Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Развивающая направленность и возрастная адекватность образования.





Развивающее образование - это такой тип образования, который не просто имеет развивающий эффект (это может оказаться справедливым для любого типа образования), но, будучи индивидуально ориентированным на каждого обучаемого, ставит основной своей целью его развитие, реальное продвижение. В системе развивающего образования знания, умения и навыки выполняют функцию не столько самостоятельных целей, сколько средств в процессе развития.

Проблематика, связанная с индивидуализацией образования, с необходимостью влечёт за собой и весь круг вопросов, касающийся возрастной специфики, а следовательно, специфики образования на разных образовательных ступенях. В связи с этим особую значимость приобретает принцип самоценности каждого возраста, который может быть раскрыт посредством двоякого требования к содержанию и методам образования:

- обеспечение полноты реализации возможностей обучаемого определённого возраста;

- опоры на достижения предыдущего этапа развития.

Рассмотренные выше основные условия достижения новых целей образования могут реализоваться только в контексте и с учётом решения следующих двух фундаментальных задач: обеспечения равенства доступа к качественному образованию и подготовки и переподготовки преподавателей для реализации стратегических целей обновления учебного заведения на практике.

Правительственная Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновлённого содержания общего образования будет положен компетентностный подход, как одно из оснований обновления образования. Речь будет идти в частности о“ключевых компетенциях”. В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода “узлового” понятия - ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого “от результата” (“стандарт на выходе”); в третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и прочей).

Не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идёт о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыки, это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.

Компетентности формируются не только в процессе обучения, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры и др. Применительно к каждой компетентности можно выделять различные уровни её освоения (например, минимальный, продвинутый, высокий).

Одним из основных аспектов модернизации является и обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования. Конституция Российской Федерации гарантирует права граждан на образование. Однако в условиях сложной социально-экономической ситуации эти гарантии не всегда обеспечивались в полной мере. Правительство Российской Федерации осуществит меры по их реализации, создав правовые и экономические условия для:· бесплатного полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта и бесплатного образования других уровней в пределах, установленных законодательством Российской Федерации;· равного доступа всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи;· получения образования в соответствии с установленными государственными образовательными стандартами, гарантирующими необходимое для общества качество образования. Доступность качественного образования означает также государственные гарантии:· обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования и учебной литературы;· обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;· социально-педагогической и психолого-педагогической помощи семье, ранней диагностики резервов развития ребенка (физических и психологических);· бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек. Обучающиеся должны иметь информацию о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование, о качественном уровне получаемого образования и его соответствии государственным образовательным стандартам. Для повышения объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательной школы и обеспечения равных возможностей на получение среднего и высшего профессионального образования предстоит осуществить изменение сложившейся системы выпускных экзаменов в общеобразовательных учреждениях и вступительных испытаний в высшие и средние специальные учебные заведения с учетом результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена. При этом в высших учебных заведениях, осуществляющих подготовку по профессиям, предполагающим наличие определенных творческих, психологических, физических наклонностей, а также реализующих учебные программы повышенной сложности, могут быть установлены дополнительные требования к приему.Для обеспечения гражданам равных условий получения на конкурсной основе среднего и высшего профессионального образования будут в установленном законом порядке рассмотрены предложения о предоставлении на определенных условиях отсрочки призыва в Вооруженные Силы выпускникам средней (полной) общеобразовательной школы и выпускникам образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования для реализации ими права на поступление в учебные заведения соответственно среднего или высшего профессионального образования.Одновременно будет отрабатываться система специализированной
подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.Важной организационно-педагогической мерой будет восстановление на современной технической основе учета детей школьного возраста и создание государственно-общественной системы обеспечения обязательного основного общего образования, мониторинга его реализации.Для обеспечения сельским школьникам равных возможностей в получении качественного общего образования будут осуществлены специальные меры по поддержке сельской школы, а также ее реструктуризации.Дети с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний - в специальных школах и школах-интернатах. Дети с проблемами асоциального характера должны быть обеспечены обязательным индивидуальным психолого-педагогическим сопровождением. Правительство Российской Федерации планирует осуществить комплексные меры по борьбе с беспризорностью, асоциальным поведением детей и молодежи, социальным сиротством. Условия необходимые для повышения качества: 1) общего образования. Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции отечественного естественно-математического, гуманитарного и художественного образования. Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется:

