Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды контроля знаний, умений и навыков





Понятие Содержание
Безмашинный контроль Контроль, осуществляемый без использования ТСО
Взаимоконтроль Внешний контроль, осуществляемый учащимся над деятельностью сокурсника (одногруппника)
Внешний контроль Контроль, осуществляемый субъектом (преподавателем или другими учащимися) над деятельностью учащегося
Внутренний контроль (самоконтроль) Контроль, осуществляемый учащимся над собственной деятельностью
Внутриучредительный контроль Контроль, осуществляемый администрацией образовательного учреждения
Входной контроль Начальный контроль, направленный на проверку уровня знаний или выяснение качества знаний перед обучением в учебном заведении
Выборочный контроль Контроль, осуществляемый при проверке знаний путем выбора материала из нескольких (блока) тем
Групповой контроль Контроль, направленный на проверку итогов учебной работы или ход ее выполнения частью учащихся
Диктант Форма письменного контроля знаний и умений учащихся
Единичный контроль Контроль, при котором задание выдается одному учащемуся из группы
Заключительный контроль Итоговый контроль, направленный на проверку конечных результатов обучения по конкретной дисциплине
Зачет Форма организации контроля знаний, умений и навыков (ЗУН) учащихся, цель которого состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения
Защита дипломного проекта (работы) Форма проверки подготовленности выпускаемых специалистов
Защита курсового проекта (работы) Форма проверки усвоения ЗУН по окончании курса
Защита проекта (работы) Одна из форм организации контроля ЗУН учащихся
Индивидуальный контроль Контроль, направленный на выявление преподавателем ЗУН отдельных учащихся
Итоговый контроль Контроль, направленный на проверку конечных результатов обучения
Коллоквиум Беседа преподавателя с учащимися для выяснения знаний
Комбинированный контроль Теоретический контроль, основанный на совместном использовании методов письменного и устного контроля
Констатирующий контроль Контроль, при котором осуществляется отслеживание фактического усвоения материала
Контроль на протяжении дисциплины (курса) Контроль, проводимый в течение всего времени изучения дисциплины (курса)
Контроль с самостоятельной подготовкой Контроль, при котором учащиеся самостоятельно подготавливаются к проведению контроля и иногда самостоятельно выбирают задания
Контроль с автоматизированной обработкой результатов Безмашинный контроль, осуществляемый без использования ТСО, при котором работы учащихся обрабатываются с помощью ЭВМ
Контроль по окончании дисциплины (курса) Контроль, проводимый по окончании дисциплины (курса)
Контроль с ручной обработкой результатов Безмашинный контроль, осуществляемый без использования ТСО, при котором работы учащихся проверяются преподавателем вручную
Корректирующий контроль Контроль, направленный на исправление недостатков
Машинный контроль Контроль, осуществляемый при помощи ТСО
Муниципальный контроль Контроль, осуществляемый управлением образования
Начальный контроль Контроль, проводимый на начальном этапе обучения
Общегрупповой контроль Контроль, при котором задание выдается всей группе
Объективный контроль Контроль, при котором осуществляется оценивание работ по эталону
Оперативный контроль Контроль, направленный на изучение неожиданно возникших проблем в образовательном процессе и играющий стимулирующую роль
Отсроченный (контроль остаточных знаний) Итоговый контроль, направленный на проверку уровня знаний или выяснение качества знаний после изучения дисциплин на определенных стадиях обучения
Педагогический контроль Внешний контроль, осуществляемый педагогом над деятельностью учащегося
Письменный контроль Контроль, при котором проверка знаний учащихся проходит в письменной форме
Персональный контроль Контроль, осуществляемый педагогом ежедневно
Подготовка педагогом Контроль, при котором учащимся выдаются задания, заранее подготовленные педагогом
Практический (лабораторный) контроль Контроль, при котором осуществляется проверка умений и навыков учащихся и применение усвоенных ими знаний
Предварительный контроль Начальный контроль, направленный на проверку уровня знаний или выяснение качества знаний перед изучением каждой из последующих дисциплин в период обучения
Промежуточный контроль Контроль, определяющий качество учебного процесса и его результаты в межсессионный период и позволяющий вносить коррективы в учебный процесс
Репрезентативный контроль Контроль, при котором задание выдается нескольким учащимся из группы
Реферат Самостоятельная письменная работа учащихся на заданную тему, выполненная на основе изучения одного или нескольких литературных источников
Рубежный контроль Промежуточный контроль, направленный на проверку учебных достижений каждого учащегося на определенный момент обучения по предмету (курсу)
Смешанный контроль Безмашинный контроль, осуществляемый без использования ТСО, при котором часть работ учащихся обрабатывается с помощью ЭВМ
Собственно итоговый контроль Итоговый контроль, направленный на проверку итогов изучения пройденной дисциплины, с целью выявления способности студента к дальнейшей учебе
Сочинение Самостоятельная письменная работа учащихся на заданную тему
Сплошной контроль Контроль, осуществляемый при проверке знаний путем выбора материала из всех, изученных ранее тем
Стратегический контроль Контроль, направленный на пилотажное изучение знаний и умений коллектива учащихся (успешность работы группы учителей) по общим вопросам
Субъективный контроль Контроль, при котором осуществляется оценивание работ субъектом без эталона

