Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Антимонопольной деятельности





 

11.1. Понятие и юридическое содержание конкуренции. Понятие и виды монополистической деятельности. Способы антимонопольного регулирования. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестная конкуренция – деяния хозяйствующих субъектов, направленные на ограничение или устранение конкуренции путем нарушения прав других субъектов (в том числе потребителей).

Формы недобросовестной конкуренции:

а) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту;

б) введение потребителя в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качеств товара;

в) некорректное смешение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

г) продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

д) получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца.

Монополистическая деятельность является правонарушением, рассматривается как антипод конкуренции. Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а также причиняющие вред правам, свободам и законным интересам потребителей.

Законодательством закреплены правомерные виды монополистической деятельности: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.

Государственная монополия - это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полномочных субъектов.

Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворения спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Чрезвычайная монополия - система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

Классифицировать монополистическую деятельность можно по различным основаниям:

ü договорная и внедоговорная;

ü индивидуальная (злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке) и коллективная (соглашения и действия хозяйствующих субъектов, ведущие к ограничению конкуренции);

ü осуществляемая субъектами хозяйствования или государственными органами.

Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке представляет собой противоправное использование субъектом своего доминирующего положения на товарном рынке.

Под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на республиканском или местном товарных рынках, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на этот рынок другим хозяйствующим субъектам.

Все способы злоупотребления доминирующим положением можно разделить на 4 группы:

1. действия против конкурентной среды;

2. ценовые манипуляции;

3. навязывание потенциальным контрагентам кабальных условий сделок;

4. дискриминация потенциальных контрагентов.

Монополистическая деятельность может также осуществляться в виде соглашений (совместных действий) хозяйствующих субъектов, которые ведут к ограничению конкуренции, что проявляется в виде: а) раздела товарного рынка по территориальному принципу; по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам; по кругу потребителей; б) исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; в) необоснованного (искусственного) повышения, снижения или поддержания цен, в том числе на аукционах и торгах; г) необоснованного ограничения производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке и др.

Соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на злоупотребление своим доминирующим положением и ведущие к ограничению конкуренции, могут выступать в различных формах, т.к. их формы не закреплены законодательством. Это может быть письменное (устное) соглашение между субъектами хозяйствования, договоренность на собраниях, конференциях, совещаниях, осуществление согласованных действий, целью которых является ограничение конкуренции.

Отдельным видом монополистической деятельности является деятельность государственных органов и иных органов местного управления, направленная на:

ü раздел товарного рынка по территориальному принципу;

ü по видам, объемам сделок; по видам, объемам товаров и их ценам;

ü по кругу потребителей;

ü исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов;

ü незаконное повышение, снижение или поддержание цен, в том числе на торгах

ü др. деятельность.

Государственным органам запрещается также осуществлять деятельность и принимать акты законодательства, целью которых будет являться ограничение самостоятельности хозяйствующих субъектов, создание дискриминирующих условий деятельности отдельных субъектов, ограничение конкуренции или причинение вреда правам, свободам и законным интересам субъектов хозяйствования. Кроме того, им запрещается:

а) необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов;

б) устанавливать запреты на осуществление определенных видов деятельности;

в) ограничивать право отдельных субъектов заключать сделки;

г) необоснованно предоставлять отдельным субъектам налоговые и другие льготы и др.

Для осуществления деятельности по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в Республике Беларусь создано специальное ведомство – Департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики. Данное ведомство формирует и ведет Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынках. Кроме того, Департамент осуществляет в пределах своей компетенции:

Ø государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;

Ø принимает меры по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке;

Ø осуществляет государственный контроль за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

Ø оказывает содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

Ø регулирует цены на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий;

Ø определяет категории потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) устанавливает минимальный уровень их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах.

Перечисленная деятельность антимонопольного органа называется мерами антимонопольного регулирования. Одним из правовых средств такого регулирования является и привлечение к ответственности нарушителей антимонопольного законодательства.

За нарушение антимонопольного законодательства установлены различные виды юридической ответственности, которые могут применяться и одновременно: экономическая и гражданско-правовая, административная или уголовная (к должностным лицам).

Экономическая ответственность наступает в следующих случаях:

а) за превышение государственных декларируемых цен и тарифов, декларируемых размеров повышения свободных цен (тарифов) в доход государственного бюджета в бесспорном порядке взыскивается сумма превышения и штраф в таком же размере; при превышении предельных уровней рентабельности по продукции предприятий-монополистов сумма прибыли, соответствующая указанному превышению, вносится в доход республиканского бюджета;

б) при необоснованном уклонении поставщика-монополиста от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд поставщик платит государственному заказчику штраф в размере стоимости товаров, определяемой в проекте контракта.

Гражданско-правовая ответственность существует в форме признания сделки недействительной или установления факта ничтожности сделки. Например, при отсутствии согласия антимонопольных органов на сделки (действия) в предусмотренных законодательством случаях является основанием для признания сделки (действия) недействительной.

