Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Когда человек живёт неосознанно





Оглавление

 

Вступление. 9

ГЛАВА 1. 10

Спасайся всю жизнь. 10

Спасайся всю жизнь. 10

Не спеши. 11

Начинай с малого. 11

Кто убивает время. 11

Когда человек боится. 12

Бог сделает как нужно. 12

Помощь от Бога. 13

Когда человек живёт неосознанно. 13

Истинный духовный путь. 14

Видим наоборот. 14

ГЛАВА 2. 15

Душевное здоровье. 15

Душевное здоровье. 15

Первое - покаяние. 15

Польза от скорбей. 16

Если ведёшь молитвенную жизнь. 16

Когда молишься. 17

Самые опасные помыслы.. 17

Как отделить ум от помыслов. 18

Молитва любит порядок. 18

Возвращай ум к молитве. 18

Суть молитвы.. 19

Не гордись молитвой. 19

ГЛАВА 3. 19

Слепота души. 19

Слепота души. 19

Обучение. 20

Размышление - это заблуждение. 20

Скопище мыслей - не жизнь. 21

Поведение монаха. 21

Безделье - не духовный покой. 21

Не выдумывай жизнь. 22

Три стадии духовной жизни. 22

Если нет Любви. 22

Достигай святости. 23

Если ты что-то понял. 23

Обуздай свои мысли. 23

ГЛАВА 4. 24

Лучше спросить старца. 24

Лучше спрсить старца. 24

Держись духовного отца. 24

Верность и преданность послушника. 24

Старец сообщает, послушник постигает. 25

Старец не нуждается в почитании. 25

Духовное видение послушника. 25

О добрых и недобрых людях. 26

О болезнях и внезапной смерти. 26

О молчании и беседах. 26

ГЛАВА 5. 26

От чего оживает душа. 27

От чего оживает душа. 27

От чего умирает душа. 27

Чем прогоняется радость. 27

Чем приобретается радость. 27

Что обещает мир. 27

Когда всё рушится. 28

Как ум возвращается в сердце. 28

Что бы не происходило в уме. 28

Тот, кто влавствует над людьми. 29

Не страшись браней. 29

О ненависти. 29

О неприязни. 29

О борьбе. 30

ГЛАВА 6. 30

Сердце мирское и духовное. 30

Сердце мирское и духовное. 30

Внимание и молитва. 31



Думать и молиться. 31

Блуждание и просвещение. 31

Мечтания и память Божия. 31

О рождении и боли. 32

О причинах трагических событий в мире. 32

О причинах трагических событий с нами. 32

О причинах умирания. 33

О причинах долгой жизни. 33

ГЛАВА 7. 33

О добре и зле. 33

О добре и зле. 33

О своих и чужих ошибках. 34

О болезнях и здоровье. 34

Моё и Божие. 34

Самое удивительное. 34

О телесном и душевном чутье. 35

Послушание и смирение. 35

ГЛАВА 8. 35

Как узнать истинного монаха. 35

Как узнать истинного монаха. 35

Не подобает. 36

Тяжело видеть. 36

Монах и братство. 36

ГЛАВА 9. 36

О познании правильном и ложном. 36

О познании правильном и ложном. 37

О помощи. 37

Об истине Православия и ядовитых плевелах чужих учений. 37

О непрятностях и успехах. 38

О порче и избавлении от неё. 38

ГЛАВА 10. 38

О среднем пути и золотой середине. 38

О среднем пути и золотой середине. 38

О расслаблении и упорстве. 39

Сильная и слабая душа. 39

Познание истины и Жизнь вечная. 39

О молитве и послушании. 40

О скорбях и утешениях. 40

Об отречении и обретении. 40

О совершенстве и добродетелях. 40

ГЛАВА 11. 41

О послушниках и старцах. 41

О послушниках. 41

О старцах. 42

О внешнем и внутреннем уединении. 42

О внешних и внутренних препятствиях. 42

О врагах человека. 43

О правильной и ложной решимости. 43

О новостях и помощи Божией. 44

О борьбе со злом. 45

О жизни со Христом и без Христа. 45

ГЛАВА 12. 45

О грехах. 45

О грехах тела, речи и ума. 45

Об учениках и их отсутствии. 46

Накопленные грехи. 46

О духовных этапах. 46

Если помогать людям. 46

Об уединении. 47

О едином на потребу. 47

О последнем дне. 47

Ничто не сравнится. 48

Если хочешь покончить со старыми привычками. 48

Если хочешь восходить день ото дня. 48

ГЛАВА 13. 49

О заблуждении и просвещении. 49

О заблуждении и просвещении сердца. 49

Чтобы не происходило. 49

О причинах заблуждения. 49

О возвращении внимания. 50

О преданности старцу. 50

О переживаниях и теориях. 50

О готовности к искушениям. 50

Об уверенности в своём духовном отце. 51

