|
Если хочешь покончить со старыми привычками
Если хочешь покончить со старыми дурными привычками - разленением и расслабленностью, неуклонно следуй своему распорядку. Так в тебе начнет работать духовный «маховик», который не позволит тебе сбиваться с распорядка или делать перерывы.
Если хочешь покончить с обыденной рутиной, поглощающей твое внимание, не оставляй распорядок, он поможет тебе укротить безпокойный ум.
Если хочешь покончить с рассеянием ума, приучи его к распорядку, который привлечет ум в сердце, подобно тому, как добрый хозяин приманивает коня куском хлеба с солью.
Если хочешь восходить день ото дня
Если хочешь восходить в духовной практике день ото дня, с самого начала в своем молитвенном распорядке будь решительным и непреклонным.
Если хочешь восходить в духовной практике день ото дня, только в молитвенном распорядке ты обретешь увеличение благодати и исчезновение неблагоприятных воздействий.
Если хочешь, чтобы твое уединение обрело смысл, избегай нарушения молитвенного распорядка чрезмерной внешней деятельностью и полностью избегай мысленной суеты, пребывая в непрестанной молитве, - это и будет истинным уединением.
ГЛАВА 13
О заблуждении и просвещении
«И кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня».
О заблуждении и просвещении сердца
Действительное заблуждение - это полная потеря Бога и забвение Его сердцем, испорченным грехом, в результате чего оно испытывает отчаяние и страх смерти.
Истинное просвещение - это устойчивое и непрерывное пребывание в Господе Иисусе Христе сердца, просвещенного благодатью Святаго Духа и восприемлющего безсмертие и Жизнь вечную.
Чтобы не происходило
Что бы ни происходило с тобой, не отвлекай свое сердце на переживания и на безсмысленное разглядывание людей и предметов, не будь подобен любопытному, разглядывающему благолепие храма и забывшему о молитве.
Какие бы обстоятельства ни возникали, если ты не отвлекаешь свое сердце ни на миг на пустое обдумывание происходящего, а воспринимаешь все сердцем, наполненным молитвой, Бог несомненно все сделает за тебя самым лучшим образом, только бы ты пребывал в молитве.
О причинах заблуждения
Причина заблуждения - отсутствие навыка в том, чтобы замечать, что сердце оставило Бога и пребывает во грехе.
Если мы в молитвенной практике овладеем умением не следовать рабски за помыслами, а держать все внимание в сердце, мы немедленно отсекаем последовательность и неразрывность помыслов и уничтожаем всякую связь со грехом.
Когда внимание не покидает сердца и оно пребывает в непрестанной молитве - это есть духовная практика, практика Спасения в Господе Иисусе Христе.
О возвращении внимания
Когда мы не следуем рабски за помыслами, а удерживаем внимание в сердце непрестанной молитвой, именно в сердце для нас открываются врата рая.
Когда мы неуклонно пребываем вниманием в сердце, укрепляемые молитвой, мы находим в своем сердце обитель невыразимой тишины и безконечного покоя, где пребывает их истинный Владыка - Христос.
О преданности старцу
Без преданности старцу монах становится подобен самовлюбленной кукле, безпрестанно твердящей «я», «я», и делается презренным и уродливым существом, от которого все держатся на расстоянии.
Монах, преданный своему духовному отцу, знает только одно: «Как благословит старец», благодаря этому он имеет покров Божий, помощь Пресвятой Богородицы, его хранят молитвы старца и Ангелы радуются его преуспеянию.
О переживаниях и теориях
Не придавай никакого значения своим переживаниям, которые подобны проходящим облакам, ибо в Царстве Божием нет переживаний, а есть постоянство благодати и Истины.
Не создавай себе никаких теорий, обучаясь непрерывной молитве, ибо они подобны сухой палке, которая, как ни втыкай ее в воду, не нырнет глубоко, так и теории никогда не принесут благодати и духовной мудрости.
О готовности к искушениям
Тот, кто готовится к уединению, должен готовится и к искушению.