 

Тактический контроль Контроль, направленный на глубокое изучение знаний и

умений учащихся по ключевым темам учебной программы

(изучение системы работы учителя в границах учебной темы)

Текущий контроль Промежуточный контроль, осуществляемый в повседнев-

ной работе с целью проверки усвоения предыдущего мате-

риала и выявления пробелов в знаниях учащихся

Тематический контроль Промежуточный контроль, применяемый при проверке ма-

териала по системе уроков, которая охватывает определен-

ную тему

Теоретический контроль Контроль, осуществляемый при проверке теоретических

знаний

Тестирование

педагогическое

Контроль (тестовый), при котором осуществляется провер-

ка качества знаний учащихся с помощью тестов

Устный опрос Теоретический контроль, при котором преподаватель ста-

вит учащимся вопросы по содержанию изученного мате-

риала и побуждает их к ответам, выявляя качество и полно-

ту усвоения

Формирующий контроль Контроль, при котором констатируются изменения или

осуществляется анализ соответствия полученных результа-

тов ожидаемым, выявление факторов, влияющих на ре-

зультат

Фронтальный контроль Контроль, направленный на проверку знаний отдельных

учащихся при обсуждении каких-либо вопросов

Экзамен Форма организации контроля ЗУН учащихся, являющаяся

средством государственного контроля за работой препода-

вателей и учебных занятий, цель которой состоит в итого-

вой проверке учебной работы учащихся

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 6. Методика диагностики знаний и умений учащихся в системе НПО

 Методика профессионального обучения. Практикум 43

Практическое занятие 20

Контрольно-оценочные материалы

Развивающая цель: развитие способности к использованию правил и

структурированию материала в соответствии с ними.

Обучающая цель: формирование умения разработки контрольно-

оценочных материалов на основе содержания учебного материала.

Задачи:

1. Составить тестовые задания.

2. Разработать контрольные вопросы, задачи и упражнения.

3. Провести рефлексию собственной учебной деятельности, определить

виды полученных профессиональных умений.

Теоретическая база для выполнения заданий: контрольно-оценочный

материал как средство контроля профессиональных знаний и умений, виды

контрольно-оценочного материала, требования, предъявляемые к контроль-

но-оценочному материалу, и правила его составления [5, 9, 13, 41, 43, 47].

Методическое обеспечение: конспекты лекций по техническим дисци-

плинам.

Задания:

1) разработайте контрольно-оценочные материалы на основе содержа-

ния учебной информации по техническим дисциплинам;

2) предложите систему оценивания для каждого вида контрольно-

оценочного материала.

Продукт: контрольно-оценочные материалы.

Краткие теоретические сведения указаны в п. 2.