О мнении и самомнении. 52

О моменте смерти. 52

ГЛАВА 14. 53

О самообмане. 53

О самообмане. 53

Об обольщении. 53

Чем больше держишься за мир. 53

О презрении и неприязни. 54

О подготовке к уединению.. 54

Об искренности. 55

О последствиях. 55

О привязанности и Любви. 56

О покое души. 56

О борющихся с помыслами. 56

ГЛАВА 15. 57

Об отсечении воли. 57

Об отсечении воли. 57

О непрестанной молитве и рассуждении. 57

О безстрастии. 58

О непрестанной молитве. 58

О добрых и недобрых. 58

ГЛАВА 16. 59

О Спасении. 59

Как достигается спасение. 59

О греховной тьме. 59

Совершенное Спасение. 59

О Святом Духе. 59

О безсмыслице. 60

О глупости. 60

О стяжании Спасения. 60

О Боге. 60

О благих делах. 61

О молитве. 61

О прелести. 61

ГЛАВА 17. 62

О благодати Духа Святаго. 62

О добрых делах и благодати. 62

О чистоте сердца и одержимости. 63

О духовном опыте. 63

Об искушениях в церковной жизни. 63

О святости. 64

О достижении Божественной Любви. 64

Приложение. 65

О праздниках. 65

О ложной решимости. 65

О верности. 65

Эпилог. 66

 

 

Вступление

 

Книга духовных поучений «Опыт, оплаченный жизнью, или ошибки в духовной практике» - это размышление о нелегком пути ко Спасению, выраженное иногда в форме обращения к своей душе, а иногда - в форме разговора духов­ного отца с сыном. Автор книги, Афонский старец Симеон, обра­щается к своим чадам с отеческим наставлением, увещанием, преду­преждением.

Эта книга повествует об ошиб­ках в духовной практике, которые неизбежно делает каждый человек, неправильно реагируя на измен­чивые устремления ума и желания сердца. Много написано различных духовных руководств, тем не менее нелегко найти такое, где были бы собраны воедино важнейшие ошиб­ки души, следующей по узкому тер­нистому пути к Богу.

Автор рассматривает все этапы духовного становления и выделя­ет наиболее характерные ошибки для каждого периода. Книга начи­нается с описания «слепого» и невнимательного состояния души, погруженной в суету, а заканчива­ется - раскрытием величественной красоты тех душ, которые достиг­ли Божественной Любви (см. гл 17. О достигших Божественной Любви).

Читающим эту книгу прежде всего открывается, что все ошибки непосредственно связаны с непра­вильно расставленными акцентами в духовном делании, уклонением от срединного пути. Поэтому одна из глав книги так и называется: «О сред­нем пути и золотой середине».

Автор подчеркивает, что каж­дая душа так или иначе погруже­на в самообман. Душе свойственно подменять истинное духовное дела­ние - размышлениями, а подлин­ный духовный опыт, за который требуется платить кровью, - теори­ями и отвлеченными понятиями.

Таким образом, на духовную жизнь обычного человека можно взгля­нуть как на переход от одного заблуждения к другому. Эта книга раскрывает, насколько тонко и изо­щренно мир завораживает ум чело­века, ослепляет очи сердца, вводит в заблуждение душу.

Практически следуя наставле­ниям автора, внимательно держась их, подобно путеводной нити, мы выходим из лабиринта заблужде­ний на свободу Духа. В самом осво­бождении души от страстей мы находим подтверждение тому, что все поучения, изложенные в книге, являются плодом духовного опыта. С каждой новой победой мы убежда­емся, что эти наставления - не про­сто благочестивые размышления, а передача истинного практического знания, которое достигается болью и кровью, приносит просвещение в ум и покой в сердце.

Вероятно, все согласятся, что при чтении этой книги прежде всего создается неповторимое живое ощущение беседы со стар­цем. Затем незаметно старец как бы устраняется, и мы остаемся нае­дине со своей душой. Начинается нелегкий разговор с самим собой, в присутствии старца. Такое собесе­дование может причинить душе, с одной стороны, мучительные стра­дания, возникающие в процессе пре­одоления сомнений и недоверия, а с другой - радость постижения

Истины, открытие новой духовной перспективы.

