Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Модуль 1. Методологические основы методики профессионального обучения





Оглавление

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1. Методологические основы методики профессионального обучения

Практическое занятие 1. Системообразующие связи в деятельности учащихся

Практическое занятие 2. Уровни формирования умений в методической деятельности педагога профессионального обучения

Практическое занятие 3. Дидактические функции в форме представления учебной информации

Модуль 2. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального образования

Практическое занятие 4. Государственный образовательный стандарт НПО и содержание общетехнических, общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов учебного плана подготовки специалистов по профессии

Практическое занятие 5. Учебно-программная документация

Практическое занятие 6. Содержание теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах

Практическое занятие 7. Особенности классно-урочной системы и современные подходы к лабораторно-практическим работам

Модуль 3. Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств

Практическое занятие 8. Планирование и организация совмещенного (бинарного) урока при выполнении лабораторно-практических работ

Практическое занятие 9. Методический анализ учебной информации: анализ учебников по основным предметам профессионального цикла

Практическое занятие 10. Принципы структурирования учебной информации и приемы педагогической техники, направленные на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся

Практическое занятие 11. Приемы подготовки лабораторно-практических работ и особенности методики их проведения

Практическое занятие 12. Средства обучения для проведения учебного занятия

Модуль 4. Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем

Практическое занятие 13. Таксономия дидактических целей: целеполагание, прогнозирование, проектирование, диагностика

Практическое занятие 14. Структурирование содержания урока в виде поурочного плана и конспекта урока

Практическое занятие 15. Подходы к анализу урока: предметный, общедидактический, аспектный и комплексный

Модуль 5. Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения

Практическое занятие 16. Постановка проблемы к содержанию теоретического обучения. Разработка учебной карты для проведения лабораторных работ

Практическое занятие 17. Структура урока производственного обучения. Проведение вводного и текущего инструктажа

Практическое занятие 18. Выбор метода в соответствии с целями и задачами педагогической технологии. Осуществление взаимосвязи требований к уроку с методами их реализации. Методика проведения урока

Модуль 6. Методика диагностики знаний и умений учащихся в системе НПО

Практическое занятие 19. Методика проверки знаний и умений

Практическое занятие 20. Контрольно-оценочные материалы

КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Модуль 1. Методологические основы методики профессионального обучения

Практическое занятие 1. Системообразующие связи в деятельности учащихся

Практическое занятие 2. Уровни формирования умений в методической деятельности педагога профессионального обучения

Практическое занятие 3. Дидактические функции в форме представления учебной информации

Модуль 2. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального образования

Практическое занятие 4. Государственный образовательный стандарт НПО и содержание общетехнических, общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов учебного плана подготовки специалистов по профессии

Практическое занятие 5. Учебно-программная документация

Практическое занятие 6. Содержание теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах

Практическое занятие 7. Особенности классно-урочной системы и современные подходы к лабораторно-практическим работам

Модуль 3. Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств

Практическое занятие 8. Планирование и организация совмещенного (бинарного) урока при выполнении лабораторно-практических работ

Практическое занятие 9. Методический анализ учебной информации: анализ учебников по основным предметам профессионально-технического цикла

Практическое занятие 10. Принципы структурирования учебной информации и приемы педагогической техники, направленные на повышение эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся

Практическое занятие 11. Приемы подготовки лабораторно-практических работ и особенности методики их проведения

Практическое занятие 12. Средства обучения для проведения учебного занятия

Модуль 4. Проектирование учебных занятий по предмету. Путисовершенствования индивидуальных методических систем

Практическое занятие 13. Таксономия дидактических целей: целеполагание, прогнозирование, проектирование, диагностика

Практическое занятие 14. Структурирование содержания урока в виде поурочного плана и конспекта урока

Практическое занятие 15. Подходы к анализу урока: предметный, общедидактический, аспектный и комплексный

Модуль 5. Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения

Практическое занятие 16. Постановка проблемы к содержанию теоретического обучения. Разработка учебной карты для проведения лабораторных работ

Практическое занятие 17. Структура урока производственного обучения. Проведение вводного и текущего инструктажа

Практическое занятие 18. Выбор метода в соответствии с целями и задачами педагогической технологии. Осуществление взаимосвязи требований к уроку с методами их реализации. Методика проведения урока