Порядок выполнения задания:

1. Ознакомьтесь с требованиями, предъявляемыми к контрольно-

оценочным материалам, и правилами их составления (см. п. 2).

2. Выберите тему одного раздела дисциплины отраслевого блока, озна-

комьтесь с ее содержанием.

3. Выберите виды заданий и вопросов (см. рис. 5, с. 75) и составьте

10 заданий и 10 вопросов по теме, используя правила.

4. Выберите виды тестовых заданий (см. рис. 6, с. 76) и составьте

15 тестовых заданий по теме, используя правила.

5. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанали-

зируйте эффективность каждого этапа по выполнению задания и его резуль-

тат), определите виды полученных профессиональных умений на данном за-

нятии.

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 Методика профессионального обучения. Практикум 44

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль 1. Методологические основы методики

профессионального обучения

Практическое занятие 1

Системообразующие связи в деятельности учащихся

Классификацию методического знания, представленного в виде поня-

тий, можно рассматривать по источникам формирования (рис. 3).

К первой группе относятся термины, пришедшие в методику из базо-

вых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др.

Во вторую группу включаются понятия и термины, применяемые методикой

в преподаваемой науке, т. е. в технических науках. Третья группа содержит

собственно методические понятия и термины.

Дидактико-методические понятия используются в методиках препо-

давания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету.

Методико-технические понятия – это понятия и термины преподавае-

мой науки – техники. Они определяют названия объектов изучения, т.е. раз-

делов, тем или подтем уроков, либо названия технических и технологических

явлений, процессов, которые входят в круг усвоения учащимися и необходи-

мы для решения научно-методических задач и развития МПО.

Методические понятия подразделяются на четыре подгруппы:

1. Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления

общих дидактико-методических понятий. Например, «урок производственно-

го обучения по изучению трудовых приемов и операций», «обучение инже-

нерной графике» – это дидактико-методические понятия; «обучение чтению

чертежей», «обучение алгоритму создания специалистов чертежей деталей» – это

методические понятия.

2. Названия методов, методических приемов, характерных не для ди-

Рис. 3. Классификация понятий

Источники

формирования

Методико-технические понятия (2-я группа)

Дидактико-методические понятия (1-я группа)

Методические понятия (3-я группа)

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль 1. Методологические основы методики профессионального обучения

 Методика профессионального обучения. Практикум 45

дактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам. В отличие от

первой подгруппы эти термины не являются результатом вычленения из ди-

дактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемственных

связей. К ним относятся, например, «технический диктант», «построение

чертежей деталей», «расчет режимов резания» и др. Одни термины этой под-

группы возникли в результате становления методической практики (напри-

мер, «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический дик-

тант»); другие – заимствованы из производственной сферы («инструктаж»,

«технический эксперимент» и т.д.).

3. Названия различных средств обучения техническим предметам – на-

звания различных демонстрационных устройств и механизмов, печатных из-

даний, используемых в процессе обучения, например: «электромонтажная

мастерская», «кабинет специальной технологии», «рабочая тетрадь по мето-

дам оптимизации» и др.

4. Понятия и термины из истории методики профессионального обуче-

ния. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое количество понятий,

уже не употребляемых в повседневной практике обучения: «русская система

производственного обучения», «ручной метод обработки материалов» и др.

Литература [4, 5, 13, 47].

Практическое занятие 2

Уровни формирования умений в методической деятельности

педагога профессионального обучения

Освоение методической деятельности проходит через формирование

методических умений. В соответствии с предметной сложностью и специфи-

кой работы профессиональной школы методические умения можно класси-

фицировать по нескольким группам (табл. 17).

Первый уровень сформированности методического умения характери-

зуется осознанием цели использования того или иного методического

приема, осмыслением его операционного состава и выполнением по образ-

цу, предложенному в методических рекомендациях. На этом уровне форми-

руются методические умения в процессе изучения учебного предмета «Ме-

тодика профессионального обучения».