Это произведение не является легким чтением. Но стоит вспом­нить, что любое сильнодейству­ющее лекарство обычно бывает горьким и неприятным на вкус. Несомненно, книга будет полезна всем, интересующимся христиан­ством, православной традицией, духовным деланием, а также всем, стремящимся к совершенству во Христе, очищению сердца, стяжа­нию Божественной Любви.

 

 

 

ГЛАВА 1

 

Спасайся всю жизнь

 

«Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное».

 

Спасайся всю жизнь

Спасайся не день или два, спа­сайся всю свою жизнь - именно это и есть Спасение.

 

Вне Христа нет никакой религии и быть не может, ибо Христос - это начало и конец единственной рели­гии, религии сердца.

 

Спасение можно искать где угод­но, но само оно находится только в Правде, Которая есть Христос.

 

Не лезь в чужие учения - пропа­дешь, выбери одного Христа и свя­тых отцов Православия, и будешь жить с Богом.

 

Не выдумывай себе своего Спа­сения, обрети его из духовного на­ставления.

 

Для Спасения ничего не нужно делать больше, чем следует, и жела­тельно не делать меньше, чем нужно.

 

Не спеши

 

Не спеши читать духовные наставления, спеши их исполнять.

 

Не спеши в уединение, спеши в послушание.

 

Не спеши накапливать помыслы, спеши от них избавляться.

 

Не спеши гневаться, спеши сми­ряться.

 

Не спеши накапливать вещи мира сего, спеши от них отрекаться.

 

Начинай с малого

 

Начинай духовную жизнь с мало­го - с послушания, чтобы овладеть большим - смирением и Спасением.

 

Не оставишь дурные привычки - не обретешь хорошие.

 

Учись в духовной жизни все делать внимательно, не пожалеешь об этом ни на земле, ни на Небе.

 

Умеющий сказать «прости» - победил самого себя.

 

Из всех слов самое трудное сло­во, которое нелегко произносить, слово «прости», но именно оно открывает райские врата.

 

Кто убивает время

 

Тот, кто убивает время, убивает сам себя.

 

Один раз живем, а остальное время мучаемся, если мы не умеем ценить время нашей жизни.

 

Каждую секунду у нас остается все меньше этих секунд, и обратить этот поток вспять невозможно, мож­но лишь выйти из него, достигнув Спасения, в котором времени нет.

 

Если ты запутался в мирских делах, значит ты забыл о смертном часе.

 

Лучшее средство против лени - помнить о смерти.

 

Если не увидишь мир с высоты вечности сейчас, пока ты жив, то сто поневоле придется так увидеть в момент расставания с ним.

 

Прошедший момент - не наш, следующий - тоже не принадлежит нам, успей постичь Истину прямо сейчас, ибо она находится в этом промежутке.

 

Когда человек боится

 

Когда человек боится устремить­ся в сокровенные глубины своего сердца, он устремляется в бездны суетного мира.

 

Тот, кто погружается в сокро­венные глубины сердца, обретает вечную Жизнь; тот, кто теряется в безднах суеты, - в ней и гибнет.

 

Разумный когда-нибудь успокоит­ся, а неразумный - никогда.

 

Если душа колеблется в нрав­ственных принципах, то искуси­тель появится обязательно.

 

Мир не лезет к нам в душу, мы сами отдаем ее миру на поругание; оставь мир, и он оставит тебя.

 

Бог сделает как нужно

 

Бог всегда сделает так, как нуж­но, а мир никогда не сделает так, как хочет.

 

В совершенном Боге - все совер­шенно, а не совершенного нет и не может быть, но чтобы нам откры­лось это, необходимо помочь серд­цу увидеть это.

 

Наша обыденность является не­обычным, фантастически сложным творением Бога для души, страда­ющей расстройством духовного зрения.

 

Если Бог создал мир из ничего, то обыденности нет и быть не мо­жет, ибо она представляет из себя невероятно удивительное явление, всецело предназначенное для вос­питания души.

 

Душа, очистившая себя с помо­щью молитвы и благодати от помыс­лов, желаний и страстей, видит Бога и мир такими, как они есть, а не так, как ей представлялось вначале.

 

Помощь от Бога

 

Помощь от Бога приходит к нам лишь тогда, когда мы откроем, насколько мы грешны и далеки от Него.

