Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Творческая активность детей младшего школьного возраста





В психологической литературе встречаются разные трактовки творчества. Л. Выготский рассматривал творчество как создание нового. С. Л. Рубинштейн определял творчество как деятельность, создающую нечто новое, оригинальное, что потом входит в историю развития не только самого творца, но и науки, искусства и т.д. [10] О. К. Тихомиров особую роль в творческой деятельности отводил целеполаганию. Приверженность человека задаче, его целеустремленность выступают как личностная предпосылка творчества. А. Маслоу считает, что подлинное творчество, креативность проявляются у человека и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в разных формах самовыражения. Творческая личность находит удовлетворение не столько в достижении цели труда, сколько в самом его процессе. Б. Г.Ананьев среди свойств творческой личности выделял глубину и остроту мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальную инициативу [3: c. 135].

Общим для творческих личностей, как показал американский психолог П.Торранс, является потребность развиваться, потребность в постоянном росте [33].

Изучается такая сфера, как творческая активность. Эта активность человека проявляется в процессе создании материальных и духовных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностыо, уникальностью.

Психологической основой для проявления творческой активности являются способности, мотивы, умения человека.

Для проявления творческой активности важную роль играет уровень развития воображения, интуиции, неосознаваемые компоненты умственной активности, потребности личности в самоактуализации. При первоначальном изучении творческой активности на основе самоотчетов деятелей искусств и науки (методы интроспекции) особую роль в ней отводили инсайту, внезапному озарению, вдохновению, приходящему на смену умственной активности.

Г. Уоллес рассмотрел четыре фазы творческого процесса:
- подготовку;
- созревание идеи;
- озарение;
- проверку [61].

Центральным звеном процесса считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата, что послужило доводом в пользу решающей роли подсознательных и иррациональных факторов в творческой деятельности. Однако экспериментальные исследования показали, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга [61: c. 64].

В исследованиях творческой активности последних лет особую роль придают воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а также внутренней мотивации, увлеченности. В США наиболее эффективным методом стимуляции творческой активности считают метод «мозговой атаки» («брейн-шторминг») и синектику. При использовании мозговой атаки исходят из того, что контрольные механизмы сознания, служащие адаптации к внешней среде, препятствуют выявлению творческих возможностей ума. Нейтрализации этих барьеров добиваются разделением процессов генерирования идей и их критической оценки. Синектика предполагает актуализацию интуитивных и эмоциональных компонентов умственной деятельности в условиях группового творчества [74].

Исследованиями Н. Н. Поддьякова, Н. П. Калошиной, Н. И. Лапина, В. В. Сазонова показана важная роль нормативных знаний в стимулировании творческой активности как детей-дошкольников, школьников, так и взрослых людей [71]. Например, развитие творческих способностей в учебном процессе осуществляется при решении учебных задач (A. M. Матюшкин, В. В. Давыдов) [13]. Потребность в отдыхе - это биолого-физиологическая осо­бенность детского организма. Досуг, проводящийся в определён­ной культурной форме, выполняет не только психофизиологичес­кую функцию, но и социокультурную, которая характеризуется целенаправленностью и продуманностью, осуществляется в сво­бодное время и протекает как индивидуально, так и коллективно. Он отличается относительной свободой выбора досуговых меро­приятий и намерений взрослых, связанных с развитием, общени­ем, оздоровлением на основе добровольности и инициативы, как отдельного ребёнка, так и различных групп. Досуговая деятель­ность всегда транслирует этико-эстетические нормы культуры по­ведения и формирует у ребёнка такие качества, как человечность, гуманность, порядочность, увлеченность [13: c. 34].

Как подчеркивал А.Н. Леонтьев [12], в обществе человек не только находит просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, но сами эти общественные условия несут в себе мотивы, цели его деятельности, её средства и способы, т.е. общество, производит деятельность образующих его индивидов. Последняя выступает главным фактором развития и становления личности, формируется в естественной или искусст­венно создаваемой социокультурной среде, а также базируется на физических и социальных потребностях, которые обуславливают досуговую активность человека. Досуг, как и любая деятельность, включает в себя следующие компоненты: мотив (потребность в этой деятельности), задача (средства решения задачи) и действия (операции). Задачи объе­диняют единство цели и условия её достижения, а действия соот­ветствуют целям операций - условиям. Необходимо учитывать, что каждый вид культурно-досуговой деятельности имеет своё со­держание. И как результат - у ребёнка возникает направленность потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций [21].

Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовле­творением познавательных и практических потребностей, кото­рые основываются на мотиве деятельности. В то же самое время любая такая деятельность зависит от познавательной активности ребёнка и побуждает тем или иным мотивом. Познание, по мне­нию Л.А. Венгер, - это процесс отражения реальности в созна­нии, активная умственная и эмоциональная деятельность, резуль­татом которой являются знания, приобщение человека к культуре [12]. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способно­сти к саморазвитию и самовыражению. М. Б. Зацепина, выделяет три типа отношения к организации досуга: первый - полное безразличие, т.е. педагогическая безнад­зорность; второй - излишняя заорганизованность, когда ребёнку не предоставляется право выбора и взрослые в основном сосредота­чивают своё внимание на развитии ребёнка с маниакальным духов­ным напряжением [30]. И третий тип руководства - это поиск таких пу­тей, форм, средств и методов, которые бы соединили в единое целое познание и развлечения, наполнили бы их нравственно-эстетичес­ким содержанием. В последнем случае необходимо взрослым сосре­доточивать своё внимание на формировании у детей интереса к со­держательной стороне досуга при положительно-эмоциональном отношении к результатам своей деятельности. Познавательная ак­тивность в процессе отдыха, развлечений, праздника проявляется в интересе, в стремлении преодолеть возникающие трудности и добиваться наилучших результатов. Важным качеством любой дея­тельности, которая совершается в свободное время, является то, что она должна быть интересной ребёнку при максимальной самостоя­тельности и активности с его стороны. Культурно-досуговая деятельность, которая связана в боль­шей степени с удовлетворением своих личных потребностей, от­ражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметно­сти. Деятельность, протекающая в свободное время на основе ин­тереса, желания её выполнять или участвовать в ней у младшего школьного возраста связана с учеб­ной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы ото­двигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворе­ние своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом необходимо помнить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к дея­тельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга детей [21].

Однако внеклассная работа не носит для школьников обязательного характера и поэтому не охватывает всех учащихся. Кроме того, в этой деятельности не используется все многообразие форм и методов работы, она эпизодична, не всегда целенаправленна и не имеет массового характера в связи со слабой оснащенностью многих школ и недостатком специалистов, способных заинтересовать детей, профессионально организовать их досуг [17].

Важным и эффективным фактором социализации детей, подростков и юношества является досуговое учреждение, которое по природе своей является учреждением полифункциональным и мобильным, способным объединять и активно использовать различные социальные институты, оказывающие социализирующее воздействие на личность [20].

 

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.