Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Об истине Православия и ядовитых плевелах чужих учений





 

Истина Православия глубока для тех, кто не плавает по ее поверхно­сти, а опытом познает ее безпредельные глубины.

 

Мусорное ведро чужих учений тоже может казаться глубоким для того, кому представляется, что и в нем можно найти что-то ценное.

 

Православие просто в начале, но высоко в завершении, ибо высоты его - Царство Небесное.

 

Чужие учения высоки в начале, но конец их - болотная грязь ядови­тых измышлений и темные личины тьмы.

 

Христос, любвеобильный Бог наш, встречает нас в младенчестве, хранит в юности, укрепляет в зре­лости и соединяет с Отцом Небес­ным во Святом Духе в старости.

 

Темные личины чужих учений обольщают нас миражами, скрыва­ющими мерзость запустения и всей толпой убегают от слова и Креста Христова.

 

Если хочешь пройти по жизни невредимым, избери одного Хри­ста и Его Церковь; если хочешь спастись, только Христос спасет те­бя и освободит Своей истиной, ибо Христос есть истина.

 

Если ты заблудился в дебрях чужих учений и их яд начал убивать тебя, не страшись, покайся, и Христос исцелит твое сердце от смертельно­го яда и спасет тебя Своей всепро­щающей Любовью.

 

О непрятностях и успехах

 

Когда хочешь отыскать главного виновника всех твоих неприятно­стей, посмотри в зеркало.

 

Когда ты радуешься своим успе­хам, вспомни о тех, кого уже нет; раз­ве твои успехи смогут вернуть их к жизни?

 

О порче и избавлении от неё

 

Мир - это порча, ибо живет по своей воле и любит своих, испор­ченных своеволием.

 

Если ты не хочешь быть порчен­ным, то, рано или поздно, выйдешь из мира ради исцеления от порчи и Спасения.

 

Своеволие - это порча ума, Божес­твенная воля - это его исцеление.



 

ГЛАВА 10

 

О среднем пути и золотой середине

 

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби».

 

О среднем пути и золотой середине

 

Нет ничего лучше в духовной жизни среднего пути, ибо это, по словам святых отцов, поистине «царский» путь.

 

Средний путь свободен как от воображения, уводящего ум в пре­лесть, так и от крайностей аскетиз­ма, убивающего не страсти, а тело.

 

Средний путь - это золотая сере­дина: убери крайности, и то, что останется, это и есть золотая се­редина.

 

Средний путь не имеет крайно­стей, потому он и зовется «царским» путем.

 

О расслаблении и упорстве

 

Расслабление - это духовное усы­пление, вызванное равнодушием к собственному Спасению. Прео­долевается постоянным ежеднев­ным усилием побеждать себя шаг за шагом.

 

Упорство - это неослабеваю­щие усилия духовного Спасения, вызванного наличием в душе реши­мости стоять до конца в борьбе с собственными страстями.

 

Наличие решимости - залог победы в духовной борьбе и есть милость Божия к той душе, кото­рая способна совершать самоот­верженные поступки.

 

Сильная и слабая душа

 

Сильная душа укрепляется скор­бями, слабая душа - утешениями.

 

Сильная душа в испытаниях ста­новится только тверже, слабая душа оживает только в тепличных условиях.

 

Сильная душа в искушениях быст­ро стяжает непрестанную молитву; слабая душа овладевает молитвой в течение всей своей жизни.

 

Сильная душа успевает стяжать благодать в зрелом возрасте и быстро выходит из мира смерти; слабая душа уповает на помилова­ние и обретает его при последнем дыхании.

 

Сильная душа спасается смире­нием, слабая душа - терпением.

 

Познание истины и Жизнь вечная

 

Познание Божественной истины и Жизнь вечная неотделимы друг от друга.

 

Тот, кто познал Божественную истину обретает, благодаря этому познанию, и Жизнь вечную, попи­рая смерть познанием Небесной Истины - Христа.

 

Тот, кто достиг вечной Жизни, постигает во всей полноте Боже­ственную истину, которая есть веч­ная Жизнь и безсмертие во Святом Духе: «Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть»

 

О молитве и послушании

 

Не разделяй молитву и послуша­ние: находясь в келье, молись вни­мательно; находясь на послушании, не теряй внимание и молитву.

 

Тот, для кого молитва стала послу­шанием, а послушание соединилось с молитвой, несомненно спасется, где бы он ни находился.

 

Молитва - это внимание, и послу­шание - также внимание; если в них не потеряешь внимание, то молит­ва соединится с твоим сердцем, каким бы делом ты ни занимался; это и есть Спасение.