 

Разве Бог когда-нибудь скрывался от тебя? Конечно, нет, это только ты уходишь в суету, забывая о Нем.

 

Чем дальше человек от Бога, тем большим становится эгоистом, пока не станет богопротивником.

 

Если извергнешь эгоизм, подоб­но плевку, непременно обретешь помощь Божию.

 

Если станешь безстрастным, словно покойник, которому мож­но сказать что угодно, услышишь от Бога слова Жизни.

 

Истинный духовный путь

 

Истинный духовный путь: уметь слушать и слышать, а это значит - уметь понимать и постигать.

 

Вдоль широкой дороги валяют­ся только стоптанные зря башмаки; лишь на узком пути можно найти духовные цветы и обрести трудно­постижимый плод Спасения.

 

Погонишься за вещами - поте­ряешь ум, устремишься в глубины своего сердца - стяжешь духовный разум, Христа.

 

Если осел пойдет в Москву, лоша­дью не вернется; если нереши­тельный ступит на духовный путь, святым не станет.

 

Как ни свято Евангелие, оно не откроется тебе, если не будешь ему следовать.

 

Тот, кто хочет достичь высокой духовной цели, должен иметь проч­ное основание в нравственности.

 

Самая высокая духовная цель - Спасение, самое прочное основа­ние - Евангелие.

 

Никогда не опускай уровень сво­ей цели, иди в духовной жизни до конца - так же, как ее начал.

 

Видим наоборот

 

И Бога и мир мы видим наобо­рот: мир - что он существует, а Бог - что Он не существует.

 

О том, чем мы живем, что видим и воспринимаем, можно сказать лишь одно: «Не верь глазам своим!».

 

Из того, что видишь, ничего не останется, кроме воспоминаний.

 

Сумма всех явлений в мире, сколько бы их ни было, остается всегда одной и той же.

 

Единственно, что полезно, - это прямой опыт ложности мира и истинности Бога.

 

Так как все видимое - временно, цель каждой души - успеть познать свой уникальный опыт, что за явле­ния держаться нельзя.

 

Если ты опытно постигнешь, что явления не могут быть истин­ной опорой, то ты найдешь для себя единственную несокрушимую и неподвластную времени опору - Христа.

 

ГЛАВА 2

Душевное здоровье

 

«Лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

 

Душевное здоровье

 

Если камень нагревать, он трес­нет; если в сердце допускать гнев и похоть, оно долго не проживет.

 

Как песок ни дави, масла не бу­дет; как за похотью ни бегай, сча­стья не найдешь.

 

Сколько ни приспосабливай бо­гатство к Спасению души, а вывод неизбежно один: душевно здоро­вый человек богатым не станет, для богатства нужно уже быть им одер­жимым.

 

Если сойдутся двое любителей власти и начнут бодаться, дай Бог остальным живыми остаться; тот, кто властвует над людьми, не может не иметь душевной порчи.

 

Душевная порча начинается с тщеславия, а душевное здоровье - со смирения.

 

Хорошая заповедь христианст­ва - держись смирения и беги подальше от надутости и всякого чванства.

 

Первое - покаяние

 

Если мы еще в утробе матери унаследовали грех всех поколений, то покаяние - это первое, что нуж­но вначале сделать, и последнее, чем мы должны завершить свою жизнь.

 

Чтобы действительно глубо­ко покаяться, необходимо заново родиться душой и телом, и такое покаяние становится основой всей нашей жизни.

 

Так же, как мы оставляем все иму­щество в момент смерти, так нам надлежит оставить в покаянии все земное, к чему был привязан наш ум в течение всей жизни.

 

Оставь все ради покаяния, ибо только оно соединяет нас с Богом.

 

Польза от скорбей

 

Наибольшая польза в духовной жизни приходит от трудностей и скорбей, а не от утешений.

 

Мастер сам знает, где у кувши­на будет ручка; так и Богу ведомо, какие скорби полезны душе.

 

Тому, кто не прилежит к молит­ве и запутывается в мирских привя­занностях, Бог прилагает скорби, чтобы сердце человеческое обрати­лось к Спасению.

 

Чем более суровы условия жиз­ни, тем более необыкновенным и стойким вырастает в них человек и тем более удивительны его сердце и душа, если эта душа имеет высокую цель - соединение с Богом.

 

Спасение приходит через страда­ния и самоотречение; если их нет, то нет и Спасения.