Второй уровень – применение отдельных методических приемов или

их комплексов в ситуациях, связанных с учебным процессом конкретного

учебного заведения. Методические умения этого уровня приобретаются бу-

дущими педагогами профессиональной школы на педагогической практике.

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль 1. Методологические основы методики профессионального обучения

 Методика профессионального обучения. Практикум 46

Таблица 17

Классификация методических умений

Группа Содержание умений

1. Дидактико-

методические

основы про-

фессиональ-

ной деятель-

ности педагога

Проводить анализ учебно-программной документации по обуче-

нию специалиста;

подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы;

выполнять логико-дидактический анализ содержания учебного

материала, учебника;

проводить методический анализ локального отрезка учебной ин-

формации;

разрабатывать различные формы предъявления учебного мате-

риала: блок-схемы, алгоритмы решения технических задач, опор-

ные конспекты и т.д.;

располагать учебный материал на доске, оформлять решение

технических задач;

разрабатывать комплексные методические приемы теоретическо-

го и практического обучения;

разрабатывать различные формы определения уровня сформиро-

ванности знаний и умений учащихся;

разрабатывать различные формы организации учебной и учебно-

практической деятельности учащихся;

проводить анализ уроков теоретического и производственного

обучения

2. Специфика

изучения

учебного ма-

териала

Планировать систему уроков по изучаемой теме на основе ме-

тодического анализа;

планировать учебную и учебно-производственную работу уча-

щихся по профессиональной деятельности;

конструировать учебные и практические задачи и отбирать соответ-

ствующие учебные действия и практические операции;

организовывать деятельность учащихся на уроке и управлять ею;

применять методы теоретического и производственного обучения;

анализировать методические разработки

3. Синтез ранее

сформирован-

ных умений

Применять методические рекомендации, методики и технологии

обучения на практике;

создавать вариативную методику обучения в зависимости от це-

лей и реальных условий обучения;

создавать собственную методическую систему обучения и пред-

ставлять ее в методических рекомендациях

Третий уровень характеризуется переносом отдельных методических

приемов, их комплексов и видов методической деятельности на новые пред-

метные области. Перенос осуществляется на основе осознания целей и ис-

пользования сформированной ориентировочной основы методической дея-

тельности и методического творчества.

Литература [5, 13, 21, 43, 47, 54].

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль 1. Методологические основы методики профессионального обучения

 Методика профессионального обучения. Практикум 47

Практическое занятие 3

Дидактические функции в форме представления учебной информации

Понятие – это элементарная форма мысли, отражающая предметы и

явления окружающего мира в их существенных признаках.

Существенные признаки – это признаки, каждый из которых взятый

отдельно необходим, а взятые в совокупности достаточны для отличия дан-

ного понятия от остальных.

Содержание понятия – совокупность существенных признаков предме-

та, отраженных в понятии. Объем понятия – множество предметов, каждому

из которых принадлежат признаки, отраженные в содержании понятия.

Существенные признаки подразделяются на родовые (объединяют) и

видовые (отличают).

К основным операциям работы с понятиями относятся:

1. Определение понятия – это логическая операция, раскрывающая со-

держание понятия. Определить – значит установить связи между родовыми и

видовыми признаками, подвести данное видовое понятие под другое – родо-

вое, более широкое, и указать видовые отличия.

2. Деление понятия – это логическая операция, раскрывающая объем

понятия, т.е. позволяющая с помощью избранного основания деления рас-

пределить объем делимого понятия.

3. Обобщение – это логическая операция, посредством которой в ре-

зультате исключения видового признака получается понятие более широкого

объема; логическая операция перехода от видового понятия к родовому. При

обобщении происходит переход от понятия с меньшим объемом к понятию с

большим объемом. Предел обобщения – категория.

4 Ограничение – это логическая операция, посредством которой в ре-

зультате добавления видового признака получается понятие более узкого

объема; логическая операция перехода от родового понятия к видовому. При

ограничении происходит переход от понятия с большим объемом к понятию

с меньшим объемом. Предел ограничения – единичное понятие (термин).

