладов, курсовых и дипломных работ*

 

1. Философские идеи в литературе Древнего Востока (Египет, Месопотамия, Палестина, Иран).

2. Историко-философская компаративистика: Будда и Сократ; буддизм и стоицизм.

3. Изучение философии Древней Индии и Китая в России.

4. Древнекитайские историки философии.

5. Историография древней философии в Индии.

6. Изучение античной философии в России.

7. Историко-философская культура России XVIII – XIX вв. в переводах античных философов.

8. Античная философия в творчестве современных западных философов и историков философии.

9. Апология античного скептицизма и эклектизма.

10.Античная историография философии.

11.Внешний облик и быт античного философа.

12.Кинизм и стоицизм.

13.Трудовая этика в античности.

14.Учения о человеке в античной философии.

15.«Антропологический поворот» в истории древнегреческой философии.

16.Этико-антропологическое направление в античной философии.

17.Смыслы античного антропоцентризма.

18.Философские проблемы человека в медико-биологических знаниях античности.

19.Изучение античной философской антропологии в России.

20.Гуманистические идеи в античной философии.

21.«Жень» Конфуция, jilanJrwpia Аристотеля и humanitas Цицерона.

22.Тема печали и утешения человека в античной философии.

23.Память как категория античной этики.

24.Историография античного гуманизма.

25.Философские аспекты античной риторики.

26.Две «Топики»: Аристотель и Цицерон.

27.Римский эпос и дидактическая поэзия как философия.

28.Этико-антропологические проблемы в античной литературе.

29.Стоицизм Персия и Ювенала.

30.Традиция и авторитет в античной философии.

31.Феномен философской школы в античной философии.

32.Критики и ниспровергатели философии в античности.

33.Языковые основы основных понятий античной философии (или: Греческий язык и греческая философская терминология).

34.Поэт и философ в античном мире.

35.«Иррациональное» у Платона.

36.Философское мифотворчество Платона.

37.Философия Платона как богословие.

38.Неоплатоническая интериоризация Платоновской теологии.

39.Вопрос о бытии в философии Парменида, Платона, Аристотеля.

40.Учение о созерцании в античной философии (досократики, Платон и Аристотель, неоплатоники).

41.Вопрос об Уме у Платона и неоплатоников.

 

Вопросы к экзамену

 

 

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

 

0№ 1Пп/п Наименование разделов и тем ВСЕГО (часов) Аудиторные занятия (час) Самостоятельная работа
в том числе
Лекции Практические (семинары, лабораторные работы)
  Тема 1. Философия Древней Индии        
  Тема 2. Философия школы Древнего Китая        
  Тема 3. Мировоззрение древних обществ Ближнего Востока        
  Тема 4. Раннегреческая философия в ионийских полисах        
  Тема 5. Раннегреческая философия в италийских полисах        
  Тема 6. Древнегреческая философия второй половины V-IV вв. до н.э.        
  Тема 7. Идеаолизм Платона (427-347 гг. до н.э.)        
  Тема 8. Философия Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)        
  Тема 9. Учение Эпикура (341-270 гг. до н.э.) и его римского последователя Лукреция        
  Тема 10. Философия стоиков        
  Тема 11. Античный скептицизм        
  Тема 12. Религиозно-мистическая философия в эпоху Римской империи        
  Семинар 1. Мировоззренческие вопросы в «Каушитаки упанишаде»        
  Семинар 2. «Бхагаватгита» и индийская философия        
  Семинар 3. Учение буддизма в «Дхаммападе»        
  Семинар 4. Традиционные идеи древнекитайской философии в трактате «Сицы Чжуань»        
  Семинар 5. Последователи Конфуция: Мэн-цзы        
  Семинар 6. Чжуан-цзы и даосизм        
  Семинар 7. Ранняя греческая космогония и антропология        
  Семинар 8.Воззрения Геркалита Эфесского        
  Семинар 9. Апории Зенона Элейского        
  Семинар 10. Развитие идей орфической антропологии в философии пифагорейцев и Эмпедокла        
  Семинар 11. Представления о человеке в натурфилософии Анаксагора и в Гиппократовской школе        
  Семинар 12. Философские аспекты атомистики Демокрита        
  Семинар 13. Взгляды софистов по диалогам Платона «Протагор» и «Горгий»        
  Семинар 14. Учение Сократа в свидетельствах Ксенофонта        
  Семинар 15. Основатели учения киников - Антисфен и Диоген        
  Семинар 16. Понятия «прекрасное» и «идея» в диалоге Платона «Гиппий больший»        
  Семинар 17. Учение Платона о душе и познании в диалоге «Федон»        
  Семинар 18. Диалектика категорий в «Софисте» Платона        
  Семинар 19. Онтология Аристотеля по трактату «Категории»        
  Семинар 20. Психология и гносеология Аристотеля в трактате «О душе»        
  Семинар 21. Разработка философии атомистического материализма в поэме Лукреция «О природе вещей»        
  Семинар 22. Этика Средней Стои по трактату Цицерона «Об обязонностях»        
  ИТОГО:        