Модуль 6. Методика диагностики знаний и умений учащихся в системе НПО

Практическое занятие 19. Методика проверки знаний и умений

Практическое занятие 20. Правила составления тестовых заданий

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ТРЕБОВАНИЯ К ОТЧЕТУ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ

Основная литература

Дополнительная литература

Информационные ресурсы

Перечень наглядных и других пособий, методических указаний и материалов к техническим средствам обучения

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. График учебного процесса и самостоятельной работы студентов

Приложение 2. Опорный конспект по теме «Типы сложных заливок»

Приложение 3. План содержания модулей


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Я смотрю – я забываю,

я слушаю – я запоминаю,

я делаю – я понимаю

Конфуций

Главная цель практических занятий (ПЗ) по дисциплине «Методика профессионального обучения (МПО)» – формирование у студентов методических умений, связанных с инвариантной основой деятельности будущего педагога профессионального обучения при подготовке уроков теоретического и практического обучения. Практические задания к занятиям составлены таким образом, чтобы способствовать развитию творческих способностей студентов по решению методических проблем, и предназначены для формирования умений проектировать, конструировать и разрабатывать средства обучения дисциплин отраслевой подготовки. Практические занятия проводятся для студентов 3-4-го курса, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям).

Общая структура практических занятий включает:

– вводную часть (объявляется тема занятия, ставятся цели и задачи к занятию, проводится обсуждение готовности студентов к выполнению заданий, выдается задание, выбирается схема предстоящих действий по выполнению задания и обеспечение дидактическими материалами);

– самостоятельную работу (определяются пути выполнения задания, разбираются основные алгоритмы выполнения задания на конкретном примере, выполняется задание);

– заключительную часть (анализируются результаты работы, выявляются ошибки при выполнении задания и определяются причины их возникновения, проводится рефлексия собственной деятельности).

Инновационность практических занятий обусловлена: 1) реализацией развивающих и обучающих целей на занятиях, их направленностью на формирование профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения в области проектирования, конструирования и разработки средств обучения дисциплин отраслевой подготовки; 2) выбором и реализацией методов проблемно-развивающего обучения, а также принципов и приемов педагогической техники, организации самостоятельной работы на занятии и при подготовке к нему.

При проведении практических занятий используются следующие виды деятельности студента:

– индивидуальная работа по решению заданий;

– работа в паре по взаимообучению и взаимопроверке при решении заданий;

– коллективное обсуждение методических проблем и решение заданий под руководством преподавателя.

График проведения практических занятий в течение двух семестров представлен в прил. 1.

В результате выполнения заданий на практических занятиях студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

– анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

– проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения специалистов (ПК-16);

– проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно- и личностно-ориентированные технологии и методики обучения специалистов (ПК-17);

– проектировать комплекс учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);

– конструировать содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке специалистов (ПК-20);

– разрабатывать, анализировать и корректировать учебно-программную документацию подготовки специалистов, специалистов (ПК-21);

– проектировать, применять комплекс дидактических средств при подготовке специалистов (ПК-22);

– выбирать и проектировать формы, методы и средства контроля результатов подготовки специалистов в образовательном процессе (ПК-23).

На практических занятиях студенты решают нетиповые методические задания по анализу и составлению учебно-нормативной документации; по разработке дидактических средств обучения для блока отраслевых дисциплин; по выбору методов и организационных форм обучения для проведения занятий; по проектированию деятельности педагога и учащихся при проведении занятий теоретического и производственного обучения.

Результатами выполненных заданий служат оформленные в соответствии с требованиями СТО СФУ [39] отчеты, в которых представляются элементы документов по проектированию занятий дисциплин отраслевого блока:

– примерные учебные программы;

– планы уроков теоретического обучения;

– опорные конспекты;

– листы рабочей тетради;

– поурочные планы занятий производственного обучения;

– модели мыслительной деятельности преподавателя и учащихся;

– контрольно-оценочные материалы к разделам дисциплин отраслевого блока и т.д.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Содержание практических занятий по дисциплине «Методика профессионального обучения» представлено в табл. 2.