При подготовке учебного материала к уроку возникает необходи-

мость построения модели, отражающей в наглядной форме структуру учеб-

ного материала, последовательность, подчиненность и соподчиненность по-

нятий, логические связи.

Структурно-логическая схема – это логическая схема, содержащая по-

нятия, расположенные в определенной логической последовательности, в со-

ответствии с которой раскрывается структура объекта знания или деятельно-

сти по отношению к поставленной учебной цели.

Литература [5, 13, 47, 57].

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

 Методика профессионального обучения. Практикум 48

Модуль 2. Научно-методические основы анализа и отбора

содержания профессионального образования

Практическое занятие 4

Государственный образовательный стандарт НПО и содержание

общетехнических, общепрофессиональных и профессиональных

(специальных) предметов учебного плана подготовки специалистов по профессии

Государственный образовательный стандарт установлен Законом РФ

«Об образовании», определяет обязательный минимум содержания основных

образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обу-

чающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

Структура содержания НПО регламентируется моделью учебного пла-

на для учреждений начального профессионального образования как докумен-

том государственного стандарта, устанавливающим основные инвариантные

структурные компоненты его содержания. Модель учебного плана – это до-

кумент, представляющий собой модель содержания и организации обучения

по соответствующей образовательной программе (без учета специфики кон-

кретных профессий).

Проектирование содержания НПО выполняется на двух уровнях: на

федеральном – на основе федеральных компонентов образовательных стан-

дартов; на региональном – на основе национально-региональных компонен-

тов (особенности обучения в данном образовательном учреждении).

Модель учебного плана содержит требования к максимальной учебной

нагрузке обучающихся для различных форм подготовки и показывает разде-

ление компетенций органов управления на федеральном и региональном

уровнях и образовательных учреждений при разработке содержания образо-

вания по конкретной профессии. В содержание профессионального образо-

вания входят общеобразовательная и профессиональная подготовка. Каждое

направление подготовки содержит общепринятые структурные компоненты:

циклы, курсы, предметы. Общеобразовательная подготовка включает в себя

гуманитарный и естественно-научный циклы, а профессиональная подготов-

ка – общетехнический, общепрофессиональный (отраслевой) и профессио-

нальный циклы. Разделение профессионального цикла на базовый и специ-

альный курсы отражает ориентацию начального профессионального образо-

вания на подготовку по профессиям широкого профиля. Профессиональный

цикл обучения включает содержание, направленное на освоение собственно

профессиональной деятельности, поэтому в отличие от других циклов он,

помимо предметов, предусматривает практическое обучение (производст-

венное, практику и другие виды).

В модели указывается примерное количество часов, которое отводится

на циклы предметов, консультации, экзамены; резерв времени, который мо-

жет быть использован в соответствии со спецификой региона. Модель учеб-

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль 2. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального образования

 Методика профессионального обучения. Практикум 49

ного плана рассчитана на 36-часовую недельную нагрузку, т.е. на шести-

дневную рабочую неделю.

Модель учебного плана включает в себя две составляющие: обязатель-

ное обучение, в том числе предметы по выбору, и факультативное – необяза-

тельное, согласованное с пожеланиями отдельных групп учащихся.

На основе Государственного образовательного стандарта разрабатыва-

ются учебные планы.

Учебный план – официальный документ, отражающий объем и содер-

жание обучения.

Учебный план (типовой) – документ рекомендательного характера, ус-

танавливающий перечень и объем учебных циклов и предметов примени-

тельно к профессии и специальности с учетом ступени квалификации, мини-

мального (базового) срока обучения и определяющий степень самостоятель-

ности региональных органов образования, образовательных учреждений в

разработке компонентов содержания обучения.

Учебный план (рабочий) – документ, разработанный для конкретного

образовательного учреждения с учетом выбранной специальности и требова-

ний государственного, регионального и местного компонентов образования.