 

IV. Форма итогового контроля - экзамен

Семестр

1. Методологические вопросы изучения истории философии

2. Ведийское мировоззрение

3. Философия санкхьи

4. Философия школы ньяя-вайшешика

5. Философия чарваков (локаятиков)

6. Философия веданты

7. Философские аспекты буддизма

8. Древнекитайская натурфилософия

9. Этико-политическое учение Конфуция

10. Последователи Конфуция: Мэн-цзы

11. Учение Мо Ди и его последователей

12. Даосская философия

13. Воззрения Чжуан-цзы

14. Мировоззрение Ван Чуна

15. Мировоззренческие идеи в литературе древних обществ Ближнего Востока

16. Мировоззренческие положения в греческом эпосе

17. Орфическая космогония и антропология

18. Милетская школа

19. Философия Геркалита

20. Пифагорейская философия

21. Мировоззрения Ксенофана

22. Философия Парменида

23. Апории Зенона Элейского

24. Учение Эмпедокла

25. Натурфилософия Анаксагора

26. Антропология Гиппократовой школы

27. Атомистика Демокрита

28. Детезминизм Демокрита: проблема необходимости и случайности

29. Гносеологические положения Демокрита

30. Этико-политические воззрения Демокрита

31. Общефилософские взгляды софистов

32. Антропологические и этико-политические идеи софистов

Семестр

1. Учение Сократа

2. Сократические школы (мегарская и элидо-эретрийская)

3. Киники

4. Киренаики

5. Космология Платона

6. Учение Платона об идеях (эйдосах)

7. Диалектика Платона и анализ философских категорий

8. Учение Платона о душе и познании

9. Этико-политические воззрения Платона

10. Последователи Платона (Древняя Академия)

11. Начала и причины бытия в онтологии Аристотеля

12. Физика Аристотеля: учение о движении

13. Вклад Аристотеля в разработку философских категорий

14. Психология Аристотеля

15. Гносеология Аристотеля

16. Этико-политические учения Аристотеля

17. Перипатетики в эллинистическую и римскую эпоху

18. Учение Эпикура

19. Философия Древней Стои

20. Скептицизм в эллинистической философии. Пиррон

21. Скептицизм в Новой Академии

22. Учение Средней Стои

23. Усвоение философии в Риме. Цицерон: антропологические и этико-политические воззрения

24. Логико-гносеологические взгляды Цицерона

25. Эпикуреизм в Риме. Лукреций Кар: проблемы атомистики в его поэме.

26. Лукреций: учение о душе

27. Гносеологические вопросы в поэме Лукреция

28. Историко-социологическая концепция Лукреция

29. Новая Стоя. Сенека

30. Учение Эпиктета

31. Стоицизм Марка Аврелия

32. Скептики в римскую эпоху (I-II вв.)

33. Неопифагореизм

34. Религиозно-мистический платонизм (I-II вв.)

35. Учение Плотина – основателя неоплатонизма

36. Неоплатоники III-V вв.

 

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература (основная)

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, кино- и телефильмов, мультимедиа и т.п.

 

VI. Ресурсное обеспечение (если требуется)

1. Лаборатории (в том числе, вузовско-академические), музеи, гербарии, биостанция, ботанический сад, астрономическая обсерватория и т.д.

2. Приборная база, лабораторное оборудование, материалы

3. Натурные объекты, коллекции, модели

4. Базы данных

5. Компьютерные классы

 

 

 


РАЗДЕЛ II.

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

II. Содержание курса

1. Разделы курса, темы, их краткое содержание

2. Темы лабораторных, семинарских занятий и коллоквиумов (если предусмотрены)

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

4. Примерная тематика рефератов, курсовых работ (если предусмотрены)







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.