Административная ответственность наступает в случаях, предусмотренных ст.ст. 11.24. – 11.26 КоАП:

Ø за уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации предусмотрено наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин;

Ø за заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность, а также за умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, географического указания конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента предусмотрено наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Уголовный кодекс определяет меру уголовной ответственности за общественно опасные деяния, нарушающие антимонопольное законодательство в ст.ст. 244-249:

Ø уклонение должностного лица государственного или иного органа управления или юридического лица от исполнения предписаний антимонопольных органов, либо ненадлежащее или несвоевременное их исполнение, либо непредставление этим органам информации (документов, объяснений), необходимой для осуществления антимонопольными органами своих функций, либо представление заведомо ложной информации (нарушение антимонопольного законодательства), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения;

Ø установление или поддержание монопольных цен путем сговора индивидуальных предпринимателей или должностных лиц юридических лиц о деятельности на совместном рынке - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет;

Ø принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения под угрозой применения насилия над потерпевшим или его близкими либо уничтожения или повреждения их имущества при отсутствии признаков вымогательства - наказывается штрафом или лишением свободы на срок до трех лет;

Ø заключение и исполнение индивидуальными предпринимателями или должностными лицами юридических лиц соглашений о разделе рынков, об устранении с рынков конкурентов и иных условиях, существенно ограничивающих конкуренцию, либо совершение иных действий, направленных на ущемление законных интересов лиц, ведущих аналогичную деятельность (ограничение конкуренции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет;

Ø умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, наименования места происхождения товара конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке (знаке обслуживания), не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет;

Ø распространение индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в рекламе, средствах массовой информации и иным способом заведомо ложных сведений, наносящих вред деловой репутации конкурента, - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

 

Литература: [1]|, [43], [50], [68], [113], [114], [115], [116], [117], [136], [147], [148], [150], [151].

 

 

11.2. Понятие и место рекламы в предпринимательской деятельности. Виды рекламы.Контроль в области рекламы.Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Отношения по рекламе на рынке товаров, работ, услуг, ценных бумаг, физических и юридических лиц регулируются в Республике Беларусь Законом Республики Беларусь «О рекламе». Реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях, которая предназначена для неопределённого круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим объектам рекламы. Реклама должна соответствовать определённым требованиям. Она должна быть понятна любому и каждому, кто её видит или слышит, без специальных на то знаний, не побуждать к действиям, нарушающим природоохранное законодательство. Если даётся реклама товаров, подлежащих обязательной сертификации, то она должна сопровождаться пометкой «подлежит сертификации». Закон различает добросовестную и ненадлежащую рекламу. Ненадлежащая реклама включает в себя недобросовестную, недостаточную, неэтичную, заведомо ложную и иную, искажающую действительность информацию относительно количественных, качественных и иных свойств товара, характеристик физического или юридического лица. Ненадлежащая реклама не допускается.

Недобросовестная реклама в прямой или открытой форме направлена на: дискредитацию физических или юридических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами; некорректное сравнение рекламируемого товара с аналогичными товарами других физических или юридических лиц, умаление чести, достоинства и деловой репутации конкурентов; заведение потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования, подражания) текста, рекламных формул, изображения и т.д., используемых в рекламе других товаров, либо путём злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них знаний, опыта, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации

Недостоверная реклама - это информация, в которой отсутствуют сведения относительно: природы, состава, способов и даты изготовления, назначения и потребительских свойств, условий применения, наличия сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия госстандартам, места происхождения; наличия товара на рынке, возможности его приобретения в необходимых объёмах; стоимости (цены) товара на момент распространения товара; дополнительной оплаты; доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания товара; гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности; официального названия, получения медалей, призов, дипломов и иных наград; информации о самом рекламодателе и др.

Неэтичная реклама - это реклама, которая содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путём употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, профессии, социальной категории, пола, языка, религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц; порочит объекты искусства, составляющие национальное или мировое достояние; порочит государственные символы и т.д.

Заведомо ложной считается реклама, с помощью которой рекламодатель умышленно заводит в заблуждение рекламопотребителя. Различают рекламу в радиотелепрограммах, периодических печатных изданиях, на транспортных средствах и почтовых отправлениях; наружную рекламу; рекламу оружия, медикаментов, боевой техники, финансовых, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг и другие её виды.

Рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе потребовать, а рекламодатель обязан предоставить документальные доказательства достоверности предоставленной рекламной информации. При рекламе товара, подлежащего лицензированию, рекламопроизводитель и рекламораспространитель вправе потребовать от рекламодателя представления соответствующей лицензии или её надлежаще заверенной копии. О всяких погрешностях в рекламе рекламопроизводитель обязан немедленно сообщить рекламодателю. Если рекламодатель не устранит этих погрешностей, тогда рекламопроизводитель вправе в установленном порядке расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если договором не предусмотрено иное.

Государство осуществляет контроль в области рекламы. Основная задача такого контроля – это предупреждение и пресечение фактов ненадлежащего её осуществления. Кроме того, к разработке требований к рекламе, проведению независимой экспертизы, контролю к организации и осуществлению рекламы могут привлекаться общественные организации, ассоциации, союзы юридических лиц. Эти органы и организации вправе предъявлять иски в суд в интересах потребителей рекламы, включая как конкретных лиц, так и неопределённое количество потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством о рекламе.

В случае нарушения законодательства о рекламе нарушитель обязан осуществить контррекламу в срок, установленный органом, обязавшим нарушителя осуществить контррекламу. Все расходы по контррекламе несёт нарушитель в полном объёме. Как правило, контрреклама осуществляется теми же средствами, что и сама опровергаемая реклама, с соблюдением тех же характеристик продолжительности, пространства, места и порядка. Согласование контррекламы производится с тем органом, который установил факт нарушения. Юридические лица и граждане (рекламодатели, рекламопроизводители, рекламораспространители) за нарушение законодательства о рекламе несут гражданско-правовую ответственность: возмещают убытки, моральный вред, дают опровержение ненадлежащей рекламы. Ненадлежащая реклама, или отказ от контррекламы, или непредоставление в установленный срок сведений по требованию антимонопольного органа влекут административную ответственность в виде штрафа или предупреждения. За рекламу, содержащую признаки состава преступления, наступает уголовная ответственность.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.