 

О скорбях и утешениях

 

Если можешь сделать скорби сво­ими помощниками, быстро стяжа­ешь отречение от мира и обретешь непрестанную молитву.

 

Скорби открывают очи души, просветляют сердце и проясня­ют ум; если в скорбях душа научи­лась стойко держаться за Бога, она быстро стяжает благодать.

 

Утешения душевные - это награ­да за перенесенные жизненные испытания, но постоянно жить уте­шениями невозможно и, как прави­ло, очень опасно.

 

Tсли душа привяжется к утеше­ниям, то она расслабляется, начи­нает гордиться и теряет решимость и стойкость, поэтому преодоление привязанности к утешениям более трудно и требует от души предель­ного мужества и собранности.

 

Об отречении и обретении

 

Тот, кто отрекся от мира, - не имеет ни матери, ни отца, ни род­ственников, ни жены, ни детей.

 

Тот, кто отрекся от мира, - не имеет ни друзей, ни врагов, ни еди­номышленников.

 

Тот, кто отрекся от мира, - обрел духовного Отца, обрел Госпо­да Иисуса Христа, обрел Матерь Божию и всех святых, обрел Отца, и Сына, и Святаго Духа - Трои­цу Единую и Нераздельную, обрел Спасение, ныне и присно, и во ве­ки веков.

 

О совершенстве и добродетелях

 

Кто подвизается в молитве и покаянии в полном уединении, отречется от всех мирских попе­чений и полностью сосредоточит­ся на покаянии, обретет благодать Святаго Духа и Спасение, уподобит­ся сердцем Господу Иисусу Христу и упокоится в нетленном свете Пре­святой Троицы.

 

Тот, кто не обладает такой пол­нотой решимости, но усердно прилежит молитвенной практи­ке, исполняя обязанности повсед­невной жизни, будет восходить от одной добродетели к другой, избежит запутанности в мирской жизни, освободится от греха и спо­добится милостей всех святых, Пресвятой Богородицы и Господа Иисуса Христа.

 

ГЛАВА 11

 

О послушниках и старцах

 

«Довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его».

 

О послушниках

 

Существует четыре вида послуш­ников:

Почтительный послушник - тот, кто восхищается старцем при зна­комстве с ним и делает его сво­ей мечтой и кумиром. Недостаток такого послушника в том, что он быстро остывает и теряет свое вос­хищение в повседневной жизни со старцем и становится ропотным и непокорным.

 

Ревностный послушник - тот, кто устремлен во всем подражать своему духовному отцу и хра­нит доверие ко всем его действи­ям и словам. Недостаток такого послушника в том, что он увлека­ется внешним подражанием жиз­ни и действиям старца, и медленно совершенствуется внутренне.

 

Преданный послушник - тот, кто уверен в истинности своего старца и преданно служит ему душой, серд­цем и умом, и поставил своей целью полное послушание благослове­ниям и советам духовного отца. Недостаток такого послушника в том, что он увлекается служением старцу, упуская во время служения тщательно заботиться о хранении сердца от помыслов и совершен­ствовании непрестанной молитвы.

 

Верный послушник - тот, кто имеет непоколебимую веру в сво­его старца, послушен всем его благословениям и наставлениям, преданно служит ему и тщательно хранит сердце от рассеянности, пребывая в непрестанной молит­ве. Недостаток такого послушника в том, что он становится чрезмер­но привязан к жизни бок о бок со своим старцем, и погружается в растерянность и уныние при его кончине.

 

О старцах

 

Существует четыре вида духов­ных старцев:

Старец, вразумляющий словом; тот, кто обрел дар неизгладимо запечатлевать в сердце послушника духовные истины и вразумления.

 

Старец, вразумляющий приме­ром и благословением; тот, кто обрел неуклонное шествование узким духовным путем постоянно­го отречения и имеет благодатный дар устранять своим благослове­нием в сердце ученика помыслы и сомнения.

 

Старец, преображающий бла­годатью сердце послушника; тот, кто стяжал благодать преображать сердце ученика и сообщать ему пря­мо и непосредственно дар непре­станной молитвы.

 

Старец, передающий духовное наследие; тот, кто имеет неописуе­мый Божественный дар передавать верному и преданному послушнику все свое духовное наследие и опыт Богопознания, вне зависимости от расстояний и обстоятельств, после чего у послушника не остается ника­ких вопросов.

 

Как бы ни был духовен и искусен в молитве старец, он не может про­делать путь очищения сердца свое­го послушника.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.