|
Театрализованные формы и виды детского досугаСтр 1 из 6Следующая ⇒ Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу… А. С. Макаренко [10: c. 203]. Формы организации могут быть различными. Например, Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия [37]. Таблица 1.
Театрализованный праздник является преимущественной формой досуговой деятельности. Традиции детских театрализованных праздников уходят корнями в глубокую архаическую древность, в обрядовую культуру. Средневековая школа активно использовала эту форму в воспитательных целях, прививая ученикам традиции христианской морали и этики преимущественно через постановку моралите. В петровской России школьными праздниками отмечались военные победы. В елизаветинские времена кадеты готовили театрализованные представления для дворцовых торжеств. В XIX и XX веках в форме театрализованного представления школа праздновала самые разнообразные события: государственные и муниципальные праздники, христианские и языческие, внутришкольные и общемировые. Формы проведения таких праздников бесконечно разнообразны: создание театрально-литературных композиций, костюмированные балы, конкурсы инсценированной песни, внутришкольные театральные конкурсы и фестивали, карнавальные и фольклорные игры. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. И помочь в этом могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. Участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества [41]. Праздники и обряды, как и вообще театрализованные формы культурно-досуговой деятельности, представляют собой вид духовно-практической и предметно-прикладной деятельности, который опредмечивает конкретные идеи общества, систему его социальных ценностей. Празднично-обрядовую культуру следует рассматривать как специфическое явление. Во-первых, театрализованные формы, опирающиеся на организацию аудитории и материала, предполагают педагогическое стимулирование познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и преобразовательной деятельности участников и зрителей. Во-вторых, с точки зрения педагогики наиболее действенным средством воспитания является специально организованная деятельность индивида. В ходе театрализованного действа, которое зиждется на учете реальных потребностей людей в праздничном оформлении актуальных жизненных событий, реализуются их творческие потенции, сущностные силы. То есть празднично-обрядовая деятельность выступает как качественная характеристика личности, выражает уровень развития ее празднично-обрядовой культуры. В-третьих, в процессе реализации разнообразных потребностей в театрализованных формах культурно-просветительной деятельности личность приобретает специфические умения и навыки удовлетворения этих потребностей согласно П.В. Симонову и П.М. Ершову вооруженность человека способами удовлетворения потребностей может служить интегративным показателем его культуры [49: с. 29]. В-четвертых, в определенном смысле воспитание можно рассматривать как процесс вооружения личности умениями и навыками реализации соответствующих потребностей [49: с. 29–40]. Соответствующим образом выстроенное театрализованное мероприятие способствует формированию у зрителей и участников конкретных умений и навыков удовлетворять все указанные потребности. В процессе исследования нам удалось зафиксировать наличие у человека потребности в общении по поводу какого-либо празднуемого события, сопереживании реальному коллективному герою, представителем которого он себя ощущает, персонификации конкретных идей и т.д. В результате мы пришли к выводу, что театрализованное действо может рассматриваться как педагогическая система. Все это дает основания для того, чтобы, с одной стороны, признать наличие феномена празднично-обрядовой культуры, с другой, – осуществить анализ его содержания и форм проявления. Системно-структурный анализ интересующего нас понятия дает возможность вычленить основные компоненты празднично-обрядовой культуры: а) совокупность как исторически сложившихся традиционных, так и современных празднично-обрядовых форм; б) умения и навыки людей в реализации их конкретных потребностей в празднично-обрядовых формах. Каждый из этих компонентов представляет собой сложное образование. Формы бытования празднично-обрядовой культуры выступают как существенный фактор трансляции духовных ценностей, как средство обеспечения преемственности поколений, передачи традиций, стимулирования активности и самореализации личности и т.д. Между тем, педагогическая, социально-психологическая и художественно-эстетическая [51]. Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним. Готовность к театрализованной деятельности ребенка определяется как система знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает: - знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему; - умения, позволяющие школьнику создать образ в соответствии со сценической задачей; - умение строить сценический образ действующих лиц; практические умения по осуществлению собственной сценической деятельности, педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка; - реализации детьми игровых замыслов. (С.А.Козлова, Т.А. Куликова) [51]. Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя: - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; - упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); - отдельные упражнения по этике; - упражнения в целях социально-эмоционального развития детей; - игры-драматизации. Желательно чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводили небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребёнку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий. Занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию и ни в коей мере не сводится только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трёх основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества, социально - эмоционально развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом, какого-либо литературного произведения или сказки, но и знакомство с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. Также содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры – драматизации; разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербально и не вербально); упражнения по социально - эмоциональному развитию детей [49:c. 73-81]. Разнообразные по форме, содержанию и эмоциональной насыщенности досуговые занятия детей младшего школьного возраста должны вызывать широкий резонанс в их душах, чтобы в кругу друзей и знакомых, в классе и семье, дети обсуждали услышанное, увиденное, совершенное. Таким образом, театрализованная деятельность будет способствовать развитию у детей уверенности в себе, формированию социальных навыков поведения тогда, когда каждый ребенок будет иметь возможность проявить себя в роли того или иного персонажа. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы: ü выбор детьми роли по желанию; ü назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей; ü распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); ü проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди. Недопустима даже мысль о разделении детей на «артистов и зрителей», т.е. на «постоянно выступающих» и «постоянно смотрящих», как играют другие. Нельзя допускать в атмосфере занятий страха перед ошибкой, чтобы дети не боялись выходить «на сцену». Поэтому, предлагая «сыграть» или «показать» что-либо, педагог должен исходить из реальных возможностей конкретных детей. Именно поэтому перед педагогом встают две основные задачи: - понять, разобраться в том, что чувствует малыш, на что направлены его переживания, на сколько они глубоки и серьёзны; - помочь ему полнее выразить свои чувства, создать для него особые условия, в которых проявится его активность, его содействия тем о ком он услышал [69: c. 38]. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Ещё одной из форм организации театрализованной деятельности является парная работа педагога с ребёнком - один на один. Такое обучение часто называют индивидуальным. В процессе индивидуальной работы происходит тесный контакт между педагогом и учащимся. Это даёт педагогу глубже изучить чувства ребёнка, понять, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьёзны; помогает педагогу выявить пробелы в знаниях, ликвидировать их с помощью систематической работы. Также индивидуальная работа помогает подготовить ребёнка и к предстоящей деятельности (занятию, игре - драматизации, работе в спектакле). В процессе этой работы знания, умения, навыки в дальнейшей деятельности закрепляются, обобщаются, дополняются, систематизируются. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя расковано, свободно, естественно. Таким образом, в процессе игры у детей формируются навыки самостоятельных действий, которые заключаются в том, чтобы уметь без посторонней помощи продумать замысел, находить изобразительно-выразительные средства для его воплощения, последовательно осуществлять задуманное, контролировать свои действия в различных видах театрализованной деятельности, уметь действовать в различных ситуациях [49]. Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в своей книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «… как будто бы» и вымысел живет уже в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают, чему они могут верить и чего не надо замечать [12: c. 67]. Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо подкрепить его новшеством, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким новшеством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, развития творческих способностей. Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, следует учитывать особенности эмоционально - личностного развития ребенка, его интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности, а также не следует забывать об индивидуальных социально-психологических особенностях ребенка, т. к. они предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей (театрализованные игры) в каждой возрастной группе должна быть оборудована театрализованная зона или уголок сказки, а также тихий уголок, где ребенок может побыть один и прорепетировать какую - либо роль перед зеркалом или еще посмотреть иллюстрации к спектаклю и другое [49]. Таким образом, в самостоятельной театрализованной деятельности детей ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учатся жить в этом мир, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), т. е. умения держать себя в обществе. Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет технолог социально-культурной деятельности, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы технолог не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти «на сцену», боялись ошибиться. Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие. В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи: - развитие творческих способностей и творческой самостоятельности - воспитание интереса к различным видам творческой деятельности; - овладение импровизационными умениями; - развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности; Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес» [62: c. 112]. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому не случайно во временных (примерных) требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критериях которого подчеркивается, что педагог обязан: - создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.); - приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров); - обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе; -создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых [49]. Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий. Это, в первую очередь, соответствующая организация работы. Почему, прежде всего «организация», а не «содержание»? По нашему мнению, только разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогическому коллективу выбрать наилучшие направления, формы и методы работы по данному вопросу, рационально использовать кадровый потенциал. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку, нетрадиционным путям взаимодействия с семьей и т. д., а, в конечном итоге, целостности педагогического процесса и форм его реализации, выступающих как единая система организации совместной жизни детей и взрослых. Театрализованная деятельность детей является целенаправленной, то есть позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи школьного учреждения. Имеет определённые формы организации: занятие, индивидуальная работа, самостоятельная театрализованная деятельность детей, развлечение, кружковая работа. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|