Перечень и блоки учебных предметов, их объем, последовательность

изучения устанавливаются на основе ряда принципов, отражающих основные

положения и закономерности формирования профессиональных знаний,

умений и навыков. К ним относятся: научность, систематичность, последова-

тельность, реализация межпредметных связей и т.д.

Анализ учебного плана – начальный этап работы с учебно-програм-

мной документацией, дающий исходную информацию для работы с другими

учебно-программными документами. Анализируя план, можно определить

место предмета в системе изучаемых учащимися дисциплин. Данные о коли-

честве часов, выделенных на предмет, и их распределение на полугодие по-

зволяют ориентировочно оценить объем и сложность материала. О степени и

значимости предмета можно судить по виду итогового контроля знаний уча-

щихся (экзамен или зачет), перечню тех знаний и умений профессиональной

характеристики, которые должны быть сформированы при изучении предмета.

В состав учебного плана входят график учебного процесса и план

учебного процесса.

График учебного процесса – документ, который показывает длитель-

ность учебных полугодий, экзаменационных сессий, каникул, виды практик и

их деятельность, данные о распределении часов на различные виды обучения.

В план учебного процесса входят циклы (блоки) учебных дисциплин,

их состав, общий объем изучения и распределение объема часов по полуго-

диям и учебным неделям. Учебные предметы, включенные в учебный план,

характеризуют два вида подготовки квалифицированных специалистов: профес-

сиональную и общеобразовательную.

Структура учебных планов является основой для составления учебных

программ по отдельным предметам, в которых находят свое отражение кон-


2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль 2. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального образования

 Методика профессионального обучения. Практикум 50

кретные цели, задачи, принципы общеобразовательного и профессионально-

го обучения, содержание предмета.

Литература [1, 4, 5, 19, 21, 38, 47, 53].

Практическое занятие 5

Учебно-программная документация

На основе модели учебного плана и обязательных компонентов содер-

жания начального профессионального образования федеральные научно-

методические органы разрабатывают примерную учебно-программную до-

кументацию. Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образо-

вательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей

учебно-программной документации устанавливается территориальными ор-

ганами управления образованием, которые несут ответственность за реализа-

цию федерального компонента стандарта.

Учебная программа – документ, который раскрывает обязательные

(федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества ус-

воения учебного материала по конкретному предмету типового учебного

плана.

Учебная программа (рабочая) – учебная программа, разработанная на

основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с учетом

регионального компонента стандарта профессионального образования.

В этом документе определяются объем знаний, умений и навыков, по-

следовательность изучения разделов и тем, время, отводимое на их изучение.

Перечень формируемых знаний и умений конкретизирован в программе в

виде понятий, суждений, законов, гипотез, фактов, которые, взятые вместе,

составляют понятийное содержание предмета. Таким образом, в программе

содержание обучения представлено в обобщенном, систематизированном ви-

де. Это обуславливает важность и особую значимость изучения и анализа

учебной программы.

В программе производственного обучения (в систематизированном ви-

де) приводится перечень тех видов технологической деятельности, которыми

должен овладеть учащийся для того, чтобы его умения удовлетворяли требо-

ваниям профессиональной характеристики.

Структура учебной программы дисциплины. Учебная программа дис-

циплины предназначена для реализации государственных требований к

уровню подготовки студентов учебных заведений по различным специально-

стям. Учебная программа дисциплины в НПО состоит из шести глав.

В первой главе учебной программы дисциплины раскрываются цель и

задачи изучения дисциплины, взаимосвязь с другими дисциплинами, требо-

вания к студентам по окончанию изучения дисциплины.

Во второй главе рассматриваются объем дисциплины и виды учебной

работы.

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль 2. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального образования

 Методика профессионального обучения. Практикум 51

В третьей главе излагается содержание дисциплины, приводится тема-

тический план занятий.

В четвертой главе наряду с лабораторными и практическими занятиями

в программе рассматривается самостоятельная работа студентов с указанием

тематики.