- пересмотреть структуру и содержание общего образования, включая продолжительность обучения на каждой его ступени. Принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования", № 194-ФЗ от 21 июля 2007 г. где говорится о том, что в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона родители обязаны создать условия для получения детьми среднего (полного) общего образования;

- разработать и ввести в действие государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений;- провести оптимизацию учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создать в образовательных учреждениях условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.- обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов - на основе многообразия образовательных учреждений и вариативности образовательных программ;- отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей
школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования;- усилить роль дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - экономики, истории, права, русского, родного и иностранных языков, улучшить профессиональную ориентацию и трудовое обучение, обеспечить всеобщую компьютерную грамотность;- обеспечить знания выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка;- предусмотреть введение обязательного экзамена по иностранному
языку за курс средней школы и обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы;- отработать в порядке эксперимента различные механизмы реструктуризации основной и старшей ступени сельской школы (при сохранении и поддержке малокомплектных школ и обеспечении в каждом населенном пункте условий для реализации программ дошкольного и начального образования);- организовать на селе систему "школьных автобусов";- обеспечить в рамках федеральной целевой программы "Развитие
единой образовательной информационной среды" развитие дистанционного образования и др.;- разработать нормативно-правовую базу для развития новых типов
общеобразовательных учреждений, в том числе образовательных центров
и комплексов, а также учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей;- обеспечить государственную поддержку школ для одаренных детей;- создать эффективную государственно-общественную систему экспертизы и контроля качества учебной литературы, а также поддержки организации и проведения конкурсов среди авторов на создание учебников нового поколения;- обеспечить государственную поддержку образовательным учреждениям, ведущим инновационную деятельность, как опорным площадкам процесса модернизации образования;- создать независимую от органов управления образованием государственную систему оценки качества образования, которая должна стать действенным и надежным инструментом повышения эффективности образовательной деятельности. 2) профессионального образования. Государство возвращается в образование как гарант качества образовательных программ и услуг, предоставляемых как общеобразовательными, так и профессиональными образовательными учреждениями, независимо от организационно-правовых форм.Предстоит существенная модернизация содержания и структуры
профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, армии, государственной службы и др.В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, технологий, федерального и территориальных рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Должна быть создана система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, в том числе с учетом международных тенденций. В соответствие с этими потребностями предстоит выстроить оптимальную систему профессионального образования, в частности, реальную многоуровневую структуру высшего образования. Результаты прогнозирования потребностей рынка труда, а также рейтинги учреждений профессионального образования должны доводиться до населения через средства массовой информации.Планируется создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, формирование у всех выпускников вузов, ССУЗов и профессиональных училищ готовности к самоопределению в вопросах подбора работы, в том числе и открытию собственного дела.В числе стратегических направлений развития профессионального
образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений.
Необходимо включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение вузов современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку вузовской науки.Особое внимание будет уделено развитию в российской высшей школе научных исследований и разработок, оказывающих решающее влияние на укрепление кадрового и технологического уровня народного хозяйства страны.Наряду с этим уже в ближайшие годы будет реализован ряд мер, направленных на повышение требований к качеству профессионального образования, в частности:- переаттестацию всех образовательных программ в области экономики, права и менеджмента;- переаттестацию и при необходимости повторное лицензирование филиалов вузов, а также негосударственных вузов, выдающих дипломы государственного образца. К этим процедурам должны быть привлечены ведущие вузы России, видные ученые соответствующих специальностей, органы управления образованием субъектов Российской Федерации.