Если поблизости есть текущая вода, то вам будут слышаться звуки музыки и различные завлекающие мелодии.
Если в месте вашего уединения постоянно дует ветер, то вам будет казаться, что к вам идут гости и вы слышите их голоса.
Если там, где вы уединились, полная тишина, вам будет казаться, что кто-то зовет вас по имени, чтобы вы выбежали из кельи и начали в тревоге озираться вокруг.
Вам могут сниться необыкновенные сны, подобные безконечному увлекательному повествованию, продолжающемуся из сна в сон, может сниться, что ваши родственники умирают, что вас хотят убить, что за вами гонятся и ваше сердце будет колотиться от страха.
Или же вам будут сниться различные обстоятельства, якобы из вашего будущего или из будущего ваших близких, а также в снах вам могут являться «святые», которые станут говорить вам пророчества или сообщать откровения.
По ночам вам может казаться, что вашу келью сотрясает страшное землетрясение, что она разрушается, что кто-то разваливает ее на части, вам будут слышны угрожающие вопли, чтобы вы убирались с этого места, иначе вам грозит немедленная гибель.
Ваша келья может неожиданно загореться и сгореть дотла, вас начнут разыскивать охотники и грабители, вокруг вас могут происходить самые невероятные истории, вплоть до убийств, и вы будете бояться за свою жизнь.
У вас возникнет неодолимая жалость к оставленным близким и друзьям, и вас будут обуревать разнообразные мечтания об оставленной мирской жизни.
Вам может опротиветь уединение, молитва перестанет радовать или же не будет удаваться, уныние окутает вас безпросветной пеленой, вас будут преследовать различные слухи, клевета и людские домыслы о причинах вашего уединения.
Вам необходимо глубоко осознать, ради чего вы предприняли свое уединение, ибо ваша решительность, смелость и настойчивость будут подвергаться всестороннему испытанию.
Если вы позаботитесь о том, чтобы в месте вашего уединения совершалась литургия и вы могли бы причащаться и исповедоваться, не покидая надолго свое уединение, то все подобные искушения постепенно ослабнут и ваша молитва значительно укрепится.
Но если ваша решимость уменьшится и сила духа поколеблется, все эти искушения станут для вас непреодолимой стеной, и вам придется вернуться к более умеренному образу жизни.
Об уверенности в своём духовном отце
После того как ваши искушения ослабеют и вы обретете благодатный дар непрестанной молитвы, ваша уверенность в наставлениях своего старца возрастет до глубокого понимания их сути и ваша преданность ему выльется в горячих благодарных молитвах за его постоянную помощь и духовную поддержку.
Какие бы испытания в дальнейшем ни встречались на вашем духовном пути, ваша стойкость не будет поколеблема и смущена, а ваша молитва станет непрерывным сердечным устремлением к Богу; и все это придет к вам благодаря вашей уверенности в своем духовном отце и в истинности его наставлений и поучений.
О мнении и самомнении
Как бы ни были трудны и опасны духовные брани и искушения, все они не сравнятся с крайне изощренным искушением от диавола, если вы примите помысел, что вы обрели святость и можете руководить судьбами людей. И тем не менее, все это лишь диавольский помысел, понуждающий легковерных монахов попасть ему в услужение и так погубить всю свою духовную жизнь.
Всякое мнение и самомнение - от диавола, и святости не имеет. До тех пор, пока вы не освободились от помыслов, страстей и желаний и не обрели умение жить по велениям воли Божией, а не падших духов, пока ваше сердце не стало обителью Христа и не обрело благодать, лучше всего пребывать в смирении и покаянии.
Самым безошибочным будет решение пребывать в покаянии до последнего дыхания и какие бы духовные дары вы ни приобрели, покаяние остается неизменным до самого конца; в этом и есть непреложный закон духовного успеха и Спасения для монаха и мирянина.
Несведущие люди будут ублажать вас подарками, деньгами, похвалой и восторженными отзывами, все это подобно утренней росе или весеннему заморозку, которые исчезают без всякого следа. Но если сердце привыкнет к похвалам и лести, то двери Царства Небесного затворятся для него.