Время, отводимое на изучение материала по разделам, указано в тема-

тическом плане.

В пятой главе учебной программы дисциплины рассматривается со-

держание тем дисциплины. В шестой главе приводится список литературы,

материально-техническое обеспечение.

Литература [5, 19, 21, 38, 43, 47].

Практическое занятие 6

Содержание теоретического и производственного обучения

в профессиональных училищах

Анализ содержания профессионального обучения является составной

частью методической деятельности педагога. Ни один методический прием,

ни одно сочетание методов обучения не могут быть применены без осмысле-

ния дидактических условий, принципов обучения, содержания урока и уров-

ней обученности учащихся.

Анализируются все компоненты педагогического процесса и ком-

плексное методическое обеспечение подготовки специалиста (образователь-

ный стандарт, учебный план, учебные программы по предметам, учебники,

дидактический материал и т.д.). Для конструирования учебной деятельности

учащихся на уроке изучению, осмыслению и переработке подвергаются ре-

гулятивные средства деятельности педагога и учащихся. И наконец, осуще-

ствляются анализ и самоанализ плана предстоящих действий на уроке, прие-

мов формирования новых понятий, а также результатов проведенного урока

(системы уроков по теме).

В профессиональной педагогике выделяют три группы организации

образовательного процесса: теоретическую и практическую подготовку,

контроль. Основной формой организации процесса обучения является

урок. Кроме урока, выделяются следующие формы организации теоретического

обучения: лекции, семинарские занятия, лабораторно-практические занятия,

экскурсии, консультации, зачеты, самостоятельная работа и др.

Лекция – занятие, на котором осуществляется передача готовых знаний

учащимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная

форма передачи и усвоения учебной информации. Основная дидактическая

цель лекции – сформировать у учащихся систему знаний об изучаемом объ-

екте. Выделяют вводные, обзорные, эпизодические лекции. По характеру

деятельности различают информационные и проблемные лекции. Выбор типа

лекции зависит от цели, содержания учебного материала, применяемой сис-

2. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль 2. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального образования

 Методика профессионального обучения. Практикум 52

темы обучения, особенностей учащихся и т.п. Как правило, лекция заверша-

ется тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятель-

ной работы, перечень литературы. Целью этого задания может быть как за-

крепление полученных знаний, так и подготовка к предстоящему семинару.

Семинар – это относительно самостоятельная организационная форма,

предназначенная для подготовки учащихся к самообразованию и творческо-

му труду, которая предусматривает самостоятельную предварительную рабо-

ту и обсуждение учащимися вопросов, призванных обеспечить углубление,

расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и

формирование опыта творческой деятельности.

Лабораторно-практические занятия – одна из форм организации пе-

дагогом учебной деятельности учащихся, в которой доминирует их практи-

ческая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных

заданий в условиях лаборатории (специально оборудованного кабинета).

Наиболее характерной их чертой является организация самостоятель-

ной работы учащихся, которая проводится под руководством преподавателя.

На этих занятиях используются различные приборы, инструменты, установ-

ки, технические средства, материалы и т.д. При методически правильной ор-

ганизации лабораторные занятия способствуют развитию мышления учащих-

ся, интеграции мыслительной и практической деятельности будущих рабо-

чих, овладению учащихся экспериментальным методом исследования (при-

обретение умений наблюдать, измерять и оформлять результаты, планиро-

вать, распределять обязанности между членами группы, осуществлять взаи-

мопомощь и взаимоконтроль).

Консультация – это форма организации процесса обучения вне урока

для одного или группы учащихся по выяснению непонятных или сложных

вопросов, тем, разделов программы в процессе изучения учебной дисципли-

ны. Различают следующие виды консультаций. Вводные, или предваритель-

ные, консультации предшествуют изучению материала на уроках. Текущие

консультации проводятся параллельно с изучением на уроках учебной про-

граммы с целью коррекции отдельных учебных умений учащихся, более глу-

бокого рассмотрения наиболее важных и сложных вопросов изуча







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.