 

Когда молишься

 

Когда ты молишься, пусть твое сердечное внимание будет подобно клину, вбитому в землю.

 

Когда ты молишься, будь внима­телен в молитве подобно портному, вдевающему нитку в иголку.

 

Одна молитва, совершенная с полным вниманием, скорее будет услышана Богом, чем сотня рассе­янных молитв.

 

Благодать одной молитвы, про­изнесенной с полным отсутствием помыслов, больше всех рассеянных молитв, которые можно прочесть за сутки.

 

Очищение сердца молитвой, избавление от помыслов и совер­шенное освобождение от бесов - происходит одновременно.

Чем чище сердце, тем больше в нем благодати и духовной Свободы во Христе.

 

Самые опасные помыслы

 

Наиболее опасны внезапные нападения помыслов блуда; из всех помыслов они самые наглые и убий­ственные, ибо полностью умерщ­вляют душу.

 

Наиболее жестокие и безпринципные - помыслы гнева, ибо до основания разрушают духовную жизнь.

 

Наиболее прилипчивые и угне­тающие - помыслы чревоугодия и сребролюбия, ибо делают душу ту­пой и привязанной к земному.

 

 

Самые долговременные и изма­тывающие помыслы - уныния и печали, ибо в них душа становится вялой и безвольной.

 

Самые коварные и с трудом ис­кореняемые помыслы - тщесла­вия и гордости, ибо исподволь оплетают душу и лишают ее силы и благодати.

 

При попытке освободиться молитвой от этих помыслов очень опасны натиски сумбурных мыс­лей; если не успеешь избавиться от них, это может стоить тебе жизни.

 

Научиться постоянной бдитель­ности и неотрывному вниманию к помыслам и умению мгновенно отражать молитвой любой помы­сел - это начало твоего освобожде­ния из мысленного рабства и стяжа­ния благодати во Христе.

 

Как отделить ум от помыслов

 

Для того, чтобы отделить ум от помыслов, нужно уметь пребывать в непрестанной покаянной мо­литве.

 

Для того, чтобы пребывать в непрестанной покаянной молитве, необходимо стяжать безстрастие.

 

Когда непрестанная молитва и безстрастие соединятся, ника­кие помыслы не смогут отвлечь ум, и духовное сердце обретает бла­годать.

 

Молитва любит порядок

 

Молитва любит порядок, а духов­ная жизнь - распорядок.

 

Днем - с молитвой трудись, а ночью - бодрствуй и молись.

 

Искушения - с молитвой терпи, а врагов - благословляй и люби.

 

Когда ум не стоек, - молитва сла­ба; когда молитва крепка и ум сто­ек, - помыслы слабы.

 

Когда ум усмирен молитвой и лишен помыслов, он соединяет­ся с сердцем, которое обретает благодать и становится духовным сердцем.

 

Не живи головой, живи сердцем; не живи мыслями, живи молитвой.

 

Не морочь себе голову мыслями, живи Христом, ибо Он живет в тво­ем сердце.

 

Возвращай ум к молитве

 

Постоянно возвращай ум к мо­литве так же, как ребенок ищет объятия любимой матери.

Постоянно возвращай внимание в сердце, как черепаха втягивает голову и лапы в панцирь.

 

Постоянно возобновляй молит­ву в сердце, чтобы она стала непре­станной, подобно сердцебиению.

 

Постоянно следи за своим серд­цем, чтобы оно ни на миг не отвле­калось от Христа и молитва не прерывалась, подобно дыханию.

 

Если ты так будешь делать посто­янно, то и Христос будет постоян­но пребывать в твоем сердце.

 

Суть молитвы

 

Неотвлечение ума от молитвы - это сама суть покаянной молитвы.

Не гонись за количеством мо­литвы, стремись овладеть ее ка­чеством.

 

Если во время молитвы научишь­ся следить, как часто отвлекается ум и будешь возвращать его обрат­но, овладеешь вниманием.

 

Если в течение дня научишься замечать, что ты не молишься, овла­деешь покаянной молитвой.

 

Если тебе трудно молиться посто­янно, практикуй молитву с корот­кими перерывами, - и овладеешь непрестанной молитвой.

 

Чистая молитва, совершенная с полным осознанием ее смысла, быстро очищает сердце и привле­кает в него благодать.

 

Не гордись молитвой

 

Никогда не гордись, если ты хо­рошо молишься и находишь в мо­литве некоторое утешение; потеря­ешь все, что имеешь.

 

Если ты восхищаешься свои­ми молитвенными достижениями, тебя обманули бесы.