Таблица 2

Содержание практических занятий

№ п/п Номер темы дисциплины Содержание практических занятий, трудоемкость, з.е. / ч
Модуль 1. Методологические основы методики профессионального обучения
    Определение и анализ системообразующих связей в деятельности учащихся на основе компонентов процесса обучения – 0,06/2
    Анализ уровней формирования умений в методической деятельности педагога профессионального обучения – 0,06/2
    Выделение дидактических функций в форме представления учебной информации – 0,06/2
Модуль 2. Научно-методические основы анализа и отбора содержания профессионального образования
    Анализ Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования (НПО) и содержания общетехнических, общепрофессиональных и профессиональных (специальных) предметов учебного плана подготовки специалистов по профессии – 0,06/2
    Анализ учебно-программной документации – 0,06/2
    Анализ содержания теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах – 0,11/4
    Формирование умений выявлять особенности классно-урочной системы и определять современные подходы к лабораторно-практическим работам – 0,06/2
Модуль 3. Общие вопросы проектирования учебного процесса, содержания обучения и педагогических средств
    Формирование умения планировать и организовывать совмещенные (бинарные) уроки при выполнении лабораторно-практических работ – 0,06/2
    Формирование умений проводить методический анализ учебной информации. Анализ учебников по основным предметам профессионально-технического цикла – 0,11/4
    Формирование умения использовать принципы структурирования учебной информации и приемы педагогической техники для повышения эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся – 0,06/2
    Освоение приемов подготовки лабораторно-практических работ и выявление особенностей методики их проведения – 0,06/2
    Анализ и выбор средств обучения для проведения учебного занятия. Конструирование различных форм предъявления учебной информации – 0,11/4
Модуль 4. Проектирование учебных занятий по предмету. Пути совершенствования индивидуальных методических систем
    Формирование умения выстраивать таксономию дидактических целей: целеполагание, прогнозирование, проектирование, диагностика – 0,11/4
    Формирование умения и навыков структурирования содержания урока в виде поурочного плана и конспекта урока – 0,11/4
    Формирование умения определять подходы к анализу урока: предметный, общедидактический, аспектный и комплексный. Выявление основных организационных моментов и их подготовка в посещении уроков – 0,06/2
Модуль 5. Конструирование организационных форм учебной деятельности учащихся и выбор методов обучения
    Выявление проблемы в содержании теоретического обучения и построение структуры урока теоретического обучения. Разработка учебной карты для проведения лабораторных работ – 0,11/4
    Построение структуры урока производственного обучения. Формирование умения проведения вводного и текущего инструктажа – 0,11/4
    Анализ и выбор метода в соответствии с целями и задачами педагогической технологии. Формирование умения осуществлять взаимосвязь требований к уроку с методами их реализации. Разработка методики проведения урока – 0,17/6
Модуль 6. Методика диагностики знаний и умений учащихся в системе НПО
    Освоение методики проверки знаний и умений – 0,06/2
    Разработка контрольно-оценочных материалов – 0,11/4

Общая структура практических занятий представлена в разделе «Общие сведения». На практических занятиях студенты выполняют 20 нетиповых методических заданий.

 


Практическое занятие 2

Практическое занятие 3

Практическое занятие 4

Выписка

Индекс дисциплины Наименование и содержание раздела дисциплины Общее количество часов
ОД.Ф.06 Свойства металлов (Материаловедение) Критерии выбора материала; механические свойства, определяемые при статических нагрузках; механические свойства, определяемые при динамических нагрузках; механические свойства, определяемые при циклических нагрузках; физические свойства материалов  

 

Методическое обеспечение: Государственный образовательный стандарт, примерные учебные планы.

Задание: определите содержание и объем дисциплины отраслевого блока ПО.

Продукт: выписка из Государственного образовательного стандарта для дисциплины профессиональной подготовки.

Порядок выполнения задания:

1. Ознакомьтесь с Государственным образовательным стандартом, учебным планом, графиком учебного процесса и планом учебного процесса.

2. Выберите дисциплину отраслевого блока из ГОС; проанализируйте содержание дисциплины; определите семестр, в котором изучается дисциплина, объем дисциплины и виды учебной работы.

3. Из содержания дисциплины, представленного в ГОС НПО, выберите один раздел и составьте к нему выписку (табл. 5).

4. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанализируйте эффективность каждого этапа по выполнению задания и его результат), определите виды полученных профессиональных умений на данном занятии.

 

Практическое занятие 5

Практическое занятие 6

Содержание теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах

Развивающие цели: развитие способности находить причинно-следственные связи, развитие способности к анализу и синтезу.

Обучающая цель: формирование умения анализировать содержание теоретического и производственного обучения в профессиональных училищах.

Задачи:

1. Выделить знания, умения и навыки, формируемые на уроке теоретического или производственного обучения по выбранной теме.

2. Составить план урока теоретического или производственного обучения по выбранной теме.