Необходимо обеспечить опережающее развитие начального и среднего профессионального образования, поскольку на современном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифицированных работниках начального и среднего звеньев производства. Надлежит существенно актуализировать содержание и повысить качество профессиональной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на международные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть учреждения начального и среднего образования к потребностям местного рынка труда. Предусмотреть увеличение их финансирования, в частности для создания современной учебно-методической и информационной базы обучения, расширения научно-исследовательских работ, издания учебной литературы для этих уровней образования. Одновременно предстоит отработать и провести в жизнь оптимальную концепцию реализации общего среднего образования в начальных и средних профессиональных учебных заведениях, обеспечить взаимосвязь их профессиональных образовательных программ, вертикальную мобильность их учащихся.Серьезному реформированию подлежит система управления профессиональным образованием. Необходимо обеспечить качественное изменение во взаимодействии регионов и федерального центра в вопросах функционирования и развития профессионального образования всех уровней. В целях повышения эффективности деятельности учреждений начального и среднего профессионального образования следует разделить их на два уровня - федерального и регионального подчинения, предусмотрев возможность передачи части полномочий в этой сфере на муниципальный уровень.Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться:- прогнозирование потребностей рынка труда и создание кооперации
сети профессиональных образовательных учреждений, рекрутинговых и информационных агентств, служб занятости;- оптимизация перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров;- структурная и институциональная перестройка профессионального
образования, оптимизация сети его учреждений, отработка различных
моделей интеграции начального и среднего, среднего и высшего профессионального образования, обеспечение реальной многоуровневости высшего образования, создание университетских комплексов;- радикальное улучшение материально-технической базы профессиональных учебных заведений;- информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования;- углубление в высшей школе интеграционных и междисциплинарных
программ, соединение их с прорывными высокими технологиями;- повышение статуса вузовской науки как одного из основных факторов обеспечения высокого качества подготовки специалистов, развития производительных сил общества и непрерывного обновления содержания профессионального образования;- разработка в рамках Федеральной программы развития образования подпрограммы "Университеты России";- осуществление государственной поддержки ведущих научных и
творческих школ с определением порядка и форм такой поддержки;- формирование условий для непрерывного профессионального роста
кадров, привлечение в этих целях ведущих ученых Российской академии
наук, обеспечение преемственности различных уровней профессионального образования и создание эффективной системы дополнительного профессионального образования, обеспечивающей психологическую поддержку населению при смене видов деятельности и карьерном росте;- обеспечение участия работодателей и других социальных партнеров в решении проблем профессионального образования, в том числе в
разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными
квалификационными требованиями (профессиональными стандартами), в
формировании заказа на подготовку специалистов, в контрактной под-
готовке кадров и проведении кадровой политики на уровне субъектов
Российской Федерации и т.д..Для стимулирования научно-исследовательской деятельности преподавателей высшей школы будут расширены масштабы ее финансовой государственной поддержки, в том числе - в форме грантов на конкурсной основе.Основная цель профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования.Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов. В ходе модернизации образования, рассматриваемого как приоритетная отрасль национальной экономики, государство должен последовательно наращивать его финансовую поддержку до необходимой потребности. Важными элементами формирования эффективных экономических механизмов модернизации и развития образования, обеспечивающих фактически новые принципы и систему финансирования отрасли, должны стать:- введение нормативного бюджетного финансирования образования с учетом обеспечения государственных образовательных стандартов и необходимых условий образовательного процесса;- разработка дифференцированных нормативов бюджетного финансирования учреждений (организаций) высшего и в перспективе среднего профессионального образования, отражающих характер реализуемых ими образовательных программ;- создание системы государственного образовательного кредитования, субсидирования граждан из малообеспеченных семей и отдаленных территорий для получения ими профессионального образования;- выделение средств на развитие образования из бюджетов всех уровней, включая средства на приобретение учреждениями образования учебно-лабораторного оборудования и информационно-вычислительной техники, развитие библиотек и информационных ресурсов, а также на повышение квалификации преподавателей;- развитие механизмов финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом требований модернизации образования;- обеспечение целевого использования средств, выделяемых на нужды образования из бюджетов разных уровней;