 

Истинная молитва имеет отли­чительный признак в смирении, ибо ей приходится преодолевать множество препятствий, которые побеждаются только смирением.

 

Даже безнадежный грешник обретет благодать и спасется, если отречется от помыслов.

 

ГЛАВА 3

 

Слепота души

 

«А Я говорю вам: не противься злому».

 

Слепота души

 

Самая страшная слепота души - это гордость человеческая; самое лучшее зрение - это смиренное сердце.

 

Плохо быть невеждой, но еще хуже понабраться ложных никчем­ных знаний.

 

На обочине дороги можно найти только старую подкову; в ложных знаниях - лишь пустые сведения об этом бренном мире.

 

В привязанностях никогда нет мира души, и такую жизнь в привя­занностях уверенно можно назвать ложным путем.

 

Терпение - истинный путь, без­молвие сердца - истинное дости­жение, Христос - истинное Спа­сение.

 

Спасайся - как ребенок, живи - как воин, умудряйся - как старец, и Христос не оставит тебя.

 

Даже если весь мир наполнится злом, все эти тяготы и беды можно сделать путем к Спасению с помо­щью смирения и благодати.

 

Обучение

 

Плохо быть неучем, но с тем, кто набрался пустых знаний, говорить совершенно невозможно.

 

Недостаток образования часто восполняется здравомыслием, но здравомыслие трудно найти даже в большой эрудиции.

 

Если обучение не является местом воспитания души, а есть лишь место образования, то такое обучение само становится угрозой для людей.

 

Когда читаешь книги о Боге и о духовной жизни, объединяй слова с сердцем, а сердце с делом, и это будет самое лучшее обучение.

 

Скопище мыслей - не жизнь

 

Разве можно скопище мыслей считать своей жизнью?

 

Разве можно поклоняться идо­лам страстей, считая их проявлени­ем своей личности?

 

Разве можно следовать всем жела­ниям, считая их своей истинной волей?

 

Если растрачивать сердце на суету, то пред Богом оно будет как помойное ведро, полное мерзости.

 

Если беречь сердце в молитве и в Евангельских заповедях, то пред Богом оно будет как чистый сосуд, полный благодати и благоухания молитвы.

 

Больное сердце - то, которое погружено в суету, здоровое серд­це - то, которое живет Богом.

 

Поведение монаха

 

Если поведение монаха не явля­ется путем к Спасению, оно стано­вится лицемерием.

 

Здоровье монаха не должно быть настолько плохим, чтобы начать лечиться, и не настолько хорошим, чтобы забыть о нем.

 

Молодой монах пренебрегает всем миром, а старый монах подби­рает даже подметку на дороге.

 

Монах без молитвы - не монах, а пустой мешок; сердце без Бога - не сердце, а грязный колодец.

 

Монах должен быть или ребен­ком, чтобы жить на руках у Христа, или воином, который смело при­нимает на себя скорби всего мира, чтобы стоять рядом с Христом.

 

Не выдумывай жизнь

 

 

Не выдумывай себе духовную жизнь, живи по Евангельским запо­ведям, и она сама откроется тебе такой, как она есть.

 

Если уйдешь в горы, уединишься телом, если прекратишь пустые раз­ говоры, уединишься языком, если отречешься от помыслов, уеди­нишься сердцем.

 

Духовная жизнь, лишенная само­дисциплины, становится распу­щенностью; лишенная творческой свободы - перестает быть духовной жизнью.

 

Не бойся ошибок на духовном пути, бойся в них оставаться.

 

Три стадии духовной жизни

 

Духовная жизнь имеет три стадии:

Жизнь со старцем в обучении послушанию и стяжанию мира души.

 

Жизнь по наставлениям старца и стяжание непрестанной молитвы.

 

Жизнь в полном уединении и стяжание созерцательной молитвы.

 

Если в сердце появляются отре­чение, смирение и Любовь, значит ты на верном пути.

 

Если нет Любви

 

Если в сердце нет Любви, ника­кое количество четок не принесет пользы.

 

Если в сердце нет преданности, никакое количество поклонов не приведет к Богу.

 

Если сердце не умеет хранить себя от скверны, никакой пост не очистит его от помыслов.

 

Только в Любви исчезают эго­изм, все остальные духовные прак­тики его лишь укрепляют.

 

Достигай святости

 

Достигай святости, отбросив все изощрения ума опутать те­бя своими доводами и умозаклю­чениями.

