Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







О внешнем и внутреннем уединении





 

Уединение бывает внешнее и внутреннее. Внешнее уединение состоит в пребывании безвыход­но в уединенном месте или келье без всяких собеседований и разго­воров.

 

Внутреннее уединение представ­ляет собой безпрерывное неотвлекаемое удержание внимания в сердце с совершенным отречением всех помыслов и всякой рассеянно­сти ума.

 

Наиболее важно - внутреннее уединение, наиболее полезно - сочетание внутреннего и внешнего уединения.

 

Внутреннее уединение возмож­но в любых условиях и обстоя­тельствах, сочетание внутреннего и внешнего уединения возможно лишь при исключительной мило­сти и помощи Божией.

 

О внешних и внутренних препятствиях

 

Внешние препятствия в духов­ной жизни - неподходящие места для духовного уединения, слабое здоровье или физические недостат­ки, невозможность обезпечить себя самым необходимым, что требует частых выходов в мир, и близкое присутствие мирских поселений.

 

Внешние препятствия склады­ваются из отсутствия помощи Божией, из накопленных греховных поступков в прошлом и попрания нравственных и моральных обяза­тельств по отношению к близким, оставленным без помощи.

 

Наиболее тяжелое внешнее пре­пятствие - клевета.

 

Внутренние препятствия вклю­чают в себя - отсутствие духовно­го руководства, нерассудительное поведение, крайности в аскезе или расслабление, сильная сонливость или перевозбуждение, нападения бесов.

 

Внутренние препятствия склады­ваются от самомнения, гордости и упования на свои силы.

 

Наиболее тяжелое внутреннее препятствие - сонливость.

 

О врагах человека

 

«Враги человеку домашние его» и... желающие властвовать над ним, ибо, не умея ладить с людьми, одержимые властью предпочитают повелевать равными себе.



 

В Божественной Троице нет и не может быть властвования, ибо в Ней соподчинение равных, поэто­му страсть к власти - тяжелая фор­ма душевного нездоровья.

 

Нет врага, более опасного для человека, чем грех, который осле­пил умное зрение человека. По мере избавления от собственного греха, все более открывается умное или сердечное зрение, пока не станет всепроникающим светом обоженного сознания. Тогда Истина, никог­да не прекращающая сиять, являет себя чистому сердцу во всей полно­те благодати. Поэтому борьба лишь с внешними безчисленными про­явлениями зла никогда не сможет очистить сердце человеческое.

 

О правильной и ложной решимости

 

Правильная решимость есть твердое решение с помощью Божи­ей пребывать неотрывно в пока­янии и молитве до последнего дыхания, претерпеть все тяготы и скорби уединенной жизни, перене­сти терпеливо и смиренно все напа­сти и нападения людей и демонов.

 

Но в случае болезни или недостат­ка в пище тот, кто избрал уедине­ние, вправе покинуть его и избрать более умеренный образ жизни.

 

Ложная решимость побуждает действовать вопреки всем обстоя­тельствам, отвергает все советы, полагается только на свое суждение и, в конце концов, доходит вплоть до вызова Богу, чтобы вырвать у Него святость и благодать.

 

Ультимативность решений - характерный признак ложных решений и она, как правило, имеет печальный конец.

 

О спасении и помиловании

 

Спасение - это освящение души Божественной благодатью и преоб­ражение ее во Святом Духе вплоть до полного уподобления Христу, обретенное человеком во время его земной жизни.

 

Для стяжания Спасения душа должна обладать великой верой, великой решимостью и великим усердием в покаянии.

 

Благодаря таким добродетелям, целеустремленная и цельная душа милостью Божией находит опытно­го духовного отца, с его помощью постигает истинную суть Спасе­ния, обретает полноту благодати и несокрушимую преданность пра­вославному учению, ибо у нее есть основание для такой веры.

 

Помилование - это прощение грехов души Божественным Мило­сердием и принятие ее под благо­датный покров Пресвятой Троицы, обретаемые человеком в момент его кончины.

 

Для достижения помилования душа должна посильно трудиться в течение всей своей жизни над очи­щением сердца от дурных помыс­лов, желаний и страстей, совершая дела милосердия и служа ближним, дабы впоследствии упокоиться в милости Божией.

 

О новостях и помощи Божией

 

Истинный монах ничего не веда­ет, и Бог хранит его во всем.

 

Любитель новостей выспраши­вает и выведывает все новости и полон тревог о своей безопасности и благополучии, но помощи Божией не имеет.

 

Истинный монах выглядит невеждой в глазах любопытных, но это неведение мирских попечений есть мудрость в очах Божиих.

 

Любопытствующий служит вест­ником и передатчиком домыслов и сплетен и есть безумство пред Богом.

 

О борьбе со злом

 

Со злом не борются, с ним про­сто не соприкасаются, именно по­этому оно погибает.