- нормативно-правовое обеспечение экономической самостоятельности учреждений образования, в том числе на основе увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных учреждений и организаций;

- обеспечение прозрачности финансовой деятельности образовательных учреждений, повышение их финансово-экономической ответственности;

- создание условий для привлечения дополнительных средств в учреждения образования; систематизация льгот, в том числе налоговых;

- поддержка профильного учебного производства на базе образовательных учреждений;

- предоставление возможности использовать средства Федеральной
программы развития образования для финансирования программ развития
всех типов и видов государственных и муниципальных образовательных
учреждений на условиях софинансирования из соответствующих бюджетов.

Система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. Именно ориентация на реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг должна создать основу для привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов

В рамках Национального проекта «Образование» предусмотрены реализация комплекса и других мероприятий. Например: Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования; внедрение современных образовательных технологий; создание национальных университетов и бизнес-школ мирового уровня. 18 января 2006 года на заседании Межведомственного координационного совета по информатизации системы образования в рамках мероприятий по развитию современных образовательных технологий была поставлена задача за счет выделенных средств обеспечить доступ в Интернет для всех российских школ. Предусмотрены также мероприятия по поддержке лучших учителей: ежегодно в результате конкурсного отбора 10 тысяч учителей, достигших признанного обществом качества профессиональной деятельности, награждаются премией Президента Российской Федерации (100 тысяч рублей каждому). В 2007 году добавились еще два направления Национального проекта «Образование» - государственная поддержка субъектов Российской Федерации по модернизации образования, и государственная поддержка образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Национальной доктриной предусматривается, что в ходе реализации государственной политики будет обеспечен опережающий рост ассигнований на систему образования в общем объеме государственных расходов и существенное повышение их эффективности, создание условий для привлечения в эту сферу средств из внебюджетных источников. Таким образом, направления приоритетного национального проекта "Образование" образуют целостную мозаику, разные компоненты которой дополняют друг друга, с разных сторон направляя образовательную систему к единым целям, обеспечивая системные сдвиги. По мнению Министра образования и науки Российской Федерации Андрея Фурсенко, "национальный проект - не разовая акция, возникшая потому только, что появились деньги и надо их потратить. Это логический шаг в развитии реформы образования. Если хотите, это катализатор тех системных изменений, которые давно назрели, готовность к которым наконец-то сформировалась в обществе, а теперь еще и ресурсно обеспечены".


 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Какова роль образования в современном обществе и его основные задачи.

2. Что такое модернизация педагогического образования.

3. Сформулируйте причины, натолкнувшие общество на необходимость модернизации образования.

4. Развитие образовательной системы Российской Федерации, его цели.

5. Какие принципиальные условия необходимо создать для достижения основных целей образования.

6. Почему в основу обновления содержания общего образования положен компетентностный подход.

7. Основные условия для повышения качества общего и профессионального образования.

8. Какие же необходимые условия нужно создать для повышения качества общего и профессионального образования.

9. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.

10. Формирование эффективных экономических отношений в образовании.

 


заключение

 

В настоящий момент нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования в Российской Федерации, включает сотни правовых актов различной юридической силы. Несмотря на наличие двух системообразующих законов - Закона об образовании и Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, действующее законодательство Российской Федерации продолжает оставаться по существу несистематизированным. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, наличием среди нормативных правовых актов большого количества актов, принятых еще в советский период и продолжающих действовать до настоящего времени. Во-вторых, отнесением общих вопросов образования и воспитания к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). В-третьих, комплексным характером самого законодательства об образовании, которое регулирует не только собственно образовательные отношения, но и гражданские, трудовые, административные и другие отношения, возникающие в сфере образования. В-четвертых, активным нормотворчеством на международном уровне. На сегодняшний день международное образовательное право объединяет свыше 150 разного рода международно-правовых актов, принятых ООН, ЮНЕСКО, Международной организацией труда (МОТ), Советом Европы и другими международными организациями. Кроме того, нынешнее состояние нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации напрямую связано с несовершенством юридической техники (системы средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов).

Таким образом, основными направлениями совершенствования нормативно-правовой базы образования в Российской Федерации являются:

- приведение законодательства в области образования в соответствие с международно-правовыми обязательствами Российской Федерации;

- устранение противоречий, возникающих между актами образовательного законодательства и актами иных смежных отраслей законодательства (гражданским, административным, трудовым и т.д.);

- приведение федеральных, региональных (субъектов Федерации) и местных (муниципальных) источников образовательного права в соответствие с конституционными принципами разграничения властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

- оценка юридической силы источников образовательного права, принятых до 1990 г.;

- совершенствование юридической техники нормативно-правового регулирования в сфере образования.

Акты образовательного законодательства должны, с одной стороны, стать актами прямого действия и содержать лишь минимально необходимое количество бланкетных и отсылочных норм, а с другой - учитывать особенности статуса отдельных образовательных учреждений, наделенных автономией и пользующихся академическими свободами. Одним из направлений дальнейшего развития законодательства об образовании, обеспечивающим соблюдение обоих названных разнонаправленных требований, является активизация использования в правотворческой практике различного рода договорно-поощрительных и рекомендательных норм.

В работе по упорядочению и совершенствованию законодательства об образовании необходимо использовать все основные виды систематизации - учет, инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ныне это - Министерство образования и науки РФ), должен вести учет нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования. В этих целях могут использоваться, например, электронные ресурсы и официальный сайт министерства. Значение данной функции министерства возрастает в условиях проведения административной реформы в Российской Федерации, предполагающей, что среди федеральных органов исполнительной власти (министерства, агентства, службы) только министерства вправе осуществлять нормотворческую деятельность. Именно на них должна быть возложена и задача по поддержанию в надлежащем состоянии всего нормативно-правового массива в данной сфере государственного управления.