 

Раздражительность, неприязнь и недовольство - это пустая трата сил твоего сердца, обрати их в желание помочь ближним и они сами пре­вратятся в Любовь.

 

Рай - это душа, наполненная Богом, ад - это жизнь впустую, ко­торая уничтожает сама себя.

 

Сердце, которое достигло единства во Христе, становится святым.

 

Если ты что-то понял

 

Если ты что-то понял в религии, не думай, что это и есть Спасение; его не может быть в умозаклю­чениях.

 

Даже глубокого понимания Спа­сения недостаточно для того, что­бы спастись; для этого необходимы долгие годы духовной жизни.

 

Знать, что ты слепой, и суметь избавиться от слепоты - не одно и то же.

 

Трудность и сложность избав­ления от помыслов, желаний и страстей развивают терпение, а тер­пение вызревает в удивительный плод - смирение, и это начало Спа­сения.

 

Обуздай свои мысли

 

Обуздай свои мысли о бренной жизни и Бог избавит тебя от смерти.

 

Есть «правда» человеческая и она полностью безблагодатна, и есть Правда Божия, Которая принимает людей такими, какие они есть, ибо эта Правда - Любовь.

 

Духовный плод обуздания мыс­лей созревает в сердце человечес­ком - это постоянное осознание присутствия Пресвятой Троицы.

 

ГЛАВА 4

 

Лучше спросить старца

 

«Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

 

Лучше спрсить старца

 

Лучше один раз спросить свое­го старца, чем прочитать все книги святых отцов.

 

Если хочешь искать славу, будь впереди старца, если хочешь стя­жать смирение, будь позади него.

 

Не бегай по старцам, но найди одного и на всю жизнь, ибо он пере­даст тебе свое духовное наследство.

 

Ищи своего старца не ногами и головой, но сердцем и душой.

 

Наследство старца только одно - Спасение.

 

 

Держись духовного отца

 

Оставь общение с людьми, как недостойный близости с ними, и держись за духовного отца больше, чем за отца и мать.

 

Отец и мать родили тебя в этот мир, а духовный отец рождает тебя в Жизнь вечную.

 

Духовный отец подобен огнен­ной печи, ибо в нем сгорают твои заблуждения, и он подобен небес­ной росе, ибо поит тебя росой небесных наставлений.

 

Духовное видение послушника

 

Со временем послушник, верный своему духовному отцу, увидит весь мир чистым и исполненным свя­тости, благодаря духовному пости­жению старца и его учеников; так открывается душе послушника духовное видение.

 

Чем больше духовного опыта приобретает душа послушника, бла­годаря связи с духовным отцом, тем больше в его душе благодарности к старцу, приносящей мудрость рас­суждения и духовной Любви.

 

Если верность и преданность послушника к своему духовно­му отцу велики, то со временем послушник получает весь духовный опыт своего старца, как духовное наследие милости Божией.

 

О добрых и недобрых людях

 

Лучше помочь одному челове­ку, который хочет быть добрым, чем тысяче людей, которые хотят получше устроиться в этом мире.

 

Каким бы добрым человек ни казался, но если он не во Христе, его доброта - только маска, скры­вающая душевную одержимость злом.

 

Когда негодяи наказывают него­дяев, именно тогда добро побежда­ет, потому что добрые никого не наказывают.

 

Добрые никогда не мстят, они только воздерживаются от греха, ибо грех всегда наказывает сам себя.

 

О молчании и беседах

 

Если любишь молчать, молчи со смыслом; пребывай в памяти Божией и всех людей носи в своем сердце.

 

Если любишь говорить, говори искусно, как искусный певец не сби­вается с ноты, так и ты не теряй в беседах самую нужную ноту - ноту добра.

 

ГЛАВА 5

 

От чего оживает душа

 

«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

 

От чего оживает душа

 

Душа оживает от чистоты: посмо­три на лица детей, ты тоже был когда-то таким же.

 

От чего умирает душа

 

Душа умирает от денег; посмотри на лица богачей, этого достаточно.

 

Без мира душевного

 

Без мира душевного ничего не достигнешь, а то, что удастся вырвать у жизни силой, становится ядом, убивающим душу.

 

Пока не судишь о том и о сем, живешь в мире души; как только пустишься в суждения, приходится потом долго укорять себя.

 

Если не согласовывать жизнь с миром своей души, она начнет жить без тебя; ибо ты сам утратил и жизнь, и душу.