3. Определить виды учебной деятельности, актуализируемые на различных этапах урока.

4. Провести рефлексию собственной учебной деятельности, определить виды полученных профессиональных умений.

Теоретическая база для выполнения задания: анализ содержания профессионального обучения, специфика содержания теоретического обучения в профессиональных училищах, анализ содержания производственного обучения, структура трудового процесса.

Методическое обеспечение: примерные учебные программы дисциплин.

Задание: определите виды учебной деятельности, эффективно реализующие учебные и развивающие цели по выбранной дисциплине, и обоснуйте свой выбор.

Продукт: таблица выбора ведущего вида учебно-познавательной деятельности по дисциплине (табл. 10).

Таблица 10

Практическое занятие 7

Практическое занятие 8

Планирование и организация совмещенного (бинарного) урока при выполнении лабораторно-практических работ

Развивающая цель: развитие способности к систематизации и обобщению информации.

Обучающая цель: формирование умения планировать и организовать совмещенные (бинарные) уроки.

Задачи:

1. Выделить знания, умения и навыки, формируемые по выбранной теме.

2. Определить необходимую долю различных видов деятельности по формированию знаний, умений и навыков на уроке.

3. Сконструировать план бинарного урока: определить его компоненты и нормировать время урока.

4. Провести рефлексию собственной учебной деятельности, установить виды полученных профессиональных умений.

Теоретическая база для выполнения задания: применение нетрадиционных форм организации учебных занятий в образовательных учреждениях.

Методическое обеспечение: Государственный образовательный стандарт, примерные учебные планы, учебная программа по дисциплине

Задание: сконструируйте план бинарного урока по теме.

Продукт: план бинарного урока.

Порядок выполнения задания:

1. Выберите тему раздела дисциплины отраслевого блока и ознакомьтесь с ней.

2. Выделите знания, умения и навыки, формируемые у учащихся по выбранной теме.

3. Определите виды деятельности учащихся по формированию знаний, умений и навыков на уроке.

4. Ознакомьтесь со структурой совмещенного урока (см. п. 2).

5. Составьте план совмещенного (бинарного) урока, определив его компоненты.

6. Проведите нормирование времени совмещенного урока, исходя из того, что на шаг теории обычно отводятся 10–15 мин шага практики, упражнение по изученной порции теоретического материала занимает у учащихся от 20 до 30 мин.

7. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанализируйте эффективность каждого этапа по выполнению задания и его результат), определите виды полученных профессиональных умений на данном занятии.

 

Практическое занятие 9

Оценка качества учебников

№ п/п Показатель качества Коэффициент значимости ki Оценка степени реализации показателя качества pij
Учебник 1 Учебник 2 Учебник 3
  Научность материала        
  Оптимальный объем учебной информации        
….............        
…………        
  Итого        

Таблица 12

Практическое занятие 10

Практическое занятие 11

Практическое занятие 12

Практическое занятие 14

Структурирование содержания урока в виде поурочного плана и конспекта урока

Развивающая цель: развитие способности к планированию деятельности, структурированию и схематизации учебной информации.

Обучающая цель: формирование умения структурировать содержание урока в виде поурочного плана и конспекта урока.

Задачи:

1. Проанализировать учебный материал, выявить его организационную структуру.

2. Спланировать ход урока.

3. Распределить временя на уроке в соответствии с планом.

4. Провести рефлексию собственной учебной деятельности, определить виды полученных профессиональных умений.

Теоретическая база для выполнения задания: текущая работа преподавателя по подготовке к уроку, поурочный план и конспект урока как педагогические проекты, текущая подготовка мастера производственного обучения к занятиям, педагогическое проектирование плана производственного обучения на месяц и конспекта отдельного урока, перспективная подготовка мастера производственного обучения к занятиям, педагогическое проектирование производственного обучения в форме перспективно-тематического плана (ПТП).

Методическое обеспечение: учебная программа дисциплины, содержание учебной информации по техническим дисциплинам.

Задание: составьте содержание урока в виде поурочного плана и конспекта урока.

Продукты: поурочный план и конспект урока.

Порядок выполнения задания:

1. Выберите тему одного раздела дисциплины отраслевого блока, ознакомьтесь с ее содержанием.

2. Определите организационную структуру учебного материала на основе его анализа.