О моменте смерти
В духовной жизни монаха все решает момент смерти, а именно, как монах будет умирать.
Монахи, обретшие полноту благодати и святости, умирают с радостью.
Монахи, стяжавшие дар непрестанной молитвы и смирения, умирают без страха перед смертью и с великим устремлением соединиться со Христом.
Монахи, очищавшие свое сердце от грехов покаянием, молитвой, постами и трудами, умирают без всяких сожалений об оставленной жизни и с упованием на милость Божию.
Если сердце монаха очищено непрестанной молитвой, она переходит с ним в Жизнь вечную, и в этом случае нет прохождения посмертных мытарств, так как благодать вселяется в душу сразу после разрешения от тела.
ГЛАВА 14
О самообмане
«Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее».
О самообмане
Если мы все знаем, что умрем, но думаем, что это произойдет не скоро, - это самообман.
Если мы все знаем, что можем погибнуть внезапно в катастрофе, но думаем, что с нами этого не может случиться, - это самообман.
Если мы все знаем, что можем заболеть тяжелой формой болезни, но думаем, что с нами такое никогда не произойдет, - это самообман.
Если мы все знаем, что нужно спастись от греха и смерти, но думаем, что займемся этим, когда наступит соответствующее время и в нас сами собой появятся решительность и устремление к духовной жизни, - это самообман.
Об обольщении
Обольщение миром - это состояние ума, когда мысли текут одна за другой безконечной чередой, превращаясь в прочные цепи рабства души.
Разорвать Иисусовой молитвой эти диавольские цепи мысленного обольщения - основная цель освовождения души от пленения этими помыслами и Спасения души в благодати Духа Святаго.
Чем больше держишься за мир
Чем больше держишься за мир, тем быстрее он уходит из рук.
Чем больше держишься за людей, тем быстрее они нас покидают.
Но чем крепче держишься за Бога и чем самоотверженнее отдаешь себя людям, тем больше в мире добра и тем спасительнее наши отношения с людьми, ибо основа жизни несомненно одна - Любовь.
О презрении и неприязни
Тот, кто уходит в уединение с презрением к людям, находит непреодолимые затруднения в стяжании непрестанной молитвы, ибо молитва основана на Любви.
Тот, кто уходит в уединение с неприязнью к людям, встречает непреодолимые духовные препятствия, ибо на неприязни невозможно построить духовную жизнь.
Тот, кто уходит в уединение со скандалом и гневом, не достигает никаких надежных результатов, ибо, имея за плечами огорчение и обиды ближних вместо их молитв, не сможет и сам обрести молитву.
Тот, кто стремится в уединение, поощряемый своей гордостью, не найдет там смирения и кротости, ибо из гордости вырастают лишь ропот и богоборчество.
Тот же, кто уходит в уединение с миром в душе и с Любовью к ближним, обретает милость Божию и содействие всех святых.
Тот, кто уходит в уединение с благословением своего духовного отца, обретает помощь его святых молитв и стяжает все его духовное наследие.
О подготовке к уединению
Прежде уединения обучись жить с ближними в кротости и смирении, для чего необходимо пребывать в общежительном монастыре.
Обучись преданности и послушанию, для чего необходимо пребывать под началом духовного старца.
Обучись безкорыстно служить ближним, ревностно придерживаться молитвенного распорядка и проникнуть сердцем в суть Евангельских заповедей, для чего необходимо неукоснительно пребывать в молитвенной практике.
Тот, кто собирается в уединение ради обретения Спасения во Христе, несомненно обретет Спасение и соединится со Христом.
Тот, кто собирается в уединение ради стяжания непрестанной молитвы, несомненно обретет ее и очистит свое сердце.
Тот, кто собирается в уединение ради отречения от мира, постигнув его тщету, несомненно обретет безстрастие и сподобится милости Божией.
Об искренности
Искренность - это предельно чистое состояние сердца пред Богом и пред всеми людьми во всех действиях.