 

Всякая борьба со злом лишь укреп­ляет его и не дает возможности утвердиться добру. Поэтому самая лучшая борьба - это борьба за отсут­ствие зла в самом себе, именно так торжествует добро и именно поэто­му оно непобедимо.

 

О жизни со Христом и без Христа

 

Та жизнь, которую мы видим и которой живем, никогда не смо­жет стать подлинной жизнью, если

в ней нет Христа, ибо только Христос придает ей законченность и смысл.

 

Жизнь без Христа становится настоящей трагедией и превраща­ется в злую насмешку над челове­ком, уничтожая его лучшие качества и насмехаясь над его достоинством.

 

Подлинная жизнь - это Хрис­тос, Который освящает ее на зем­ле и делает вечной Жизнью на Небе, ибо Христос - есть Владыка и Источник всякого бытия.

 

ГЛАВА 12

 

О грехах

 

«Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне».

 

О грехах тела, речи и ума

 

Наиболее опасный грех тела - блуд, полностью убивающий духов­ное состояние.

 

Наиболее опасный грех речи - осуждение, полностью устраняю­щее благодать.

 

Наиболее опасный грех ума - искание видений и откровений, полностью разрушающее ум.

 

Об учениках и их отсутствии

 

Если ты хочешь достичь Богообщения как можно больше в тече­ние своей жизни, пока ты здоров и бодр, избегай учительства и настав­ничества.

 

Если ты хочешь постичь, что такое свобода во Христе, избегай брать учеников.

 

Обучать послушников Спасе­нию - человеческое дело, но достичь его самому в предельной степени - дело Ангельское.

 

Если берешь послушников, бери преданных и практикующих, ибо преданность и практика сближают старца и послушников в духе Спасе­ния, а не беседы и разговоры.

 

Послушник, преданный и прак­тикующий, будет верен старцу до его кончины и так унаследует весь его духовный опыт.

 

Накопленные грехи

 

Накопленные нами грехи замутняют наше видение и понимание духовных законов.

 

Понимание сути Евангельских заповедей важнее молитв, посколь­ку при неправильном понимании и молитва, и духовная жизнь уклоня­ются от истинной цели Спасения.

 

О духовных этапах

 

Живя со старцем, учись у него покаянию, смирению и Любви, но помни, что старец не будет пребы­вать на земле вечно.

 

Когда старец упокоится, учись по его наставлениям и книгам рассуж­дению и отречению, но помни, что Спасение не в наставлениях и кни­гах, оно - во Христе.

 

Когда ты усвоишь суть Спасения, живи в уединении в непрестанной покаянной молитве, но помни, что спасает не уединение, но милость Божия, и так сможешь спастись

 

Если помогать людям

 

Если людям помогать деньгами, их души портятся.

 

Если помогать лекарствами, здоровье людей может снова ухуд­шиться.

 

Если помогать пищей, люди сно­ва будут голодны.

 

Если помогать одеждой, в ней снова возникнет нужда.

 

Если же уйти в уединение и молиться о людях, то бедные обре­тут средства к жизни, больные полу­чат здоровье, голодные насытятся, раздетые найдут покров и жилище, ибо всех этих людей привел в бы­тие Бог.

 

Об уединении

 

Разве у тебя нет глаз, чтобы най­ти уединенные места для молитвы, пока не наступила ночь твоего раз­лучения с жизнью?

 

Разве у тебя нет ног, чтобы уйти в уединение прямо сейчас, пока у тебя еще есть силы передвигаться?

 

Разве у тебя нет ума, чтобы понять прямо сейчас, что именно в уединении тебя ждет Бог, и ты можешь встретиться с Ним, пока Он не отвратился от тебя?

 

О едином на потребу

 

Тебе не нужен весь мир, тебе нуж­на всего лишь маленькая келья для уединенной молитвы, и этим мож­но заняться не откладывая.

 

Тебе не нужно дожидаться кон­ца света и исполнения всех про­рочеств, чтобы начать духовную жизнь, этим хорошо заняться неза­медлительно.

 

Тебе не нужно возвращаться в свое прошлое и терзаться сожа­лениями об утраченном времени; посвяти духовной практике все оставшееся время твоей жизни, и это необходимо сделать, не теряя ни одного мгновения.

 

О последнем дне

 

Если тебя поносят или превозно­сят, вспомни, что это может быть последний день твоей жизни, - и ты успокоишься.

 

Если тебе приходится что-то до­казывать или опровергать, вспом­ни, что это может быть последний день твоей жизни, - и ты угомо­нишься.

 

Если ты хочешь вырваться из своего сонного состояния повсед­невной расслабленности в Жизнь вечную, вспомни, что это может быть последний день в твоей жиз­ни, - и ты освободишься от разленения.

 

Ничто не сравнится

 

Из всех дел ничто не сравнится с чтением Священного Писания.

 

Из всех чтений ничто не срав­нится с молитвой.

 

Из всех молитв ничто не сравнит­ся с созерцанием и восхищением.

 

Из всех созерцаний ничто не сравнится со Спасением.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.