3. Составьте план урока относительно учебного материала:

– поставьте тему урока;

– сформулируйте цели и задачи урока;

– определите тип урока (комбинированный, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний);

– выделите общие методы, приемы работы учащихся;

– определите средства наглядности, источники информации;

– опишите ход урока и его содержание;

– определите виды заданий для домашней работы;

– обозначьте итог урока.

4. Распределите время на урок относительно плана урока.

5. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанализируйте эффективность каждого этапа по выполнению задания и его результат), определите виды полученных профессиональных умений на данном занятии.

Практическое занятие 15

Практическое занятие 16

Практическое занятие 17

Планирование урока производственного обучения

Структурный элемент Деятельность мастера – инструктирование Деятельность учащихся – формирование умений и навыков
Вводный инструктаж Цель – создание ориентировочной основы деятельности учащихся. 1. Ознакомление учащихся с содержанием предстоящей работы. 2. Анализ инструкционной карты, технологической документации. 3. Ознакомление учащихся с материальными объектами. 4. Разъяснение структуры трудовой деятельности. 5. Показ способов выполнения отдельных операций. 6. Предупреждение о возможных ошибках, проведение инструктажа по технике безопасности Цель – восприятие инструктивных указаний. 1. Пробное выполнение изучаемых операций. 2. Ответы на вопросы мастера. 3. Самостоятельная работа с инструкционной картой. 4. Определение технологической последовательности выполнения учебно-производственной работы
Текущий инструктаж Цель – контроль за ходом выполнения учебно-производственного задания. 1. Контроль выполнения правил техники безопасности. 2. Целевые обходы. 3. Корректировка действий учащихся Цель – отработка приемов и операций. 1. Самостоятельное выполнение учебно-производственного задания. 2. Самоконтроль деятельности
Заключительный инструктаж Цель – подведение итогов урока. 1. Подведение итогов занятия с указанием успехов и недостатков. 2. Демонстрация лучших работ, видов брака. 3. Обсуждение, оценка работ. 4. Ответы на вопросы учащихся. 5. Ознакомление с темой следующего занятия. 6. Выдача домашнего задания Цель – самоанализ деятельности. 1. Сравнение своей работы с работами учащихся. 2. Анализ успехов и недостатков

 

4. Спланируйте вводный инструктаж и отразите результат в виде табл. 14.

Таблица 14

Планирование вводного инструктажа

Время, мин Деятельность мастера производственного обучения Деятельность учащихся
5–7 Ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы Усвоить этапы прохождения лабораторной работы

5. Проведите рефлексию собственной учебной деятельности (проанализируйте эффективность каждого этапа по выполнению задания и его результат), определите виды полученных профессиональных умений на данном занятии.

 

Практическое занятие 18

Методика проведения урока

Развивающая цель: развитие способности к синтезированию профессиональных знаний, моделированию деятельности, методическому творчеству.

Обучающие цели: формирование умения выбирать методы в соответствии с целями и задачами педагогической технологии, умения осуществлять взаимосвязь требований к уроку с методами их реализации, умения разрабатывать методику проведения урока.

Задачи:

1. Выбрать метод обучения в соответствии с целями, задачами и технологией обучения.

2. Разработать модель мыслительной деятельности педагога и учащихся на основе выбранного метода.

3. Провести рефлексию собственной учебной деятельности, определить виды полученных профессиональных умений.

Теоретическая база для выполнения задания: взаимосвязь требований к уроку с методами их реализации.

Методическое обеспечение: учебная программа дисциплины, содержание учебной информации по техническим дисциплинам.

Задание: разработайте обобщенную модель деятельности педагога и учащихся.

Продукт: обобщенная модель деятельности педагога и учащихся.

Порядок выполнения задания:

1. Ознакомьтесь с методами обучения.

2. Выберите тему одного раздела дисциплины отраслевого блока, ознакомьтесь с ее содержанием.

3. Постройте граф логики учебного материала по теме.

4. Выберите принципы и приемы педагогической техники для проведения занятия по теме.

5. Выберите метод обучения в соответствии с целями, задачами и технологией обучения.

6. Разработайте модель мыслительной деятельности педагога и учащихся на основе выбранного метода обучения (табл. 15).

Таблица 15

Оглавление

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Модуль 1. Методологические основы методики профессионального обучения

Практическое занятие 1. Системообразующие связи в деятельности учащихся

Практическое занятие 2. Уровни формирования умений в методической деятельности педагога профессионального обучения

Практическое занятие 3. Дидактические функции в форме представления учебной информации







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.