Искренность, соединенная с разумностью, дабы не допустить неправильных действий, не основанных на Евангелии, есть мудрость рассуждения и приносит пользу душе.
Искренность, соединенная с неразумием, есть нерассудительность поведения и ввергает душу в многочисленные искушения.
О последствиях
Посеянное зло приходится пожинать с болью и против воли, а посеянное добро - с радостью и без всякой боли.
Все, что окружает нас и кто находится рядом с нами, это последствия нашего отношения к миру.
Различные обстоятельства, происходящие с нами, и наши отношения с людьми - все это последствия наших прошлых поступков.
Все, что мы представляем собой в данный момент, это последствия наших предыдущих помышлений, желаний и страстей.
Если хочешь изменить свое окружение на более благоприятное и увидеть рядом с собой добрых и отзывчивых людей, измени свое отношение к миру и к людям; сделай его более добрым и отзывчивым.
Если хочешь изменить обстоятельства, происходящие с тобой, и прийти к новым духовным отношениям с людьми, совершай только благие и духовные поступки, основанные на Евангельских заповедях.
Если хочешь спасти свою душу, измени свои помыслы, страсти и желания, сделай их добрыми. Но еще лучше, если ты отречешься от них, ибо за ними могут таиться недобрые намерения, и стяжи в сердце непрерывную Иисусову молитву.
Если хочешь обрести благодать и возлюбить Христа всем своим сердцем, сделай его чистым от всего мирского и оно наполнится благодатью и Любовью по дару Иисуса Христа.
О привязанности и Любви
Привязанность - это отношение к человеку, как к своей собственности.
Любовь - это отношение к человеку, как к созданию Божию.
Привязанность убивает и нас, и наших ближних, и становится препятствием к Спасению.
Истинная Любовь охраняет, укрепляет, поддерживает и спасает и нас, и тех, кого мы любим.
Когда мы привязываемся к миру, из его пор проступает ядовитая горечь, которая убивает нашу душу.
Если мы даже выжмем мир, словно мокрое полотенце, то из него вытечет лишь разочарование; ничего другого он не содержит, ибо разочарование - это плод нашей привязанности.
Когда мы возлюбим Бога, от Престола Божия истекают реки безсмертия - благодати и Любви к Богу и к нашим ближним, ибо плод Любви - Жизнь вечная.
О покое души
Безграничный покой души, стяжавшей Божественную Любовь, безконечно лучше всех наших действий, совершенных в привязанности.
Никакие наши безчисленные действия и усилия не смогут заменить этот невыразимый покой Любви, ибо без нее невозможно никакое действие и никакое усилие.
О борющихся с помыслами
Борющиеся с помыслами разделяются на три категории: Первая - слабые бойцы, которые поспешно отступают, устрашившись сильных браней. Вторая - средние бойцы, которые борются с помыслами до конца, не уступая им, пока хватает сил. Третья - искусные бойцы, к которым помыслы даже не приближаются.
ГЛАВА 15
Об отсечении воли
«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его».
Об отсечении воли
Действительное отсечение воли уничтожает в корне эгоизм и способствует обретению смирения и благодати.
Действительное отсечение воли, соединенное с молитвой и вниманием, приводит к чистоте сердца и безстрастию.
Ошибочное одностороннее отсечение воли, выполняемое без стяжания внимания и непрестанной молитвы, не очищает до конца сердце от эгоистических помыслов, желаний и страстей, вследствие чего возникает непонимание сути Спасения, а внутренняя суета разрушает всю духовную жизнь.
Ошибочное одностороннее стяжание молитвы, без отсечения воли, наполняет сердце тщеславием и гордостью, вследствие чего начинает преобладать самомнение, раздражительность и гневливость, которые становятся непреодолимой стеной на духовном пути.
Правильная совместная практика отсечения воли и неуклонное побуждение к стяжанию внимательной непрестанной молитвы в любых обстоятельствах уподобляют монаха умудренному путнику, твердо идущему на обеих ногах к Спасению.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|