Учетом нормативных правовых актов в сфере образования могут заниматься и другие государственные учреждения, участвуя тем самым в работе по систематизации законодательства об образовании. Такие работы проводятся, например, Федеральным центром образовательного законодательства (www.lexed.ru).

Задача учета нормативных правовых актов в сфере образования состоит не только в сборе и "инвентаризации" самих нормативных правовых актов, но и в постоянной актуализации таких актов, в поддержании их в состоянии "действующего нормативного правового акта", учитывающем все вносимые в него изменения и дополнения. Эту функцию сегодня выполняют информационно-правовые и справочно-правовые системы "КонсультантПлюс", "Гарант" и др., позволяющие оперативно получить подборку не только действующих актов по образованию, но и отмененных, а также актов в уже не действующих редакциях.

Систематизация образовательного законодательства может проводиться также в форме инкорпорации. Последняя предполагает лишь внешнюю обработку нормативных правовых актов без какого-либо изменения их содержания. Систематизированные таким образом нормативные правовые акты объединяются в различного рода сборники. В этих сборниках нормативные правовые акты могут располагаться по хронологическому принципу (т.е. по времени издания акта) или по предмету правового регулирования (например, акты могут группироваться в зависимости от уровня образовательной системы, к которой они относятся, или от сферы регулируемых отношений - экономика образования, управление образованием и т.д.).

При обсуждении основных направлений развития законодательства об образовании сегодня одним из ключевых является вопрос о необходимости принятия Кодекса РФ об образовании. Все чаще ставится вопрос: почему необходимо радикально изменять сложившуюся и уже более десяти лет существующую систему правового регулирования в сфере образования и нужен ли вообще кодекс об образовании?

В связи с этим вопросом хотелось бы обратить внимание на несколько аргументов в пользу кодификации образовательного законодательства.

1. Принятие Кодекса об образовании, по существу, ставит четкие пределы нормотворческим полномочиям Министерства образования и науки РФ. Нормативное правовое регулирование наиболее важных вопросов в области образования становится исключительной компетенцией законодательной власти. Чиновники, занятые в сфере образования, перестают восполнять пробелы права, самостоятельно заполнять правовой вакуум. Они лишаются права принимать нормативный акт по любому вопросу, касающемуся вопросов образования. Министерство осуществляет нормотворческую функцию исключительно в рамках установленной компетенции и, как правило, в силу непосредственных предписаний кодекса.

2. Значительное увеличение количества правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере образования, их усложнение, частые изменения приводят к известным сложностям при применении законодательства об образовании. Нормы образовательного права становятся нечеткими и неясными для тех, к кому они в первую очередь адресованы. Поиск нужной нормы оказывается затруднительным не только для простого гражданина, но даже для юриста-профессионала.

Обеспечение доступности права - одно из важнейших направлений законодательной политики государства. В такой ситуации принятие кодекса об образовании представляет эффективное средство, нацеленное как на улучшение качества правового регулирования отношений в сфере образования, так и на обеспечение доступности самого образовательного права.

3. Принятие кодекса позволяет решить ряд проблем юридико-технического характера: устраняет разного рода несостыковки и разночтения, возникающие в связи с применением большого количества разрозненных нормативных правовых актов; обеспечивает унификацию понятийного аппарата, содействует устранению так называемых скрытых коллизий (коллизий правовых норм, возникающих из-за того, что одно и то же понятие по-разному определяется в разных нормативных правовых актах); содействует отмене неэффективных и устаревших (недействующих) норм и т.д.

4. Принимая в расчет комплексный характер законодательства об образовании, кодекс будет содействовать более четкому разрешению коллизий между нормами образовательного законодательства и нормами "пограничных" отраслей законодательства (гражданского, административного, бюджетного и т.д.). Поясним этот тезис рассуждением от противного. Если кодекс не будет принят и законодатель пойдет по пути принятия некоторого числа новых "тематических" законов, регулирующих наиболее острые и актуальные вопросы в первую очередь в областях экономики и управления образованием, может создаться ситуация, когда принимаемый закон, например по вопросу экономики образования, исходя из его предмета и содержания, будет сложнее отнести к законодательству об образовании, чем к соответствующим "пограничным" отраслям (гражданскому, бюджетному, административному и т.д.). В этом случае будет проблематичнее использов







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.