 

Храни мир души, и он сохранит тебя во всех опасностях.

 

Чем прогоняется радость

 

Радость прогоняется: желанием настоять на своем, суетой и ленью.

 

Чем приобретается радость

 

Радость приобретается: желани­ем послужить ближним, тихостью души и молитвой.

 

Что обещает мир

 

Что обещает мир?.. Деньги. А что дает?.. Болезни.

 

Из-за денег не видно людей: если хочешь, чтобы в тебе увидели чело­века, оставь деньги.

 

Если не стремиться к деньгам, в миру нечего делать, если оставить похоть, на земле нечего искать.

 

Тот, кто приобрел много денег, не может не понимать, что он про­дал за них душу.

 

Когда всё рушится

 

Только тогда, когда все рушит­ся, выявляется истинная доброта и цена каждого человека.

 

Только в предельных испытани­ях выявляются искусные души и закаляются стойкие сердца.

 

Всякое объединение должно потерпеть крах, чтобы обнару­жилось неразрушимое Добро и неуничтожимая Любовь в тех серд­цах, которые сохранят их в себе.

 

Что бы не происходило в уме

 

Что бы сейчас ни происходило в твоем уме, оставь это полностью, возьмись за молитву; читай с молит­вой, трудись с молитвой, отдыхай с молитвой.

 

Если овладеть молитвой смогло неисчислимое количество людей до нас, это сможем сделать и мы, ибо это самое лучшее приобретение в жизни, которое мы можем завещать другим.

 

Сколько ни говорить слово «хал­ва» , слаще не станет, и только молит­ве, часто повторяемой с глубокой искренностью, присуще даровать сердцу истинную духовную сла­дость, избавление от страхов и опа­сений и подлинное Спасение от греха.

 

Не страшись браней

 

Не страшись мысленных браней; в них закаляется твое сердце и обу­чается стоять в Евангельских запо­ведях; закаленное в бранях сердце становится отважным и обретает молитву, а сердце, обретшее молит­ву, быстро приходит к Спасению.

 

Тот, кто отважен и решителен от рождения, быстро обретает благо­ дать, если не забывает о смирении; тот, кто преодолел свою трусость и робость, обретает двойную благо­дать, если хранит решимость в своем сердце.

 

Решительному, чтобы спастись, нужно разрушить все бастионы мысленного врага, а нерешитель­ному - всего лишь свою робость.

 

О ненависти

 

Ненавидеть хотя бы одного чело­века и думать, что живешь по Еван­гелию, - ошибка.

 

Ненавидеть какую-либо нацию или народ и думать, что это и есть Православие, - ошибка.

Ненавидеть хотя бы одного че­ловека - значит ненавидеть весь мир.

 

О неприязни

 

Иметь неприязнь хотя бы к од­ному из учеников своего духовного отца и думать, что сам являешься учеником, - ошибка.

 

Неприязненно относиться к уче­никам своего старца и думать, что любишь его всем сердцем, - ошибка.

 

Иметь неприязнь хотя бы к одно­му из последователей своего духов­ного отца - значит самому стать, в конце концов, предателем своего старца.

 

О борьбе

 

Бороться хотя бы с одним чело­веком, считая его своим врагом, значит, стать злее своего врага.

 

Бороться с врагами Правосла­вия - значит самому стать его вра­гом и врагом Евангелия.

 

Никогда еще не было так, чтобы тот, кто боролся с людьми или наци­ями за свою веру, стал добрым и сми­ренным.

 

За веру не борются, борются за святость и чистоту сердца; если вера истинна, она сумеет постоять за себя.

 

Рядом с тем, кто борется за свя­тость, стоит Христос, рядом с тем, кто борется за веру, - диавол.

 

Самая лучшая борьба - стяжать святость и обрести во Христе чистоту сердца и смирение; именно такая вера сокрушает всех врагов и остается вовеки непобедимой для любых происков и злоухищрений.

 

ГЛАВА 6

 

Сердце мирское и духовное

 

«Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?».

 

Сердце мирское и духовное

 

Сердце, полностью порабощен­ное мирскими устремлениями и не желающее выйти из суеты мира сего, - это мирское сердце.

 

Сердце, отвергнувшее безплодную мысленную суету и кружение в мире сем, целиком прилепившееся к Богу и избравшее Его единствен­ным прибежищем и опорой, есть духовное сердце.

 

Внимание и молитва

 

Внимание, обращенное в серд­це, где совершается непрестанная молитва, приводит к Спасению.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.